Обучение чтению детей с ОВЗ
методическая разработка по чтению (4 класс)

показать трудности обучения чтению детей с овз

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_i_priemy_raboty_s_detmi_ovz.docx36.3 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности и приемы работы с детьми ОВЗ

на уроках чтения в начальной школе

Интерес к чтению возникает в том случае, когда ребенок свободно владеет осознанным чтением и у него развиты учебно-познавательные мотивы чтения. Одним из вариантов повышения качества чтения у детей с ОВЗ является целенаправленное управление обучением чтению.

Но научить по-настоящему хорошо читать непросто. Необходимо создать для ребенка с ОВЗ благоприятные условия, обеспечить квалифицированное руководство обучением, основой которого является знание особенностей процесса чтения, владения эффективными методами и приемами.

У таких детей отсутствует целостное восприятие о произведении, их внимание сосредоточено на отдельных событиях, не могут установить связь между эпизодами. Воображение развито слабо, нет нужного для усвоения программного материала запаса знаний, умений и навыков. Поэтому они оказываются не в состоянии без помощи педагога и специальных коррекционных приемов овладеть чтением. Они испытывают трудности в произвольной деятельности. Учащиеся с ОВЗ быстро утомляются, перестают выполнять начатую деятельность. Опыт работы с учащимися доказывает, что чтение продолжает оставаться для учащихся с ОВЗ одним из предметов, трудности усвоения которого преодолеваются очень медленно. Все это отрицательным образом сказывается на изучении всех остальных предметов.

Работая с «особыми» детьми, мы учитываем их индивидуальные особенности и интересы, ищем особые подходы, создаём определённые условия для развития и формирования читательских умений и навыков.

Итак, перед нами есть цель: формирование читательских умений и навыков обучающихся с ОВЗ на основе приемов чтения.

.

Приемы, направленные на развитие четкости произношения

Учащиеся с ОВЗ во время чтения не умеют регулировать свое дыхание. Для исправления этого недостатка и служит дыхательная гимнастика. И используются упражнения на развитие подвижности речевого аппарата: “звуковая разминка”.

Напримет, читаем слоги с ударением на одном из них:

- здесь произносятся слоги сначала с ударением на 1-й слог, потом на 2-й и 3-й:

да’-да-да, да-да’-да, да-да-да‘

Или, сделав глубокий вдох, на выдохе читаем 15 согласных одного ряда (звуками):

м с 3 к т р б н в 3 р л н x р

Приемы, вырабатывающие внимание к слову и его частям и являющиеся предпосылкой правильного и скоростного чтения

У детей с ОВЗ слабо развит артикуляционный аппарат, что тормозит быстрое чтение, поэтому в 1-м и во 2-м классах эффективны следующие приемы:

1. Восстанови окончания слов. Для этого нужно прочитать в быстром темпе написанные на доске предложения с закрытыми окончаниями слов, по ходу чтения восстанавливая их.

Например:

Вороб_ сидел_ на ветк_ и чирикал_

2. Скороговорки.

Лежит ежик у ёлки, у ежа иголки,

А внизу, похожие на маленьких ежат,

Шишки прошлогодние на траве лежат.

Дети читают скороговорку в соответствии с заданием тихо, громко, шепотом, немое кино (произносят беззвучно).

Используем также приемы, развивающие оперативную память, устойчивость внимания.

1. Найди лишнюю букву: о, и, б, я, у.

Можно из старых газет вырезать любые тексты и раздать их детям. Задание: сегодня мы вычеркиваем только букву И. Завтра - другую и т.д.

2. Найди лишнее слово. Прочитай. Обоснуй свой выбор.

Слон медведь тигр лев бабочка кошка

3. “Да или нет?”

Дети слушают предложения и определяют, может ли это быть. Если да, то когда, где, почему? Если нет, то требуется доказательно это объяснить.

Выпал снег, Алеша вышел загорать.

Это упражнение нацелено на внимание к тексту, его сознательное освоение, умение быстро схватить смысл читаемого, точно построить высказывание.

