Главные вкладки

    Тема урока: Д.Н.Мамин – Сибиряк «Приёмыш»
    учебно-методический материал по чтению (4 класс) на тему

    Кострубина Светлана Ивановна
    Сегодня мы заканчиваем работу над произведением Д.Н.Мамина – Сибиряка «Приёмыш». На уроке будем рассуждать, думать, высказывать своё мнение. Попробуем доказать, что доброта – это великий Божий дар, щедрость души.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Тема урока:   Д.Н.Мамин – Сибиряк «Приёмыш»

    Тип урока:  обобщения и систематизации знаний  (урок анализа произведения)

     Цель урока: научить приёмам  работы с текстом, проанализировать характер и поступки героев произведения.

    Задачи.

    Учебные: сформировать навык комплексного анализа текста, определить собственное отношение к поступку героя произведения и уметь аргументировать свою точку зрения, формирование навыков поискового чтения, чтения вслух, ролевое чтение, чтение «Волна», скользящее чтение;

    Развивающие: развитие смысловой догадки, сформировать целостность восприятия всего литературного произведения и отдельных героев произведения, развивать способность эмоционального выражения собственного отношения к поступкам героев.

    Воспитательные: подвести учащихся к выводу о самоценности человеческих качеств через восприятие художественного текста, воспитание положительной мотивации к процессу обучения.

    Оборудование: Учебник «Родная речь» (4 класс, автор В.Г. Горецкий и др.),  «Просвещение», 2001;  книга  Д.Мамин – Сибиряк «Приёмыш»; карточки, таблица для тестирования, Мультимедийная презентация к уроку.

    Оформление доски: портрет Д.Мамина – Сибиряка, иллюстрации к рассказу Д.Мамина – Сибиряка  «Приёмыш», эпиграф «Состраданье к животным так тесно связано с добротою характера, что можно с уверенностью утверждать, что не может быть добрым тот, кто жесток с животными.       Шопенгауэр А.»

                                                    ХОД УРОКА

    1.Организационный момент

    Ты улыбкой, как солнышком, брызни

    Выходя поутру из ворот.

    Понимаешь, у каждого в жизни

    Предостаточно бед и забот.

    Разве любы нам хмурые лица

    Или чья-то сердитая речь?

    Ты улыбкой сумей поделиться

    И ответную искру зажечь!

    -Давайте, ребята, улыбнёмся друг другу. Приятного вам учебного дня. Начинаем урок чтения.  (Слайд №1)

    2. Постановка цели и задач урока.

    1). Общая речевая разминка. (Слайд №2)

    Слово это серьезное,
    Главное, важное.
    То, что значит оно,
    Очень нужно для каждого.
    В нем забота и ласка,
    Тепло и любовь.
    В нем стремленье
    На помощь прийти вновь и вновь.

    Это качество
    В сердце у многих живет
    И о боли других
    Позабыть не дает.
    И оно поважнее,
    Чем лица красота.
    Догадались, что это?
    Сердец  ДОБРОТА.

    -  О чём это стихотворение? (о доброте)

     - Что такое доброта? (Это все хорошее, доброе, красивое.)
    - Какого же человека можно назвать добрым?  ( Это тот человек, который творит добро.)

    -Добрый человек – это тот, кто любит детей, людей, животных, птиц и готов в трудную минуту  прийти на помощь.

    2).Постановка цели и задач урока.

    - Сегодня мы заканчиваем работу над произведением Д.Н.Мамина – Сибиряка «Приёмыш». На уроке будем рассуждать, думать, высказывать своё мнение. Попробуем доказать, что доброта – это великий Божий дар, щедрость души.

    3.Обобщение и систематизация учебного материала.

    1). Работа с текстом рассказа.

