Развитие читательской грамотности на занятиях по внеурочной деятельности (1 класс)
методическая разработка (1 класс)

Бакиева Лилия Равильевна

Конспект занятия представляет собой интеграцию предметов  литературного чтения и русского  языка и является одним из возможных вариантов решения остро возникшей в настоящее время проблемы качественного улучшения обучения, развития и воспитания учащихся первого класса,способствующей повышению читательской культуры, привитию навыков самостоятельной работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Русская народная сказка «Лисичка и журавль»

Цель: создание условий для знакомства со сказкой «Лиса и журавль»; понимания идейного содержания произведения; оценивания поступков героев и событий; формирования познавательного интереса к произведениям устного народного творчества; формирование у детей чувства ответственности за свои слова и поступки.

Планируемые предметные результаты

Определять последовательность действий в сказке; объяснять значение непонятных слов; выбирать пословицы, которые относятся к сказке; характеризовать героев сказки; дорисовывать предмет и раскрашивать картинки.

Оборудование к занятию: кейсы для 3 групп, маркеры, клубочек, иллюстрации лисы и журавля, книги со сказкой «Лиса и журавль».

Минимальные требования к программным ресурсам: ПК, колонки, проектор, экран.

Ход занятия

Слайд 1.   Здравствуйте, ребята! Поздороваемся с гостями.

  1. Самоопределение к деятельности.

           (Беру клубочек) Ребята, сегодня клубочек поведет нас в следующую сказку.

Итак, мы отправляемся в сказочное путешествие навстречу сказке.

Но сначала отгадайте имена героев и назовите сказку.

Хвост пушистый.

Мех золотистый.

В лесу живёт.

В деревне кур крадёт. (Лиса).

- Длинноногий, длинношеий,

Длинноклювый. Телом серый,

А затылок голый, красный,

Бродит по болотам грязным

Ловит в них лягушек,

Бестолковых попрыгушек. (Журавли).

-Что в загадке подразумевается под словом «ходули»? (Ноги журавля).

-О ком будет наша сказка? (Сказка будет о лисе и журавле).

(Слайд 2)

-Вслед за волшебным клубочком мы попали в сказку…(Лиса и журавль).

II. Воспроизведение содержания сказки

Слайд 3

-Кто из вас знаком со сказкой «Лиса и журавль»?

-Перед вами на слайде обложки книг. Посмотрите, кто изображён на обложке книги.

а)  А теперь, ребята,  послушаем сказку.

- Внимательно слушайте сказку. Постарайтесь услышать и запомнить непонятные слова.

- Понравилась ли вам сказка? Тогда будем разбираться. Какие непонятные слова вы услышали? (Ответы детей). Некоторые слова я вывесила на слайд.

б) Словарная работа. (Слайд) Сначала на экране слова столбиком, потом только показываю значение.

Куманек (кум)– крестный отец по отношению к родителям крестника.

Сама стряпала – сама приготовила пищу.

Не обессудь – не суди строго.

Потчевать – угощать.

Досада – обида, чувство неудовольствия.

Несолоно хлебала – обманулась в ожидании.

На родинах – на дне рождения у младенца.

Званый обед-обед по приглашению (обед на который зовут).

- Какие слова вам еще были не понятны?

в) Анализ сказки

- Какой группе сказок относится эта сказка? (о животных)

- Кто является главными героями сказки? (лиса и журавль)

- Правильно ли поступила лиса?

- Как повёл себя журавль?

- Итак, почему распалась дружба лисы с журавлём? (Ответы детей) Надо с другом поступать так, как хотел бы, чтобы с тобой поступили.

5. ФИЗМИНУТКА

- Сказка ложь, да в ней намек: добрым молодцам урок. А не были ли вы свидетелем истории такой, как у лисы и журавля, в жизни? Ведь сказка – это зеркало нашей жизни. (Ответы детей) Поэтому сказки надо читать. Русский народ сочинил тысячи сказок, где учит мудрости, доброте, любви и правильно жить.

(Если не было подобных историй, я говорю) Значит, вы ребята, молодцы, умеете дружить.