Приемы, развивающие гибкость и скорость чтения про себя и вслух.

1. “Игра в прятки”.

Указывается страница учебника (любая), а затем читается текст. Дети должны найти страницу, глазами отыскать нужную строчку и подстроиться под чтение учителя.

2. Игровое упражнение “Догони”.

Дети читают отрывок текста вполголоса, прислушиваясь к голосу учителя, который читает громко, с достаточно высокой скоростью, и “тянутся” за ним, пытаясь “догнать”.

Упражнения, способствующие синтезу восприятия и понимания.

1. Из каждого слова убирай по одной букве. Сделай это так, чтобы из оставшихся получилось новое слово:

полк краска склон экран беда тепло

(кол) (каска) (слон) (кран) (еда) (поле)

2. Соедини слова правого и левого столбиков так, чтобы образовались новые слова:

Бал рак

Приз кот

воз глас

бой рот

кон вой

банк кон

Приемы, развивающие логическое мышление.

Эти приемы способствуют развитию скорости мышления в процессе чтения, его осознанности.

Например. Переставь буквы:

В лесу на сосне диситтеляд. Хвостом упирается в остлвереавд. Носом по стволу стучит, уоркбилотд, букашек ищет.

(В лесу на сосне сидит дятел. Хвостом упирается в ствол дерева. Носом по стволу стучит, кору долбит, букашек ищет.)

Или. Составление предложений с тремя словами, не связанными между собой по смыслу:

озеро медведь карандаш

Речевая зарядка.

Одним из эффективных приемов работы над техникой чтения у учащихся с ОВЗ в начальных классах является речевая зарядка.

Во время речевой зарядки можно использовать следующие виды упражнений.

1. Дифференциация сходных слогов и слов.

са - за

ма - мя

гол - кол

со –зо

мо - мё

гора - кора

су –зу

му - мю

игра - икра

2. Чтение слогов по подобию.

И

- А

- О

- У

ни

на

но

ну

зи

за

зо

зу

ли

ла

ло

лу

При выполнении этого задания не6обходимо обращать внимание детей на то, как образованы слоги, расположенные столбиком: они все с одной и той же гласной, т.е. положение губ при произнесении отдельного гласного и слога с этим гласным одинаково.

3. Чтение слов по подобию.

мак

майка

Ваня

рак

зайка

Маня

бак

гайка

Таня

В процессе неоднократного воспроизведения подобных подборок в памяти учащихся с ОВЗ быстрее накапливаются зрительные образы слов, узнаваемые ими сразу, с первого взгляда.

Речевая зарядка дает больший эффект, если проводить ее перед чтением текста.

Также можно использовать прием «Перевертыши».

Предложите ученику расшифровать перевертыши пословиц, названий книг, строчки из стихов и песен.

Счастье перемещается кучами. — Беда не ходит одна.

Прочитайте слова, которые зашифрованы:

ИКЗАКС ЬТЯНИЧОС ЯСЬТИЧУ

Примеры перевёртышей встречаются в произведении К.И.Чуковского «Чудо-дерево», в русских народных небылицах: «Ехала деревня мимо мужика», «Лошадь ела сало, а мужик овёс» и т.д.

Приём «Пометки на полях» обычно используется при ознакомлении с новым материалом. Он позволяет ученику отслеживать свое понимание прочитанного задания или текста.

Пометки должны быть следующие:

Знаком «галочка» (v) отмечается в тексте информация, которая уже известна ученику.

Знаком «плюс» (+) отмечается новое знание, новая информация. Ученик ставит этот знак только в том случае, если он впервые встречается с прочитанным текстом.

Знаком «минус» (-) отмечается то, что идет вразрез с имеющимися у ученика представлениями, о чем он думал иначе.

Знаком «вопрос» (?) отмечается то, что осталось непонятным ученику и требует дополнительных сведений, вызывает желание узнать подробнее.

Данный прием требует от ученика не привычного пассивного чтения, а активного и внимательного. Он обязывает не просто читать, а вчитываться в текст, отслеживать собственное понимание в процессе чтения текста или восприятия любой иной информации.

