Методическая разработка учебного занятия по окружающему миру во 2 классе на тему "Наша дружная семья" в рамках проведения районного семинара-практикума
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему

Наталья Васильевна Солодилова

Название УМК :  «Школа России»

Предмет :  окружающий мир

Тема урока :  «Наша дружная семья»

Место и роль урока в изучаемой теме : первый урок по данной теме

Тип урока :  комбинированный

Цели урока : формирование  навыков культуры общения и поведения в семье, расширение  представлений детей о семье, о домашних делах взрослых и детей, о возможности взаимопомощи между членами семьи.

Задачи

1. Ввести понятия «семья», «общение», «культура общения в семье», «традиции».

2. Обсудить с детьми правила культуры общения в семье.

3. Формировать навыки культурного общения, навыки по сплочению детского коллектива.

4. Развивать устную речь учащихся.

5. Воспитывать внимательное и уважительное отношение к родителям и старшему поколению.

6. Способствовать сплочению семей учащихся, раскрытию ценностей взаимоотношений в семье.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                 Методическая  разработка  учебного  занятия

         в рамках проведения районного семинара-практикума

Класс :  2

Учитель :  Солодилова Наталья Васильевна

ОУ :  МБОУ «Токская средняя общеобразовательная школа»

Название УМК :  «Школа России»

Предмет :  окружающий мир

Тема урока :  «Наша дружная семья»

Место и роль урока в изучаемой теме : первый урок по данной теме

Тип урока :  комбинированный

Цели урока : формирование  навыков культуры общения и поведения в семье, расширение  представлений детей о семье, о домашних делах взрослых и детей, о возможности взаимопомощи между членами семьи.

Задачи :  

1. Ввести понятия «семья», «общение», «культура общения в семье», «традиции».

2. Обсудить с детьми правила культуры общения в семье.

3. Формировать навыки культурного общения, навыки по сплочению детского коллектива.

4. Развивать устную речь учащихся.

5. Воспитывать внимательное и уважительное отношение к родителям и старшему поколению.

6. Способствовать сплочению семей учащихся, раскрытию ценностей взаимоотношений в семье.

Оборудование: мультимедийный проектор, доска, компьютер, презентация «Наша дружная семья», нарисованное дерево (ватман), клей, раздаточный материал для каждого ученика (нарисованные деревья, листочки для дерева класса, таблички с терминами для рефлексии, памятка «Наша дружная семья»).

Планируемые образовательные результаты:

Личностные:

  • Развитие познавательного интереса и мотивов, направленных на изучение данной темы.
  • Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
  • Развитие осознания необходимости культуры общения в семье.
  • Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие.

Метапредметные: непосредственная метапредметная связь урока окружающего мира с литературным чтением, русским языком, внеурочным занятием «Логика. Информатика».

Регулятивные УУД:

  • Умение находить и формулировать проблему урока вместе с учителем.
  • Умение слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.
  • Способность слушать, наблюдать и делать самостоятельные выводы.

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в учебнике, справочной литературе и других источниках.
  • Добывать новые знания, используя учебник и информацию, полученную на уроке.
  • Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, построения рассуждений.
  • Развитие способностей к творческому мышлению.

Коммуникативные УУД:

  • Донести свою позицию до других, оформлять свою мысль в устной речи.
  • Совместно договариваться о правилах работы в группе, в паре.

Предметные:

  • Отбирать из предложенных важные для семейной жизни условия
  • Уметь различать родственные взаимосвязи.
  • Определять роль в жизни человека культуры семейного общения

                              Ход  занятия:

I.Организационно - мотивационный этап:

Для ребят звенит звонок,

Начинается урок.

Время даром не теряйте,

На вопросы отвечайте,

Дружно тему обсуждайте.

Не пройдёт ваш даром труд,

Знанья пользу принесут.

 

– Добрый день, ребята! Сегодня у нас будет необычный, интересный и серьезный урок, а вот чему он будет посвящен, вы сейчас сами мне скажите.

II. Актуализация знаний. Подготовка к введению темы урока.

- На прошлом уроке мы с вами успешно завершили изучение большого раздела о безопасном поведении человека в разных ситуациях.

Чтобы перейти к изучению следующего раздела, нам нужно ответить на несколько вопросов ( за вопросами о безопасности скрыты буквы )

         О          Б         Щ         Е        Н         И         Е

- Что у нас получилось?  (Общение). Правильно, так называется наш новый раздел. А сейчас послушайте рассказ (читает учитель).