- А вот какая некрасивая история произошла с Леной и Мариной. (читает учитель)

Жили две подружки Лена и Марина.

Лена любила рисовать, посещать виртуальные музеи и рассматривать картины художников. Она была мечтательной и спокойной.

Марина любила лыжи. Она ходила на ежедневные тренировки и была подвижной, шустрой и активной девочкой.

Как-то раз Лена пригласила подружку в гости и предложила порисовать ее любимыми красками. Лена так увлеклась рисованием, что даже не заметила, что Марина заскучала. Она плохо рисовала, поэтому не любила это делать. Марина ходила по комнате, сидела в кресле, а потом, попрощавшись с Леной, ушла домой.

В субботу Марина пригласила Лену покататься на лыжах. Марина с радостью скатывалась с горки, прыгала с трамплина и получала удовольствие, и забыла про подружку. Лена плохо каталась на лыжах, а с горки скатываться у нее совсем не получалось. Она некоторое время ходила по лыжне и, сказавшись замерзшей, ушла домой.

С этого дня девочки стали редко видеться.

Почему так произошло? Как спасти дружбу? Чтобы найти решение этой проблемы, мы будем работать в группах.

(Вспоминаем правила работы в группах, раздаю кейсы с заданиями.)

6. Работа в группах. Задания в кейсах. На выполнение задания дается 10 мин.

а)  Восстановите последовательность событий в сказке, пронумеруйте эпизоды:

Лиса наварила манной каши.

Журавль приготовил окрошку.

С тех пор дружба врозь.

Журавль угощает лису.

Лиса угощает журавля.

Лиса с журавлём подружились.

Журавль пригласил лису в гости.

Лиса пригласила журавля в гости.

б)  Придумайте счастливый конец истории.

в) Составьте из данных слов пословицу, которая подойдет для  нашей сказки.

-Друг познается в беде.

-Умел в гости звать, умей и угощать.

-Как аукнется, так и откликнется.

7. Выслушивание ответов групп.

8. Итог урока. Рефлексия.

Наши герои сказки показали себя не с лучшей стороны. А как вы бы повели себя в этой ситуации?

Ребята, давайте подведем итог нашего урока.

 Закончите предложение.

Сегодня я на уроке…

У меня всё получилось…

Мне немного не ….

На примере русской народной сказки мы узнали для себя, что надо… (заботиться о своих друзьях, быть щедрым и внимательным).

Спасибо за работу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей на занятиях по внеурочной деятельности. (Из опыта работы учителя начальных классов Мавлиевой Д.Г.)

Выступление раскрывает методику внедрения в образовательный процесс таких развивающих технологий, которые помогают детям  не только овладевать определенными знаниями, умениями и навыками в той ил...

Проект на Развитие читательского интереса младших школьников во внеурочной деятельности в ходе реализации ФГОС НОО

Этот проект раскрывает эффективные способы и приемы работы для развития интереса к чтению у младших школьников...

Развитие читательского интереса младших школьников на внеурочной деятельности посредством создания буктрейлеров

Определение методических возможностейиспользования во внеурочной деятельности буктрейлеров как средства,способствующего развитию читательского интереса младших школьников.Гипотеза : использование во в...

"Развитие функциональной грамотности младших школьников средствами внеурочной деятельности и программ дополнительного образования"

В материале представлен опыт работы начальной школы по развитию функциональной грамотности младших школьников средствами внеурочной деятельности и программ дополнительного образования, реализуемых в о...

Выступление на ШМО учителей начальных классов МКОУ «Любимовская СОШ» Тема выступления: «Формирование функциональной грамотности на занятиях во внеурочной деятельности»

В статье рассмотрены теоретические подходы к формированию функциональной грамотности у младших школьников. Автор оценивает их соответствие требованиям времени, обосновывает содержательное наполнение п...

Развитие функциональной грамотности младших школьников во внеурочной деятельности (из опыта работы)

Функциональная грамотность во внеурочной деятельности  время.   Учение с увлечением....

Приемы формирования читательской грамотности младших школьников во внеурочной деятельности

В статье рассматриваются теоретические подходы к формированию читательской грамотности у младших школьников....