Тема урока«Э. Успенский «Над нашей квартирой», «Память», «Если был бы я девчонкой»
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Терпигорева Ольга Васильевна

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: формирование читательской компетенции в процессе работы со стихотворениями Э. Успенского«Над нашей квартирой», «Память», «Если был бы я девчонкой»: умение анализировать стихотворный текст, определять художественные особенности стихотворения

 

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

1)формировать уобучающихсяпонятиеостихотворении как о жанре литературы;

2)формировать навык выразительного чтения произведений «Если был бы я девчонкой», «Над нашей квартирой», «Память».

Предметные:

1)учитьсяиспользовать справочную литературу для получения дополнительной информации в соответствии с учебной задачей;

2) учиться читать наизусть с соблюдением орфоэпических и пунктуационных норм, логических пауз и логических ударений.

Развивающие:

1) развитие навыков выразительного, правильного и осознанного чтения;

2) развитие художественно – творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении произведения;

3) развитие читательского кругозора, через знакомство обучающихся со стихотворениями Э. Успенского «Над нашей квартирой», «Память», «Если был бы я девчонкой»

Личностные:

1) способствоватьвоспитанию ценностное отношение к литературному чтению;

2)развивать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

 

Воспитательные:

1) способствовать воспитанию самостоятельности, активности, ответственности, культуры поведения на уроке;

2) способствовать воспитанию любви к чтению лирическихпроизведений;

3) воспитывать интерес к литературному чтению через использование разноуровневых заданий

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uspenskiy_okruzhayka.docx518.22 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

Дата: 24.04.2023

Школа: МАОУ «МЛ №148»

Класс: 2 «н»

Урок: 5

Время: 11:40-12:20 Кабинет: 224

Студент: Терпигорева Ольга Васильевна

Группа: 45

Учитель: Васильева Наталья Александровна

Методист: Кошкарова Л.С

          Тема урока«Э. Успенский  «Над нашей квартирой», «Память», «Если был бы я девчонкой»

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: формирование читательской компетенции в процессе работы со стихотворениями Э. Успенского«Над нашей квартирой», «Память», «Если был бы я девчонкой»: умение анализировать стихотворный текст, определять художественные особенности стихотворения

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

1)формировать уобучающихсяпонятиеостихотворении как о жанре литературы;

2)формировать навык выразительного чтения произведений «Если был бы я девчонкой», «Над нашей квартирой», «Память».

Предметные:

1)учитьсяиспользовать справочную литературу для получения дополнительной информации в соответствии с учебной задачей;

2) учиться читать наизусть с соблюдением орфоэпических и пунктуационных норм, логических пауз и логических ударений.

Развивающие:

1) развитие навыков выразительного, правильного и осознанного чтения;

2) развитие художественно – творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении произведения;

3) развитие читательского кругозора, через знакомство обучающихся со стихотворениями Э. Успенского «Над нашей квартирой», «Память», «Если был бы я девчонкой»

Личностные:

1) способствоватьвоспитанию ценностное отношение к литературному чтению;

2)развивать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

Воспитательные:

1) способствовать воспитанию самостоятельности, активности, ответственности, культуры поведения на уроке;

2) способствовать воспитанию любви к чтению лирическихпроизведений;

3) воспитывать интерес к литературному чтению через использование разноуровневых заданий

Оборудование: учебник «Литературное чтение» 2 класс, 2 часть, авторы: Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий (Школа России),  презентация, справочная литература, раздаточный материал

Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы организации учеб. Деятельности, методы и приемы, формы контроля

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося



 Планируемые метапредметные результаты

Дидактические средства и интерактивное оборудование

 Самоопределение к деятельности  
(1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Психологический настрой

Словесный метод

1. Проверяет готовность обучающихся к уроку.

2. Создание эмоционального настроя. Побуждение к высказыванию своего мнения.

3. Налаживание контакта с классом.

- Добрый день! Я рада вас всех видеть на уроке литературного чтения такими радостными и счастливыми. Присаживайтесь!

- Посмотрите, готово ли ваше рабочее место, сядьте за парту правильно, выпрямите спинки, ручки положите на парту, глазки поднимите на меня и приготовьтесь внимательно слушать и усердно работать.

На уроке за правильные и полные ответы я буду давать вам жетончики, а также активное участие в течение урока. Если соберете 8 жетонов, то получите отметку «5».

-Начнем урок

Сегодня на  уроке литературного чтения нам предстоит хорошо поработать, поэтому я желаю вам успеха!