Жил-был мальчик Толя. Как и все дети, он учился в школе. Однажды Толя пошел в школу, не выучив урока, очень, боялся, что учитель вызовет его к доске.

– Ах, если бы я смог стать невидимкой, чтобы меня никто не видел и не слышал, – подумал он.

Учитель начал урок с переклички. Когда очередь дошла до Толи, услышав свою фамилию, мальчик ответил: «Я здесь». Но учитель, вздохнув, сказал: «Жаль, что Толя не пришел сегодня в школу. Я как раз хотел вызвать его к доске отвечать». Тут Толя понял, что стал невидимкой, и очень этому обрадовался.

После урока ученики выбежали на улицу. Они весело разговаривали друг с другом, смеялись, играли в разные игры. Вместе с ними выбежал и Толя. Но ребята не видели мальчика. Толя напрасно старался обратить на себя внимание. Ему очень хотелось похвастаться, что он невидимка. Он подбегал то к одному, то к другому мальчику, говорил им что-то смешное, даже конфеты предлагал. Но ребята не замечали его.

Толе стало скучно, и он побежал домой.

Во дворе он увидел, что мама стоит на балконе и ждет его.

– Мама, вот он я! Но мама не слышала и не видела его.

– Я не хочу быть невидимкой, – заплакал Толя. – Хочу, чтобы мама меня видела, хочу разговаривать с ребятами, хочу, чтобы учитель вызвал меня отвечать урок! Очень плохо быть невидимкой! Очень плохо быть одному!

И Толя снова стал обыкновенным мальчиком.

– Заинтересовала вас эта история?

– Что особенного запомнилось?

– Почему в начале сказки Толя был доволен, что стал невидимкой?

– Какое чувство испытал Толя в начале истории?

– Как изменилось его чувство в конце?

– Понравилось Толе быть невидимкой? Почему?

– Какой вывод можно сделать из этого рассказа? (учащиеся отвечают на вопросы, выносят свои предположения, делают выводы)

 (Затем учитель подводит общий итог всему сказанному)

Вывод: Человек не может жить на этом свете без общения с другими людьми. Действительно, плохо человеку, когда ему не с кем поиграть, поговорить, поделиться своими горестями и радостями, то есть не с кем общаться. В своей жизни мы общаемся с разными людьми, но самые близкие люди для нас – это наши родные, наша семья.

- С кем мы общаемся? (с одноклассниками, учителями, родителями и т. д.)

- С кем чаще? (с родителями).

- Где происходит общение? (в школе, на улице, дома и т.д.)

- А кто самые близкие люди для каждого из вас? (родители, бабушки и дедушки… - семья)

III. Этап введения новой учебной информации:

1. Постановка учебной задачи.

– Предположите, о чём мы будем говорить на уроке. (Об общении, о семье). Правильно, тема сегодняшнего урока: «Наша дружная семья».

(Учитель вывешивает тему урока на доске)

– Нам предстоит очень серьёзная работа. Прочитайте, на странице 42 учебника что мы узнаем сегодня на уроке?

- Какие цели урока мы можем поставить перед собой на урок?

  (Дети называют цели урока, учитель вывешивает на доске)

- Чтобы не потерять ни одно из новых понятий на уроке, мы воспользуемся «корзинами знаний». Одна корзинка называется «Я хочу узнать», а другая «Я знаю». Новые понятия, с которыми мы хотим познакомиться поближе, мы поместим в первую корзину, а по мере изучения  будем перемещать их во вторую корзину. Тем самым мы покажем, как пополняется наш багаж знаний.

   - Ещё у всех вас на партах лежат таблички с терминами «общение», «семья», «культура общения», «традиции». В этих табличках по мере изучения новых слов, вы будете ставить себе + или - , что означает, понял ли ты значение этого слова или нет.

2. Работа над понятием «семья» (беседа, сопровождающаяся высказываниями своих мнений учениками).

– Ребята, как вы думаете, что обозначает слово «семья»? (ответы детей)

– Давайте обобщим, что же это такое «семья».

Слово «семья» у славян произошло от семь и я, то есть отец и мать, сам и еще 3–4 детей. А можно заглянуть в словарь русского языка, где собрано около 57000 слов и расписано их лексическое значение, т.е краткое толкование слов. Составил такой словарь российский ученый Ожегов.

(Ученики сами ищут слово «семья» в словаре, учитель лишь контролирует)

  В словаре Ожегова записано так:  «Семья – это группа близких родственников, живущих вместе»

  Вывод: семья – это группа людей, связанных близкородственными отношениями и, обычно, живущих вместе.

