"Дело было в январе"
план-конспект занятия по чтению (2 класс)

Евенко Елена Владимировна

Разработка урока литературного чтения "Дело было в январе"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект урока26.8 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока : «Дело было в январе...» А.Л. Барто  , «Улицей гуляет…» С. Дрожжин

Цели деятельности учителя: ознакомить детей с произведениями А.Л. Барто и С..Дрожжина; отрабатывать навыки выразительного чтения; расширить читательский кругозор; развивать память, внимание и умение     работать в группах; воспитывать  интерес к   чтению

Планируемый результат

 Предметные умения

- выразительно читать

- ориентироваться в прочитанных произведениях и анализировать их

- объяснять лексическое значение слова.                        

Личностные УУД:

- устанавливать  связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;

 - определять общие для всех правила поведения ;

 - определять правила работы в группах;

 - оценивать  усваиваемое содержание (исходя личностных ценностей);

 - устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Регулятивные УУД:

 - определять и формулировать цель деятельности на уроке;

 - проговаривать последовательность действий на уроке; работать по плану;

 - высказывать свое предположение на основе учебного материала;

  - отличать верно выполненное задание от неверного;

  - осуществлять самоконтроль;

  - совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке.

 Познавательные УУД:

- ориентироваться в учебник;

 - ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

 - находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт;

 - проводить анализ учебного материала;

 - проводить классификацию, указывая на основание классификации;

  - проводить сравнение, объясняя критерии сравнения.

  Коммуникативные УУД:

 - слушать и понимать речь других;

 - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ;

 -владеть  диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Ход урока

Этапы урока

Материал ведения урока

Деятельность учащихся

1.Организационный момент

-Я рада видеть вас на  уроке литературного чтения. Осталось только узнать, вы готовы к совместной творческой работе?

Давайте, друзья, улыбнемся друг другу

  Улыбки подарим гостям.

  К уроку готовы?

  Тогда за работу

  Удачи желаю всем нам!

На ваших столах лежат елочки. Успешно выполнив задания, вы сможете украсить  их разноцветными  игрушками. В конце урока мы увидим чья елочка более нарядная.

По традиции начнем наш урок с чистоговорки:

Прочитаем медленно, с ускорением, быстро.

Проверка готовности к уроку, эмоциональный настрой на урок.

Выполняют речевую разминку. После каждого, правильно выполненного задания, дети прикрепляют к елочке разноцветные шарики

2.Проверка домашнего задания

- Чтение, пересказ

Основная мысль

Чтобы создать праздник людям, необязательно губить деревья. Всем должно быть хорошо.

Чему учит сказка

Сказка Михалкова учит читателей бережнее относиться к природе. Не стоит губить деревья, ведь они тоже страдают. Лучше заботиться о них.

 Чтение С. Михалков «Новогодняя быль».

3.Актуализация знаний. Постановка целей урока

-  Угадайте загадки.

                         1.Зимой белый, летом серый. ( Заяц)

                         2.Серовато, зубовато –

                            По полю рыщет,

                            Телят, ягнят ищет. (Волк)

       - Это герои стихотворения, которое называется «Дело было в январе...».

Отвечают на вопросы, читают текст

4. Работа по теме урока

      -Я предлагаю вам расшифровать фамилии писателей, с произведениями которых мы познакомимся сегодня на уроке.( А.Л. Барто и С. Дрожжина.)

-У нас в стране, наверное, нет ни одного человека, кто не знал бы, не слышал в детстве стихов А.Л.БартоАгния Львовна родилась в Москве в 1906 году. Она мечтала стать балериной и училась в балетном училище. Но увлеклась поэзией и решила сменить профессию. Цикл стихотворений «Игрушки»  появился в 1936 году. Многие из вас видели старый черно-белый фильм «Подкидыш». Сценарий к этому фильму Барто написала вместе с известной актрисой Риной Зеленой. В годы Великой Отечественной войны Агния Барто ездила на фронт - выступала перед бойцами, писала для газет. А в эвакуации, в городе Свердловске, работала на заводе в токарном цехе. Конец войны связан с горем в семье Агнии Львовны - в мае 1945 года погиб ее сын. Но она не перестала писать стихи для детей и о детях. Она очень много сделала для чужих детей. Агния Барто стала вести на радио передачу «Найти человека», где потерянные во время войны дети рассказывали о себе, о том, что они помнят. Шла она в течение 9 лет и соединила за это время 927 семей! Агния Барто очень верила в «человечность» детей, в их доброту, душевную чуткость. Именно поэтому ее произведения любят все дети. Послушаем ее произведение о новогоднем чуде.  Прослушаем это стихотворение.  интонация должна быть слегка ироничной и шутливой)

     а) Проблемный вопрос.

        -Знаете ли вы, откуда пошла традиция, наряжать ёлку под Новый год?

