Методическая разработка урока по литературному чтению 2 класс "Школа России" по теме: "Русские народные песни. Колыбельные"
методическая разработка по чтению (2 класс)

Цуканова Е.А,

учитель начальных классов

МОУ «СОШ №1» г. Валуйки

Тема: Русские народные песни. Колыбельные

Цели:

сформировать условия для ознакомления учащихся с произведениями устного народного творчества: русскими народными песнями; показать красоту и богатство русского языка, напевность русских песен

Тип урока

Комбинированный

Планируемые
образовательные
результаты

Предметные:научатся: передавать эмоциональное настроение, определять понятие «действующее лицо»; получат возможностьнаучиться: слушать и анализировать музыкальные произведения.

Метапредметные:

познавательные: владеют умениями планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата; регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу;

коммуникативные: соблюдают простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить; вступают в диалог (отвечают на вопросы, задают вопросы, уточняют непонятное); сотрудничают с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливают и соблюдают очерёдность действий, корректно сообщают товарищу об ошибках.

Личностные: принимают образ «хорошего ученика»; имеют целостный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур средствами литературных произведений; проявляют этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость; внимательно относятся к собственным переживаниям и переживаниям других людей; нравственному содержанию поступков

 

 

Ход УРОКА

Этапы
урока

Методы,
методические приемы

Деятельность учителя

Деятельность
учащихся

I. Мотивация (само-

определение) к учебной деятельности

Словесный метод. Методические приемы: слово учителя

Приветствует учащихся, проверяет готовность класса и учебного оборудования; эмоционально настраивает на учебную деятельность.

Ну-ка проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Все ль готовы слушать?

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе

II. Подготовка к основному этапу занятия

Словесный метод, аудирование.

Методические приемы: беседа

– Прослушайте песню.

– Что вы можете сказать о её исполнении?

– О чем там поётся?

– Когда её можно петь?

– Как её исполняют?

– Какие слова подчеркивают её выразительность?

– Вспомните, какие песни вам пела мама?

Прослушивают

песню. Отвечают

на вопросы.

 

 

 

 

Работают в группах

III. Постановка учебной задачи

Словесный метод.

Методический прием: сообщение учителя,

диалог

– Вспомните, что такое устное народное творчество?

Дополняет ответы учащихся (см. ресурсный материал).

– Каким ещё словом можно назвать устное народное творчество? (Фольклор.)

– Какие жанры устного народного творчества вам уже знакомы?

Включает запись русской народной песни.

– Можно ли прослушанную песню отнести
к фольклору? Почему?

– Как вы думаете, о чём могли петь наши предки?

– С каким видом фольклора мы будем знакомиться на уроке?

 

Слушают учителя. Отвечают на вопросы, сохраняя логическую последовательность, объясняют.

 

 

Слушают аудиозапись

IV. Усво-
ение новых знаний и способов действий.

Работа

по учебнику (с. 16–

19).

 

 

Знакомство с прикладным искусством

Словесный метод, аудирование.

Методические приемы: чтение, беседа

Сообщение учителя об устном народном творчестве

Народ собирает и бережно хранит произведения устного народного творчества, которые совершенствовались и оттачивались замечательными мастерами слова. В каждом виде искусства используют свои материалы: художник – краски, скульптор – мрамор, камень, дерево, а писатель и создатели произведений устного творчества – слово. Поэтому при чтении каждого произведения фольклора надо обращать особое внимание на его поэтичность и выразительность.  Народные песни и сказки, разные прибаутки и загадки, поговорки и пословицы не могли складываться сами собой, без авторов. Каждое произведение в основе своей создавалось каким-нибудь одним певцом или рассказчиком, имя которого обычно никем не запоминалось. Но если это произведение бывало удачным, правильно передавало народные мысли и чувства, то оно сразу подхватывалось, запоминалось, передавалось из уст в уста. Так возникло безымянное творчество, живущее в народе.

Народное творчество всегда привлекало внимание людей. Работают неутомимые собиратели фольклора и в наши дни. Люди, которые собирают фольклор и изучают его, называются фольклористами. Интерес к фольклору – одно из проявлений интереса к своей истории, к жизни народа в разные времена, к его думам, надеждам, мечтам, к его языку и поэзии. Народ всегда выражал себя в труде и творчестве. Из поколения в поколение передаётся народная мудрость, народное поэтическое слово, и эта преемственность может прерваться, если только мы с вами разучимся петь, мечтать о будущем, ценить прошлое.

Сообщение учителя о создании народных песен

Люди с давних времен любили и умели работать. Женщины собирались в большие группы и работали вместе. Сидели они за большим столом и, чтобы не было скучно, пели песни. Песни сочиняли о временах года, деревьях, погодных условиях, любви, неудачной и счастливой. Песни, как правило, были мелодичные, протяжные. В них вкладывали любовь и нежность.

