Приемы работы над смысловым чтением
методическая разработка по чтению (4 класс)

Загуменных Александра Васильевна

Большое внимание уделяется читательской грамоте. В данном материале представлены некоторые приемы работы над формирующего оценивания на уроках литературного чтения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chitatelskaya_gramotnost.docx56.93 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер – класс на тему

«Приемы формирующего оценивания на уроках литературного чтения»

Цель: поделиться опытом применения приёмов формирующего оценивания на уроках литературного чтения в начальных классах.

Задачи:

- продемонстрировать способы формирующего оценивания на уроках литературного чтения;

- создать атмосферу сотрудничества для активного взаимодействия участников мастер-класса между собой;

- организовать рефлексию мастер-класса с целью определения его результативности.

Ожидаемый результат: научатся на практических примерах использованию формирующего оценивания на разных этапах урока.

Ход мастер – класса:

1. Мотивация

- Добрый день, уважаемые коллеги! Давайте немного познакомимся, поднимите руки учителя литературы и русского языка, учителя начальных классов, математики и физики, и все остальные помашите ручкой.

Как здорово, что наш мастер – класс объединил вместе активных, заинтересованных в своем профессиональном росте людей.  Работать нам предстоит в группах, потому что вместе учиться полезнее и интереснее. Прошу мне помочь и занять места за партами.

2. Сообщение темы, введение в тему

-А есть такие  педагоги, которые в своей работе использует такой вид работы как выполнить рисунок и иллюстрацию к прочитанному произведению?

- Я вас прошу сейчас оценить данный рисунок, первая группа оценивает, как считает нужным, основываясь на свой педагогический опыт, а вторая группа проведет оценивание, немного по-другому (я дам им подсказку, Приложение 1).

- Подведем итог. Как вы думаете, какой группе было легче оценить работу? А почему? Конечно же, той, которая оценивала по определенным критериям.

Особое место в учебном процессе отводится оценке – она выступает одновременно и как цель содержания, и как средство обучения и учения, а в целом выступает как самостоятельный элемент содержания образования, который необходимо формировать и развивать.

При традиционном подходе отметка сообщается ученику как окончательный результат, в лучшем случае аргументируется, что именно не позволило получить более высокий балл. При таком подходе у учащегося нет способов оценить соответствие качества выполняемой работы ожидаемому результату. Ученик часто недоволен отметкой. А мы, порой, не готовы тратить значительное время на обсуждение причин выставления именно этой отметки.

-Дети приходят в школу очень разные, и у каждого ребёнка продвижение в обучении индивидуальное. Успешность школьников должна определяться не наличием «5» и «4», а личной динамикой развития и желанием учиться.

-Учащиеся должны знать, как будут оценивать его деятельность (по каким критериям ему надо подготовить ответ, чтобы получить, положительную отметку, за что, что нужно ему сделать). Одним из таких подходов является формирующее оценивание, которое можно еще назвать оцениванием для улучшения обучения.

Формирующее оценивание позволяет сформировать навыки самостоятельного обучения, ориентированного на конкретного ученика, поддерживает обратную связь ученика и учителя, помогает ученику обнаруживать пробелы в знаниях и ликвидировать их, проводить самооценку.

Ведь действительно, по какой бы программе мы не работали и не обучали учащихся, обратная связь нужна всегда. Почему?

Наверное, потому что обратная связь:

для ученика – это получение информации, помогающей осознать собственные достижения и пробелы в учении, и получить конкретные рекомендации для продвижения вперед.  

для учителя – это получение информации, помогающей осознать пробелы в обучении и внесения изменений в свою деятельность (подбор новых методов, техник обучения, внесение изменений в распределение времени урока и др.).

Система формирующего оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся постепенно включались в контрольно – оценочную деятельность, приобретал навыки и привычку к самооценке.

3. Практическая часть

Существует разнообразные приемы формирующего оценивания: сигналы рукой (учащие показывают сигналы, обозначающие понимание или непонимание материала; согласие или несогласие с отвечающим), «Шапка вопросов» (дети составляют вопросы п о прочитанному произведении; по вопросам можно судить насколько глубоко ребенок осмыслил прочитанное), заполнение кластерных карт (работая над определенной темой, на первом уроке определяем, что мы уже знаем по данной теме, а потом на протяжении следующих уроков дополняем карту новыми понятиями), рефлексия итогов своей деятельности на уроке (обычно подводим в конце урока, но можно и в начале урока сделать на это акцент на плодотворную работу) и т.д.

 Я хочу вас познакомить, как мои учащиеся учатся взаимооцениванию. Чаще всего проводится при оценке командной работы. В ходе взаимооценивания учащиеся расширяют представления о своих достижениях, формируют способности к диалогу и коммуникации, учатся аргументировано высказывать свои суждения.

        Работая с текстами на уроках литературного чтения, мы с детьми подбираем и обсуждаем критерии оценивания разных видов работ. Дети ориентируются на эти критерии при подготовки домашнего задания.

Задание 1. Предлагаю сейчас попробовать такой прием оценивания. Разработать в группе критерии по оцениванию рассказа о герое произведения (портрет героя). Каждая группа составит по 5 критериев (на листах А4 записать каждый критерий маркером). Представление групп (возможно повторение).

Теперь давайте расположим эти критерии по мере важности при составлении рассказа (расположить на доске).

