Развитие читательской грамотности. И.А.Шмелёв "Лето Господне". Отрывок из главы «Пасха». Разработка учебного занятия. 1-4 классы.
план-конспект занятия (1, 2, 3, 4 класс)

Моисеева Марина Васильевна

В данном материале я предоставляю разработку учебного занятия, направленного

на развитие читательской грамотности учащихся младших классов.

Материалом для занятия является отрывок из произведения И.А. Шмелёва "Лето Господне", глава "Пасха".

Целями занятия являются преоретение читетельского опыта,

обучение чтению для получения и использования информации художественных и информационных  текстов.

Для развития  высшей формы читетельской грамотности мы учимся на данном занятии

работать с информацией , не лежащей на поверхности,

с информацией, представленной в виде рисунков и схем,

учимся интерпретироватьсобытия и действия героев для лучшего понимания их чувств и особенностей характера и т.д.

В том числе, учимся работать с текстом, который не согласуется с житейским опытом школьника.

Весь материал учитывает личностные и предметные требования ФГОС к освоению русского языка и литературного чтения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_zanyatiya._moiseevamv.docx499.49 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка учебного занятия. Проект.

Цели урока:

- Обучение чтению с целью приобретения читательского опыта.

- Обучение чтению с целью получения и использования информации.

       Для этого используются художественные и информационные тексты.

Читательская деятельность на уроке включает в себя:

- умение находить информацию, представленную в тексте в явном виде;

- делать на основе этой информации несложные выводы;

- интерпретировать и обобщать отдельные сообщения текста;

- оценивать содержание, язык и форму всего сообщения и его отдельных элементов.

Для развития и проявления высшей формы читательской грамотности ставятся задачи:

- работать с информацией, которая не лежит на поверхности;

- работать с информацией, которая представлена в виде рисунков и схем;

- интерпретировать события и действия героев для понимания их чувств и особенностей характера;

- оценить и объяснить значение визуальных и (или) вербальных элементов для понимания сообщений текста;

- работать с текстами, которые не согласуются с житейским опытом школьника.

Форма предоставления материала.

Формат текста включает в себя сплошной текст, а также текст, содержащий таблицы, схемы и рисунки.

Основной литературный текст представлен более крупным размером шрифта. Вопросы и иные части учебной информации – более мелким.

При представлении учащемуся текстов и фрагментов текста с использованием схем, таблиц, рисунков возможно применение другого типа шрифта.

Текст и вопросы к нему чередуются. После небольшого фрагмента текста идут вопросы к нему или задания, затем вновь представлен текст и вновь вопросы.

В конце работы используются вопросы или задания ко всему тексту.

Из требований ФГОС к освоению русским языком и литературным чтением на данном уроке представлены следующие:

Личностные:

- сформированность мотивации к обучению и познанию;

- готовность обучающихся к саморазвитию;

-  сформированность гражданской идентичности (принадлежности к культуре своего народа, осознание истории своего народа как одной из составляющей частей своей личности);

Предметные:

- формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;

- понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения…;

- овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

В области литературного чтения (п.12.1):

- Понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

- осознание значимости чтения для личного развития (формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности…);

- понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое).

Младшие школьники будут с интересом читать художественные, научно-популярные, учебные тексты, которые помогут им сформировать собственную позицию в жизни, расширят кругозор.

«Лето Господне» Иван Сергеевич Шмелёв.

Автор нашего произведения родился в купеческой семье. Но его отец не занимался торговлей, а владел плотницкой  артелью. Поэтому мальчика с детства окружали мастеровые, а воспитателем его был набожный старик, бывший плотник.

В такой обстановке и рос будущий писатель.

После   революции Иван Сергеевич Шмелёв  вынужден был покинуть Родину и жить в эмиграции долгие годы.  

Находясь в центре Европы, в Париже, он тоскует по своему детству, по «патриархальной» дореволюционной  России.

 Герой произведения – сам автор. Глазами маленького мальчика мы видим купеческий быт старой Москвы.

Чтобы  представить, какое время описывается в романе, давайте попробуем решить математическую задачку.

Задача.

Автор романа родился в 1887 году.

Герою его произведения 7 лет.

В каком году происходит действие романа?

                                             Ответ: Действие происходит в 1897 году.

Задача.

Если сейчас «на дворе» 21 век, то в каком веке происходят события в романе «Лето Господне»?