Народное творчество входит в нашу жизнь очень рано, намного раньше, чем мы овладеваем родной речью.

В давние времена народные песни заменяли многим детям, особенно крестьянским, школу и книги. Сама колыбель (люлька, зыбка) передавалась из поколения в поколение. Ребенок из колыбели скоро вырастал, а песни будто оставались в ней, накапливались и тоже передавались из поколения в поколение. Колыбель подвешивали на шесте, чтобы было удобно качать. Такой шест называли очеп. Говорят, что латыши рубили очеп на вершине холма в самой красивой березовой роще. Тогда, считали люди, ребенок вырастет красивым и будет правильно говорить. Вешали колыбель возле материнской постели. Прежде чем положить ребенка в колыбель, клали подарки: хлеб, «разумные советы», написанные на бумажках. Колыбельные песни пела не только мама. Бабушка, дедушка, старший брат или сестра с давних пор «выговаривали» в песни добрые пожелания самому младшему в семье, любовь к нему, свои заботы.

У каждого народа свои колыбельные песни. Когда ребенку поют на родном языке, то он слышит и усваивает прежде всего национальные мелодии и понятия, родившиеся в народе вместе со словами этого языка.

Пели колыбельные песни обычно в конце трудового дня, каким бы он ни оказался – легким или трудным. Простые люди всегда находили нужное слово, нужную песню.

О чем же пели в колыбельных песнях? Среди колыбельных много песен о коте. Его зовут качать колыбель, ему обещают разные награды за заботу: и «кусок пирога», и «кувшин молока».

Упоминание кота в песнях связано с разными бытовыми поверьями: думали, что кот приносит сон и покой ребенку; существовал даже обычай: прежде чем положить в люльку ребенка, в нее клали кота, чтобы малыш лучше спал.

Но не только кота звали убаюкивать детей. Очень часто в колыбельных песнях есть упоминание о «гуленьках», так называют голубей. Слово «голубить» означало «ласкать, нежить, миловать».

 

– Прочитайте текст песни на с. 16.

– Что вы почувствовали, прочитав эту песню, какие ощущения возникли?

– Понравилась ли вам эта песня?

– Когда её могли исполнять?

– Можете ли вы сказать, что эта песня относится к фольклору? Почему?

– Подтвердите словами из текста. Какие слова помогли вам доказать? Какие слова можно выделить?

Показывает изделия из бересты, глины, дерева.

– Рассмотрите поделки мастеров народного творчества. В чём их особенность?

– Предположите, как они создаются? (См. ресурсный материал.)

Аналогичная работа ведётся с колыбельной песней

Рассматривают рисунки, высказывают свои впечатления.

Читают текст песни, отвечают на вопросы учителя. Находят слова, которые можно

сравнить. Дают им характеристику.

Объясняют смысл назначения песни
и выясняют её происхождение.

Физкультминутка

Раз – подняться, потянуться,

Два – согнуться, разогнуться,

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире,

Словно пух в руках – не гири.

Пять руками помахать,

Шесть – за парту тихо сесть

Выполняют движения по тексту под руководством учителя.

V. Закрепление знаний и способов действий.

 

Словесный метод.

Методические приемы: диалог

Работа по вопросам учебника.

Слушает. Следит за работой в группах.

Направляет диалог в группах

Читают вопросы
из учебника и отвечают на них, работают в группах, в парах.

VI. Рефлексия учебной деятельности на уроке

(итог)

Словесный метод.

Методический прием: беседа.

Работа в парах

– Какую учебную задачу решали на уроке?

– Какой вид работы понравился больше? Почему?

– О чём хотели бы узнать подробнее? Почему?

– Составьте синквейн на тему «Русская народная песня»

Отвечают на вопросы учителя.

Доказывают

VII. Закре-пление знаний и способов действий

Практический метод

Раздает карточки с различными песнями. Предлагает найти русскую народную песню, доказать это, по возможности спеть, показать инсценировку, предположить, когда она исполнялась

Выполняют задания

Домашнее задание

Методический прием: объяснение учителя

Объясняет содержание и способы выполнения домашнего задания.

Проверяет соответствующие записи: выучить наизусть любую русскую народную песню

Слушают объяснение учителя.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Цуканова Е.А,

учитель начальных классов

МОУ «СОШ №1» г. Валуйки

Тема: РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ПЕСНИ. КОЛЫБЕЛЬНЫЕ

Цели:

сформировать условия для ознакомления учащихся с произведениями устного народного творчества: русскими народными песнями; показать красоту и богатство русского языка, напевность русских песен

Тип урока

Комбинированный

Планируемые
образовательные
результаты

Предметные:научатся: передавать эмоциональное настроение, определять понятие «действующее лицо»; получат возможностьнаучиться: слушать и анализировать музыкальные произведения.

