Главные вкладки

    Методическая разработка учебного занятия в 3 классе по экологической проблематике
    план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме

    Ефремова Светлана Леонидовна

    Данная разработка будет полезна учителям начальных классов для уроков окружающего мира. Цель: ознакомление учеников с проблемой охраны природы.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    государственное  бюджетное  общеобразовательное учреждение

    Самарской области средняя общеобразовательная школа

    пос. Новый Кутулук  муниципального района Борский

    Самарской  области

    Методическая разработка

    учебного занятия в 3 классе

    по экологической проблематике

    Автор: учитель начальных классов

    Ефремова Светлана Леонидовна

    2013 год

    Тема: Природа в опасности.

    Предварительная подготовка: дать ученикам задание подготовить доклады о животных, занесенных в Красную книгу.

    Цели: ознакомить учеников с проблемой охраны природы; дать представления о состоянии живой и неживой природы на сегодняшний день; вспомнить правила поведения в лесу; развивать способность анализировать полученную информацию и делать верные выводы; расширять кругозор;  воспитывать любовь к природе, стремление оберегать ее.

    Задачи:

    1) Образовательные:

    - углубить и расширить имеющиеся знания школьников об охране природы;

    - совершенствовать умения и навыки по подготовке докладов;

    2) Воспитательные:

    - воспитывать любовь к природе;

    - формировать правила поведения в лесу;

    3) Развивающие:

           - развивать способность анализировать полученную информацию;

            - научить учащихся делать верные выводы.

    Оборудование: иллюстрации с изображениями исчезнувших и исчезающих видов животных и растений на интерактивной доске;  карточки с экологическими задачами; плакат с кроссвордом; карточки с вопросами кроссворда, мяч.

    Ход урока

    1. Повторение изученного материала

    - Ребята, давайте с вами вспомним, о чем мы говорили на прошлом  уроке? (Об экологии.)

    -  Так что изучает наука экология? (Связи между живыми существами и окружающей их средой.)

    - Посмотрите на доску, что вы видите? (Кроссворд.)

    - Правильно, кроссворд, который мы с вами сейчас и постараемся отгадать. Какое у нас первое слово? (Экология.)

    Посмотрите, у меня есть карточки, которые я раздам вам. В порядке очередности ученики, получившие карточку, будут ее зачитывать. Остальные ребята отгадывают и поднимают руки, чтобы сообщить ответ. Правильные ответы ребята записывают в кроссворде.

          Карточка 2.  Как на земле называется существо, обладающее сознанием и разумом? (Человек.)

          Карточка 3. Как одним словом можно назвать насекомых, зверей, птиц, змей и лягушек? (Животные.)

         Карточка 4. Какие животные организмы способны, поглощая углекислый газ, вырабатывать кислород? (Растения.)

        Карточка 5. Весь мир, в котором мы живем? (Природа.)

        Карточка 6. Как называют природу, включающую в себя солнце, воду, воздух, камни. (Неживая.)

        Карточка 7. Как называют природу, объединяющую  растения, грибы, животных и человека? (Живая.)

        - Мы с вами отгадали кроссворд, а теперь подумайте и скажите, как связаны между собой человек и природа? (Человек является частью природы, природа дает человеку возможность дышать и жить, питание, материал для создания одежды и жилья; человек меняет природу, выращивая новые виды растений и животных, уничтожая вредных для себя животных, вырубая леса, загрязняя атмосферу.)

    1. Работа над новым материалом

    Ребята, вы, наверное, уже знаете, что не всегда деятельность человека идет на благо природе.

    Природа – наш огромный дом,

    И всем найдется место в нем:

    Бабушке, зверю и побегу,

    И дереву, и человеку.

    Хоть дом большой, но хрупок он –

    Ему все хуже с каждым днем.

    Не враг вредит из века в век,

    Природу портит человек.

    Но, может, скоро мы поймем,

    Что мы неправильно живем,

    Что дом наш охранять должны

    От грязи, злобы и войны.

    Чтоб в доме нашем навсегда

    Царили мир и чистота.

    - Ребята, подумайте, как человек может навредить природе? (Загрязнить ее, вырубить леса.)

    - Человек  создает все новые и новые предприятия, отходы которых загрязняют и воду, и воздух, и почву. Каждый день в атмосферу попадают вредные газы, в воду и почву ядовитые вещества. Как вы думаете, отражается ли это на жизни животных, растений и самого человека? Почему? (Выпивая грязную воду, дыша загрязненным воздухом, питаясь растениями, выросшими на загрязненной почве, человек и животные чаще болеют, раньше погибают.)

    Правильно, получается, что, отравляя окружающую природу, человек тем самым отравляет и себя самого.  Люди не просто пользуются дарами природы, но и изменяют ее. Для строительства новых домов и предприятий  требуются новые площади, прокладываются новые дороги. Все это неминуемо ведет к новым вырубкам лесов.

