Тема урока «Д. Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш»»
план-конспект урока по чтению

Терпигорева Ольга Васильевна

Тип урока: «открытие» нового знания

 

Цель урока: Формирование читательской компетенции, анализ природоведческого рассказа, умение определять основную мысль произведения

 

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

1. Формировать понятие о рассказе как литературном жанре.

2. Познакомить учащихся с рассказом Д. Н. Мамина-Сибиряка «Приемыш».

Предметные:

1. Учиться анализировать рассказ и формулировать выводы.

2. Учиться определять основную мысль рассказа.

Развивающие:

1. Развивать речь, мышление, познавательную деятельность детей;

2. Развивать умение анализировать ответы товарищей, понимать свои ошибки.

Личностные:

1. Проявлять интерес к чтению произведений Д.Н. Мамина-Сибиряка.

2. Осознавать главный урок, извлечённый из рассказа.

Воспитательные:

1. Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней.

2. Содействовать воспитанию любви к предмету, воспитанию дружеских отношений.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literatura_17.02.23.docx50.57 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ

Дата: 17.02.2023 г.

Школа: МАОУ «МЛ №148»

Класс: 4 «Г»

Урок: 4

Время: 15:50 – 16:30

Кабинет: 113

Студент: Павленко Анна Яковлевна

Группа: 35

Учитель: Гужова Юлия Эдуардовна

Методист: Кошкарова Любовь Сергеевна

Тема урока «Д. Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш»».

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: Формирование читательской компетенции, анализ природоведческого рассказа, умение определять основную мысль произведения

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

1. Формировать понятие о рассказе как литературном жанре.

2. Познакомить учащихся с рассказом Д. Н. Мамина-Сибиряка «Приемыш».

Предметные:

1. Учиться анализировать рассказ и формулировать выводы.

2. Учиться определять основную мысль рассказа.

Развивающие:

1. Развивать речь, мышление, познавательную деятельность детей;

2. Развивать умение анализировать ответы товарищей, понимать свои ошибки.

Личностные:

1. Проявлять интерес к чтению произведений Д.Н. Мамина-Сибиряка.

2. Осознавать главный урок, извлечённый из рассказа.

Воспитательные:

1. Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней.

2. Содействовать воспитанию любви к предмету, воспитанию дружеских отношений.

УМК: «Школа России», Учебник Литературного чтения 4 класс 2 часть. Авторы: Л. Ф. Климанова; В. Г. Горецкий; М. В. Голованова; Л. А. Виноградская; М. В. Бойкина.

Этап

Образова-тельная цель этапа урока

Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля

Деятельность учителя, его речь

Деятельность обучающегося



Планируемые метапредметные результаты

Дидактические средства и интерактивное оборудование

Самоопределение к деятельности (1 мин)

Включение в учебную деятельность на личностном уровне

Ф

Словесный метод:

слово учителя

-Здравствуйте, ребята, меня зовут Анна Яковлевна, и сегодня я проведу у вас урок Литературного чтения.

Итак, друзья, внимание –

Ведь прозвенел звонок.

Садитесь поудобнее –

Начнем скорей урок!

- У вас на партах лежат таблички, в конце урока мы узнаем активные вы ученики или нет, на каждом этапе который записан в табличке мы будем рисовать знаки, звездочка, если у вас все получается и вы активны, треугольник если вы частично активны и у вас частично все получается, и круг если вы не активны и у вас ничего не получается.

Приветствуют учителя.

Р: планировать свои действия.

Л: устойчивый интерес к новым способам познания.

Проектор с презентацией

Актуализация знаний и мотивация (5 мин)

Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий

Ф

Словесный метод:

слово учителя

- Мы с вами переходим к изучению нового раздела. Для того, чтобы узнать, о чем произведения этого раздела. Послушайте стихотворение Николая Алексеевича Заболоцкого:

Птицы, рыбы, звери

В душу людям смотрят.

Вы их жалейте, люди!

Не убивайте зря!

Ведь небо без птиц – не небо.

А море без рыб – не море.

А земля без зверей – не земля!

- Чему будут посвящены произведения?

-Загляните под свои парты, там могут быть спрятаны подсказки, из которых вы соберете название нашего раздела.

Какое название нашего раздела?

 Откроем учебники на с.75 и прочитаем: с чем мы познакомимся? Чему мы научимся? И чему будем учиться?

- Обратимся к табличке, нарисуйте фигуру по значению 1

Внимательно слушают стихотворение.

- о животных, о бережном отношении к ним.

- под партами прикреплены 2 карточки с названием раздела «природа», «и мы»

- Природа и мы

-Мы познакомимся с произведениями писателей-натуралистов: Чарушина, Пришвина, Куприна, Астафьева, Мамина Сибиряка

Научимся: Внимательно читать произведения, наблюдать, как авторы описывают животных, птиц, природу; определять тему которая определяет тему, которая определяет рассказы в разделе; находить необходимую информацию в разных источниках для подготовки выступления.

Будем учиться: познавать мир и себя благодаря чтению произведений о природе; составлять самостоятельно научно-познавательны текс.

