Литературное чтение 4 класс «Авторское мастерство создания образов героев –животных» Рассказ Е.Чарушина «Кабаны».
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Силиванова Елена Станиславовна

Знакомство с рассказом Е.Чарушина «Кабаны». Анализ произведения, создание плана для того, чтобы проследить, как меняется настроение автора, подготовке к пересказу и создания аннотации. Наблюдать за животными глазами автора, выбрать слова и словосочетания для создания сиквейна.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Чарушин "Кабаны"62.82 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Силиванова Елена Станиславовна

ГБОУ гимназия №406 Пушкинского района г. Санкт-Петербурга

Литературное чтение

                                                                                   4 класс

Тема:  «Авторское мастерство создания образов героев –животных»

 

Тип: Урок открытия нового знания.

Цель урока:

Знакомство с рассказом Е.Чарушина «Кабаны». Анализ произведения, создание плана для того, чтобы проследить, как меняется настроение автора, подготовке к пересказу и создания аннотации. Наблюдать за животными глазами автора, выбрать слова и словосочетания для создания сиквейна.

Планируемые результаты

 Предметные:

-отбирать  информацию для  создания сиквейна  и  аннотации

Метапредметные:

-определять учебную задачу урока;

- находить информацию в тексте;

-совершенствовать технику чтения (использовать приёмы смыслового, просмотрового, выборочного чтения).

Личностные:

учиться выстраивать и перестраивать стиль своего общения со сверстниками, учиться наблюдать за природой.

Ресурсы урока:

Карта урока. Презентация. Видео

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Мотивация к деятельности

Слайд 1

- Начать урок хочу со слов французского писателя Виктора Гюго: «Всякого рода грубость тает, словно на огне, под влиянием ежедневного чтения хороших книг». Почему?

-Как надо читать, чтобы чтение было полезным?

Слайд 2

-Древний мыслитель и филосов из Китая Конфуций заметил: «Когда я слышу – я забываю,

Когда я вижу – я запоминаю,

Когда я делаю – я понимаю»

- Какую работу мы выполняем, чтобы понять мысль автора?

- Интересно вам   продолжать такую работу с новым произведением?

- Что будем делать на уроке?

-Книга учит правильно поступать в трудных ситуациях, учит общаться.

- Надо понять, что читаешь.

- Анализируем текст.

- Анализировать новое произведение.

Актуализация необходимых знаний

-Сначала проверим домашнее задание.

-Какое произведение мы анализировали на предыдущем уроке?

-Что мы делали и для чего?

- Подпишите карту урока. Перескажите рассказ по цепочке в своей группе по одной части, оцените свою работу при помощи карты урока.

- Перед началом работы с новым произведением вспомним некоторые литературные термины.

Слайд 3-9

Задание 2. Вставьте пропущенные слова. Проверьте в парах при помощи слайда.

 Эпизод   - это более или менее  законченная  часть художественного произведения, обладающая относительной  самостоятельностью.

Иллюстрация -  это изображение, сопровождающее, дополняющее    и наглядно разъясняющее текст.

Чтобы выделить  в тексте смысловые части ,

 необходимы условия:

  •    появляется новый герой
  •    меняется  место локации

       -        изменяется  тема

Обведи верный ответ:

Аннотация  -   это

  •  подробный пересказ текста
  •  краткое содержание текста
  •  сочинение
  •  иллюстрация к тексту

Сиквейн – стихотворение из 5 строк, которое пишется по правилам:

одно  существительное

два прилагательных

три глагола

предложение

           синоним

- «Выскочка» М. Пришвина.

- Делили текст на эпизоды, чтобы понять главную мысль, составить план и пересказать.

Дети находятся   в группах.  Каждый пересказывает одну часть рассказа.

Самостоятельно выполняют тестовую работу, проверяют, оценивают.