– Семью можно изобразить не только в виде текстовой информации, но и в виде графической или образной информации, чем мы сейчас и займёмся с вами.  Я предлагаю вам изобразить свою семью в виде дерева, а членов семьи – листочками этого дерева.  На обороте каждого листочка напишите членов вашей семьи, не забудьте про себя!  Затем приклейте листочки к дереву. Если листочков на дереве у вас не хватит, нарисуйте ещё сами. (У всех на партах раздаточный материал - дерево и листочки). А теперь отгадайте загадки, о ком они?

1. Она  лучше всех на свете,

Без нее прожить нельзя.

Есть она у Кати, Пети

И, конечно, у меня. (Мама)

2. Шкаф тяжелый кто подвинет?
Кто розетки нам починит,
Кто все полочки прибьет,
В ванной утром кто поет?
Кто в машине за рулем?
На футбол мы с кем пойдем? (Папа)

3. На него смотрю всегда

И беру с него пример.

Он  на папу так похож!

Но только с сединой – и что ж? (Дедушка)

4. У мамы работа, у папы работа,

У них для меня остается суббота!

А  с нею я дома всегда,

Она не ругает меня никогда! (Бабушка)

5. Маме на радость, папе в награду,

Он появился, наследник – отрада.

Родной, несмышленый, пуговки–глазки –

Ему все вниманье, забота и ласки. (Брат)

6. Радость в глазах, в глазах удивленье,

В семье у нас нынче еще прибавленье!

В доме у нас появилась девчонка!

Теперь я ей брат, а она мне …(Сестренка)

      IV. Релаксация:

Выросли деревья в поле.

Хорошо расти на воле!

Каждое старается,

К небу, к солнцу тянется.

Вот подул весёлый ветер,

Закачались тут же ветки,

Даже толстые стволы

Наклонились до земли.

Вправо-влево, взад-вперёд –

Так деревья ветер гнёт.

Он их вертит, он их крутит.

Да когда же отдых будет?

Ветер стих. Взошла луна.

Наступила тишина.

V. Продолжение работы по теме урока:

         1.Работа над понятием «культура общения»

     (беседа, сопровождающаяся высказываниями учеников).

- Семья делится на 2 слова «семь» и  «я» - это семеро как я, ведь в семье все чем-то похожи друг на друга: лицом, голосом, взглядом, характером: могут быть общие увлечения и любимые занятия

 Семья – самое главное в  жизни для каждого из нас. Семья – это близкие и родные люди, кого мы любим, с кого берём пример, о ком заботимся, кому желаем добра и счастья.

– Что же может объединять членов семьи? (Забота друг о друге, нежность, любовь, ласка, уважение).  

В каждой семье должна соблюдаться культура общения.

А как вы понимаете это выражение?

(Вежливая речь, культурное поведение, доброе, уважительное отношение к человеку)   Нужна ли она в семье?                                                                                                                                                                                  (Конечно, ведь культура общения – это вежливая речь, культурное поведение, доброе, уважительное отношение к человеку. Культура общения нужна нам, чтобы семья была дружная и счастливая)

– Давайте обобщим, что же это такое «культура общения».

  Вывод: культура общения – это часть культуры поведения человека, которая выражается в речи и поведении.

2. Работа над понятием «дружная семья» (беседа, сопровождающаяся высказываниями учеников).

– Сейчас постараемся ответить ещё на один непростой вопрос: Что такое «дружная семья»?

– В любой семье взрослые помогают детям, а дети – взрослым. Забота о детях, престарелых, больных – долг каждого человека.

– Откроем учебники на странице 43 (обсуждение действий людей).

         – Давайте обобщим, что же это такое «дружная семья».

Вывод: дружная семья – это семья, в которой все уважают друг друга, заботятся друг о друге, поддерживают и помогают друг другу, вместе проводят свободное время.

– Ребята, сейчас внимательно смотрите на экран и хором отвечайте. В дружной семье, в которой соблюдается культура общения, произойдут такие ситуации или нет?

  • Вы часто говорите маме, что любите её?
  • Ваша бабушка далеко, вы ей звоните и интересуетесь её здоровьем, поздравляете с праздниками.
  • Папа уставший приходит с работы, и вы тут же с порога начинаете докучать его просьбами.
  • Любимый дедушка принес вам шоколад. Вы поблагодарили его, развернули обертку и отломили половинку дедушке.
  • Брат в школе получил плохую отметку. Вы подбадриваете его, помогаете исправить ситуацию.

3. Обсуждение рассказа Валентины Осеевой «Печенье» (читает заранее подготовленный ученик).

