Н.Н. Носов «На горке»
план-конспект урока по чтению

Терпигорева Ольга Васильевна

Тип урока: «открытие» нового знания

 

Цель урока: формирование читательской компетентности в процессе чтения и анализа произведения Николая Николаевича Носова «На горке»: выделять главную мысль произведения, составлять характеристику героев

 

Задачи урока

 

Планируемые результаты

Дидактические:

1. Учить анализировать, выявлять главную мысль произведения.

2. Формировать умение составлять характеристику героев.

3. Расширять и активизировать словарный запас учащихся.

Предметные:

1. Учиться  анализировать и выделять главную мысль произведения.

2. Учиться составлять характеристику героев произведения.

3. Учиться способам определения значений новых слов.

Развивающие:

1. Развивать устную связную речь в процессе полных ответов на вопросы учителя.

2. Развивать умение работать в парах.

Личностные:

1. Формирование уважительного отношения к ответам своих товарищей.

2. Формирование заинтересованности при выполнении заданий.

Воспитательные:

1. Воспитывать любовь к чтению.

2. Воспитывать уважительное отношение к товарищам

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yudanova_lit.chtenie_10.02.2023_1.docx28.19 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

Дата: 10.02.2023

Школа: МАОУ МЛ №148

Класс:

Урок:  2

Время: 14:00-14:40  Кабинет: 204

Студент:   Юданова Анастасия Николаевна

Группа: 35

Учитель: Копанева Яна Михайловна

Методист: Кошкарова Любовь Сергеевна

Тема урока: Н.Н. Носов «На горке»

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: формирование читательской компетентности в процессе чтения и анализа произведения Николая Николаевича Носова «На горке»: выделять главную мысль произведения, составлять характеристику героев

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

1. Учить анализировать, выявлять главную мысль произведения.

2. Формировать умение составлять характеристику героев.

3. Расширять и активизировать словарный запас учащихся.

Предметные:

1. Учиться  анализировать и выделять главную мысль произведения.

2. Учиться составлять характеристику героев произведения.

3. Учиться способам определения значений новых слов.

Развивающие:

1. Развивать устную связную речь в процессе полных ответов на вопросы учителя.

2. Развивать умение работать в парах.

Личностные:

1. Формирование уважительного отношения к ответам своих товарищей.

2. Формирование заинтересованности при выполнении заданий.

Воспитательные:

1. Воспитывать любовь к чтению.

2. Воспитывать уважительное отношение к товарищам

УМК: «Школа России», учебник Литературного чтения: 2 кл. 2ч.: Учебник в 2ч./ Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др.

ЭТАПЫ УРОКА

Этап

Образова-тельная цель этапа урока

Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля

Деятельность учителя, его речь

Деятельность обучающегося



Планируемые метапредметные результаты

Дидактические средства и интерактивное оборудование

 Самоопределение к деятельности  
(1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Словесный: беседа

Формы организации: фронтальный

Наглядный метод: учебная презентация

Форма контроля: внешний контроль

1.Проверяет готовность обучающихся к уроку.

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Анастасия Николаевна, и сегодня я проведу у вас урок литературного чтения.

- Посмотрите внимательно на свои парты, надо, чтобы у вас не лежало ничего лишнего.

2.Создание эмоционального настроя. Побуждение к высказыванию своего мнения.

- Давайте посмотрим какой ряд сядет тише остальных. Как мышки садится первый ряд. Еще тише тише должен сесть второй ряд. И тихо садится третий.

- Обратите внимание на карточки на ваших партах. Это оценочный лист. После каждого выполненного задания вы будете указывать успешность выполнения.

Приветствуют учителя

- Здравствуйте

Организуют рабочее место

П: осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной речи.

К: отвечать за себя и за других участников учебного процесса.

Р: выработать учебную мотивацию между целью учебной деятельности и её мотивом

 Актуализация знаний и мотивация

(4-5 мин)

Готовность мышления  и осознание потребности к построению нового способа действий

Словесный: беседа

Формы организации: фронтальный, индивидуальный

Наглядный метод: учебная презентация

Форма контроля: взаимоконтроль

1.Мотивирование обучающихся к учебному процессу.

