Ф. И. Тютчев «Есть в осени первоначальной….»
презентация к уроку по чтению (2 класс)

Багрянцева Анжелика Ивановна
Ф. И. Тютчев
«Есть в осени первоначальной….»

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Ф. И. Тютчев «Есть в осени первоначальной….»

Слайд 2

«Золотые правила урока» 1 . Быть активным! 2. Высказывать своё мнение! 3. Слушать мнение других! 4. Читать громко и выразительно! 5. Быть внимательным и аккуратным!

Слайд 3

Скинуло кафтан зеленое лето, Отсвистели жаворонки всласть. Осень, в шубу жёлтую одета, По лесам с метёлками прошлась. Раструбили журавли по рощам, Будто осень замуж собралась. Верба платье в озере полощет. Лисью шапку примеряет вяз. Д. Кедрин — Прочитаем стихотворение все вместе, в медленном темпе. —Какие чувства, мысли возникли у вас при чтении? —А сейчас прочитаем выразительно.

Слайд 4

Какое время года описано в стихотворении? Найдите в этом стихотворении приметы осени. Какие еще признаки осени вам известны? Сегодня мы познакомимся с произведением поэта Федора Ивановича Тютчева «Есть в осени первоначальной….» , научимся выразительно читать, отгадывать загадки.

Слайд 5

Отгадайте загадки Он идет, а мы бежим, Он догонит все равно! В дом укрыться мы спешим, Будем к нам стучать в окно, И по крыше тук да тук! Нет, не впустим, милый друг! Дождь

Слайд 6

Тучи нагоняет, Воет, задувает. По свету рыщет, Поет да свищет. Ветер

Слайд 7

Листья желтые летят, Падают, кружатся, И под ноги просто так Как ковер ложатся. Что за желтый снегопад? Это просто... Листопад

Слайд 8

Опустел колхозный сад, Паутинки вдаль летят, И на южный край земли Потянулись журавли. Распахнулись двери школ. Что за месяц к нам пришел? Сентябрь

Слайд 9

Все мрачней лицо природы: Почернели огороды, Оголяются леса, Молкнут птичьи голоса, Мишка в спячку завалился. Что за месяц к нам явился? Октябрь

Слайд 10

Фёдор Иванович Тютчев (1803–1873) родился в старинной дворянской семье, в имении Овстуг Брянского уезда Орловской губернии.

Слайд 11

Юные годы Тютчев провел в Москве. Первоначальное образование получил дома под руководством поэта-переводчика С. Е. Раича. В 1821 г. блестяще закончил словесный факультет Московского университета. Вскоре поступил на службу в министерство иностранных дел, в 1822 г. уехал за границу, получив назначение на скромную должность в русское посольство в Мюнхене – столице тогдашнего Баварского королевства. Служил также в Турине (Сардиния).

Слайд 12

Стихи Тютчев начал писать еще подростком, но выступал в печати редко и не был замечен ни критикой, ни читателями. Настоящий дебют Федора Тютчева состоялся в 1836 г.: тетрадь стихотворений Тютчева, переправленная из Германии, попадает в руки Александра Пушкина, и тот, приняв тютчевские стихи с изумлением и восторгом, опубликовал их в своем журнале «Современник». Однако признание и известность приходят к Тютчеву гораздо позднее, после его возвращения на родину, в 50-х годах, когда о поэте восхищенно отозвались Некрасов, Тургенев, Фет, Чернышевский и когда вышел отдельный сборник его стихотворений (1854 г.).

Слайд 13

И все же Федор Тютчев не становится профессиональным литератором, до конца жизни будучи на государственной службе. В 1858 г. он был назначен председателем комитета иностранной цензуры и занимал этот пост до самой смерти. Умер в Царском Селе, похоронен в Петербурге.

Слайд 14

Знакомство с произведением.

Слайд 16

О каком времени года пишет поэт? об осени; о зиме; о весне.

Слайд 17

2. О какой осенней поре рассказывает поэт? о поздней; о ранней осени; о конце лета.