Мама высыпала на тарелку печенье. Бабушка весело зазвенела чашками. Все уселись за стол. Вова придвинул тарелку к себе.

— Дели по одному, — строго сказал Миша.

Мальчики высыпали все печенье на стол и разложили его на две кучки.

— Ровно? — спросил Вова.

Миша смерил глазами кучки:

— Ровно... Бабушка, налей нам чаю!

Бабушка подала обоим чай. За столом было тихо. Кучки печенья быстро уменьшались.

— Рассыпчатые! Сладкие! — говорил Миша.

— Угу! — отзывался с набитым ртом Вова.

Мама и бабушка молчали. Когда все печенье было съедено, Вова глубоко вздохнул, похлопал себя по животу и вылез из-за стола. Миша доел последний кусочек и посмотрел на маму — она мешала ложечкой неначатый чай. Он посмотрел на бабушку — она жевала корочку черного хлеба...

– Хорошо ли поступили мальчики?

– Как нужно было поступить мальчикам, чтобы всем было хорошо?

4. Работа над понятием «семейные традиции» (беседа, сопровождающаяся высказываниями учеников).

– У нас осталось ещё одно понятие, которое нужно понять и запомнить. Это «семейные традиции».

– Что такое «семейные традиции»?

– Слово «традиция» пришло к нам из латинского языка и означает «передача». Традиции – это то в нашей жизни, что передаётся от одного поколения к другому, от старших к младшим.

– Какие примеры семейных традиций вы можете привести?

 (Семейные традиции: семейное чтение, семейные обеды, семейные походы, семейные праздники)

– О своих семейных традициях вы подготовите рассказ дома и поделитесь им с нами на следующем уроке.

( Все понятия, изученные на уроке, перекладываются из корзины «Я хочу узнать» в корзину «Я знаю»)

VI. Этап повторения и включения новых знаний в систему:

– Что же такое семья?

– Какую семью можно назвать дружной?

– Какие правила культурного общения вы запомнили?

– Что такое «семейные традиции»?  (учащиеся отвечают на вопросы)

       «Посадка» дерева класса. (Дети получают раздаточный материал – листочек дерева).

– Ребята, дружная семья бывает не только дома, но и у нас в школе, в нашем классе. И сейчас я предлагаю посадить наше общее дерево, за которым мы будем вместе ухаживать. У каждого из вас есть листочек, на котором нужно написать своё имя и фамилию. Прикрепим каждый листочек на дерево (На доске прикреплено нарисованное дерево)

VII. Рефлексия. Подведение итогов урока.

– Ребята, понравился ли вам урок? Что вам запомнилось на уроке больше всего? Какое задание больше всего понравилось? Какие моменты остались непонятыми до конца? Посмотрите на свои таблички, в которых вы оценивали свои знания.  Остались ли какие-то термины непонятыми до конца или вызвали у вас затруднения? Давайте оценим наш урок в целом: если вам понравился урок, положите жёлтый смайлик в конверт с солнышком, если не понравился, положите синий смайлик  в конверт с тучками, а если у вас остались вопросы по теме, положите красный смайлик в белый конверт с вопросом.

– Чтобы вы ещё лучше запомнили правила общения в семье и чтобы вы помогли вашей семье быть счастливой, хочу подарить вам памятки «Наша дружная семья». А домашним заданием вам будет выполнение творческого задания в рабочей тетради на странице 23–24, где вы должны будете наклеить фотографии всех членов своей семьи,  подписать их и сказать обо всех несколько добрых слов.

- Мне тоже очень понравилось, как вы работали на уроке. Спасибо большое за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

окружающий мир 2 класс ШколаРоссии "Наша дружная семья"

конспект урока "Наша дружная семья" 2 класс окружающий мир Плешаков...

Учебно-методический комплект по окружающему миру (технологическая карта урока «Наша дружная семья» + учебная презентация) 2 класс. УМК "Школа России"

Предмет: окружающий мирКласс: 2 «а»Тема урока: «Наша дружная семья»Цели деятельности учителя: обсудить правила культуры общения в семье.Планируемые результаты:·...

Открытый урок по окружающему миру, 2 класс. Тема "Наша дружная семья"

Планируемые образовательные результаты урока; ход урока; рефлексия; проектная образовательная деятельность; используемая литература....

Конспект урока по окружающему миру 2 класс Тема: «Наша дружная семья»

Цель урока: организовать взаимодействие детей в ходе обучения, уточнить представления учащихся о семье, о традициях семьи, формировать позитивное отношение к своей семье, показать важность внимательны...