Перечисленные выше приемы, на мой взгляд, способствуют преодолению дефицитов развития детей с ОВЗ, помогают вовлечь их в деятельность и способствую развитию и формированию читательских умений и навыков обучающихся с ОВЗ.

.

Искажение смысла слова, непонимание переносного смысла слов, фраз, дословный пересказ (медленный темп чтения);

Недостатки в развитии памяти (ограниченный запас слов, нарушена последовательность изложения текста).

Навыки осознанного чтения и умения самостоятельно работать с текстом можно формировать с помощью системы специальных упражнений и способов действий, активно влияющих на основные параметры чтения: технику, осмысленность, выразительность.

Это упражнения направленные на:

  • развитие четкости произношения
  • развитие подвижности речевого аппарата
  • создание прочных связей между зрительными и речедвигательными образами слогов и слов, накопление в памяти слогов и слов
  • развитие бокового зрения и отработка прямого взгляда
  • развитие внимания к слову и его частям
  • развитие оперативной памяти, устойчивости внимания
  • развитие гибкости и скорости чтения про себя и вслух
  • развитие восприятия и понимания
  • развитие логического мышления

Упражнения, направленные на развитие четкости произношения.

Учащиеся с ОВЗ во время чтения не умеют регулировать свое дыхание. Для исправления этого недостатка и служит дыхательная гимнастика. И используются упражнения на развитие подвижности речевого аппарата: “звуковая разминка”.

1. Читаем быстро, смотрим внимательно:

оиэ

аоея

еаёио

яою

аюое

эёюяу

ыяю

уёюу

юуаою

2. Читаем гласные с ударением на одном из них:

еаоеуыиэ, еаоеуыиэ, еаоеуыиэ и т.п.

Можно разнообразить это упражнение, произнося слоги сначала с ударением на 1-й слог, потом на 2-й и 3-й:

да’-да-да, да-да’-да, да-да-да‘

3. Сделав глубокий вдох, на выдохе читаем 15 согласных одного ряда (звуками):

м с 3 к т р б н в 3 р л н x р

4. Читаем цепочку слогов:

ло бажуня

ли сажа синяки

5. Читаем слова с наращиванием:

по - вар, жар, смей, пей, шёл, вёл

2. Читаем медленно, в умеренном темпе, убыстряя темп:

жзи

тно

ктри

дру

зби

стру

3. Восстанови окончания слов. Для этого нужно прочитать в быстром темпе написанные на доске предложения с закрытыми окончаниями слов, по ходу чтения восстанавливая их.

Например:

Вороб_ сидел_ на ветк_ и чирикал_

4. Скороговорки.

Лежит ежик у ёлки, у ежа иголки,
А внизу, похожие на маленьких ежат,
Шишки прошлогодние на траве лежат.

а) Прочитай скороговорки орфографически.

б) Прочитай скороговорки орфоэпически.

в) Работа с табличками: дети читают скороговорку в соответствии с заданием

тихо

громко

шепотом

немое кино

(произносят беззвучно)

Упражнения, развивающие оперативную память, устойчивость внимания.

1. Найди лишнюю букву: о, и, б, я, у.

Можно из старых газет вырезать любые тексты и раздать их детям. Задание: сегодня мы вычеркиваем только букву И. Завтра - другую и т.д.

2. Найди лишнее слово. Прочитай. Обоснуй свой выбор.

слон

медведь

тигр

лев

бабочка

кошка

3. “Фотоглаз”.

За 20 секунд дети должны взглядом “сфотографировать” слова и ответить на вопрос “Есть ли среди этих слов...?”

Например:

орех

ручей

перья

разогнался

тропические

ошеломлённый

4. “Да или нет?”

Дети слушают предложения и определяют, может ли это быть. Если да, то когда, где, почему? Если нет, то требуется доказательно это объяснить.

Выпал снег, Алеша вышел загорать.

Автомобиль свистел с прежней скоростью и уходил вперед.