УУКД:

планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

УУРД:

Владеть способами самомотивации

Актуализация знаний и мотивация

(4-5 мин)

Готовность мышления  и осознание потребности к построению нового способа действий

Ф

Словесный: беседа

1.Организует речевую разминку, развивающую технику чтения (правильное произношение слогов и слов без искажения их звукового состава). Разноуровневые задания.

Задание:Милости прошу к нашему шалашу: я пирогов покрошу и откушать попрошу.

Сейчас вам нужно будет прочитать скороговорку в парах.

А как именно прочитать скороговорку вы выберите сами.

Упражнение «Работа со скороговоркой»

Пословицы из справочника «Русский детский фольклор»

1 уровень. Нужно прочитать скороговорку четко и быстро. Вы получите один жетон.

2 уровень. Нужно прочитать скороговорку правильно и быстро, но с удивленной интонацией. Вы получите два жетона.

3 уровень. Нужно прочитать скороговорку правильно, быстро, при этом разыграть ее. Вы получите три жетона.

-Итак, 1 мин. на подготовку.

-Проверяем.(спросить несколько учеников)

Выбирают задания и выполняют его.

Справочник «Детский русский фольклор»

УУПД: Выявлять причинно - следственные связи

УУКД: Выражать свою точку зрения

УУРД: Делать выбор и принимать ответственность за решение

 Актуализация знаний и мотивация

(4-5 мин)

Готовность мышления  и осознание потребности к построению нового способа действий

Ф

Словесный: беседа

Наглядный метод

- Замечательно! Ребята, вспомните, какой же раздел мы сейчас изучаем?

- С каким автором мы знакомились на прошлых уроках?

- С какими произведениями мы познакомились? Чему мы научились, работая над прошлыми произведениями «Песенки  Винни-Пуха»?

-Верно, молодцы!

2. Подводит учащихся к теме.

-А тему нашего урока вы узнаете, после выполнения задания.

- Ребята, посмотрите на слайд. На слайде размещены произведения одного жанра.  Это произведение, какого жанра? Как поняли?

- Верно, это стихотворение.

ab30c187-232b-57fe-aaab-614539f04b26.jpgab30c187-232b-57fe-aaab-614539f04b26.jpg

-А вы хотели бы попасть на урок где одни стихотворения?

- А я точно знаю, что у кого-то из вас есть билет на такой урок…

Ну-ка посмотрите вокруг себя, под партой, книгой может найдется наш билет .

Как хорошо, что мы нашли (ученик, который нашел билет читает содержимое в нём).

На какой урок мы отправляемся, прочитай ?

-Ив шуткуи всерьез

-Б.В.Заходер

-«Песенки  Винни-Пуха»

-стихотворения

другая запись - короткие строчки

Эдуард Николаевич Успенский

Стихотворения : «Над нашей квартирой», «Память», «Если был бы я девчонкой»

Постановка учебной задачи
(4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Ф

Словесный: беседа

Наглядный метод

1. Формулирует вместе с детьми тему урока.

2. Подведение к формулировке темы и целей.

-Сформулируйте тему урока, опираясь на предыдущие задания.

Тема урока звучит так: Э. Успенский «Над нашей квартирой», «Память», «Если был бы я девчонкой»

-Какую цель мы можем поставить?

Вовлекает учащихся в определении последовательности действий на уроке

- Для достижения поставленных целей нам нужно составить план. Продолжите:

  1. Познакомиться…
  2. Прочитать…
  3. Поработать …

Хорошо, надеюсь, мы достигнем поставленных целей!

Определяют тему и цель урока

-  Э. Успенский «Над нашей квартирой», «Память», «Если был бы я девчонкой»

- познакомиться с произведениями (стихотворениями) Э. Успенского ««Над нашей квартирой», «Память», «Если был бы я девчонкой»

            План:

1) познакомиться с творчеством писателя Э. Успенского

2) прочитать и проанализироватьстихотворения «Над нашей квартирой», «Память», «Если был бы я девчонкой»

3) поработатьс творческими заданиями

УУПД: Устанавливать существенный признак классификации

УУКД: Формулировать суждения

УУРД: Выявлять и анализировать эмоции

"Открытие" детьми нового знания

  (7-8 мин)

Построение детьми нового способа действий  и формирование способности к его выполнению

П, И

Словесный: беседа

Наглядный метод

Практический: выполнение задания

1. Открытие для учеников новых сведений.