     б) Слово учителя.

 -Обычай украшать деревья появился у наших предков  очень давно.     Считалось, что в ветвях деревьев нашли приют добрые и злые духи, а для   того чтобы  договориться с ними приносили дары, развешивая их на    ветвях.

     Елку впервые стали украшать в 16 веке в Эльзасе (часть Франции). Существует  легенда о том, как Мартин Лютер возвращался домой в ночь накануне Рождества  (1513г.), он был настолько поражен красотой звездного неба, что ему показалось, будто звездами украшены и ветви дерева. Придя домой, он развесил на елке звезды и свечи.

   Со временем появились новые игрушки: шар в виде солнца, который прикрепляли на верхушку елки. Некоторый период было строго определено количество свечей: 12 – количество месяцев в году. В Скандинавии делали украшения из соломы в виде снежинок, звезд, фигурок. Использование соломы должно было способствовать урожаю. В 18 веке праздничная елка распространилась из Эльзаса по всей Европе и к 20 веку завоевала весь мир.

    В России же первое новогоднее торжество состоялось в Москве в честь нового 1700 года. Но в 1918 году елка была запрещена на 17 лет из-за принадлежности к рождеству.

В)Работа над стихотворением А.Л. Барто. «Дело было в  январе…»

  -Прослушивание аудиозаписи стихотворения.

          Беседа по содержанию.

         -Понравилось ли вам стихотворение?

         -Какое настроение вызвало у вас это стихотворение?

         -Были ли вы рады за зайчат?

         -Как зайчатам удалось перехитрить волка? ( Они спрятались на ёлке, как    

          игрушки, и волк их не заметил.)

        -Похоже ли это произведение на сказку? Докажи.

        -Какие чудеса могут происходить в новогоднюю ночь?

Расшифровка

Активное слушание

Отвечают на вопросы, читают текст, отгадывают загадки

5. Физкульминутка

Видеоролик «Мешок Деда Мороза»

Выполняют физкультминутку

6. Продолжение работы по теме урока

д) Выразительное чтение стихотворения «Дело было в январе…»    - Хоровое чтение стихотворения

- Чтение в парах.

- Чтение «цепочкой».

е) Игра «Доскажи словечко».

             1.Не колючий,

                Светло-синий,

                По кустам развешан……(Иней)

             2. Он вошел – никто не видел,

                 Он сказал – никто не слышал.

                 Дунул в окна и исчез,

                 А на окнах вырос лес. (Мороз)

ж) Работа над произведением С. Дрожжина «Улицей   гуляет Дедушка    Мороз»

- Прочитайте название следующего произведения.

- Самостоятельное чтение стихотворения.

- Каким вы представляете Дедушку Мороза при чтении этого    

   стихотворения?

 - Обрати внимание, как поэт оживил Дедушку Мороза?

 - Словесное рисование.

Активное слушание

Отвечают на вопросы, читают текст

7. Рефлексия

-Ребята, покажите шарик, цвет которого отражает ваше отношение к материалу урока.

Оценивают свою работу на уроке

8. Итог

Метод « Микрофон»

- Понравились ли стихотворения? Почему?

-О каком празднике мы сегодня говорили?

-Вспомните, откуда пошла традиция, наряжать елку?

Домашнее задание

Выучить наизусть стихотворения «Дело было в январе», нарисовать рисунок к  произведению по выбору


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по литературному чтению 2 класс А.Л.Барто "Дело было в январе." с применением презентации.

План-конспект урока по литературному чтению 2 класс А.Л. Барто "Дело было в январе" по учебнику Л.Ф. Климановой  с применением презентации. Использование презентации помогает разнообразить урок, ...

Педагогическая кадриль "Дело было вечером, делать было нечего..."

Стихотворение о жизки учителей Кошехабльского района на  фестивале учительских клубов....

Технологическая карта урока литературного чтения по теме: А. Барто «Дело было в январе...». С. Дрожжин «Улицей гуляет…»

Технологическая карта урока литературного чтения разработана по учебнику «Литературное чтение» 2  класс Авторы: Л. Ф.  Климанова и др....

Положение о порядке проведения городского конкурса рисунков "Дело было в январе" по произведениям А.Л.Барто

Данным материал можно использовать при проведении мероприятий, посвященных 110-ой годовщине со дня рождения А.Л.Барто...

План-конспект урока: А. Барто "Дело было в январе"

Урок литературного чтения УМК "Школа России"....

Урок литературного чтения во 2 классе Тема: А. Барто «Дело было в январе…»

Урок литературного чтения во 2 классеТема: А. Барто «Дело было в январе…» Цель: ·        формирование культуры творческого восприятия литер...

Тема: А. Барто «Дело было в январе...». С. Дрожжин «Улицей гуляет…»

Тема: А. Барто  «Дело было в январе...». С. Дрожжин «Улицей гуляет…»...