Давайте вслушаемся в название: «Лето Господне».

Как вы думаете, о каком «лете» идёт речь? То ли это «лето», что «ярким солнышком согрето», или речь о другом?

Вспомните, какой вопрос мы задаём имениннику, поздравляя его с днём рождения?

- «Сколько тебе исполнилось лет?»

Почему «лет», а не, например, «зим» - «сколько тебе зим?»

Что же такое - «Лето»?

В словаре Ушакова мы находим:

Лето – лета (мн.ч.)  -  Поэтическое, устаревшее понятие.

Каким словом можно заменить «лето», «лета» в выражениях?:

«Мои лета уже не те…» - говорит добродушный старичок.

«Многая лета! Многая лета!» - поют торжественно, поздравляя именинника.

                                                                                                                                                               (дети предлагают)

Попробуем заменить:

«Мои года уже не те…»

«Долгих лет желаем Вам!»

Как считаем возраст малыша?

«Один год, два года, три года, четыре года, но – пять лет».

Значит, в книге «Лето Господне» мы знакомимся с целым годом жизни мальчика через церковный богослужебный год, который включает в себя много праздников и разнообразных событий.

В нашей сегодняшней работе мы используем лишь несколько небольших отрывков.

  1. Прочитай отрывок из главы «Пасха» произведения Ивана Шмелёва «Лето Господне»

«У Воронина на погребице мнут в широкой кадушке творог. Толстый Воронин и пекаря, засучив руки, тычут красными кулаками в творог, сыплют в него изюму и сахарку и проворно вминают в пасочницы. Дают попробовать мне на пальце: ну, как? Кисло, но я из вежливости хвалю. У нас в столовой толкут миндаль, по всему дому слышно. Я помогаю тереть творог на решетке. Золотистые червячки падают на блюдо, – совсем живые! Протирают все, в пять решет; пасох нам надо много. Для нас – самая настоящая, пахнет Пасхой. Потом – для гостей, парадная, еще “маленькая” пасха, две людям, и еще – бедным родственникам. Для народа, человек на двести, делает Воронин под присмотром Василь-Василича, и плотники помогают делать. Печет Воронин и куличи народу».

Подчеркни незнакомые, непонятные слова и найди их значение в «словарике урока», расположенном в конце.

Выполни следующие задания с этими словами:

Задание 1.

«Погреб» и «погребица».

а). Рассмотри рисунок и «план разреза».

Закрась на «плане разреза» - помещение погребицы жёлтым цветом.

б). Рассмотри план и зачеркни неправильный ответ:

«Помещение погреба и погребицы имеет одинаковую высоту. Это:»

   

     

в). Рассмотри план и запиши, какова ширина погреба в см.:

____________________

Задание 2.

Кадушка.

Посмотри в «словарике урока» значение слов «кадка» и «бочка». 

Выпиши из «словарика» предложение, указывающее на различие этих двух предметов.

____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

Задание 3.

Пасочница.

 (см. «словарик урока»)

Подпиши картинки -  где «пасха», а где «пасочница».

                       

                                                     

Задание 4.

Решето, решётка, «пять решет». 

Найди и выпиши из текста предложение, которое подошло бы к данной фотографии.

_____________________________________________________________

______________________________________________________________

  1. Прочитай текст ещё раз и посчитай, сколько всего пасох приготовил Воронин с помощниками. Запиши ответ цифрой.

            ____________________

  1. Просмотри ингредиенты для разных пасох, сравни их с описанием изготовления пасхи в тексте, и выбери тот набор продуктов, который больше всего подходит.

Под выбранным вариантом поставь галочку.

Мука

Творог

Яйца

Сметана

Цукаты

Творог

Цукаты

Фундук

Курага

Творог

Изюм

Миндаль

Масло

  1. Прочитай ещё один отрывок из произведения «Лето Господне». Как изменился дом перед Праздником?

Заполни в таблице свободные графы.

«Великая Суббота, вечер. В доме тихо, все прилегли перед заутреней. Я пробираюсь в зал – посмотреть, что на улице. Народу мало, несут пасхи и куличи в картонках. В зале обои розовые – от солнца, оно заходит. В комнатах – пунцовые лампадки, пасхальные: в Рождество были голубые?.. Постлали пасхальный ковер в гостиной, с пунцовыми букетами. Сняли серые чехлы с бордовых кресел. На образах веночки из розочек. В зале и в коридорах – новые красные «дорожки». В столовой на окошках – крашеные яйца в корзинах, пунцовые: завтра отец будет христосоваться с народом».

