Учебное занятие по развитию читательской грамотности
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Балыбердина Нина Владимировна

Разработка направлена на развитие навыка раоты с художественным и научным видами текстов, умение их различать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pravka_chitatelskaya_gramotnost.docx41.79 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка учебного занятия

на развитие читательской грамотности с корректировкой возможных трудностей в обучении в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов к метапредметным результатам для 3 класса

Разработчик: Балыбердина Нина Владимировна, ГБОУ Школа №1250 г. Москвы

Урок развития читательской грамотности.

1. Орг.момент.

2. Цели и задачи урока. 5 минут

Ребятам выдаются карточки, на которых написаны буквы, и предлагается из этих букв сложить слово (информация)

Отлично! Тема нашего урока будет связана с информацией.

Информацию мы можем получать разными способами и информация нам встречается очень разная, скажите, пожалуйста, отличается ли тексты, которые мы с вами читаем на уроках литературного чтения от тех текстов, которые мы читаем на уроках окружающего мира?

А какие отличия вы видите в таких текстах? Например, мы с Вами читали, «Какая бывает роса на траве?» Л.Н.Толстого и читали тексты о круговороте воды на окружающем мире. Оба текста связаны с водой в природе, но в чём разница?

(Ответы учащихся, учитель даёт свои комментарии) Верно, текст Льва Николаевича призван нас почувствовать красоту природы, насладиться языком автора, когда же мы читаем текст о круговороте воды, перед нами излагаются научные факты, иногда в таки текстах присутствуют исследования, демонстрируются цифры. Первые тексты, как будто писатель «рисует» как художник, называются как? (художественные) А вторые тексты основаны на научных знаниях, называются как? (научные)

Вот сегодня мы и будем работать с информацией с различными видами текста.

Тема урока «Информация в научных и художественных текстах».

Задачи урока у нас(формулуируются совметно с детьми)

А. научиться различать тексты научные и художественные

Б. научиться получать информацию из разных текстов

3. Получение навыков

Я раздала вам на парты фрагменты двух текстов «Лиса-плясунья» Николая Сладкова в сокращении и текст «Лиса» с научно-популярного ресурса. Давайте прочтём вместе инструкцию к заданию.

Инструкция по выполнению работы

На выполнение работы даётся 30 минут. 10 минут на чтение текста в бумажном варианте, 15 минут на выполнение работы, 5 минут дополнительное время.

Работа включает в себя 3 части заданий на основе двух текстов (художественного и научно-популярного)

Понятно ли Вам задание? Есть ли вопросы?

Тогда ознакомимся с первой частью. В конце у вас приложены ключи к заданию.

Блок первый

Лиса-плясунья

Ну и погодка, чтоб ей ни дна ни покрышки! Дождь, слякоть, холод, прямо — бр-р-р!.. В такую погоду добрый хозяин собаку из дому не выпустит.

Решил и я свою не выпускать. Пусть дома сидит, греется. А сам взял бинокль, оделся потеплее, надвинул на лоб капюшон — и пошёл! Любопытно всё-таки поглядеть, что в такую непогоду зверьё делает.

И только вышел за околицу, вижу — лиса! Мышкует — промышляет мышей. Рыскает по жнивью: спина дугой, голова и хвост к земле — ну чистое коромысло.

Вот легла на брюхо, ушки торчком — и поползла: видно, мышей-полёвок заслышала.

Вдруг вскинулась лиска всем передом, потом пала передними лапами и носом на землю, рванула — вверх взлетел чёрный комочек. Лиса разинула зубастую пастишку, поймала мышь на лету.

Да вдруг и заплясала! Поскакивает на всех четырёх, как на пружинах. То вдруг на одних задних запрыгает, как цирковая собачка: вверх-вниз, вверх-вниз! Хвостом машет, розовый язык от усердия высунула.

Я давно лежу, в бинокль за ней наблюдаю. Ухо у самой земли — слышу, как она лапками топочет. А чего она пляшет — не пойму!

В такую погоду только дома сидеть, в тёплой сухой норе! А она вон чего выкомаривает, фокусы какие ногами выделывает!

Надоело мне мокнуть — вскочил я во весь рост. Лиса увидала — тявкнула с испугу. Шасть в кусты — только я её и видел!

Обошёл я жнивьё и, как лиса, всё себе под ноги гляжу. Лёг тогда по-лисьему на живот: не увижу ли так чего? Вижу: много мышиных норок. Слышу: в норках мыши пищат. Тогда вскочил я на ноги и давай лисий танец отплясывать! На месте подскакиваю, ногами топочу.

