Конспект к открытому уроку по литературному чтению 2-3 класс
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Швецова Ольга Викторовна

Открытый урок по литературному чтению В.В.Бианки "Музыкант" и И.А.Крылов "Зеркало и обезьяна"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx30.18 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока литературного чтения во 2-3 классе-комплекте

2 класс 3 класс

Тема: В.Бианки «Музыкант»

Тема: И.А.Крылов «Зеркало и Обезьяна»

Цель: познакомить детей с биографией и творчеством В.Бианки, с его рассказом «Музыкант»

Цель: продолжить знакомство с творчеством И.А. Крылова;

выявить приём И.А. Крылова для высмеивания людских пороков.

Задачи урока:

  • Учить работать с художественным текстом.
  • Формировать вдумчивое, быстрое, выразительное чтение.
  • Формировать читательскую компетентность.
  • Формировать умение логично и аргументировано излагать свои мысли во время устной речи.
  • Расширять кругозор детей.
  • Развивать умение анализировать, обобщать, сопоставлять.
  • Воспитание интереса к миру детской художественной литературы и жизни талантливых людей.
  • Воспитание интереса к изучению природы через принятие идейной нагрузки художественного произведения.

Задачи урока:

  • Учить видеть иносказательный смысл басен, находить мораль в произведении.
  • Формировать творческие способности детей: читать по ролям, навык выразительного и осознанного чтения.
  • Развивать умения, выделять главное, обобщать полученные знания.
  • Развивать мышление учащихся посредством анализа, сравнения и обобщения при работе над басней.
  • Сформировать мотивацию учащихся к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Тип урока: изучение нового материала и первичного закрепления изученного.

Тип урока: комбинированный (изучение нового материала

на основе ранее изученного)

Методы и приемы обучения на уроке: словарная работа, комбинированное чтение, беседа, частично-поисковый.

Оборудование: учебник, инструкционные карты, презентация

Ход урока

  1. класс

3 класс

  1. Организационно – мотивационный момент

Основная задача этапа: подготовить учащихся к сознательной, целенаправленной учебной деятельности через ситуации самоопределения, выбора и принятия решения.

Пословица «Не на пользу читать, коли только вершки хватать»

- Как вы думаете, почему сегодня с этой пословицы начинается наш урок?

- Объясните пословицу.

(Не будет пользы от чтения, если читать не вдумываясь в текст, не извлекая знания,

а просто бегать по строкам глазами, т. е. читать поверхностно, по вершкам. Важно всё осмысливать.)

-ВЫВОД: Мы будем читать вдумчиво, понимая авторские мысли.

  1. Проверка домашнего задания

Основная задача этапа: проверить степень усвоения изученного материала.

Тест по рассказу «Храбрый утёнок» Б.Житкова.

Проверка. Оценки.

Выразительное чтение басни «Мартышка и Очки» И.А.Крылова.

Оценки.

  1. Постановка целей урока

- Мы сегодня начинаем изучение творчества В.Бианки. Познакомимся с его произведением «Музыкант».

- Продолжим изучение творчества И.А.Крылова и познакомимся с басней «Зеркало и Обезьяна».

  1. Этап изучения нового учебного материала

Основная задача этапа: создать условия для освоения учащимися логически и содержательно законченного фрагмента учебного содержания предметного и метапредметного характера, добиться усвоения и осознания учащимися путей, способов, средств, с помощью которых осуществляется учебная деятельность.

- О писателе расскажет (подготовленный ученик)

Виталий Валентинович Бианки вырос в семье известного ученого. Учился в Петербургском университете. Много путешествовал по Волге, Уралу, Алтаю. Для маленьких читателей написал около 300 произведений о природе, героями которых являются звери, птицы, растения.

Когда В.В.Бианки был такого же возраста как и вы, он часто гулял по лесу вместе с отцом, который учил узнавать мальчика каждую травинку, каждую птицу и зверюшку. Звери и птицы даже жили у В.В. Бианки дома.

Чтение учителем произведения

(делаю смысловые паузы после каждой части, дети отвечают на вопросы).

Словарная работа ( выполняется в ходе чтения)

Медвежатник – охотник на медведя;

Завалинка – невысокая земляная насыпь возле избы;

Колхозник – человек, занимающийся сельским хозяйством;

Щепка - тонкая пластинка, отколотая от дерева.

Проверка первичного восприятия рассказа по вопросам.

  • На чём играл старый медвежатник?
  • Что сказал ему колхозник?
  • Зачем медвежатник пошёл в лес?
  • Что он услышал, когда отдыхал в лесу?
  • Какую картину увидел старик в лесу?
  • Почему он не убил медведя?

-На прошлом уроке мы подробно разобрали, проанализировали басню «Мартышка и Очки». Сегодня предстоит работа больше самостоятельно по инструкционным картам.

Работа с инструкционной картой №1.

5. Физкультминутка

Основная задача этапа: снять утомление и статическое напряжение, повысить работоспособность учащихся

С добрым утром, детвора!

Просыпаться всем пора!

Потянулись – потянулись.

Вот уже почти проснулись.

Руки в стороны, вперёд,

А теперь наоборот.

Наклонились до носочков,

Пробежались на мысочках.

Прыгай дружно прыг да скок.

Продолжаем свой урок.

  1. Этап проверки понимания и первичного закрепления изученного

Основная задача этапа: создать условия для проверки понимания материала учащимися

Работа с инструкционной картой №1 (2 класс)

-Ребята, давайте проверим, как вы справились с кратким пересказом, в который нужно было вставить предлоги.

Чтение басни вслух. Анализ и выборочное чтение произведения. (Читает учитель)

- Из скольких частей состоит басня? (2ч)

- Как называется первая часть басни? (Краткий рассказ)

Читаем 1-ую часть.