- Для того, чтобы наш урок прошел хорошо, нужно сначала выполнить упражнение.

- У вас на партах лежат листы с чистоговорками. Давайте прочитаем их хором.

Ма-ма-ма – на дворе зима.

Ом-ом-ом – слепим снежный дом.

Ды-ды-ды – на снегу следы.

- Первый ряд прочитает первую чистоговорку с вопросительной интонацией.

- Второй ряд прочитает следующую чистоговорку с радостью.

- Третий ряд прочитает чистоговорку с удивлением.

- Все молодцы!

- На прошлом уроке вы изучали произведение Н.Н. Носова «Живая шляпа». Чтобы проверить насколько хорошо вы были внимательны на уроке, вам нужно ответить на несколько вопросов по произведению. На выполнение задания даю вам 3 минуты.

1. Как звали котенка?

А) Черныш

Б) Мурзик

В) Васька

2. Как звали мальчиков – героев рассказа?

А) Толя и Артем

Б) Володя и Вадик

В) Ваня и Сережа

3. Чем Вадик стучал по полу?

А) Кочергой

Б) Палкой

В) Ведром

4. Чем ребята кидались в шляпу?

А) Карандашами

Б) Картошкой

В) Помидорами

5. Кто первый раскрыл секрет «живой» шляпы?

А) Володя

Б) Вадик

В) Родители

- Поменяйтесь карточками с соседом по парте. Проверьте работу по эталону с доски.

«5» - все верно

«4» - 1 ошибка

«3» - 2 ошибки

«2» - 3 ошибки

- Поднимите руку, у кого все верно. Молодцы!

- Поднимите руку, у кого допущена 1 ошибка.

- У кого допущено 2 и более ошибок, не расстраивайтесь. Это значит, что вам нужно будет освежить свою память и еще раз прочитать этот рассказ.

- Итак, посмотрите на оценочный лист и поставьте туда свою оценку.

 

Выполняют задание

В) Васька

Б) Володя и Вадик

А) Кочергой

Б) Картошкой

А) Володя

Выполняют взаимопроверку

Р: выработать учебную мотивацию, устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

К: отвечать за себя и других участников учебного процесса.

П: осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

Постановка учебной задачи
(4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Словесный: беседа

Формы организации: фронтальный

Наглядный метод: учебная презентация

Форма контроля: внешний контроль

1. Создает условия для определения учащимися темы и цели урока.

- Посмотрите внимательно на экран. Чей портрет вы видите?

- Чтобы узнать тему сегодняшнего урока, вам нужно решить анаграмму. Для этого надо поставить буквы в правильном порядке.

ан оргек

- Итак, что у вас получилось?

- Молодцы! Давайте сформулируем тему урока.

- Правильно. Какую цель мы сегодня себе поставим?

- Какие задачи мы поставим на урок?

Прочитать…

Охарактеризовать…

Поразмышлять…

- Верно. Давайте проверим какие задачи мы поставили на урок. Прочитайте их.

- Я желаю вам успешной работы на уроке.

- Поставьте себе баллы в листе самооценивания.

- Н.Н. Носова

- На горке

- Н.Н. Носов «На горке»

- Познакомиться с произведением Н.Н. Носова «На горке»

- Прочитать рассказ и выделить главную мысль.

Охарактеризовать героев произведения.

Поразмышлять о прочитанном.

К:

- участие в учебном диалоге;

-формулирование ответов;

- построение речевых высказываний.

П: осознание и произвольное построение речевых высказываний в устной форме

"Открытие" детьми нового знания
 (7-8 мин)

Построение детьми нового способа действий  и формирование способности к его выполнению

Словесный: фронтальная беседа

Наглядный: учебная презентация, аудиоматериал

Форма контроля: внешний контроль

1.Организовывает «открытие»  новых знаний.

- Сегодня мы поработаем с произведением Н.Н. Носова «На горке». Но прежде, чем начать работать над произведением, давайте вспомним, с какими его произведениями уже знакомились ранее.

- Хорошо, давайте прочитаем название рассказа.

- Обратите внимание на слайд. Вы могли бы сравнить название рассказа и действия, происходящие на картинках?