    - Назовите еще раз, как называется произведение, над которым будем сегодня работать? (Д.Н.Мамин – Сибиряк «Приёмыш») (Слайд №3)

    -Как вы понимаете название рассказа «Приёмыш»? ( Это тот, кого приняли, приютили)

    -Дети, нам пришла шифрограмма, разгадав ее вы, ответите на вопрос.  Только ли о лебеде идёт речь в рассказе?  (Слайд №4)

    ЧПТСВИСОБОЛЬКОАЦЬКРТАРАСЪЫЛДЕПРИЁМЫШЖЗАМНЕФЕУАВТОРЛЬУБИХЧОК

    -Дома вы придумали название для всех четырёх частей рассказа, записали их на отдельном листочке, принесли эти листочки в класс, для работы в группе.

    (класс делится на 3 группы по 5 человек)

    Работа с первой частью (Слайд №5)

    -Вспомним упражнение «Гимнастика для глаз» (чтение первого и последнего слова на каждой строчке, остальной текст дети проскальзывают взглядом) 

     -Где происходит событие, которое описал автор? ( Действие происходит на Светлом озере)
    - Кто первый встретил автора? (Первым встретил автора собака Соболько)

     - Докажите, что автор и раньше посещал жилище старика? (Добрая встреча собаки, Тараса)

    -Как охотник в первый раз увидел старика?  (Старик плыл на лодке, стоя на ногах, а впереди лодки плыл лебедь)

    -Дайте название первой части рассказа.

    (Каждая группа выбирает при обсуждении одно название из пяти и называет его. Затем из трёх названий выбирается лучший вариант.)

    Работа со второй частью (Слайд №6)

    Применяя упражнение «Чтение-скольжение», зачитайте ответ на вопрос:

     - Как попал лебедь к Тарасу?

    - Как говорил о лебеде старик? (Как о родном, близком человеке)

    -Давайте попробуем прочитать вторую часть по ролям.

    - Перескажите тот момент, когда Тарас нашел лебедя и «нарисуем»

    картину на доске – т.е. прикрепляем на доске картинки: вода, камыши, лодка,
    Тарас в ней, лебедь впереди. (
    В итоге получается наглядная картина, того
    отрывка, какой надо.)

    -Выберите название для этой части рассказа.

    Работа с третьей частью (Слайд №7)

    -В первой половине третьей части подсчитайте, сколько предложений. Как считали?

    - В следующем отрывке Тарас говорит о себе как – то …
    (появляются на экране слова)
    Я тут князь князем живу. Всё у меня есть… И птица всякая, и рыба, и трава. Конечно, говорить они не умеют, да я – то понимаю всё. 
    -Как Тарас понимает птиц, рыб, зверей? Объясните.

    -Прочитайте вторую половину третьей части.

    -Какие эпитеты использовал автор для описания лебедя?

    http://festival.1september.ru/articles/571869/img3.jpg

    -Выберите название для этой части рассказа.

    Работа с четвёртой частью (Слайд №8-9)

    -Найдите предложения к такому ключу:

    Стр. 222 – (.) (…) (,) (.) (-) (…) (?)

    Стр.223 – (.) (-) (,) (-) (.) (-) (,) (,) (,) (.)

    - Когда автор посетил второй раз Светлое озеро? ( Автор попал на озеро поздней осенью.)

    - Как встретил Соболько автора во второй раз? (Выборочное чтение стр.222)

    - Какой вид был у старика? (Выборочное чтение стр. 222)

    - Почему? (Он был расстроен из-за того, что от него улетел Приёмыш.)

     - Как вы считаете, правильно ли поступил Тарас, что отпустил лебедя?

    ( Старик поступил правильно. Если бы он не отпустил его, то он бы затосковал и погиб.)

    -Каждой группе я приготовила карточку. Вставьте пропущенные слова.

    Подрастут ________, - отец с матерью выведут их сперва на ________, а потом начнут учить _______. Исподволь учат: всё дальше да ________.
    Своими _______ я видел, как молодых обучают к _________. Сначала
    особняком учат, потом небольшими _______, а потом уж сгрудятся в одно большое _______.

    - Почему так сильно тосковал Тарас о Приёмыше?