    Наиболее активно вырубают джунгли, которые издавна считались легкими планеты. Однако и в нашей стране страдают леса. Очень много деревьев было вырублено в Сибири. В Приморском и Хабаровском краях сильно пострадали  ценнейшие кедровые леса.

    - А как вы думаете, как отражается быстрая вырубка лесов на животных? (Некоторые животные погибают.)

    Правильно, многие животные, лишившиеся привычного места обитания, либо уходят дальше в глубь леса, либо погибают. Если лесные животные имеют возможность поменять место жительство, то бывшие обитатели осушенных прудов обречены на вымирание.

    - Как вы думаете, почему? (Рыба, лягушки и другие водные обитатели не могут долгое время обходиться без воды, поэтому не могут найти себе другой пруд и поселиться в нем.)

             За 400 лет бесследно исчезло более 100 млекопитающих, 150 видов птиц и множество рыб. Только за последние полвека с лица земли навсегда исчезло  несколько сотен видов растений. Почти 300 видам зверей и 200 видам птиц также грозит уничтожение. К счастью, в ХIХ веке были предприняты первые шаги по охране животных. В Америке были созданы первые организации защитников природы. Постепенно это движение охватило весь мир. Наиболее известной организацией, выступающей за сохранение природы и окружающей среды, является «Гринпис». Движение «зеленых» существует и в нашей стране. Еще одной организацией, борющейся  за охрану природы, является Международный  союз охраны природы (МСОП). Именно этот союз издает  Международную Красную книгу.

            Президент нашей станы, Владимир Путин постановил провести в 2013 году в Российской Федерации Год охраны окружающей среды. В связи с этим, у нас в стране будет проведено множество мероприятий по охране окружающей среды. И мы с вами примем участие в конкурсах, олимпиадах и других мероприятиях по экологии.

             Ребята, дома вы должны были подготовить доклады о животных, занесенных в Красную книгу. Сейчас мы их прослушаем.

    Учащиеся зачитывают несколько докладов. (ПРИЛОЖЕНИЕ 1.)

    А сейчас мы с вами немного поиграем. Встаньте все у своих парт. Правила игры простые: я бросаю одному из вас мяч и говорю « На земле». Поймавший мяч должен быстро вспомнить название животного, живущего на земле, к примеру, олень. Далее он бросает мяч другому и называет новое место обитания. Тот вспоминает название следующего животного и т. д.  В качестве мест обитания можно использовать: на земле, в воде, в воздухе, в почве, в горах, на льдинах, в дереве и т. д. Тот, кто быстро не может ответить на вопрос, - выбывает и садится за свою парту. Побеждает самый сообразительный и быстрый.

    - Ребята, мы с вами немного отдохнули, поэтому продолжим работу. А кто из вас помнит, как еще человек старается  сберечь животных и растения? (Создает заповедники.)

    Правильно, заповедники – это уголки дикой природы, где полностью запрещена  хозяйственная деятельность человека. Здесь нельзя ни убивать животных, ни вырубать леса, ни ловить рыбу, если заповедником объявлен отрезок реки или пруд. Помимо заповедников существуют заказники. Здесь разрешена хозяйственная деятельность человека, однако она не должна причинять вред природе. Национальные парки также призваны охранять природу, однако они открыты для посещения людей и являются настоящими музеями живой природы.

     Как вы думаете, где можно увидеть редких животных? Где о них заботятся и по мере возможности разводят? (В зоопарках.)

    - А чем занимаются  специалисты  в ботанических садах? (Выращивают редкие растения.)

    - Скажите, вот мы с вами заводов не строим, от нас не зависит вырубка леса, но мы можем  участвовать в охране природы? (Да.)

    - Как мы можем это сделать? (Не ломать деревья, не рвать цветы.)

    Правильно, мы тоже можем внести свой маленький вклад в охрану природы. Представьте, что каждый гуляющий по лесу или парку сломает ветку или нарвет охапку цветов.

    - Что станет с этим парком к вечеру или через месяц? (Все деревья обломаны, а цветы сорваны.)

    Много ли пользы принесет такой парк и приятно ли будет в нем гулять? Но навредить природе мы можем, не только обламывая ветки и обрывая цветы. Гуляя по парку или по лесу, очень часто можно заметить, что на земле валяются пустые фантики, упаковки от шоколадных батончиков, чипсов, пустые бутылки.

    - Как вы думаете, подобный мусор загрязняет природу? (Да.)

    Даже выбрасывая мусор в мусорное ведро, мы невольно загрязняем природу, не говоря уже о разбрасывании его в лесу или в парке. Ученые подсчитали, что каждый житель крупного города в год выбрасывает около тонны мусора. Часть мусора сжигают, часть - закапывают. Однако и в том и в другом случае вредные вещества попадают в окружающую среду, отравляя ее. Именно поэтому ученые многих стран работают над проблемой новых способов переработки мусора.