- Как вы думаете, о чем произведение «На горке»?

- Во время работы над произведением, мы с вами узнаем, верны ли были наши предположения.

- Перед тем, как начать читать рассказ, предлагаю вам обратить внимание на слово, значение которого вам может быть неизвестно. Посмотрите на доску. Давайте прочитаем значение этого слова.

- Сейчас мы с вами прослушаем рассказ. Вам нужно внимательно следить по тексту, чтобы потом ответить на вопрос: Была ли в вашей жизни подобная ситуация, как в рассказе и как вы себя вели?

- Понравился ли вам рассказ?

- Итак, ответьте на вопрос: Была ли в вашей жизни подобная ситуация, как в рассказе и как вы себя вели?

-«Затейники», «Живая шляпа»

- «На горке»

- Да, и на картинках, и в названии произведения есть «горка»

-О том, как дети катаются на горке.

Дворницкая – помещение для дворника, работника, поддерживающего порядок и чистоту.

- Да/нет

Р: планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане.

П: осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

К: формулировать собственное мнение и позицию.

Первичное закрепление
(4-5 мин)

Усвоение нового способа действий

Словесный: фронтальная беседа

Наглядный: учебная презентацияФорма контроля: внешний контроль

1.Повторение материала.

 - Сейчас мы будем читать этот рассказ по цепочке. В любой момент я могу вас остановить, поэтому внимательно следите за тем, где читают.

- Итак, кто главный герой этого произведения?

- Какая основная мысль этого рассказа?

- Давайте вспомним наш план. Какой пункт мы уже выполнили?

- Как ребята строили горку?

- Стоил ли горку Котька Чижов? Что он делал в это время?

- Сразу ли Котька взобрался на горку?

- Что придумал сделать Котька, чтобы взобраться на горку?

- Что сделали ребята, чтобы снова можно было кататься на горке?

- Что добавил Котька к горке?

- Котька

- Перед тем, как что-нибудь сделать, необходимо подумать о последствиях

- Мы выполнили первый пункт плана

- Сгребали лопатами снег и сваливали его под стенку сарая в кучу.

Ребята полили ее водой и побежали домой обедать.

- Он горку не стоил. Сидит дома, да смотрит в окно, как другие трудятся.

- Поднялся на ноги и снова - бух! Раз десять падал. Никак на горку взобраться не может.

- Думал, думал и придумал: «Вот сейчас песочком посыплю и заберусь на нее».

- Котька стал посыпать горку снегом, а ребята снова водой полили.

- А Котьке так работать понравилось, что он еще сбоку лопатой ступеньки проделал.

К: ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии.

Физкультминутка (1 мин)

- Ребята, встаньте. Выйдите из-за парт так, чтобы вам не мешали стулья.

Я иду и ты идешь – раз, два, три.

(Шагаем на месте)

Я пою и ты поешь – раз, два, три.

(Хлопаем в ладоши)

Мы идем и мы поем – раз, два, три.

(Прыжки на месте)

Очень дружно мы живем – раз, два, три.

(Шагаем на месте)

- Молодцы! Мы немного размялись, а теперь присаживайтесь на свои места.

Выполняют движения

Самостоятельная работа с самопроверкой
(4-5 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

Словесный: фронтальная беседа

Наглядный: учебная презентация

Форма контроля: взаимоконтроль

1.Проверка готовности

- Обратите внимание на карточки на ваших партах.

- Ваша задача найти ошибку в утверждении и прочитать из текста.

- Колька Ершов жил в седьмой

квартире.

- Котька надел лыжи и выскочил

во двор.

- Забираясь на горку, Котька падал

раз восемь.

- Котька таскал песок лопатой.

- Ребята прибежали и сразу стали

кричать на Котьку.

- Ребята ждали целую неделю,

пока пойдёт снег.

- Ребята залили горку и сделали

сбоку ступеньки.

- Оцените свою работу в листе оценивания.

- Котька Чижов жил в шестой

квартире.

- Коньки

- Десять

- Фанеркой

- Сначала спросили, не видел ли

Котька, кто посыпал горку песком

- Нет. Котька засыпал снегом

горку сразу

- Котька сделал ступеньки сам

К: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.