    ( Тарас понимал, что лебедь мог и не долететь до тёплых краёв, так как он был не подготовлен к дальней дороге.)

    -Выберите название для этой части рассказа.

    2). Обобщение ответов детей учителем. 

    Тарас был очень мудрым и добрым человеком, так как он понимал, что если он оставит Приёмыша у себя, то тот умрёт от тоски. Мы знаем, что каждый должен жить так и там, где ему суждено – рыбе – в воде, зверю – в лесу. А отпустив Приёмыша с лебедями в долгий и трудный путь, Тарас понимал, что тот может и не долететь до тёплых краёв, так как других лебедят учили и готовили в дорогу взрослые птицы. Но здесь была хоть какая – то надежда, что всё будет хорошо. Давайте пожелаем Приёмышу счастливого пути.

    3).Физкультминутка.  (Слайд №10)

    Лебеди летят, крыльями машут,

    прогнулись над водой, качают головой.

    Прямо и гордо умеют держаться,        

    Очень бесшумно  на землю садятся.

     - В чём же заключается доброта старика?

    ( Старик спас Приёмыша от верной гибели, он говорил всегда обо всех с теплотой в голосе.)

     - Поступок Тараса и его стиль речи показывает, что он был очень добрым и жалостливым человеком. В жизни обычно бывает так, что плохое притягивает к себе плохое: ложь, зло, жестокость, а добро притягивает к себе добро: ласку, внимание, доброту, благодарность. Вот и вокруг Тараса собрались лебедь, собака.

    4). Работа с планом – тестом.

    -Сейчас вы будете работать с тестом. Если правильно ответите на все вопросы, то сможете построить правильный пересказ рассказа. (Инструктаж по выполнению теста: я зачитываю вопрос, а вы находите правильный ответ и отмечаете знаком).

    (Тесты раздаются каждой группе)

    В какое время года происходили события, описываемые автором?

    Зимой

    Весной

    Осенью

    Как называется озеро?

    Синее

    Светлое

    Грязное

    Как звали старика?

    Иван

    Семён

    Тарас

    Сколько лет жил Тарас на озере?

    10

    40

    5

    С кем жил старик на озере?

    С собакой

    С курицей

    С лисой

    Как звали собаку?

    Тузик

    Соболько

    Шарик

    Какую птицу приютил Тарас?

    Лебедя

    Утку

    Индюка

    Как старик назвал птицу?

    Прикормыш

    Выкормыш

    Приёмыш

    Где Тарас запер птицу?

    В сундуке

    В ящике

    В избушке

    Для чего старик запер птицу?

    Чтобы не улетел

    Чтобы никто его не увидал

    Чтобы не играл с собакой

    Как сложилась дальнейшая судьба лебедя?

    Остался жить с Тарасом

    Улетел в лес

    Улетел в тёплую сторону

    - Используя данный тест, давайте перескажем рассказ.

    5). Работа с эпиграфом.

     - На доске помещён эпиграф к нашему уроку «Состраданье к животным так тесно связано с добротою характера, что можно с уверенностью утверждать, что не может быть добрым тот, кто жесток с животными».

     -  Как вы понимаете это высказывание? (Как человек относится к животным, так и будет относиться он к людям.)

    -Доказали ли мы на уроке, что доброта – это богатство, щедрость души? (Ответы детей) варианты ответов.

    6). Обобщение этапа работы учителем.

    Доброта - это богатство, щедрость души. Тарас был очень добрым человеком, его любили и животные и люди. С плохим человеком не хочется ни общаться, ни бывать у него в гостях. А к Тарасу постоянно приезжали гости и, возможно, у него, кроме лебедя, жили спасённые им животные.

    -Я расскажу вам стихотворение, которое подходит и к данному эпиграфу и к теме нашего урока. (Слайд № 11)

    Кто любит собак или прочих животных,

    Серьёзных котят и щенков беззаботных,

    Кто может любить и козла, и осла -

    Тот людям вовеки не сделает зла.

    3). Обобщение и систематизация учебного материала.

