Формирование навыка скорочтения чтения у младших школьников на уроках литературного чтения.
статья по чтению

Крыгина Вероника Николаевна

Статья для учителей начальных классов об упражениях, которые я использую в своей работе по формированию навыка скорочтения. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование навыка скорочтения чтения у младших школьников на уроках литературного чтения.

Литературное чтение – один из ведущих учебных предметов уровня начального общего образования, который обеспечивает, наряду с достижением предметных результатов, становление базового умения, необходимого для успешного изучения других предметов и дальнейшего обучения, читательской грамотности и закладывает основы интеллектуального, речевого, эмоционального, духовно-нравственного развития обучающихся.

Многие годы большое внимание уделялось технической стороне чтения: способу чтения, темпу, правильности, выразительности, а Образовательные стандарты нового поколения заставляют нас по-новому взглянуть на роль чтения. Поскольку чтение является метапредметным навыком, то составляющие его части будут в структуре всех универсальных учебных действий: в личностные УУД входят мотивация чтения; в регулятивные УУД - принятие учеником учебной задачи, регуляция деятельности; в познавательные УУД – мышление, память, творческое воображение, концентрация внимания.

В эпоху стремительного развития информационных технологий на каждого человека, включая детей, ежечасно обрушивается бесконечный поток информации: учебная литература, телевидение, компьютерные игры и конечно же, ИНТЕРНЕТ (всемирная сеть). И потому важнейшим умением становится умение понимать, анализировать и использовать любую поступающую информацию. Немаловажную роль в освоении потока информации занимает навык скорочтения.

Скорочтение — это не просто умение быстро осваивать большие текстовые объёмы информации. От скорости чтения зависит также процесс развития. Ученики имеют возможность в полной мере получить знания не только по быстрому чтению, но и улучшить зрительную и слуховую память, а также развить свою речь. За счет выполнения разнообразных упражнений концентрируется внимание, расширяется поле зрения, синхронизируются оба полушария. Более того, сам механизм чтения и восприятия прочитанного, подскажет, как стать по-настоящему грамотным читателем и успешнее плыть в море современной печатной продукции.

На уроках литературного чтения я использую следующие упражнения.

  1. Скороговорки

Белые бараны били в барабаны.

Проворонила ворона воронёнка.

Три сороки тараторки тараторили на горке.

Часовщик, прищурив глаз, чинит часики для нас.

  1. Чистоговорки

Чо – чо – чо  у меня болит плечо.

Чу – чу – чу  покажи плечо врачу.

Ча – ча – ча  ой, боюсь-ка  я врача.

Чо – чо – чо  не болит уже плечо.

  1. Дыхательные упражнения. Иногда ребёнок просто при чтении берет дыхание в середине слова, и техника замедляется. "Роза-свеча". Вдыхаем как будто аромат розы, выдох- тушим медленно свечу. ( 3-4 раза)- удлиняем выдох для чтения длинных слов и фраз.

  1. Таблица Шульте. Методику немецкого психиатра Вальтера Шульте

(иногда составляю свои таблицы) использую для развития периферического зрения, внимательности и помогает улучшить оперативную память. Это имеет ключевое значение для скорости чтения, так как позволяет сократить время, затрачиваемое на поиск определённых информационных частей текста.

Ученик смотрит только в центр таблицы, охватывая ее всю взглядом, и отыскивает цифры по возрастанию или буквы по алфавиту.

        

C:\Users\User\Desktop\ПЕЧАТАТЬ\1618911412230250317.png

C:\Users\User\Desktop\ПЕЧАТАТЬ\ПЕККЕПКЕ.jpg

C:\Users\User\Desktop\ПЕЧАТАТЬ\КАКАКК.jpg

  1. Жужжащее чтение. 
    Все ученики в течение 5 минут читают одновременно вслух, вполголоса, чтобы не мешать товарищу, каждый со своей скоростью. 

  1. Чтение «выше нормы». Это домашнее задание, когда ребёнок, зная свою норму, читает на 10 – 15 слов больше. 

  1. Чтение по ролям.

  1. Ответ на вопрос путём выбора его в тексте. 

  1. Чтение, пересказ прочитанного с помощью замены слов жестами, мимикой, позой. 

  1. «Живая картинка». Один читает, а другой ученик мимикой реагируем на прочитанное. 

  1. Чтение описаний героя, явления, предмета. 

  1.  Чтение текста вверх ногами.

  1. Троекратное чтение. Ребёнок сам читает незнакомый текст 1 минуту. Считает слова. Читает ещё раз. Считает слова. И ещё разчитает- опять считает. Он видит, что с каждым разом прочитывает больше слов.

  1. Чтение через слово. 

  1. Упражнение «Чтение – Стоп»

После внедрения упражнений, направленных на развитие скорочтения в классе, у учеников появилась беглость и осмысленность чтения, заметно повысилась успеваемость и качество усвоение учебного материала, повысился интерес учащихся к чтению.

Литература

1.Ш.Т Ахмадуллин «Скорочтение для детей: как научить ребенка читать и понимать прочитанное».

2. Г. Абдулова. «Читаем после азбуки: развиваем скорочтение»

3. Рабочая программа по литературному чтению 1-4 класс

4. И.Т. Федоренко « Развитие оперативной памяти».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ УНИВЕРСАЛЬНО- УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ ВО 2 КЛАССЕ

Личностные  действия  включают  в  себя  ценностно-смысловую  ориентацию  учащихся,  т.  е.  ученик  должен  знать  морально-этические...

«ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ СВЯЗНОЙ УСТНОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В КЛАССАХ КОРРЕКЦИИ»

аааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааа...

Доклад на тему : "Формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников на уроках литературного чтения"

Развитие  коммуникативных  УУД происходит  на материале  учебников всех предметных линий посредством  приобретения опыта коллективного взаимодействия,  формирования умени...

Как формировать навык смыслового чтения у младших школьников на уроках литературного чтения

О трудностях, которые младшие школьники испытывают в процессе обучения, с тем, что дети не владеют навыком осмысленного чтения. Поэтому важнейшая задача учителя начальных классов – организовать ...

Научная статья "Формирование навыков проектно-исследовательской деятельности младших школьников на уроках литературного чтения и во внеурочное время"

Научная статья "Формирование навыков проектно-исследовательской деятельности младших школьников  на уроках литературного чтения и во внеурочное время"...

Презентация "Формирование навыков проектно-исследовательской деятельности младших школьников на уроках литературного чтения"

Презентация  "Формирование навыков  проектно-исследовательской деятельности младших школьников на уроках литературного чтения"...