Технологическая карта урока по литературному чтению
план-конспект урока по чтению (3 класс)

      На уроке проходит формирование навыков выразительного чтения, умения анализировать поступки героев, образы и характеры героев, умения пользоваться текстом для доказательства своего утверждения. Дети учатся  определять внутреннее состояние персонажей, отношение автора к ним, обосновывать своё отношение к герою, работать книгой, участвовать в диалоге, создавать письменные ответы на вопрос.

  На уроке используем элементы технологий развивающего и проблемного обучения, здоровьесберегающие технологии, частично-поисковый, проблемно-диалогический

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teh_karta_chtenie_paustovskiy_teplyy_hleb_3_kl.docx513.87 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет, класс

Литературное чтение, 3 класс

ФИО учителя

Крутова Светлана Александровна

Тема урока

Константин Паустовский «Теплый хлеб» (2 урок)

Место и роль урока в изучаемой теме

Данный урок является двадцать третьим уроком в системе уроков образовательной программы в разделе “Братья наши меньшие».

Цель урока

Формирование навыков выразительного чтения, умения анализировать поступки героев, образы и характеры героев, умения пользоваться текстом для доказательства своего утверждения.

Задачи урока

обучающие

развивающие

воспитательные

Учить анализировать художественный текст, размышлять над поступками героев и их последствиями

Развивать речь.

Развивать коммуникативную компетенцию учащихся.

Воспитывать доброту и чуткость через эмоциональное восприятие произведения, чувство уважения к другому мнению.

Планируемые результаты

Уметь определять внутреннее состояние персонажей, отношение автора к ним, обосновывать своё отношение к герою, работать книгой, участвовать в диалоге, создавать письменные ответы на вопрос.

Тип урока

Урок общеметодологической направленности Урок закрепления знаний и способов деятельности.

Вид урока

Урок обсуждение, беседа.

Используемые технологии

Элементы технологий развивающего и проблемного обучения, здоровьесберегающие технологии, частично-поисковый, проблемно-диалогический.

На данном уроке планируется достичь следующих результатов:

Предметные:

  • научатся осознанно воспринимать содержание авторской сказки
  • овладевать навыками осознанного, правильного и выразительного чтения
  • получат возможность научиться уточнять понятия

Личностные:

  • формирование позитивной самооценки, нравственных качеств
  • проявление творческого отношения к процессу обучения
  • проявление эмоционально-ценностного отношения к учебной проблеме
  • умение оценивать поступки в соответствии с ситуацией.
  • умение высказывать своё отношение к героям

Метапредметные

Познавательные:

  • находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке
  • находить необходимую информацию в учебнике
  • выполнять индивидуальные и групповые задания
  • умение выявлять особенности объектов, умение на основе анализа объектов делать выводы
  • находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опы;
  • проводить анализ учебного материала

Регулятивные:

  • умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей
  • умение осуществлять познавательную рефлексию
  • принятие учебной задачи, отбор способов её решения
  • осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль

Коммуникативные:

  • умение слушать и понимать других
  • умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами
  • умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции
  • умение планировать, координировать, контролировать и оценивать свою деятельность
  • уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Подготовка

  • компьютер учителя
  • мультимедийный проектор

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1. Организационный этап.

Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку

2. Актуализация знаний

Организует диалог с обучающимися:

«Все хорошее на земле от доброты людской, от щедрости сердечной»

«Доброта – бесценное человеческое качество, без неё нельзя жить и невозможна сама жизнь»

К. Паустовский

Как вы понимаете слова писателя?

Можно ли эти слова отнести к произведению Теплый хлеб?

Объясните свое мнение.

Отвечают на вопрос, высказывают свою точку зрения, размышляют над высказыванием

  1. Подготовка к формулированию и постановке темы и учебных задач.

Есть такая восточная притча

Когда-то давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину:

- В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло: зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность.

Внук, тронутый до глубины души словами деда, задумался, а потом спросил:

- А какой волк в конце побеждает?

Старик улыбнулся и ответил:

- Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

Ученики слушают

  1. Самоопределение к деятельности, формулирование темы постановка учебных задач

Формулирует совместно с обучающимися тему урока.

- Как вы поняли, о чем эта притча?