- самооценивание

Р: учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

К: формулировать собственное мнение и позицию;

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Проектор с презентацией

Постановка учебной задачи (2 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Ф

Словесный метод:

слово учителя

- Автора сегодняшнего произведения вы определите сами, посмотрев выставку уже известных книг. (на слайде)

- Кто автор всех этих произведений?

- Назовите полное имя и фамилию.

Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк.

 Настоящая фамилия писателя Мамин. Родился он в 1852 году на Урале, в заводском поселке, в бедной семье. В доме на счету была каждая копейка. Писатель получил начальное домашнее образование, закончил Пермскую духовную семинарию.

 Родители Дмитрия Наркисовича были добрыми людьми. Они научили его ещё в детстве любить книгу. Он зачитывался Пушкиным и Гоголем, Тургеневым и Некрасовым.

Печататься начал Мамин – Сибиряк в возрасте 23 лет. Для детей и о детях было написано более 130 рассказов и сказок. «Это счастье писать для детей», - говорил он.

Записал Мамин – Сибиряк и сказки, которые он рассказывал своей дочке Алёнушке. Девочка росла без матери. Она умерла. И отец делал для девочки всё, чтобы ей жилось хорошо. Так они вдвоём проводили долгие зимние вечера – отец и дочь. Сказки автор издал отдельной книгой, которую назвал «Алёнушкины сказки». Книга нравится всем детям. Прелестью данной книги является мудрый, добрый взгляд на природу и на «братьев наших меньших».

 - Для того, чтобы узнать, что за произведение мы с вами будем изучать? Отгадайте, начните читать слова с конца

шымёирП

-Какие ассоциации возникают у вас, когда слышите это слово-приёмыш?

-В словаре русского языка Ожегова, говорится так: «Приёмыш-приемный сын или приёмная дочь».

- Сформулируйте тему урока полностью:

« Д. Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш».

- Сформулируйте цель урока

Прочитать…

Узнать…

Будем учиться….

Обратимся к табличке, нарисуйте фигуру по значению 2

Внимательно слушают биографию автора.

-Приёмыш

- сирота, приёмный сын или дочь

- «Д. Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш»

- самооценивание

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Проектор с презентацией

Учебник

«Открытие»  детьми нового знания (3 мин)

Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению

Ф

Словесный: учебный диалог

- Перед прослушиванием, предположите, кого Мамин-Сибиряк называет «Приёмышем»?

-Я предлагаю вам план исследования содержания произведения «Приёмыш».

-познакомиться с героями

-определить, кто такой Приёмыш

-выяснить главную мысль

-высказать своё отношение

Внимание! Мамин-Сибиряк писал давно, в 19 веке, поэтому вам могут быть непонятными некоторые слова, попытаемся заранее объяснить их смысл.

Откройте словарь на стр. 218, что значит слово Сайма?

Сайма     -    рыбацкая стоянка

В тексте также могут встретиться непонятные вам слова, но словаре их нет.

А я нашла, картинки этих слов, по этим картинкам мы будем давать определение сложных и непонятных слов и сравнивать наши ответы с определением:

Заводь - речной залив

Бобылём - одинокий

Муштровать - обучать

Протока - речка, соединяющая два водоёма

Увечить - физически расправляться, калечить

Хиреет-болеет, чахнет

Божья тварь - всё живое, созданное Богом.

- А теперь мы будем слушать рассказ и следить по тексту учебника.

-Обратимся к табличке, нарисуйте фигуру по значению 3

- Работают со словарем

-Анализируют картинки, и определяют значение слова

- слушают рассказ и читают его про себя

- самооценивание

Л: выраженная познавательная мотивация; устойчивый интерес к новым способам познания.

К: слушать собеседника, соблюдать правила общения;

учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ; участвовать в обсуждении, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения.

Р: удерживать цель деятельности до получения результата;

анализировать  и оценивать свою работу.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        

П: проявлять познавательную инициативу.

Проектор с презентацией

Учебник

Первичное закрепление (2 мин)

Усвоение нового способа действий

Парная работа

Внешний контроль

 Настлало время нам немного отдохнуть и провести динамическую паузу, встаем физминутка (видео)

Блиц-опрос в парах вам нужно ответить на вопросы по тексту на это задание вам дается 1минута 30 секунд:

1.Где происходят события?

2.Кто оказался Приёмышем?

3.Как Приёмыш оказался у Тараса?

4.Кто такой Соболько?

5.Как Тарас относится к приёмышу и ко всему окружающему?

- Проверяем все вместе по поднятой руке

- Какая главная мысль рассказа?

- В какой из пословиц определена идея произведения?

Два горя вместе, третье пополам.

Легко подружиться, тяжело разлучиться

Крепкую дружбу и топором не разрубишь.

Почему ты выбрал именно эту пословицу? Объясни?

-Обратимся к табличке, нарисуйте фигуру по значению 4

Выполняют физминутку.