    1. Подведение итогов

    - Ребята, какую проблему мы затронули  на этом уроке? (Проблему защиты природы.)

    Как хозяйственная деятельность человека отражается на окружающей среде? (Загрязняется воздух, почва, вода.)

    - Какие меры предприняты для охраны природы? ( Создаются специальные организации, издается Красная книга, организовываются заповедники, заказники, национальные парки, ботанические сады, зоопарки.)

    - Какой вклад мы с вами можем внести в охрану природы? ( Не ломать деревья, не рвать растения, не загрязнять лес мусором.)

    Домашнее задание

    Прочитать по учебнику параграф, посвященный защите природы, и найти информацию о заповедниках и национальных парках.

                                                                                                   ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

    ЕВРОПЕЙСКАЯ НОРКА

        
      
      Вид, находящийся под угрозой исчезновения. Внесен в  Красную книгу
      
      
    Распространение. Европейская часть России от Северного Кавказа до тундровой зоны
       В Челябинской области до середины XX в. норка заселяла всю горно-лесную зону и ряд соседних территорий. Единично отмечалась в Ильменском заповеднике.

       Численность
    . Численность европейской норки на Урале начала снижаться в 30-х гг. ХХ в., ранее периода массового расселения американской норки. Значительное сокращение численности вида в Челябинской области, судя по динамике заготовок, произошло в 50-х гг.
        
    Биология. Околоводный хищник. Места обитания — небольшие лесные реки с захламленными и подмытыми берегами, дельты рек с многочисленными протоками, озера с обильной растительностью.  В зимний период предпочитает реки с наличием незамерзающих участков.  Нора простая, с одним выходом. Иногда занимает норы водяных крыс. В период выкармливания молодых семья меняет нору несколько раз. Основным кормом служат мелкая рыба, лягушки, водяные крысы и другие грызуны, раки, моллюски и т. д.
      
        
    Меры охраны. Охраняется в национальном парке «Зюраткуль» (на р. Березяк). Необходимы запрет добычи, обследование местообитаний, где предположительно сохранился этот вид.


    Семейство БАНАНОЕДЫ

    Бананоеды — довольно крупные птицы. Это наибольшие по размерам представители отряда кукушек: самые крупные виды бананоедов больше вороны. Окраска оперения этих птиц яркая: фиолетовая, пурпурно-красная, зеленая, синяя и т. п. Это одна из особенностей бананоедов.

    В период размножения они устраивают на деревьях плоские, небрежно сооруженные из мелких веточек гнезда, напоминающие голубиные. В кладке бывает 2 белых яйца. Птенцы вылупляются голыми, но, в отличие от птенцов настоящих кукушек, вскоре покрываются пуховым нарядом. Наряд этот сохраняется на птенцах долго — более 50 дней. По роду пищи бананоеды — растительноядные птицы, поедающие фрукты, ягоды, молодые побеги и почки различных деревьев и кустарников. Вопреки своему названию, бананов они не едят.

    Снежный барс

    Снежный барс (Ирбис) — красивый дымчато-серый котяра больших размеров, напоминает леопарда. Водится в горах Средней Азии: Гималаи, Тибет, Памир, Алтай, Саяны. Снежный барс является исчезающим видом и занесен в красную книгу, охотиться на него запрещено.

    Название своё снежный барс получил благодаря умению быстро передвигаться по глубокому снегу и протаптывать в нем тропинки. Охотится снежный барс на горных козлов, например на своего соседа по красной книге —
    амурского горала.

    Белый медведь

    Белый (полярный) медведь — русский аналог панды, только покрупнее и без чёрных пятен. Вместо бамбука ест рыбу и нападает на тюленей. Белый медведь считается самым крупным сухопутным хищником на Земле. Обитает только в северных широтах, но люди почему-то решили, что и в новосибирском зоопарке белому медведю можно жить. Белый медведь — отличный пловец-подводник, но ни маску, ни ласты не использует.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка урока математики в 3 классе по теме: «Умножение на однозначное число».

    Описание методической разработки.Название – методическая разработка урока математики в 3 классе по теме: «Умножение на однозначное число».Этот урок первый по счёту при изучении данной темы, по т...

    Методическая разработка урока математики в 3 классе по теме "Доли". УМК "Школа России"

    Методическая разработка содержит подробный ход урока по теме "Доли"....

    Методическая разработка урока математики в 3 классе по теме "Текстовые задачи на кратное сравнение чисел"

    На уроке организовывается  деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению способа решения задач на кратное сравнение; развиваются  умения решать задачи на увеличение и уменьшение...

    Методическая разработка конспекта занятия для 3 класса по восстановительной физической культуре на тему "Правильная осанка"

    Урок восстановительной физической культуры на тему "Правильная осанка" решает все поставленные задачи. Во время выполнения упражнений укрепляются мышцы пресса и спины, что благотворно влияет на ...