Почему я именно с этих слов я начала наше общение?

- Используя ваш опыт и притчу, предположите, что такое зло?

Откуда оно берет начало? Кто является основным носителем зла? (От людей).

- Подберите антоним к слову зло. (Добро)

- Что такое добро? (Добро – это солнце, свет, улыбки, тепло, хлеб. добро – это радость, спокойствие.

- Ребята, сегодня заканчиваем работу над произведением К. Паустовского «Теплый хлеб» и уделим внимание более глубокому пониманию прочитанного текста.

Мы будем работать с художественным текстом, поразмышляем над поступками героев и их последствиями.

Поговорим о добре и зле в этом произведении.

Под руководством учителя формулируют тему и задачи урока.

Отвечают на вопросы

  1. Проверка домашнего задания

Начнем проверку с вопросов по содержанию текста.

Выберите один из вариантов ответа в предложенных заданиях.

1) Почему конь остался в деревне?

Его ранили.

2) Какая кличка была у Фильки?

«Да ну тебя!».

3) Какую историю рассказала бабушка Фильке?

О том, как мужик из деревни обидел старого солдата.

4) Что случилось, когда Филька бросил коню хлеб в снег?

Началась метель.

5) Как Филька искупал свою вину?

Рубил лед с ребятами у мельницы.

6) О чем рассказывала сорока над плотиной?

О том, что она разбудила летний ветер.

7) Когда заработала мельница?

Вечером.

8) Как Филька помирился с конем?

Он принес ему свежего хлеба с солью.

9) О чем сказка «Теплый хлеб»?

О том, что нужно быть добрыми, отзывчивыми.

10) Какая пословица соответствует содержанию сказки?

А) Нет ничего отважнее, чем победа над собой.

Б ) Язык до Киева доведет.

В) Делу – время, потехе – час.

Отвечают на вопросы.

  1. Открытие нового знания

- Ну а теперь предлагаю нам с вами пройти по пути к добру, по пути преодоления зла отдельным человеком, героем сказки-притчи «Теплый хлеб», Фильки.

- Знаете ли вы, каково полное имя Фильки? Ведь такая форма употребляется только в простонародной речи. (Филипп)

- Известно ли вам, что Филипп произошло от греческого «любящий лошадей»?

- Предположите, с какой целью Паустовский в своей сказке именно этим именем называет героя? (Он заранее предполагал хороший финал)

Ст 28 №2

Каким был Филька в начале этой истории?

Филька – молчаливый, недоверчивый мальчик, был

неласковым, даже свою бабушку называл бабка, ни с кем не дружил, ему дали прозвище «Ну Тебя».

- «Почему Фильку прозвали «Ну тебя»?»

Это формула его жизни. Он никого не любит, хочет отмахнуться ото всех. Фильке наплевать на сверстников, на старших, он думает прежде всего о себе). Он никого не любит, хочет отмахнуться ото всех.)


- Какой нехороший поступок совершает Филька?

Осознает ли мальчик, что поступил плохо?

«Да ну тебя! Дьявол!» - крикнул Филька и наотмашь ударил коня по губам».
«Филька вскочил наконец в избу, припер дверь, сказал: «Да ну тебя! - и прислушался».
«Да ну вас! Проклятые» - кричал он на мышей, но мыши все лезли из подпола.

Почему Филька обидел коня?

Потому, что конь помешал ему есть хлеб, а Филька не привык думать ни о ком кроме себя.

- Когда Филька понял, что совершил дурной поступок?
Не тогда, когда обидел раненого коня, а позже, когда заплакал над рассказом бабки.

Чтение учителем диалога бабки и Фильки ст 20 -21

-Что эта история помогла понять Фильке? Ст 28 № 4

-Зачем Филька побежал к деду Панкрату?

Ведь он сказал: «Да ну его Панкрата», -сказал и затих. А сам побежал. Что с ним произошло?

Чтение в лицах диалога Фильки и Панкрата.ст 23- 25

Ст 29№ 5

-Что посоветовал Панкрат и что надумал Филька?

(Парадокс: А если ребята скажут: «Да ну его сам виноват – пусть сам лёд и скалывает».

- Что стало бы с Филькой, если бы Панкрат со всеми отмахнулся?