- Почему Зеркало с большой буквы? (Это герой, который помогает увидеть Обезьяне саму себя) (зеркало отражает реальную жизнь, показывает, кто есть кто)

- Кого мартышка увидела в зеркале? (Саму себя, свой образ)

- Понравилось ли обезьяне её отражение в зеркале? (Нет)

- Узнала ли она себя в нём? (Нет)

- Докажите словами из текста.

- Обезьяна не догадалась, что это она сама и стала над собой смеяться. Она умна или глупа? (Она глупая)

- Как мартышка характеризует тот образ, который увидела в Зеркале, прочитайте только эти слова. (Ужимки, прыжки, рожа – некрасивое, безобразное лицо, кривляка).

- Про кого обезьяна так говорит? (Про кумушек)

- Докажите словами из текста.

- Кому на самом деле она даёт такую характеристику (Себе)

- Прочитайте строки, в которых обезьяна говорит о своём превосходстве над другими. (Я удавилась бы с тоски, когда бы на неё хоть чуть была похожа. Можно сказать, что она была самоуверенной)

- Какой изобразил Крылов мартышку? (Глупой, кривлякой, самоуверенной)

- Глупость, самоуверенность – это пороки, от них надо избавляться.

- Умела обезьяна видеть свои недостатки? (Нет)

- А у людей вы встречали такое качество? (Да)

- А вы всегда видите свои недостатки или только в других их замечаете?

- Прочитайте слова мартышки, с соблюдением знаков препинания.

- А вот ещё один герой. В заголовке о нём ничего не говорится. Кто он? (Медведь)

- Прочитайте, какой совет дал ей Мишка? Как вы понимаете?

- Каким тоном прочитаем его слова?

- Какой бы вы дали совет человеку, который осуждает других, хотя сам ничуть не лучше поступает?

ИТОГ: Людям свойственно видеть недостатки окружающих, а свои не замечать. Вот и Обезьяна видит в зеркале настоящую кривляку – саму себя, но не в состоянии это признать. Совет Медведя она пропускает мимо ушей.

- Какова же главная мысль басни? Прочитайте.

«Чем кумушек считать трудиться, не лучше ли на себя, кума, оборотиться?»

Вывод: Это был совет медведя. Медведь – это автор и это его оценка поведению обезьяны.

- Благодаря яркости, образности литературного языка, эта фраза из произведения стала крылатой, узнаваемой, употребляемой в повседневной речи.

- Обратимся ко 2-ой части. Как называется эта часть? (Мораль) Что такое мораль? (Мораль – вывод или поучение, где объясняется смысл басни.)

- Таких людей, как эта обезьяна много.

- Прочитайте только мораль. (Не любит узнавать никто себя в сатире.)

- Самостоятельное чтение басни с делением на роли, чтобы потом прочитать в лицах.

7. Инструктаж о выполнении домашнего задания

Чтение и пересказ рассказа «Музыкант», используя вопросы в задании 6 стр. 145

Прочитать басню по ролям стр.136

  1. Этап обобщения и контроля усвоения

-Что поучительного вы взяли для себя из рассказа «Музыкант»?

(Быть наблюдательными, любить природу, беречь её, находить и замечать в природе необычное)

- В каком жанре написано произведение «Зеркало и обезьяна»? (Басня.)

- Кто главные герои басни? (животные)

- Чьи поступки высмеивает автор? (людей)

-Значит, все недостатки людей автор переносит на….(животных).

-А это обидно для человека? (нет)

-Как вы думаете, указывал ли автор в баснях на недостатки конкретного человека?

(Нет, он просто высмеивал плохие поступки всех людей).

  1. Рефлексивно-оценочный этап (подведение итогов урока)

- Сегодня на уроке мне было интересно, потому что…

- Прочитав басню, я задумался о ……..


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по литературному чтению в 1 классе

Тема:Обобщение по теме «Там чудеса…» ( Урок- путешествие) УМК "Гармония"Цели:1. Учить обобщать  изученный материал. Закреплять навыки чтения и умение работать с книгой.2. Развивать речь уча...

Конспект открытого урока по литературному чтению в 1 классе по теме: "Знакомство с буквой Н,н".

Урок по литературному чтению по теме "Знакомство с буквой Н, н". УМК: "Начальная школа XXI века"....

Конспект открытого урока по литературному чтению в 4 классе. Тема урока: С. Козлов «Не улетай, пой, птица!»

Конспект открытого урока по литературному чтению в 4 классе.Тема урока: С. Козлов «Не улетай, пой, птица!»Цели урока:- продолжить знакомство с произведениями С. Козлова;- показать, на примере произвед...

Конспект открытого урока по литературному чтению во 2 классе по программе "Школа 2100" на тему "Что высмеивают сказки. Сатирическая японская сказка "Ивовый росток. ""

Конспект открытого урока по литературному чтению во 2 классе по программе "Школа 2100" на тему "Что высмеивают сказки. Сатирическая японская сказка "Ивовый росток. ""...

конспект открытого урока по литературному чтению для 2 класса В. Катаев "Цветик - семицветик"

Конспект открытого урока по литературному чтению для 2 класса п произведению В. Катаева " Цветик - семицветик" УМК Занков....

Конспект открытого урока по литературному чтению в 3 классе. "Люби живое" Урок-конференция.

Открытый урок по литературному чтению в 3 классе.  Урок-конференция. "Люби живое" . Обощающий урок....

Учебные материалы (конспект урока, презентация к уроку, приложение) к открытому уроку по литературному чтению в 4 классе на тему: "Сергей Есенин "Лебёдушка"".

В предоставленном материале содержатся: конспект урока, презентация, приложение к открытому уроку по литературному чтению в 4 классе на тему: "Сергей Есенин. Лебёдушка"....