Было

Изменилось к  Пасхе

Голубые

Лампадки

Пунцовые

Не было ковра

Ковёр в гостиной

Ковёр с пунцовыми букетами.

?

Кресла

 Бордовые, без чехлов.

Без украшений

Образа (иконы)

Веночки из розочек.

Ничего не было

В коридорах

 ?

Ничего не было

?

Корзины с крашеными яйцами.

  1. Как ты думаешь, какие чувства испытывает

в предпраздничные дни герой произведения Ивана Шмелёва?   Просмотри оба отрывка, запиши слова или выражения, которые отражают настроение мальчика.

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

  1. Обратись к своему жизненному опыту и запиши в свободной форме, какие Пасхальные традиции сохранились в твоей семье или в семьях твоих знакомых и родственников.

______________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________.

  1. Какое практическое задание для себя ты можешь вынести из нашего урока?                          

__________________________________________________________________

  (приготовить «пасху» по рецепту Ивана Шмелёва…)

«Словарик урока»:

ПОГРЕБИ́ЦА, -ы, ж. Устар. и обл. Помещение над ямой погреба. («У нее в погребе и на погребице было много кувшинов с молоком и горшочков со сметаной». Чехов, Учитель словесности).

ПОГРЕБ - Яма с бревенчатыми стенами и крытым верхом, служащая для хранения припасов, обычно наполняемая льдом. («Держать капусту в погребе»).

БО́ЧКА, -и, род. мн. -чек, дат. -чкам, ж.

Ёмкость цилиндрической формы (обычно деревянная) с  выпуклыми стенками, сделанными из деревянных дощечек, которые стянуты обручами.

Кадка ёмкость цилиндрической формы, сделанная из деревянных дощечек, которые стянуты обручами.
Кадка может находиться только в стоячем положении, а бочку, закрыв крышкой и затычками, можно положить и перекатывать в лежачем положении.

Пасочница Деревянная форма в виде пирамиды для изготовления творожной пасхи.

Па́сха — особое блюдо из творога, которое по русской традиции готовится только один раз в году — на праздник Пасхи. 

Пасха — это самый главный христианский праздник, установленный в воспоминание Воскресения Исуса Христа из мертвых.

Решето (решётка, пять решет) -  Хозяйственная утварь в виде деревянного обода, на который натянута сетка, для просеивания муки, для протирания творога.

Примечание:

Данный урок направлен на развитие читательской грамотности высшей и средней степени, предполагает наличие у учащихся многих умений и навыков, закрепляет их, мотивирует на дальнейшее продвижение в области освоения всеми видами чтения.

Но в каждом классе присутствует один-два, а иногда и больше, учащихся, испытывающих трудности в развитии читательской грамотности. 

Это связано не только с тем, что данные ученики не сталкиваются на уроках с многими видами заданий, способствующих развитию читательских компетенций, но и с трудностями речевого развития на протяжении дошкольного и начального школьного обучения. Эти дети могут иметь проблемы с восприятием фонетико-фонематической структуры слова, сталкиваться с нарушением звуко-слоговой структуры слова, нарушением словообразовательных процессов, трудностями с освоением связной речи, лексико-грамматическим оформлением предложений.

Кроме того, таких учащихся сопровождают недостаточность внимания, неразвитая произвольность, нарушения процессов анализа и синтеза.

Данные школьники могут страдать дисграфией и дислексией.

Обычно эти учащиеся получают специальную помощь на протяжении всего начального периода обучения и могут принять участие в тестовых заданиях, уроках на развитие читательской грамотности и даже в исследованиях PIRLS.

Для успешной работы таким ученикам требуется дополнительная, иногда просто стимулирующая помощь учителя, специальная подготовка материала и способа предоставления заданий.

На данном уроке я использую следующие способы помощи учащимся с низким уровнем читательской грамотности:

- Формат предоставления материала учащимся даётся в виде сплошного текста, включающего в себя отрывки из литературных произведений, вопросы к отрывкам, схемы, рисунки, таблицы, словарь.