П: ориентироваться на разнообразие способов задач.

К: формулировать собственное мнение и позицию.

Включение в систему знаний, повторение

(7-8 мин)

Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Словесный: беседа

Форма организации: фронтальная

1. Повторение изученного материала

- Посмотрите на карточку на ваших партах. Обсудите с соседом и соедините линией характеристику героев рассказа.

- Давайте снова вернемся к нашему плану. Какой пункт мы с вами выполнили?

- Совершенно верно! Оцените свою работу в листе самооценивания.

- Откройте учебник на стр. 65. Внимательно посмотрите на картинки. В правильном ли порядке расположены картинки?

- Вам нужно поработать в парах и поставить картинки в нужной последовательности.

- Давайте проверим ваши варианты.

- Какая картинка должна стоять на первом месте?

- Как вы думаете, каких картинок не хватает?

- Давайте все вместе придумаем название для них.

- Домашняя работа сделать рисунок, которого не хватает к картинному плану на странице 65.

- Посмотрите на слайд. Прочитайте и найдите ту пословицу, которая выражает главную мысль рассказа:

1. Поспешишь – людей насмешишь

2. Семь раз отмерь, один отрежь.

3. Умел ошибиться, умей и

поправиться.

- Почему вы выбрали пословицу

Под №3?

- Обратите внимание на третий пункт плана. Выполнили ли мы его?

Котька: хитрый, глупый и ленивый

Ребята: веселые, дружные и справедливые

- Мы выполнили второй пункт плана

- Нет

- 3, 4, 1, 5, 2

- 3. Умел ошибиться, умей и

поправиться.

- Да

Р: планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

П: ориентироваться на разнообразие способов решения задач.

К: адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.

Рефлексия деятельности

(2-3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Словесный: беседа

Форма организации: фронтальная

1.Организует подведение итогов урока, рефлексию, оценку результатов деятельности обучающихся.

- Ребята, давайте подведем итоги сегодняшнего занятия. Какая тема нашего урока?

- Какую цель мы себе сегодня поставили? Достигли ли мы ее?

- Давайте вспомним наши задачи на урок. Все ли задачи мы выполнили?

- Если вы считаете, что у вас на уроке все получилось, и вы активно работали, то поднимите зеленый карандаш.

- Если вы были на уроке неактивны или у вас что-то не получилось, то поднимите желтый карандаш.

- Н.Н. Носов «На горке»

- Познакомиться с произведением Н.Н. Носова «На горке»

- Прочитать рассказ и выделить главную мысль.

Охарактеризовать героев произведения.

Поразмышлять о прочитанном.

Р:

- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

- анализировать и осмысливать свои достижения на занятии.

П: работать по предложенному плану.

К: формулировать собственное мнение и позицию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект и презентация урока по литературному чтению во 2 классе УМК "Школа ХХI век" Тема: "Н.Носов На горке"

Это урок знакомства с новым произведением Носова. Для повторения пройденного используется викторина по произведениям  писателя для детей.   К уроку прилагается презентация. Размеры през...

Разработка урока "Н. Носов "На горке"

Конспект урока литературного чтения во 2 классе с презентацией...

конспект урока чтения, Н.Н.Носов " На горке" ( класс коррекц.)

Конспект урока чтения по теме: Н. Н. Носов " На горке", для класса коррекции....

Методическая разработка урока чтения во 2-м классе по теме "Н.Носов "На горке"

Цели урока:1.     Познакомить учащихся с рассказом Н.Носова “На горке”.2.     Формировать и совершенствовать технику чтения, развивать речь, мышление, пам...

Н. Носов "На горке"

конспект урока по чтению по теме "Н.Носов "На горке"...

Конспект урока литературного чтения на тему: "Н.Носов на горке". Составление картинного плана.

Данный урок относится к 7 разделу учебника Литературное чтение (Любимые страницы) О.В. Кубасовой "Учимся работать с текстом: план и пересказ." Он завершает логическое звено: сначала дети устанавливают...

Урок по чтению. 2 класс. Н.Носов "На горке"

Урок с использованием технологий проблемно – диалогического метода обучения и формирования типа правильной читательской деятельности....