    -Сегодня на уроке мы завершили работу над произведением  Мамина – Сибиряка «Приёмыш».

    -Задача, которую решал Дмитрий Наркисович Мамин – Сибиряк в данном произведении -  показать положительный поступок старого рыбака Тараса и выразить симпатии к обитателям, живущим на Светлом озере. Для решения этой задачи автор рисует особый случай, помогающий  нам разглядеть в старом рыбаке Тарасе огромное заботливое сердце настоящего героя. В окружающей нас действительности не все так спокойно и безоблачно, как нам  того бы хотелось. Если внимательно всмотреться, то можно увидеть, что кому - то  живется очень нелегко. Если чутко прислушаться, можно услышать «безмолвный голос» существа ждущего помощи и очень важно не очерстветь и не стать равнодушными к чужой боли, к чужой беде. Вы ещё дети, но впереди вас ждет много славных дел. Но прежде вы должны вырасти настоящими людьми. А это значит: отзывчивыми, вежливыми, добрыми. Ведь делать добро, творить добро - это здорово. И по жизни вы должны идти только Дорогою Добра.

    -Сейчас мы ещё раз встретимся с героями этого произведения, просмотрев презентацию «Жизнь на Светлом Озере». (Слайды №12-26)

    - Какое чувство у вас появилось, когда смотрели презентацию?

    (Жалость, печаль, желание сделать что- то хорошее, доброе.)

    4).Итоги урока и оценка знаний. (Слайд №27)

    Рефлексия

    С каким чувством уходите с урока?

    Чему научил вас этот рассказ?

    Что на уроке у вас хорошо получилось?

    Пригодятся ли знания, полученные на уроке, вам в жизни?

    5). Домашнее задание. (Слайд №28)

    Приготовьте рассказ о том, какое доброе дело вы сделали. Какую помощь оказали тому, кто в ней нуждался.

    Картинка 1 из 54


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока-дискуссии и презентация литературного чтения по теме: "Д.Н.Мамин-Сибиряк. Приёмыш" 4 класс

    Урок - дискуссия Цели: 1) расширить знания детей о творчестве Д.Н.Мамина - Сибиряка; 2) формировать навыки связной речи, осознанного, правильного, выразительного чтения; 3) познакомить с произведе...

    Урок литературного чтения.3 класс.Тема урока: Д. Н. Мамин - Сибиряк "Приемыш"

    Урок литературного чтения. 3 класс. Тема урока: Д. Н. Мамин-Сибиряк «Приемыш». Задачи урока:1.Развивать восприятие художественного произведения.2.Воспитывать бережное отношение к приро...

    презентация к уроку литературного чтения по теме Композиция литературного произведения. Мамин-Сибиряк "Приёмыш".

    В презентации даны определения основных этапов построения литературного произведения: экспозиция, завязка, развитие, кульминация, развязка. Объяснение литературных терминов дано на примере рассказа Ма...

    Технологическая карта к уроку литературного чтения по теме: Д.Н. Мамин-Сибиряк "Приёмыш" 4 класс

    Технологическая карта урока по данной теме раскрывает цели, задачи, УУД, показывает индивидуальную и групповую формы работы на уроке, к уроку предоставлено мультимедийное сопровождение....

    Урок чтения по теме: Д. Н. Мамин – Сибиряк «Приёмыш»

    Урок чтения для учащихся 4 классов школ 8 вида....

    Тема урока: Д.Н. Мамин-Сибиряк "Приемыш"

    Данный урок чтения разработан по программе Школа России, в разделе "Природаи мы". Тема урока: Д.Н. Мамин-Сибиряк "Приемыш"...

    Тема урока: "Д.Н. Мамин-Сибиряк "Сказка про храброго Зайца ‒ Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост""

    Тема урока:   "Д.Н. Мамин-Сибиряк "Сказка про храброго Зайца ‒ Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост"", 3 класс, УМК "Школа России"Характеристика учебных возможностей и предшествующих дос...