Для учащихся с трудностями подобный способ подачи материала может рассеивать внимание, отвлекать от выполнения конкретных заданий. Поэтому материал урока предоставляется им разделённым на группы. Отдельно даются карточки с текстами, отдельно – карточка со «словариком урока» и отдельно – список вопросов и заданий.

Сложные задания к тексту, требующие интерпретировать неявно заданную информацию, комплектуются на отдельной странице с предоставлением необходимого для анализа эпизода из данного отрывка. То есть мы предлагаем ребёнку тот же текст, но разделённый на части. Тем самым мы помогаем ему найти и извлечь необходимую информацию.

Такой же способ деления текста на части используем и в более успешной ситуации для учащегося, когда ему необходимо найти, извлечь и интерпретировать явно заданную информацию. В данном случае мы экономим его усилия, сохраняя энергию и мотивацию для решения более сложных задач.

- Для основной части учеников литературный текст представлен более крупным размером шрифта, а вопросы и иные части учебной информации – более мелким.

Для данной же категории учащихся вопрос размера шрифта имеет особое значение. Литературный текст должен быть представлен более крупным  шрифтом, вид которого знаком ему по учебникам. Задания и иная информация не может быть предложена мелким шрифтом, но она, безусловно, отличается по размеру от основного литературного текста.

Смысловое деление кусков осуществляется не за счёт разного шрифта, а за счёт пробелов, абзацев, отступов.

Тем не менее, иной шрифт должен быть представлен в задании, но в местах, которые не требуют много внимания и мыслительных усилий от ученика. Это могут быть заголовки, отдельные выделенные слова, подписи под рисунками.

Так же имеет значение предоставление таблицы и рисунка со схемой в более крупном и чётком виде. При этом задания, связанные со схемой, планом, таблицами должны быть скомпонованы на отдельной странице.

- Текст и вопросы к тексту для основной части учащихся чередуются. При этом, они ставятся в условия постоянного возвращения к данному литературному тексту для поиска необходимой информации.

Данный вид работы представляется очень сложным, а иногда и непосильным для ученика с низким уровнем читательской грамотности.

Поэтому мы облегчаем ему условия работы, предоставляя необходимый для ответа эпизод из текста тут же, рядом с вопросом. При этом у ученика сохраняется возможность выбора – работать с целым текстом, представленным на карточке, или с частью текста, размещённым под вопросом. При этом полный текст на карточке должен выглядеть более привлекательно, иметь немного больший размер шрифта, больший контраст бумаги и шрифта, удобно сформированный текст, возможно, представленный в рамочке. Учащиеся, проходящие дополнительное обучение с логопедом и психологом, обычно, знают о своих трудностях, они мотивированы и могут сначала использовать текст. При необходимости они обращаются к фрагменту, предоставленному для удобства.

- Для более успешного формулирования ответа, таким учащимся могут быть предоставлены в месте ответа слова, являющиеся началом предложения. Или даются опорные слова для более успешного выполнения задания.

Данные ученики должны ощущать во время выполнения заданий поддержку со стороны учителя. Учитель может помочь в организации рабочего пространства, направить внимание ученика к определённому заданию или карточке, не давая ему возможности «потеряться», вдохновлять его своим дружественным отношением, улыбкой, словом.

Учитель-логопед ГБОУ № 1498

«Московская международная школа»

Моисеева Марина Васильевна                           30 июня 2020 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка учебного занятия в 3 классе по экологической проблематике

Данная разработка будет полезна учителям начальных классов для уроков окружающего мира. Цель: ознакомление учеников с проблемой охраны природы....

Методическая разработка учебного занятия .Математика 1 класс

Предмет математика                          Класс  1 «Б»...

Развитие читательской грамотности в начальной школе, как одного из компонентов функциональной грамотности учащихся, с применением современных технологий.

Базовым навыком функциональной грамотности младших школьников считается читательская грамотность – это умение человека понимать и использовать письменные тексты, анализировать, изучать их д...

Развитие читательской грамотности в начальной школе, как одного из компонентов функциональной грамотности учащихся.

Развитие читательской грамотности в начальной школе, как одного из компонентов функциональной грамотности учащихся....

Функциональная грамотность.Развитие читательской грамотности.

Разработка занятия по литературному чтению для развития читательской грамотности школьников на уровне начального общего образования в формате международных исследований качества образования...

Учебное занятие по развитию читательской грамотности

Разработка направлена на развитие навыка раоты с художественным и научным видами текстов, умение их различать....