-Откройте учебник, страница 55, прочитайте: кто автор стихотворения?

-Ребята, знакомы ли вы с автором – Эдуард Успенский? Какие еще произведения этого автора читали? А где вы можете найти информацию об авторе? Какую справочную литературу вы знаете?

-Сегодня в течение всего урока мы будем обращаться к книгам, которые называются справочной литературой. Я составила выставку таких книг,- здесь Биобиблиографический справочник. Часть 2. Г.Н. Тубельская; Школьный Толковый Словарь русского языка, М.С. Лапатухин, Е.В. Скорлуповская, Г.П. Снетова; Фразеологический словарь русского языка, Н.В. Баско, В.И. Зимин

Прием «Работа с биографией автора»

Эдуард Успенский – советский и российский литератор, сценарист, драматург, радиоведущий, автор детских книг. Создатель Гены и Чебурашки, кота Матроскина и пса Шарикова, детективов-колобков и других ярких персонажей.

-Я подобрала информацию об Эдуарде Успенском из  Биобиблиографического справочника. Два человека представят его вам.

Эдуард Успенский – человек, подаривший жизнь нашим любимым  героям из мультфильмов – Чебурашке, коту Матроскину и дяде Федору. Его сочинения, переведенные на десятки языков, радовали миллионы благодарных читателей по всему миру. Сам автор считал свои книги проповедями, с помощью которых он разговаривал со своими верными поклонниками.

Посмотрите на первое произведение. Прочитайте, как оно называется, и рассмотрите картинки.

- Как вы думаете, о чём стихотворение?

 Давайте прочитаем это стихотворение и посмотрим, верны ли ваши предположения. Я читаю, а вы поставьте пальчик и следите:

Внимательно слушают ответ одного ребенка. Дополняют по желанию.

Э.Н. Успенский

Ответы учащихся.Весна в Простоквашино, Крокодил Гена и его друзья

-«Если был бы я девчонкой…»

-ответы учащихся

УУПД: Устанавливать существенный признак классификации

УУКД: Формулировать суждения

УУРД: Выявлять и анализировать эмоции

"Открытие" детьми нового знания
 (7-8 мин)

Построение детьми нового способа действий  и формирование способности к его выполнению

Ф

Словесный: беседа

Наглядный метод

Если был бы я девчонкой –

Я бы время не терял!

Я б на улице не прыгал,

Я б рубашки постирал,

Я бы вымыл в кухне пол,

Я бы в комнате подмёл,

Перемыл бы чашки, ложки,

Сам начистил бы картошки,

Все свои игрушки сам

Я б расставил по местам!

Отчего я не девчонка?

Я бы маме так помог!

Мама сразу бы сказала:

"Молодчина ты, сынок!"

Прием «Лестница ценностей»

- О чём это стихотворение?

Расскажите о мальчике, какой он? Используйте слова, предложенные на слайде и найдите в тексте строчки, относящиеся к этому качеству.

Хвастун, лентяй, веселый, трудолюбивый, любящий маму, заботящийся о маме, умный, хитрый, злой, плаксивый.

Какие чувства передаются в стихотворении: грусть, радость, веселье?

-Можно ли назвать это стихотворение юмористическим? Почему

- Прочитайте стихотворение выразительно.

Э. Успенский «Над нашей квартирой»

Прочитай название другого стихотворения. Рассмотрите иллюстрацию. По названию и иллюстрации предположите, о чем пойдет речь.

-Послушайте стихотворение и проверьте, верны ли ваши предположения.

-Это стихотворение о том, как мальчик думал, что было бы, если бы он стал девчонкой

Ответы детей

-веселье

 -да; критерии: 1) само событие; 2) диалог героев; 3) речь героя

Предполагают по иллюстрациям суть стихотворения

Предметные: уметь анализировать содержание произведения и отвечать на вопросы.

Метапредметные:

П:извлечение из текста необходимой информации; установление причинно- следственных связей; анализ, синтез; построение логической цепи рассуждений, выполнение действий по алгоритму.

К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; аргументация своего мнения.

-О чем стихотворение?

Что до нас хотел донести автор?

Найдите в стихотворении словосочетания в переносном значении. Вспомним, что такое переносный смысл слова.

Объясните их значение.

Сейчас вам нужно будет поработать в парах.

Произведение «Память». Вам каждому нужно прочесть это произведение друг другу.

так, кто готов прочитать данное произведение выразительно?Почему автор так назвал своё произведение?

- О чем данное стихотворение?