Организация познавательной деятельности

Слайд  10-11

-На выставке представлены книги о природе разных писателей. Послушайте рассказ. Догадайтесь, чьё произведение прочитаем сегодня: « Рассказывают, что, будучи 6-летним мальчиком, будущий писатель  решил подражать птицам и есть то же, что и они, наелся «невообразимой гадости»- каши из грязного куриного корыта и заболел брюшным тифом.

Плавать научился в одиннадцать лет, когда вместе со стадом переплыл широкую реку Вятку, держась за коровий хвост.

 Его отец   был архитектором – художником. Ватман, тушь, краски – все это нравилось мальчику.  Он  наблюдал, как  отец раскрашивал чертежи будущих домов и сам с увлечением рисовал.

В отличии от отца он рисовал не дома,  на его рисунках чаще всего были птицы, собаки, медведи и прочие замечательные звери.

Художник, который рисует животных, называется анималист. Мальчик стал  прекрасным анималистом .  Чтобы правдиво изобразить животное, нужно хорошо его изучить, знать не только внешность зверя, но и движения, повадки и даже характер.

Вся жизнь писателя  была связана с миром природы, с миром зверей. Наблюдал их в лесу на охоте и у себя дома.

- Отгадайте загадку, узнаете название рассказа:

Парнокопытный и свинообразный.
Любит понежиться в жиже он грязной.
Переплывает широкую реку.
Крайне  опасен  для человека!
Может клыками орудовать ловко.
Роет, копает с большою  сноровкой.
Хоть неуклюж, но в движениях быстрый,
Снег  ему в тягость глубокий, пушистый.
В зарослях днем пребывает на лёжке,
Ночью выходит на поиск кормежки.
Осенью желуди ест и орехи,
Кормится он на полях без помехи.
И потребляет животную пищу:
Раненых ланей с косулями ищет…

Ну ты, конечно, уже отгадал.

Кто же пред нами, скажите…

-Я прочитаю рассказ. Вы внимательно следите, подчеркните непонятные слова, определите жанр произведения, отметьте  героев .

На 13 абзаце:

- Что произойдёт дальше?

На 19 абзаце:

- Вы испугались?

- Где можно узнать значение непонятных слов?

-Какой жанр произведения?

-От какого лица идёт речь?

- Как менялось настроение героя?

Можно ли назвать  героя трусом? Оправданно ли испугался герой? Почему?

Слайд 12

Просмотр видеоролика:

-Можно ли сказать, что рассказ юмористический?

-Что делал герой в зоосаду?

- Как описанные им животные характеризуют героя?

Слайд 13

- Начните читать, подумайте, где закончится первая часть? Что чувствует герой?

Как назовём первую часть?

- Прочитайте 2 часть про с Почему?

- Как говорит герой о своей работе? Как назовём вторую часть?

- Прочитайте третью часть. Как назовём? Как определите, что начинается новая?

- Что предпринимает герой в следующей части? Дайте название.

- Чем заканчивается история? В каком предложении заключена главная мысль? Как назвать?

- Можно ли осуждать героя?

- Могут ли пригодиться знания о том, как вести себя с дикими животными?

- Удалось ли автору создать образ кабана. Каким мы его представляем? Обсудите в группе и создайте сиквейн.

- Оцените свою работу по созданию плана.

Евгений Иванович Чарушин.

- Кабыны

Слушают, следят за чтением, отмечают.

Предположения детей.

- В толковом словаре, у одноклассников, взрослых, в Интернете.

- Рассказ

- От лица автора.

-Сначала спокойный, потом испуганный. В конце герою стало стыдно.

-Нет. Автор не паниковал, думал о дальнейших действиях. Кабан страшное животное.

- Рисовал животных.

- Наблюдательный, добрый, внимательный, любит животных.

- «Только звери в клетках…»- изменяется тема.

- Ему спокойно.

-Рисовать удобно. Хорошо!

- « Рисую – и ничего не вижу кроме оленя». Появляется новый герой.

-« Интересно мне рисовать!»

- Меняется место локации.

- «Делать что-то надо!»

- «Стыдно стало»

- Нет.  Он был осторожен со страшным зверем.

-Да. Такая ситуация может произойти с каждым.