Метапредметные:

познавательные: владеют умениями планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата; регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу;

коммуникативные: соблюдают простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить; вступают в диалог (отвечают на вопросы, задают вопросы, уточняют непонятное); сотрудничают с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливают и соблюдают очерёдность действий, корректно сообщают товарищу об ошибках.

Личностные: принимают образ «хорошего ученика»; имеют целостный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур средствами литературных произведений; проявляют этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость; внимательно относятся к собственным переживаниям и переживаниям других людей; нравственному содержанию поступков


ХОД УРОКА

Этапы
урока

Методы,
методические приемы

Деятельность учителя

Деятельность
учащихся

I. Мотивация (само-

определение) к учебной деятельности

Словесный метод. Методические приемы: слово учителя

Приветствует учащихся, проверяет готовность класса и учебного оборудования; эмоционально настраивает на учебную деятельность.

Ну-ка проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Все ль готовы слушать?

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе

II. Подготовка к основному этапу занятия

Словесный метод, аудирование.

Методические приемы: беседа

– Прослушайте песню.

– Что вы можете сказать о её исполнении?

– О чем там поётся?

– Когда её можно петь?

– Как её исполняют?

– Какие слова подчеркивают её выразительность?

– Вспомните, какие песни вам пела мама?

Прослушивают

песню. Отвечают

на вопросы.

Работают в группах

III. Постановка учебной задачи

Словесный метод.

Методический прием: сообщение учителя,

диалог

– Вспомните, что такое устное народное творчество?

Дополняет ответы учащихся (см. ресурсный материал).

– Каким ещё словом можно назвать устное народное творчество? (Фольклор.)

– Какие жанры устного народного творчества вам уже знакомы?

Включает запись русской народной песни.

– Можно ли прослушанную песню отнести
к фольклору? Почему?

– Как вы думаете, о чём могли петь наши предки?

– С каким видом фольклора мы будем знакомиться на уроке?

Слушают учителя. Отвечают на вопросы, сохраняя логическую последовательность, объясняют.

Слушают аудиозапись

IV. Усво-
ение новых знаний и способов действий.

Работа

по учебнику (с. 16–

19).

Знакомство с прикладным искусством

Словесный метод, аудирование.

Методические приемы: чтение, беседа

Сообщение учителя об устном народном творчестве

Народ собирает и бережно хранит произведения устного народного творчества, которые совершенствовались и оттачивались замечательными мастерами слова. В каждом виде искусства используют свои материалы: художник – краски, скульптор – мрамор, камень, дерево, а писатель и создатели произведений устного творчества – слово. Поэтому при чтении каждого произведения фольклора надо обращать особое внимание на его поэтичность и выразительность.  Народные песни и сказки, разные прибаутки и загадки, поговорки и пословицы не могли складываться сами собой, без авторов. Каждое произведение в основе своей создавалось каким-нибудь одним певцом или рассказчиком, имя которого обычно никем не запоминалось. Но если это произведение бывало удачным, правильно передавало народные мысли и чувства, то оно сразу подхватывалось, запоминалось, передавалось из уст в уста. Так возникло безымянное творчество, живущее в народе.

Народное творчество всегда привлекало внимание людей. Работают неутомимые собиратели фольклора и в наши дни. Люди, которые собирают фольклор и изучают его, называются фольклористами. Интерес к фольклору – одно из проявлений интереса к своей истории, к жизни народа в разные времена, к его думам, надеждам, мечтам, к его языку и поэзии. Народ всегда выражал себя в труде и творчестве. Из поколения в поколение передаётся народная мудрость, народное поэтическое слово, и эта преемственность может прерваться, если только мы с вами разучимся петь, мечтать о будущем, ценить прошлое.

Сообщение учителя о создании народных песен

Люди с давних времен любили и умели работать. Женщины собирались в большие группы и работали вместе. Сидели они за большим столом и, чтобы не было скучно, пели песни. Песни сочиняли о временах года, деревьях, погодных условиях, любви, неудачной и счастливой. Песни, как правило, были мелодичные, протяжные. В них вкладывали любовь и нежность.

Народное творчество входит в нашу жизнь очень рано, намного раньше, чем мы овладеваем родной речью.