Это упражнение нацелено на внимание к тексту, его сознательное освоение, умение быстро схватить смысл читаемого, точно построить высказывание.

Упражнения, развивающие гибкость и скорость чтения про себя и вслух.

1. “Игра в прятки”.

Указывается страница учебника (любая), а затем читается текст. Дети должны найти страницу, глазами отыскать нужную строчку и подстроиться под чтение учителя.

2. Чтение со счетом слов.

Памятка:

1) плотно сожми губы и зубы;

2) читай только глазами;

3) читай как можно быстрее, при этом считая про себя слова текста;

4) ответь на вопрос к тексту (дается перед чтением).

3. Игровое упражнение “Догони”.

Дети читают отрывок текста хором вполголоса, прислушиваясь к голосу учителя, который читает громко, с достаточно высокой скоростью, и “тянутся” за ним, пытаясь “догнать”.

Упражнения, способствующие синтезу восприятия и понимания.

1. Из каждого слова вынь по одной букве. Сделай это так, чтобы из оставшихся получилось новое слово:

полк краска склон экран беда тепло

(кол) (каска) (слон) (кран) (еда) (поле)

2. В начало слова или его конец добавь букву, чтобы получилось новое слово. Какие звуки обозначаются этими буквами?

роза

г

пар

к

вол

к

утка

ш

осы

к

стол

б

3. Соедини слова правого и левого столбиков так, чтобы образовались новые слова:

бал

рак

приз

кот

воз

глас

бой

рот

кон

вой

банк

кон

Упражнения, развивающие логическое мышление.

Эти упражнения способствуют развитию скорости мышления в процессе чтения, его осознанности.

1. Выполни математическое действие и прочитай слово:

лод+им-мо+ван-л= ? (диван)

вер+лис+ту-ус+о-ил+лет=? (вертолет)

2. Переставь буквы:

В лесу на сосне диситтеляд. Хвостом упирается в остлвереавд. Носом по стволу стучит, уоркбилотд, букашек ищет.

(В лесу на сосне сидит дятел. Хвостом упирается в ствол дерева. Носом по стволу стучит, кору долбит, букашек ищет.)

3. Учимся выражать мысли другими словами. Упражнение направлено на то, чтобы научить ребенка оперировать словами.

Нынешняя зима будет очень холодной.

Нужно передать эту же мысль без искажения, но другими словами. Ни одно из слов данного предложения не должно использоваться в новых предложениях.

5. Составление предложений с тремя словами, не связанными между собой по смыслу:

озеро медведь карандаш

Речевая зарядка.

Одним из эффективных приемов работы над техникой чтения у учащихся с ОВЗ в начальных классаах является речевая зарядка. Речевая зарядка помогает решить следующие задачи:

  • установить прочные связи между зрительными и речедвигательными образами слогов и слов;
  • дифференцировать сходные единицы чтения;
  • накопить в памяти слоги и слов;
  • внушить детям уверенность в себе.

Дальнейшая работа с текстом уже не пугает их, а, напротив, вызывает интерес.

Во время речевой зарядки можно использовать следующие виды упражнений.

1. Дифференциация сходных слогов и слов.

са - за

ма - мя

гол - кол

со –зо

мо - мё

гора - кора

су –зу

му - мю

игра - икра

2. Чтение слогов по подобию.

И

- А

- О

- У

ни

на

но

ну

зи

за

зо

зу

ли

ла

ло

лу

При выполнении этого задания не6обходимо обращать внимание детей на то, как образованы слоги, расположенные столбиком: они все с одной и той же гласной, т.е. положение губ при произнесении отдельного гласного и слога с этим гласным одинаково.

3. Чтение слов по подобию.

мак

майка

Ваня

рак

зайка

Маня

бак

гайка

Таня

В процессе неоднократного воспроизведения подобных подборок в памяти учащихся с ОВЗ быстрее накапливаются зрительные образы слов, узнаваемые ими сразу, с первого взгляда.

4. Чтение слов с наращиванием согласных.