(Приложение 2)

        Следующий этап нашей работы. Попробуем применить на практике наши критерии. Каждая группа составит рассказ о герое из произведения А.С. Пушкина «Сказка о золотой рыбке». Выбираем героя, способом жеребьевки, кому кто достался. Сколько понадобиться времени, давайте определимся (5мин).

        Пришло время проверки, что же у нас получилось. Проводим взаимопроверку. У каждой группы есть лист оценивания, который они будут заполнять (Приложение 3). По времени можно послушать все группы.

- в результате такого оценивания, у детей повышается мотивация к обучению, он включается в процесс оценивания не конкретно ученика, а его умения выполнять какую – либо работу.

Задание 2.

Учимся мы и самооцениванию,  ученик  заранее знает критерии, по которым будет оцениваться его работа, поэтому в процессе работы может оценить уровень её выполнения и вовремя скорректировать. Учитель может проследить продвижение учеников, обеспечивается обратная связь.

        Сейчас предлагаю каждому поработать самостоятельно, выполните небольшую проверочную работу. Критерии оценивания я вам представляю в виде таблице на слайде (Приложение 4).

        По окончанию работы, обычно даю время проверить еще раз выполненные задания, и возле каждого задания сделать пометку в виде кружочка желтого или зеленого цвета.

Желтый цвет – сомневаюсь в правильности выполнения задания

Зеленый цвет – выполнил правильно

        При таком подходе педагог отмечает у каждого учащегося проблемы в обучении, их сомнение – это сигнал для учителя и ребенка, над чем надо поработать.

При проведении проверочных или самостоятельных работ по литературному чтению фиксируется процент выполнения каждого задания или всей работы в целом. Такой подход дает возможность иметь достаточно достоверное представление о том, какое предметное умение сформировано и в какой мере. Также это дает возможность отследить динамику формирования конкретного умения у каждого учащегося.

Сводная таблица результатов проверочной работы

Фамилия,

имя

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Итоговый

балл

Иванов Ваня

0

1

0

1

1

6

1

1

1

1

1

9

0

1

1

1

0

8

0

1

1

1

1

9

1

1

1

0

0

8

0

1

1

0

1

7

0

1

1

1

1

7

0

1

1

0

1

8

Итого по строке

8

13

12

11

12

Результаты каждой работы я переношу в индивидуальный оценочный лист, который вклеивается в дневник (вы уже имели возможность работать с ним).

К сожалению, в каждом классе есть учащиеся, которые в силу своих способностей или состояния здоровья, не показывают высоких результатов, и, часто получая неудовлетворительные оценки, теряют интерес к учебе. Возможность вычисления процента выполнения задания или работы, позволяет фиксировать малейшую положительную динамику в успеваемости ребенка, повышая тем самым его самооценку и стимулируя желание учиться. Например, одну контрольную работу ученик выполнил на 50%, а следующую – на 60%. Мы видим явное повышение уровня знаний, положительную динамику в формировании умений, а ведь при обычной пятибалльной системе, за обе работы ученик получил бы оценку «3».

4. Рефлексия

Нужно отметить, что разрабатывать критерии при оценивании результатов – сложный процесс, требующий систематичности, конкретики. На данный момент у нас с учащимися не все критерии получаются четкими и конкретными. И не всегда все легко и четко получается.

Вывод: использование приемов формирующего оценивания на уроках литературного чтения дают положительные результаты, поддерживают мотивацию к обучению.

Подводя итог, стоит отметить, что процесс оценивания достаточно сложен, пока не все получается, в своей работе использую лишь часть приемов. В планах продолжить работу по изучению данной технологии. Так как  в рамках реализации ФГОС оценивание, становится необходимым элементом обеспечения качества образования, поэтому формирующее оценивание на уроке должно быть систематичным, личностно направленным на обучающего.

А закончить свой мастер – класс я бы хотела, рассказав вам притчу:

(рассказ притчи с целью оценивания и подведения итогов работы участников)

Притча: Однажды, шел мудрец, а навстречу ему 3 человека, которые везли под горячим солнцем тележки с камнями для строительства храма. Мудрец остановился и задал каждому по вопросу. У первого спросил: «Что ты делал целый день?»

 И тот с ухмылкой ответил, что целый день возил камни.

У второго спросил: «А что ты делал целый день?» и тот ответил:

 «А я добросовестно выполнял свою работу».

А третий улыбнулся, его лицо засветилось радостью и удовольствием

«А я добросовестно принимал участие в строительстве храма».

- Давайте сейчас и мы с вами попробуем каждый оценить свою работу, что же я делал на мастер -  классе.

- Кто возил камни, выбирает красные камень.

- Кто добросовестно работал, выбирает желтые камень.

- А кто принимал участие в «строительстве храма» - зелёные камень.

Благодарю за совместную работу!

https://zabavnik.club/wp-content/uploads/2018/05/Pictures_for_children_with_pencil_4_05071908.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Работа над смысловым чтением на уроках в начальной школе"

В презентации представлены упражнения, направленные на формирование смыслового чтения на всех уроках в начальной школе....

Приемы и стратегии смыслового чтения на уроках обучения грамоте.

Приемы и стратегии смыслового чтения на уроках обучения грамоте....

Методы и приемы формирования навыков смыслового чтения

Методы и приемы формирования навыков смыслового чтения...

Приемы по формированию смыслового чтения

Приемы по формированию смыслового чтения...