- Подсказал ли старый мельник Фильке, что он должен делать, или мальчик принял решение сам?

Ст 29 № 6
- Как отношение Панкрата и других героев произведения к Фильке помогло ему понять себя?
(Филька понял, что могло случиться непоправимое, если бы Панкрат и другие жители деревни отмахнулись от него. Выходит, жить по правилу «Да ну тебя!» нельзя.)

Читают, обсуждают, делают вывод.

Ответы учащихся с опорой на текст произведения.

Отвечают на вопрос, высказывают свою точку зрения, размышляют над высказыванием.

Дети слушают.

Чтение сильных учащихся.

7 . Первичное закрепление нового материала

Случайно ли сразу после бесчеловечного поступка главного героя завыл ветер?

Что слышит мальчик в этом завывании?

Не только люди помогли Фильке осознать свою вину, но и природа со своими законами показала, какой поступок совершил мальчик

Природа все время меняется. А как она меняется?

Какими средствами это достигается? Автор дает звуковое и цветовое восприятие пейзажа в рассказе. Давайте найдем это в тексте.

– Звуки (каркали, завыл, засвистел, ломали скворечники, хлопали ставни, неслись, шурша, ревела метель, зашумела роща, со звоном разбились сосульки и т.д.).

– Цвет (черная вода, небо зазеленело, небесный свод, черные ивы, поседели от стужи, солнце всходит багряное, по седым ивам).

– Движение (таял и выпадал снег, вороны толкались, кружились льдинки, вздул снег, запорошил горло, летела мерзлая солома, мороз прошел и т.д.).

Вывод:

природа – это тоже образ. За злые поступки она «мстит» по-своему, сердится на людей и радуется вместе с ними. Она живет своей жизнью, помогает понять человеку красоту, гармонию на Земле. Природа как волшебник. И в сказке Паустовского тоже много волшебного.

- Как менялась погода на протяжении происходящих в сказке событий?

Реальные события
В начале сказки говорится: «Зима в этот год стояла теплая».

Когда Филька обидел коня, «засвистел пронзительный ветер», поднялась метель.

Когда метель затихла, «колючий мороз пошел по деревне».
Люди начали долбить лед около мельницы, и к полудню задул «ровный и теплый ветер».

«С каждым часом становилось все теплее».

Так менялась погода на протяжении происходящих в сказке событий.


Далее сказочный пейзаж

Начало метели – это отклик волшебных сил природы на поступок Фильки.


- Что произошло в природе после того, как люди разбили лед? Это сказочный или реалистический пейзаж?
Это уже реалистичный пейзаж. Автор объединяет в произведении сказку и реальность, потому что показывает результат деяний рук человека и ответ природы на сплоченность людей.
- Сделайте вывод о роли, которую играет пейзаж в сказке.

Наблюдают, читают, делают выводы.

Предположения детей.

Отвечают на вопрос. Делают выводы.

Определяют способы выражения авторской позиции, читают произведение с соблюдением норм литературного произношения

  1. Рефлексия деятельности. Итог урока

Вам бы хотелось, чтобы какие люди вас окружали?

Что для этого нужно? (САМИМ БЫТЬ ДОБРЫМ)

- Как вы понимаете метафору «охлаждение сердца»про которую рассказывает бабушка?

Почему в обоих случаях из-за одного страдают все?

(Люди несут ответственность не только за себя, но и за тех, с кем связаны. Ваши ошибки огорчают близких, а добрые дела приносят радость)

(МЫ В ОТВЕТЕ ДРУГ ЗА ДРУГА)

- Какое ключевое слово произносит бабушка? (надежда)

- Какие слова дают надежду? (дурной человек зло исправит)

- Что понял Филька? (ЗЛО НУЖНО ИСПРАВИТЬ)

- Почему погода так отреагировала на поступок мальчика?

(Конь- дитя природы. ЖИВОТНЫХ ОБИЖАТЬ НЕЛЬЗЯ)

- Почему изменилась погода на теплый ветер?

(РЕБЯТА СДЕЛАЛИ ДОБРОЕ ДЕЛО)

Как вы думаете конь простил Фильку?