Кабаны

Громадные,  узкие

Толпятся, сжевали, чавкают

Простыми свиньями побежали в свой хлев

Кабаны-то ручные

Рефлексия деятельности

Продолжи предложение

Что было интересно на уроке?______________

Что было непонятно?______________________

Отвечают на вопрос  и оценивают работу.

Домашнее задание. Записать аннотацию к рассказу Е.Чарушина «Кабаны» или перескажи.  Сделать иллюстрацию к понравившемуся эпизоду.

Приложение 1

Ф.И._____________________________________________________________________

ЗАДАНИЕ

ОЦЕНКА

1. Я пересказал(а) произведение  самостоятельно, без помощи одноклассников

2. Прочитай определения литературных терминов  из толкового словаря Ушакова, вставь слова вместо пропусков.

Эпизод   - это более или менее  __________________   часть художественного произведения, обладающая относительной ____________________.

Иллюстрация -  это______________________________ , сопровождающее, дополняющее    и наглядно разъясняющее текст. 

 

Чтобы выделить  в тексте смысловые части ,

 необходимы условия:

  •    появляется _______________________
  •    меняется ________________________

       -      изменяется ________________________

Аннотация  -   это

  •  подробный пересказ текста
  •  краткое содержание текста
  •  сочинение
  •  иллюстрация к тексту

Сиквейн – стихотворение из 5 строк, которое пишется по правилам:

Одно _________________________

Два ______________________________

Три __________________________________

Предложение

Синоним

1

1

1

1

1

1

3.                                                                     ПЛАН

________________________________

________________________________

________________________________

________________________________

________________________________

________________________________

________________________________

Я  активно участвовал(а) в составлении плана к тексту

1

4.Сиквейн                      

___________________________

_________________________________

____________________________________

______________________________________

________________________________

Я участвовал в составлении сиквейна

1

                                                                                                       Всего баллов

8 баллов- 5               6-7 баллов -4         4-5 баллов - 3

Продолжи предложение

Что было интересно на уроке? __________________________________________________________________________________________________________________________________

Что было непонятно? ____________________________________________________________________________________________________________________________________

Д.З. Записать аннотацию к рассказу Е.Чарушина «Кабаны» или перескажи.  Сделать иллюстрацию к понравившемуся эпизоду.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Автор: Баранова Анна Викторовна, учитель начальных классов, МБОУ Лицей №113 Предмет: Литературное чтение Класс: 3 Тема раздела: ЛЕТНИЕ ПУТЕШЕСТВИЯ И ПРИКЛЮЧЕНИЯ.Тема урока: Превращение кота Ворюги в кота Милиционера (рассказ К. Паустовского «Кот-ворюга»).

Предлагаю технологическую карту урока литературного чтения. Тип урока: открытие нового знания с отработкой умений и рефлексией. На уроке используются следующие технологии: проблемного диалога, продукт...

Презентация к уроку литературного чтения. Образ героя в рассказе В. Осеевой "Почему?"

Урок литературного чтения. 2 класс. "Школа Росии.  Образ героя в рассказе В. Осеевой "Почему?" - презентация....

Контрольная работа по литературному чтению "Волшебные авторские сказки" 4 класс

Контрольная работа для 4 класса на тему "Волшебные авторские сказки" В контрольную работу включены вопросы по сказке  "Конёк Горбунок" П.Ершова...

Конспект урока по литературному чтению "Г. Снегирев «Отважный пингвиненок». Поступки героев" (УМК "Перспектива", 2 класс)

Тема: Г. Снегирев «Отважный пингвиненок». Поступки героевЦели деятельности учителя: ознакомление учащихся с произведением Г.Снегирева «Отважный пингвиненок», с жизнью и творчес...

Тема: А.П. Гайдар «Тимур и его команда». Анализ образа героев. Составление рассказа по аналогии.

Разработка урока литературного чтения в 4 классе  (УМК "Перспектива"). Комбинированный урок с использованием технологи критического мышления, выполнение краткосрочных проектов....