-Объясните значение слова «Память». Где можно найти значение слова? В какой справочной литературе? (представление толкового словаря)

Найдите лексическое значение слова «хвастовство» в словаре. Подумайте и объясните: можно ли героя стихотворения назвать хвастуном, быть хвастуном это хорошо или плохо? Обоснуйте свой ответ.

-Молодцы!

 О мышке, которая не дает спять кошке, кошка-собаке, собака-людям

Ответы детей

Герой стихотворения Успенского "Память" хвастается тем, что у него очень хорошая память, и он может сразу повторить любую фразу, любое предложение, любое стихотворение. Но когда малыш начинает повторять четверостишие про Ваню, у него получается очень смешно, потому что он постоянно путает главных героев, кто на чем ехал, кто кого вел, и кто кого мыл.

Память-способность человека сохранять свои знания и опыт и использовать в своей жизни. 

Хвастовство-излишнее восхваление своих достоинств, успехов и прочих качеств

Первичное закрепление

(4-5 мин)

Усвоение нового способа действий

Ф,И

Словесный метод: учебный диалог

Практический: разноуровневые задания

1. Закрепление с детьми полученных знаний на уроке.

- Итак, мы прочитали 3 стихотворения. Кто их автор?

Вам нужно выполнить задания. При необходимости использовать справочную литературу.(Библиографический справочник; Толковый словарь)

Упражнение «Слово об авторе»

Инструкция:

Выполните задания по выбору (из 3 уровней).

Кто хочет закрепить свои знания, тверже знать материал – выбирает задание 1.

Кто чувствует, что освоил материал по теме прочно – выбирает задание 2.

Кто чувствует себя уверенно и хочет проверить свои силы и возможности, выбирает задание 3.

1 уровень.

Задание:

В каком году родился Э. Успенский?

Что называется стихотворением?

2 уровень

Почему автор назвал стихотворение «Память»?

Объясни значение слова «Память»

3 уровень

Напишите письмо-совет мальчику из 1 стихотворения.

Нарисуйте иллюстрацию к стихотворению и прокомментируйте ее.

- Приступаем к выполнению заданий.

- Итак, проверяем задания.

- Хорошо!

Закрепляют знания посредством выполнения нестандартных заданий

- Э.Н. Успенский

Выполняют задания индивидуально, по выбору

3) Поработать с творческими заданиями

- Да, достигли.

УУПД:

Устанавливать существенный признак классификации

УУКД:

Формулировать суждения

УУРД:

Выявлять и анализирован эмоции

Самостоятельная работа с самопроверкой
(4-5 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

г

Практический: выполнение задания, оценивание

1. Начало самостоятельной работы учащихся.

2. Оказание индивидуальной помощи.

- Итак, а сейчас вы поработаете в подгруппах. Давайте сначала вспомним правила поведения в группах.

- Вы поделитесь на подгруппы по 5 человек. Вам нужно заполнить лист с заданиями.

«Если был бы я девчонкой»

1. Расскажите о мальчике, какой он?

Используя предложенные слова.

Хвастун, веселый, трудолюбивый, любящий маму, заботящий о маме, умный, хитрый, злой, плаксивый

2. Что вы должны делать всегда, независимо от того, мальчик вы или девочка?

3, Расскажи, как ты помогаешь маем.

2. «Над нашей квартирой»

1. Какие слова повторяются в стихотворении? Почему?

2. Что до нас хотел донести автор?

3.Найдите в стихотворении словосочетания, которые автор использует в переносном смысле.

Кто кому мешает спать, покажите стрелками.

«Память»

1.Чем хвастался мальчик?

2. Почему то, что повторяет мальчик, вызывает улыбку?

Снимок экрана 2023-03-23 220115.png

-  Но перед началом, давайте вспомним правила работы в команде.

- Итак, закончили.

- Выходим. Каждая команда прокомментирует  свои листы.

Выполняют самостоятельнуюработу в группах.

Называют правила поведения в группах.

Выполняют задания.

УУПД:

Устанавливать существенный признак классификации

УУКД:

Формулировать суждения

УУРД:

Выявлять и анализировать эмоции

Включение в систему знаний, повторение

(7-8 мин)

Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Ф,П

Словесный метод: беседа

Наглядный метод

1. Обобщение материала урока.

2. Вопросы на повторение теоретического обобщения.

-На что обращает внимание читателей автор, что он помогает нам понять?

- Я выбрала из сборника пословицы, вы выбираете из них. (перечень пословиц)

-Приведите примеры пословиц, которые помогут вам сформулировать основную мысль произведений.

