Развитие читательской грамотности на занятиях по внеурочной деятельности (1 класс)
методическая разработка (1 класс)

Бакиева Лилия Равильевна

Конспект занятия представляет собой интеграцию предметов  литературного чтения и русского  языка и является одним из возможных вариантов решения остро возникшей в настоящее время проблемы качественного улучшения обучения, развития и воспитания учащихся первого класса,способствующей повышению читательской культуры, привитию навыков самостоятельной работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Русская народная сказка «Лисичка и журавль»

Цель: создание условий для знакомства со сказкой «Лиса и журавль»; понимания идейного содержания произведения; оценивания поступков героев и событий; формирования познавательного интереса к произведениям устного народного творчества; формирование у детей чувства ответственности за свои слова и поступки.

Планируемые предметные результаты

Определять последовательность действий в сказке; объяснять значение непонятных слов; выбирать пословицы, которые относятся к сказке; характеризовать героев сказки; дорисовывать предмет и раскрашивать картинки.

Оборудование к занятию: кейсы для 3 групп, маркеры, клубочек, иллюстрации лисы и журавля, книги со сказкой «Лиса и журавль».

Минимальные требования к программным ресурсам: ПК, колонки, проектор, экран.

Ход занятия

Слайд 1.   Здравствуйте, ребята! Поздороваемся с гостями.

  1. Самоопределение к деятельности.

           (Беру клубочек) Ребята, сегодня клубочек поведет нас в следующую сказку.

Итак, мы отправляемся в сказочное путешествие навстречу сказке.

Но сначала отгадайте имена героев и назовите сказку.

Хвост пушистый.

Мех золотистый.

В лесу живёт.

В деревне кур крадёт. (Лиса).

- Длинноногий, длинношеий,

Длинноклювый. Телом серый,

А затылок голый, красный,

Бродит по болотам грязным

Ловит в них лягушек,

Бестолковых попрыгушек. (Журавли).

-Что в загадке подразумевается под словом «ходули»? (Ноги журавля).

-О ком будет наша сказка? (Сказка будет о лисе и журавле).

(Слайд 2)

-Вслед за волшебным клубочком мы попали в сказку…(Лиса и журавль).

II. Воспроизведение содержания сказки

Слайд 3

-Кто из вас знаком со сказкой «Лиса и журавль»?

-Перед вами на слайде обложки книг. Посмотрите, кто изображён на обложке книги.

а)  А теперь, ребята,  послушаем сказку.

- Внимательно слушайте сказку. Постарайтесь услышать и запомнить непонятные слова.

- Понравилась ли вам сказка? Тогда будем разбираться. Какие непонятные слова вы услышали? (Ответы детей). Некоторые слова я вывесила на слайд.

б) Словарная работа. (Слайд) Сначала на экране слова столбиком, потом только показываю значение.

Куманек (кум)– крестный отец по отношению к родителям крестника.

Сама стряпала – сама приготовила пищу.

Не обессудь – не суди строго.

Потчевать – угощать.

Досада – обида, чувство неудовольствия.

Несолоно хлебала – обманулась в ожидании.

На родинах – на дне рождения у младенца.

Званый обед-обед по приглашению (обед на который зовут).

- Какие слова вам еще были не понятны?

в) Анализ сказки

- Какой группе сказок относится эта сказка? (о животных)

- Кто является главными героями сказки? (лиса и журавль)

- Правильно ли поступила лиса?

- Как повёл себя журавль?

- Итак, почему распалась дружба лисы с журавлём? (Ответы детей) Надо с другом поступать так, как хотел бы, чтобы с тобой поступили.

5. ФИЗМИНУТКА

- Сказка ложь, да в ней намек: добрым молодцам урок. А не были ли вы свидетелем истории такой, как у лисы и журавля, в жизни? Ведь сказка – это зеркало нашей жизни. (Ответы детей) Поэтому сказки надо читать. Русский народ сочинил тысячи сказок, где учит мудрости, доброте, любви и правильно жить.

(Если не было подобных историй, я говорю) Значит, вы ребята, молодцы, умеете дружить.

- А вот какая некрасивая история произошла с Леной и Мариной. (читает учитель)

Жили две подружки Лена и Марина.