В давние времена народные песни заменяли многим детям, особенно крестьянским, школу и книги. Сама колыбель (люлька, зыбка) передавалась из поколения в поколение. Ребенок из колыбели скоро вырастал, а песни будто оставались в ней, накапливались и тоже передавались из поколения в поколение. Колыбель подвешивали на шесте, чтобы было удобно качать. Такой шест называли очеп. Говорят, что латыши рубили очеп на вершине холма в самой красивой березовой роще. Тогда, считали люди, ребенок вырастет красивым и будет правильно говорить. Вешали колыбель возле материнской постели. Прежде чем положить ребенка в колыбель, клали подарки: хлеб, «разумные советы», написанные на бумажках. Колыбельные песни пела не только мама. Бабушка, дедушка, старший брат или сестра с давних пор «выговаривали» в песни добрые пожелания самому младшему в семье, любовь к нему, свои заботы.

У каждого народа свои колыбельные песни. Когда ребенку поют на родном языке, то он слышит и усваивает прежде всего национальные мелодии и понятия, родившиеся в народе вместе со словами этого языка.

Пели колыбельные песни обычно в конце трудового дня, каким бы он ни оказался – легким или трудным. Простые люди всегда находили нужное слово, нужную песню.

О чем же пели в колыбельных песнях? Среди колыбельных много песен о коте. Его зовут качать колыбель, ему обещают разные награды за заботу: и «кусок пирога», и «кувшин молока».

Упоминание кота в песнях связано с разными бытовыми поверьями: думали, что кот приносит сон и покой ребенку; существовал даже обычай: прежде чем положить в люльку ребенка, в нее клали кота, чтобы малыш лучше спал.

Но не только кота звали убаюкивать детей. Очень часто в колыбельных песнях есть упоминание о «гуленьках», так называют голубей. Слово «голубить» означало «ласкать, нежить, миловать».

– Прочитайте текст песни на с. 16.

– Что вы почувствовали, прочитав эту песню, какие ощущения возникли?

– Понравилась ли вам эта песня?

– Когда её могли исполнять?

– Можете ли вы сказать, что эта песня относится к фольклору? Почему?

– Подтвердите словами из текста. Какие слова помогли вам доказать? Какие слова можно выделить?

Показывает изделия из бересты, глины, дерева.

– Рассмотрите поделки мастеров народного творчества. В чём их особенность?

– Предположите, как они создаются? (См. ресурсный материал.)

Аналогичная работа ведётся с колыбельной песней

Рассматривают рисунки, высказывают свои впечатления.

Читают текст песни, отвечают на вопросы учителя. Находят слова, которые можно

сравнить. Дают им характеристику.

Объясняют смысл назначения песни
и выясняют её происхождение.

Физкультминутка

Раз – подняться, потянуться,

Два – согнуться, разогнуться,

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире,

Словно пух в руках – не гири.

Пять руками помахать,

Шесть – за парту тихо сесть

Выполняют движения по тексту под руководством учителя.

V. Закрепление знаний и способов действий.

Словесный метод.

Методические приемы: диалог

Работа по вопросам учебника.

Слушает. Следит за работой в группах.

Направляет диалог в группах

Читают вопросы
из учебника и отвечают на них, работают в группах, в парах.

VI. Рефлексия учебной деятельности на уроке

(итог)

Словесный метод.

Методический прием: беседа.

Работа в парах

– Какую учебную задачу решали на уроке?

– Какой вид работы понравился больше? Почему?

– О чём хотели бы узнать подробнее? Почему?

– Составьте синквейн на тему «Русская народная песня»

Отвечают на вопросы учителя.

Доказывают

VII. Закре-пление знаний и способов действий

Практический метод

Раздает карточки с различными песнями. Предлагает найти русскую народную песню, доказать это, по возможности спеть, показать инсценировку, предположить, когда она исполнялась

Выполняют задания

Домашнее задание

Методический прием: объяснение учителя

Объясняет содержание и способы выполнения домашнего задания.

Проверяет соответствующие записи: выучить наизусть любую русскую народную песню

Слушают объяснение учителя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по литературному чтению в системе учебников «Школа XXI века». Тема урока: М.Пришвин «Ёжик».

Методическая разработка урока литературного чтения в 1 классе по теме М.Пришвин "Ёжик". УМК "Начальная школа 21 века". Цель урока: создать условия для приобретения опыта самостоятельной читательс...

Методическая разработка урока по литературному чтению во 2 классе Татарская народная сказка «Три сестры»

Цели: ·        создать условия для ознакомления с содержанием татарской народной сказки  «Три сестры»;·        формировать ум...

Разработка урока по литературному чтению 1 класс, тема: Русская народная сказка "Снегурочка"

Данная разработка поможет учителю в проведении урока в 1 классе по теме : "Русская народная сказка "Снегурочка"....

Методическая разработка урока по литературному чтению !Уроки этики в авторском произведении. Л. Муур «Крошка Енот».

Данная методическая разработка представляет собой пособие, раскрывающее формы, средства, методы обучения, элементы современных педагогических технологий или сами технологии о бучения и воспитания прим...