Организует работу по проблемным вопросам.

- Какие учебные задачи мы с вами ставили?

- Справились с её решением?

Подводит учащихся к выводу

 - Ребята, а какие эмоции у вас вызывали стихотворения?

Ответы детей на вопросы учителя.
- ответы детей

Через юмор \ автор показывает отрицательные черты героев: безответственность,  невежество, даже хулиганство, но в то же время показывает наивность героев. Смешное, изображенное Э Успенским ,смешное потому и смешно, что правдиво.

Подбирают пословицы

1) Познакомиться с творчеством писателя Э. Успенского

2) Прочитать и проанализироватьстихотворения«Над нашей квартирой», «Память», «Если был бы я девчонкой»

3) Поработатьс творческими заданиями

-Веселые, радостные

УУПД:

Устанавливать существенный признак классификации

УУКД:

Формулировать суждения

УУРД:

Выявлять и анализировать эмоции

Рефлексия деятельности

(2-3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Ф

Словесный метод: беседа

1.Организуеет беседу, связывая результаты урока с его целями.

-Давайте подводить итоги. Скажите, какая была тема урока?

-Какую цель мы ставили?

- Как вы считаете, мы достигли поставленной цели?

2. Проводит беседу по вопросам.

– Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя.

3. Предлагает оценить свою работу на уроке, заполнив таблицу самооценки.

- А теперь проанализируйте свою  работу.Посчитайте  количество жетонов.

- Поднимите руки те, у кого меньше 5, 4, 3 жетонов.

А у кого больше 5, 6, 7?

- Вы хорошо поработали!

 «Закончи предложение», я говорю начало предложения, вы продолжаете.

- Сегодня на уроке у меня было открытие…

- Сегодня на уроке я  научился…

- Осталось   непонятным…

- Сегодня на уроке я был (каким?) учеником…

- Молодцы! На этом наш урок подходит к концу. До новых встреч!

- стихотворения Э.Н.Успенского

Познакомиться с творчеством Э.Н. Успенского

-да

Анализируют свою деятельность

УУКД:

Выражать свою точку зрения

УУРД:
признавать свое право на ошибку


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Э.Успенский "Над нашей квартирой". "Если был бы я девчонкой"

Презентации подготовлены к урокам Э Успенского во 2 классе по программе "Школа России" Презентации составлены по иллюстрациям книжек для малышей 1980г выпуска...

Технологическая карта урока окружающий мир "Над нашей квартирой" 2 класс, УМК "Школа России"

Класс: 2 «а»Тема урока: «Над нашей квартирой»  Э. УспенскогоЦели урока: познакомить с весёлыми произведениями русских писателей.Планируемые результаты:Предметные: формировать навык чтения стихотв...

Конспект урока по литературному чтению «Стихотворения «Над нашей квартирой», «Память» Э. Успенского» (2 класс), (УМК Школа России)

Цели деятельности учителя: создание условий для знакомства с произведениями Э. Успенского.Планируемые результаты:Предметные:совершенствовать навыки правильного, осознанного, выразительного чтения;знат...

Конспект урока по теме "Э.Успенский «Над нашей квартирой», «Память»" (УМК "Школа России", 2 класс)

Цели деятельности учителя: продолжение знакомства с автором Э. Успенским; ознакомление учащихся с новыми произведениями автора: Э.Успенский «Над нашей квартирой», «Память»Плани...

Конспект урока литературного чтения Э. Успенский «Если был бы я девчонкой», «Над нашей квартирой», «Память» (УМК «Школа России», 2 класс)

Цели деятельности учителя: продолжение знакомства с автором Э. Успенским; ознакомление учащихся с новыми произведениями автора: «Если был бы я девчонкой», «Над нашей квартирой»...

Технологическая карта урока литературного чтения. Тема: "Э.Н.Успенский «Если был бы я девчонкой», «Над нашей квартирой», «Память»." (УМК "Школа России", 2 класс)

Тип урока: «открытие» нового знания. Цель урока: формирование читательской компетенции и умения характеризовать героев в процессе работы над произведениями: Э.Н.Успенский «Если ...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ, «Э. Успенский «Над нашей квартирой», «Память», «Если был бы я девчонкой». Комическая ситуация – основа юмористического произведения», УМК "Школа России", 2 класс

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование формирование читательской компетенции в процессе работы со стихотворениями Э. Успенского«Над нашей квартирой», &laqu...