низ - вниз

плыл - всплыл

чай - чайник

бил - вбил

плеск - всплеск

двор - дворник

лез - влез

копал - вскопал рыба - рыбак

5. Чтение слогов и слов с подготовкой.

а - ан - бан - бант

е - се - сер - серп

о - то - сто - стол - столб

с - то - сто - ит - стоит

з - ва - зва -ли - звали

г-на-гна-ли-гнали

6. Чтение слов, полученных путем перестановки букв или отличающихся одной-двумя буквами.

пила - липа

карп - парк

коза - коса

палка - лапка

гора - рога

ужи - лужи

кукла - кулак

рыбак - рыбка

верь - зверь

волос - слово

ручка - круча

мышка - мошка

7. Чтение однокоренных слов, отличающихся друг от друга одной из морфем.

сад-садик

ход-выход

яма - ямка

копал - копнул

решила - решала

купал - купался

8. Чтение слов, начинающихся с одной и той же приставки, но имеющих разные корни.

накормил

унёс

напилил

увёз

намазал

увёл

Подобные задания закрепляют навык чтения слов с трудными слоговыми структурами, отрабатывают ритм, темп чтения, четкость артикуляции. Их хоровое проговаривание организует школьников и создает в классе хороший эмоциональный настрой.

Речевая зарядка дает больший эффект, если проводить ее перед чтением текста.

При переходе к чтению целыми словами целесообразно включать в речевую зарядку тексты. Их подбор осуществляется с учетом нескольких требований:

  • доступность содержания;
  • простота слов и предложений, входящих в текст;
  • относительная занимательность сюжета.

Список использованной литературы

1. Н.Н. Баль, И.А. Захарченя Обследование чтения и письма у младших школьников. Минск “Ураджай”, 2001.

2. КларкЛ.,Изучаемскорочтение. – World Wide Printing, Duncanville USA, 1997.

3. Оморокова М.И. и др. Преодоление трудностей. - М.: Просвещение, 1990 г.

4. Андреев О.А. Хромов Л.Н. Учитесь быстро читать. – М.: Просвещение, 1991 г.

5. Лазарева В.А., Литературное чтение в современной школе: дополнительные материалы к курсу лекций. – М. Педагогический Университет “Первое сентября”, 2005.

6. Уроки скорочтения: Эффективная методика. – М.: Мой Мир ГмбХ, 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение в первом классе - обучение на опережение

Это обобщение моего опыта по внедрению в практику опережающего обучения. Как результат - при написании в третьем классе итоговой работы по русскому языку за 4 класс 20% детей справились на отлично. Дв...

Особенности изучения результативности обучения в системе развивающего обучения Л.В. Занкова

Развитие школьников возможно только в условиях их поисковой деятельности, в ходе которой и воспитывается человек, способный к самостоятельным, смелым решениям, к эффективным действиям в соврем...

Новые подходы к обучению. ТРИЗ-тенология и ТРКМ (Деятельностные технологии обучения).

Познакомьтесь с достаточно деятельностными технологиями, я считаю, что они отражают подходы к обучению с свете новых ФГОС. Очень трудно подобрать технологию, отвечающую современным требованиям к уроку...

Интегрированный урок обучения грамоте и трудового обучения

УМК "Школа России",     Русская азбука;  Горецкий В. Г., Кирюшкин В. А., Шанько А. ФУрок проведен с упором на  применением здоровьесберегающих технологий. ...

урок обучения грамоте "Планета знаний"Тема урока: Урок обучения грамоте Звук [щ\']. Буквы Щ, щ.

Ход урока. 1. Орг . момент . Снег порхает и сверкает В золотом сиянье дня. Словно пухом устилает Все дороги и дома. Сыплет, сыплет снег-снежок. Начинаем наш урок.-Ка...

Родительское собрание для будущих родителей первоклассников. Тема: «Скоро в школу. Психологическая готовность к школьному обучению. Как помочь ребёнку подготовиться к началу школьного обучения»

Задачи данного родительского собрания: Обсудить с родителями проблему психологической готовности к школьному обучению.Создание условий для включения родителей будущих первоклассников в процесс п...