Тут как поскачут из-под земли перепуганные мыши-полёвки! Из стороны в сторону шарахаются, друг с другом сшибаются, пищат пронзительно…

Да что тут говорить: понял я, какую охоту испортил лисичке.

Плясала — не баловала, мышей из их норок выгоняла… Был бы у неё тут пир на весь мир!

Оказывается, во какие звериные штучки можно узнать в такую погоду: лисьи пляски!

Н.Сладков

Скажите, пожалуйста, поняли ли вы какой это тексты? Художественный или научный?

Давайте попробуем собрать информацию из этого текста.

  1. Какая погода была в день встречи автора с лисой? Отметь знаком х верный ответ.
  • Солнечная
  • Снежная
  • Дождливая
  • Жаркая

  1. Понял ли автор, зачем лиса «плясала»? Найди ответ в тексте и подчеркни это предложение.

  1. Тебе в тексте встретились выражения, которые употребляются нечасто, но их значение при чтении текста вполне понятно. Для каждого из выражений из первого столбца подбери соответствующее ему толкование (значение) из списка А-Г

ВЫРАЖЕНИЯ ТОЛКОВАНИЕ

  1. Промышлять А) Думать
  2. Шасть Б) Заниматься добычей кого-либо/ чего-либо

В) Звук, возникающий в результате удара

Г) Внезапное движение

Запиши в таблицу каждую выбранную букву под соответствующим номером.

1

2

  1. Восстанови последовательность событий в тексте
  1. Пляски лисицы
  2. Плохая погода, жалко собаку
  3. Оказывается, это охота
  4. Замечает лису

Ответ:

1

2

3

4

  1. Каким образом пляска помогает лисе ловить мышей ? Докажи свой ответ, используя предложения из текста.

А теперь познакомимся с другим текстом.

Лиса

Лисица - хищное млекопитающее из семейства псовых.

Морда узкая, уши стоячие, заострённые. Хвост длинный, пушистый. Поскольку кончик носа и подушечки лап у лис чувствительны к обмораживанию, зверь спит, обернув свой пушистый хвост вокруг тела. А подушечки лап к зиме обрастают шерстью. Мех густой, пушистый. Окраска преимущественно рыжая, разных оттенков, или серая с рыжиной. Размером она с небольшую собаку: весит 6-10 килограммов. Лисы издают звуки наиболее похожие на гавканье собак.

Известно 11 видов лисиц. Они распространены на всех материках, кроме Антарктиды, завезены в Австралию.

Существовало, да и сейчас еще существует мнение, что основная еда лис - зайцы. Конечно, лиса любит зайчатину, но догнать зайца она не может. Если же случайно наткнется лиса на растерявшегося зайца или на беспомощных зайчат, она, конечно, не упустит своего, но зайцы попадаются лисице не так уж часто. Впрочем, лисы прекрасно обходятся и без зайчатины. Подсчитано, что в рационе лисицы более 300 различных животных - от насекомых до крупных птиц. И все же основная пища лисы - грызуны. Чтобы насытиться, лисице нужно поймать и съесть не менее двух десятков мышей и полевок в день. Кроме мышевидных грызунов, она ест ондатр, сусликов, птиц, пресмыкающихся, земноводных, падаль.

Лисицы живут поодиночке, в норах, в лесах или степях. Нор лисы обычно сами не роют, стараются занять уже вырытые другими зверями. Весной в норах рождаются маленькие слепые детёныши (от 2 до 7). Самцы лисиц - хорошие семьянины. Они не только принимают деятельное участие в выращивании молодняка, но и трогательно заботятся о своих подругах еще задолго до того, как те подарят им прелестных лисят: носят пищу, благоустраивают норы.

Вредны лисы истреблением дичи и домашней птицы. Кроме того, лиса является распространителем бешенства и других заразных болезней. Совершенно очевидно, что нужен строгий контроль за её численностью. И еще: нельзя забывать, что уничтожением большого количества грызунов она приносит пользу сельскому хозяйству.

Используется материал интернет-ресурса:

Какой перед вами был текст? Художественный или научный?

Поищем ответы на вопросы по данному тексту.

  1. Заполни таблицу, используя данные текста

Вопросы

Ответы

Сколько видов лис известно?

Какова масса взрослой лисы?

Сколько лисят чаще всего бывает в норе?

  1. Почему лис сравнивают с собаками?

Прочитай два возможных ответа на этот вопрос:

  1. Гавканье лисы и собаки наиболее схожи.
  2. Лиса размером весит, как небольшая собака

Отметь знаком х верный ответ.

  • Верен только ответ А
  • Верен только ответ Б
  • Оба ответа верны.
  • Оба ответа неверны

  1. Восстанови предложение.