Слайд 18

Борозда — канавка на поверхности почвы, проведенная плугом или иным рыхлящим орудием для посева, для отвода воды.

Слайд 19

Серп — ручное орудие, изогнутый полукругом мелко зазубрен­ный нож для срезывания злаков с корня.

Слайд 20

Как вы понимаете выражение «бодрый серп»? (Значит, им очень хорошо, ловко работали, срезая колоски.)

Слайд 21

Праздная борозда — отдыхающая, убранная борозда (с нее все убрали).

Слайд 22

Что значит слово ЛАЗУРЬ? Светло – синий цвет, синева

Слайд 23

Есть в осени первоначальной Короткая, но дивная пора — Весь день стоит как бы хрустальный, И лучезарны вечера... Строфа - группа стихов, объединённых повторяющимся размером, способом рифмовки.

Слайд 24

Работа со средствами выразительности — Для того чтобы передать свои чувства, авторы используют различные приемы: олицетворение, метафоры, эпитеты. Олицетворение (олицетворить) — выразить, представить в образе живого существа. Метафора — оборот речи: употребление слов и выражений и переносном смысле на основе аналогии, сходства, сравнения. Эпитет - образное, художественное определение. — Найдите в тексте стихотворения эпитеты и метафоры — Как понимаете выражение «лучезарные вечера»?

Слайд 25

Четверостишие - количество строк в строфе.

Слайд 26

Олицетворение(олицетворить) — неживое представлено в образе живого существа. Найди олицетворения в стихотворе- нии, назвав существительное из текста. ___________ гулял. Отдыхающее_____________.

Слайд 27

Метафора — оборот речи: употребление слов и выражений в переносном смысле. Как автор пишет про воздух? С чем сравнивает паутину?

Слайд 28

Эпитет —красочное прилагательное, определение. Пора ……., день ……., серп ……, борозда ….., лазурь ……. и ….., осень …… Приведи примеры

Слайд 29

Работа со средствами выразительности Эпитет - образное, художественное определение (например, постоянные эпитеты: синее море, златые кудри). — Найдите в тексте стихотворения эпитеты и метафоры. (День хрустальный, дивная пора, лучезарные вечера, праздная борозда.) — Как понимаете выражение «лучезарные вечера»? (Вечером все залито лучами заходящего солнца, все сверкает, сияет.) 4. Выразительное чтение стихотворения

Слайд 30

- Выберите и продолжите любое предложение. - На сегодняшнем уроке я узнал... - На этом уроке я похвалил бы себя за... - После урока мне захотелось... - Сегодня я сумел.. Как называется раздел, который начали изучать? – Кто авторы стихотворений? – Как ещё можно озаглавить стихотворения? – С каким настроением вы заканчиваете урок? Почему? – За что бы вы себя похвалили сегодня?.

Слайд 31

Выучить наизусть Стихотворение Ф. Тютчева с. 58. Домашнее задание:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ф.И.Тютчев «Есть в осени первоначальной...»

Открытый урок по чтению в 4 классе ЦЕЛЬ: 1. Способствовать полноценному восприятию стихотворения.2.    Развивать представления о лирическом стихотворении , о слове как с...

Ф.Тютчев «Есть в осени первоначальной».

План – конспект открытого урока по литературному чтению с использованием технологии развития критического мышления...

конспект урока литературного чтения Тема: Ф. И. Тютчев. «Есть в осени первоначальной…»

Конспект урока литературного чтения по теме  Ф. И. Тютчев. «Есть в осени первоначальной…»  составлен в соответствии ФГОС нового поколения.Цель урока: познакомить учащихся со стихотворением Ф...

Презентация к уроку по литературному чтению "Ф.И. Тютчев "Есть в осени первоначальной..."

Презентация к уроку по литературному чтению " Ф. И. Тютчев "Есть в осени первоначальной..."...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Тема: «Ф.И.Тютчев «Есть в осени первоначальной…»

урок литературного чтения во 2 классе по теме " Люблю природу русскую " с использованиемЭОР....

Ф. И. Тютчев "Есть в осени первоначальной..."

Презентация к уроку литературного чтения во 2 классе....