Конь вышел, вытянул голову, но хлеб не взял, попятился в сарай. Филька разломил буханку, посолил и протянул коню; громко заплакал. Ребята притихли. Панкрат потрепал коня по шее, заговорил с ним. Конь помотал головой, вытянул шею и взял хлеб, затем взял второй кусок. Филька заулыбался. Конь положил голову ему на плечо. Все улыбались, радовались. Стрекотала сорока.

- Почему конь простил мальчика?

- Как вы думаете, ребята, тяжело прощать, а просить прощение?

(Камень упал с души, все рады)

(НЕ БОЙСЯ ПРОСИТЬ ПРОЩЕНИЕ И ПРОЩАТЬ)

- Я полагаю, что произведение Паустовского никого из вас не оставило равнодушным. Впереди у вас долгая жизнь, каждый из вас войдет в нее по своей выбранной дороге, поднимаясь вверх, каждый по своей лестнице, совершая при этом, я надеюсь, только добрые дела. Пусть одними из ваших путеводителей станут высказывания великих людей.

Прочтем некоторые высказывания о добре.

Добро, которое ты делаешь от сердца, ты делаешь всегда себе.

Лев Николаевич Толстой

Чтобы поверить в добро, надо начать его делать.

Лев Николаевич Толстой

- Каким мы видим Фильку в конце произведения? Найдите последнюю фразу с его любимым выражением. О каких изменениях в душе Фильки мы узнаем с помощью интонации, с которой мальчик произносит это выражение?


Дети, старики и даже сорока помогали Фильке исправить «злодейство», но первый шаг он сделал сам: добрался по страшному морозу до мельницы, где рассказал все Панкрату, изобрел спасение от стужи. Он подобрел, его сердце теперь наполнилось любовью к ближним и благодарностью к тем, кто уже простил его, поэтому простил его и конь.)

Отвечают на вопрос. Делают выводы.

Отвечают на вопрос. Делают выводы.

Дети слушают.

Отвечают на вопрос. Делают выводы.

Отвечают на вопрос. Делают выводы.

9. Информация о домашнем задании, инструктаж по выполнению

Проводит разбор домашнего задания, делает пояснения к упражнению, дает конструктивные рекомендации

Ст. 29 № 9 письменно, № 11, 12 устно

Записывают задание на дом, задают вопросы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно

Пояснительная записка  Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...

Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно

Пояснительная записка  Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...

технологическая карта урока по литературному чтению ( метод продуктивного чтения) Тема урока : Как мудрость в жизни помогает по сказке " Мудрый старик" 2 класс

Как учить детей вести диалог с автором?К сожалению, способность, читая, вести диалог с автором через текст редко когда возникает самостоятельно. У большинства учащихся её необходимо формировать в проц...

технологическая карта урока по литературному чтению 2 класс( технология продуктивного чтения по Е.В.Бунеевой и О.В.Чиндиловой) тема урока : Н.Носов "На горке."

Тема урока: «Н.Носов «На горке» Цель: достижение образовательных результатов посредством технологии продуктивного чтения Е.В. Бунеевой и О.В. Чиндиловой.Задачи:1. Формировать предметные умения:- ...

технологическая карта урока по литературному чтению 3 класс ( метод продуктивного чтения Е.В.Бунеевой и О.В.Чиндиловой) тема урока : Во что нельзя "играть" ? И. Дик " Красные яблоки»

Тема урока: Во что нельзя «играть»? И. Дик «Красные яблоки».Тип урока: знакомство с новым произведением.Цель: достижение образовательных результатов посредством технологии продуктивного чтения Е.В. Бу...

технологическая карта урока по литературному чтению 1 класс ( технология продуктивного чтения по Е.В.бунеевой и О.В.Чиндиловой) тема урока : Михаил Зощенко " Глупая история"

Предмет: Литературное чтение.Класс: 1.Тема урока: Михаил Зощенко « Глупая история»Тип урока: знакомство с новым произведением.Цель: Достижение образовательных результатов посредством технологии продук...

технологическая карта урока по литературному чтению 4 класс( технология продуктивного чтения по Е.В.Бунеевой и О.В.Чиндиловой) тема урока : И.Токмакова " Сказочка о счастье"

Предмет: Литературное чтение.Класс:4.Тема урока: «И.Токмакова «Сказочка о счастье»Тип урока: знакомство с новым произведением.Цель: Достижение образовательных результатов посредством технологии продук...