Поскольку кончик ______________и _______________ лап у лис чувствительны к _____________________, зверь спит, обернув свой _______________________________вокруг тела.

  1. В тексте говорится о том, что лисы живут в норах? Какие ещё животные так живут? Приведи 2 примера.

  1. Докажи, используя текст, что лиса – и опасна, и полезна для сельского хозяйства.

Ребята, вы большие молодцы.

Давайте сравним два этих текста.

Блок 3

  1. Найди отличия научно-познавательного текста (выбери несколько правильных ответов). Отметь знаком х верный ответ.

  • Прослеживается сюжетная линия
  • В тексте преобладает описание конкретных признаков животного
  • Содержит научные сведения и факты
  • Содержит художественное описание событий и образов

  1. В какую книгу ты поместил бы данные тексты?

НАЗВАНИЕ ТЕКСТА НАЗВАНИЕ КНИГИ

  1. Лиса-плясунья А) Рассказы о детях
  2. Лиса Б) Рассказы о животных

В) Энциклопедия о животных

Г) Сказки о животных

Запиши в таблицу каждую выбранную букву под соответствующим номером.

1

2

  1. Найди и запиши в этих текстах схожую информацию о лисах.

4. Заключение.

Итак мы провели с Вами работу с двумя разными видами текста. Какие виды текста мы разбирали на уроке? Какие особенности текстов вы запомнили?

5. Домашнее задание.

Дома прочитайте рассказ Сладкова Н. «Кто в доме живёт?»(раздаётся на листочках), а затем вместе с родителями найдите, пожалуйста, информацию об упомянутых в тексте животных и сравните с информацией в тексте.

6. Рефлексия

Понравилось ли Вам занятие? Что для вас было наиболее простым? А что показалось трудным, над какими заданиями, вы чувствуете, что надо ещё поработать?

Источники информации:

  1. Интернет-ресурс

  1. Интернет- ресурс

3. Интернет-ресурс


Приложение 1

Ключи к заданию

Блок 1

Верный ответ

1

2

2

Да что тут говорить: понял я, какую охоту испортил лисичке.

3

1Б, 2Г

4

БГАВ

5

От топота по земле мыши-полёвки вылезали из своих нор.

Допускаются иные формулировки ответа, не искажающие смысл ответа.

Блок 2

1

  1. 11
  2. 6-10 кг

2-7 лисят

2

3

3

Поскольку кончик носа и подушечки лап у лис чувствительны к обмораживанию, зверь спит, обернув свой пушистый хвост вокруг тела.

4

Возможные варианты ответов: ёж, барсук, суслик, сурикат, тушканчик и др.

5

Лиса полезна для сельского хозяйства, так как поедает грызунов, но вредна, так как поедает домашнюю птицу.

Допускаются иные формулировки ответа, не искажающие смысл ответа.

Блок 3

: 2,3

1Б, 2В

Лисы едят мышей-полёвок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пути формирования и развития читательской грамотности.

Чтение и умение работать с информацией - развитие читательской компетентности.Читательская грамотность. Группы умений. Пути формирования и развития читательской грамотности....

Развитие читательской грамотности в начальной школе, как одного из компонентов функциональной грамотности учащихся, с применением современных технологий.

Базовым навыком функциональной грамотности младших школьников считается читательская грамотность – это умение человека понимать и использовать письменные тексты, анализировать, изучать их д...

Развитие читательской грамотности в начальной школе, как одного из компонентов функциональной грамотности учащихся.

Развитие читательской грамотности в начальной школе, как одного из компонентов функциональной грамотности учащихся....

Развитие читательской грамотности. И.А.Шмелёв "Лето Господне". Отрывок из главы «Пасха». Разработка учебного занятия. 1-4 классы.

В данном материале я предоставляю разработку учебного занятия, направленного на развитие читательской грамотности учащихся младших классов. Материалом для занятия является отрывок из произведения И.А....

Функциональная грамотность.Развитие читательской грамотности.

Разработка занятия по литературному чтению для развития читательской грамотности школьников на уровне начального общего образования в формате международных исследований качества образования...

Развитие читательской грамотности в начальной школе, как одного из компонентов функциональной грамотности учащихся.

Читательская грамотность — это уровень владения навыками чтения и понимания текста. Она включает в себя способность правильно произносить слова, понимать и интерпретировать прочитанное, а т...

Развитие читательской грамотности на занятиях по внеурочной деятельности (1 класс)

Конспект занятия представляет собой интеграцию предметов  литературного чтения и русского  языка и является одним из возможных вариантов решения остро возникшей в настоящее время проблемы ка...