-На светлом озере

-Лебедь

-Тарас нашел его в камышах, его родителей застрелили, и он остался сиротой

-Охотничья собака

-Очень хорошо, с любовью, с заботой

- Отвечают на вопрос

- Легко подружиться, тяжело разлучиться

-самооценивание

П: осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

К: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

Самостоятельная работа с самопроверкой (20 мин)

Интериоризация нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

Индивидуальная

Взаимоконтроль

У вас на партах лежат карточки, к кому из персонажей относятся слова, поставьте знак «+» в нужную колонку.

п/п

Слова

Тарас

Лебедь

Собака

1

Пёстрая

+

2

Умная

+

+

3

Лучший друг человека

+

4

Гуляка

+

5

Бобыль

+

6

Князь князем

+

7

Божья тварь

+

8

Гордая

+

9

Настоящая

+

10

Царская

+

11

Старый

+

12

Утомлённый

+

13

Дряхлый

+

14

Жалкий

+

- Поменяйтесь листочками с соседом по парте и сверьте ответы с доской

- Поднимите руки те, кто выполнил без ошибок? 1-2 ошибки? 3-5 ошибки?

-Обратимся к табличке, нарисуйте фигуру по значению 5

-Выполняют задание на карточках

-Выполняют взаимопроверку

 -самооценивание

П:структурирование знаний.

Проектор с презентацией

Включение в систему знаний, повторение (7-8 мин)

Включение «открытия» в систему знаний, закрепление ранее изученного

Фронтальная

Словесный: диалог

Форма контроля: взаимоконтроль, фронтальный опрос

- У вас на столах лежит тест по вариантам, на его решение вам дается 3 минуты и проверяем

1) б 2) б 3) б 4) а 5) в 6) а

1) б 2) а 3) а 4) б 5) б 6) а

Поменяйтесь тестом с соседом по парте и сверьте ответы с доской

И поставьте оценку

0 ошибок – 5

1-2 ошибки – 4

3 и более ошибок – 3

Что нового вы узнали на уроке?

Над каким рассказом мы сегодня работали?

О чем говорится в рассказе?

Кто автор рассказа?

С каким новым разделом мы начали знакомиться?

-Обратимся к табличке, нарисуйте фигуру по значению 6

- самооценивание

Р: контроль.

П: анализ объекта с целью выделения признаков, синтез.

Проектор с презентацией

Рефлексия деятельности (5мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения границ, применение нового знания

Фронтальная

Словесный: беседа

Форма контроля: устный опрос

Открываем дневники, записываем домашнее задание: подготовить пересказ

Оцените свою работу на уроке, если у вас все получилось и все было понятно раскрасьте смайлик в зеленый цвет, если что-то было не понятно, и вы затруднялись с заданиями раскрасьте смайлик в желтый цвет, если вам было все не понятно и трудно, раскрасьте смайлик в красный цвет. Те, кто уже раскрасил смайлик подходите ко мне мы внесем данный смайлик в таблицу

Обратимся к табличке, нарисуйте фигуру по значению 7

Теперь мы готовы ответить на вопрос, вы активные ученики? Если да, то поднимите свои карточки вверх.

- Вы все сегодня хорошо потрудились, спасибо за работу урок закончен.

- Оценивают работу на уроке

Р: самооценка.

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; уметь отвечать за себя и других участников учебного процесса.

П: анализ.

Проектор с презентацией


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения.3 класс.Тема урока: Д. Н. Мамин - Сибиряк "Приемыш"

Урок литературного чтения. 3 класс. Тема урока: Д. Н. Мамин-Сибиряк «Приемыш». Задачи урока:1.Развивать восприятие художественного произведения.2.Воспитывать бережное отношение к приро...

презентация к уроку литературного чтения по теме Композиция литературного произведения. Мамин-Сибиряк "Приёмыш".

В презентации даны определения основных этапов построения литературного произведения: экспозиция, завязка, развитие, кульминация, развязка. Объяснение литературных терминов дано на примере рассказа Ма...

Урок чтения в 4 классе по теме "Приемыш. Д.Н.Мамин- Сибиряк"

В конспекте предложены разнообразные виды и форм работ....

Тема урока: Д.Н. Мамин-Сибиряк "Приемыш"

Данный урок чтения разработан по программе Школа России, в разделе "Природаи мы". Тема урока: Д.Н. Мамин-Сибиряк "Приемыш"...

Тема урока: "Д.Н. Мамин-Сибиряк "Сказка про храброго Зайца ‒ Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост""

Тема урока:   "Д.Н. Мамин-Сибиряк "Сказка про храброго Зайца ‒ Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост"", 3 класс, УМК "Школа России"Характеристика учебных возможностей и предшествующих дос...

Тема урока: Д.Н.Мамин – Сибиряк «Приёмыш»

Сегодня мы заканчиваем работу над произведением Д.Н.Мамина – Сибиряка «Приёмыш». На уроке будем рассуждать, думать, высказывать своё мнение. Попробуем доказать, что доброта – это великий Божий дар, ще...

Методическая разработка: Технологическая карта урока по литературному чтению на тему: Д.Н. Мамин-Сибиряк произведение «Приёмыш»

Представлена методическая разработка  по литературному чтению на тему: Д.Н Мамин-Сибиряк произведение «Приёмыш»...