Лена любила рисовать, посещать виртуальные музеи и рассматривать картины художников. Она была мечтательной и спокойной.

Марина любила лыжи. Она ходила на ежедневные тренировки и была подвижной, шустрой и активной девочкой.

Как-то раз Лена пригласила подружку в гости и предложила порисовать ее любимыми красками. Лена так увлеклась рисованием, что даже не заметила, что Марина заскучала. Она плохо рисовала, поэтому не любила это делать. Марина ходила по комнате, сидела в кресле, а потом, попрощавшись с Леной, ушла домой.

В субботу Марина пригласила Лену покататься на лыжах. Марина с радостью скатывалась с горки, прыгала с трамплина и получала удовольствие, и забыла про подружку. Лена плохо каталась на лыжах, а с горки скатываться у нее совсем не получалось. Она некоторое время ходила по лыжне и, сказавшись замерзшей, ушла домой.

С этого дня девочки стали редко видеться.

Почему так произошло? Как спасти дружбу? Чтобы найти решение этой проблемы, мы будем работать в группах.

(Вспоминаем правила работы в группах, раздаю кейсы с заданиями.)

6. Работа в группах. Задания в кейсах. На выполнение задания дается 10 мин.

а)  Восстановите последовательность событий в сказке, пронумеруйте эпизоды:

Лиса наварила манной каши.

Журавль приготовил окрошку.

С тех пор дружба врозь.

Журавль угощает лису.

Лиса угощает журавля.

Лиса с журавлём подружились.

Журавль пригласил лису в гости.

Лиса пригласила журавля в гости.

б)  Придумайте счастливый конец истории.

в) Составьте из данных слов пословицу, которая подойдет для  нашей сказки.

-Друг познается в беде.

-Умел в гости звать, умей и угощать.

-Как аукнется, так и откликнется.

7. Выслушивание ответов групп.

8. Итог урока. Рефлексия.

Наши герои сказки показали себя не с лучшей стороны. А как вы бы повели себя в этой ситуации?

Ребята, давайте подведем итог нашего урока.

 Закончите предложение.

Сегодня я на уроке…

У меня всё получилось…

Мне немного не ….

На примере русской народной сказки мы узнали для себя, что надо… (заботиться о своих друзьях, быть щедрым и внимательным).

Спасибо за работу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие логического мышления на занятиях по внеурочной деятельности

Как известно, логика служит одним из инструментов почти любой науки.И особенно, занятия и упражнения на логическое мышление очень полезны  для ребенка. От этого зависит успеваемость в школе, скор...

Развитие творческих способностей на занятиях по внеурочной деятельности. (Из опыта работы учителя начальных классов Мавлиевой Д.Г.)

Выступление раскрывает методику внедрения в образовательный процесс таких развивающих технологий, которые помогают детям  не только овладевать определенными знаниями, умениями и навыками в той ил...

Проект на Развитие читательского интереса младших школьников во внеурочной деятельности в ходе реализации ФГОС НОО

Этот проект раскрывает эффективные способы и приемы работы для развития интереса к чтению у младших школьников...

Развитие логического мышления на занятиях по внеурочной деятельности

Для успешного освоения программы школьного обучения ребёнку необходимо не столько много знать, сколько последовательно и доказательно мыслить, иметь элементарные навыки речевой культуры, владеть приём...

Развитие читательского интереса младших школьников на внеурочной деятельности посредством создания буктрейлеров

Определение методических возможностейиспользования во внеурочной деятельности буктрейлеров как средства,способствующего развитию читательского интереса младших школьников.Гипотеза : использование во в...

"Развитие функциональной грамотности младших школьников средствами внеурочной деятельности и программ дополнительного образования"

В материале представлен опыт работы начальной школы по развитию функциональной грамотности младших школьников средствами внеурочной деятельности и программ дополнительного образования, реализуемых в о...

Выступление на ШМО учителей начальных классов МКОУ «Любимовская СОШ» Тема выступления: «Формирование функциональной грамотности на занятиях во внеурочной деятельности»

В статье рассмотрены теоретические подходы к формированию функциональной грамотности у младших школьников. Автор оценивает их соответствие требованиям времени, обосновывает содержательное наполнение п...