Приёмы формирования читательской компетенции младших школьников
статья по чтению

Шурыгина Марина Сергеевна

«Книга-это духовное завещание одного поколения другому.

 Вся жизнь   человечества последовательно оседала

 в книге: племена, государства исчезали, а книга оставалась…»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл priyomy_formirovaniya_chitatelskoy_kompetentsii.docx51.19 КБ

Предварительный просмотр:

Приёмы формирования читательской компетенции младших школьников

«Книга-это духовное завещание одного поколения другому.

 Вся жизнь   человечества последовательно оседала

 в книге: племена, государства исчезали, а книга оставалась…»

А.И. Герцен

          Читательская компетентность учащихся начальной школы – это сформированная у детей способность к целенаправленному индивидуальному осмыслению книг до чтения, по мере чтения и после прочтения книги.

Цель работы учителя:  использовать и применять разные технологии,  формы, методы и приёмы, направленные на формирование  читательской  компетентности.

Компоненты читательской компетентности:

  1. Владение техникой чтения;
  2. Владение приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения;
  3. Знание книг и умение их самостоятельно выбирать;
  4. Эстетическое отношение к действительности, отражённой в художественной литературе;
  5. Сформированность нравственных ценностей и эстетического вкуса, понимание духовной сущности произведений.

При формировании читательской компетенции я использую в своей работе разные современные технологии ,методы и приёмы обучения.

Представлю вашему вниманию использование разных приёмов  на примере урока литературного чтения.

Тема: В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип».

Приём «Шифровка»

Фамилия зашифрована. Дети  расшифровывают самостоятельно ( буквы из первой таблицы в соответствии со следованием цифр во второй  таблице (на  листах))

4

3

1

6

5

2

7

8

   

А

Т

А

Ь

Ф

С

Е

В

-Астафьев. Виктор Петрович Астафьев.

Приём «Прогнозирование по иллюстрации». Детям предложена иллюстрация героя произведения. Надо рассмотреть  иллюстрацию и  высказать  свои предположения: какова тема произведения, о чём будем читать.

Приём «Ассоциация». Его можно применить для высказывания  предположения о содержании произведения, обсуждении  названия. Дети  называют ассоциации, которые оно вызывает. «Почему именно так называется?  Что может произойти в  произведении  с таким названием? Прошу сформулировать свои догадки».

Приём «Кластер».

 Составление  схемы  «Скрип и другие персонажи рассказа» и работа со схемой (работа в группах)

1. Составление кластера

- Кто главный герой произведения? (Скрип)

- Запишите ключевое слово посередине.

- Вокруг запишите персонажей, с которыми пришлось  общаться Скрипу (группы записывают  информацию на листах)

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         

После выполнения задания дети из разных групп  называют персонажей, а учитель прикрепляет на доску листы (стрелки не рисуются)

2. Подготовка устного рассказа

-Каждой группе  необходимо составить рассказ из  3 предложений:

1 группа «Скрип и мама»

2 группа «Скрип, братья и сёстры»

3 группа «Скрип и  вожак»

4 группа «Скрип и стрижи»

5 группа «Скрип и мальчики»

-Вам надо выбрать из текста эпизоды, связанные с отношениями Скрипа и одного из этих персонажей,  в таблицу внести опорные слова для составления  рассказа (между 5 группами распределяются персонажи).

1 группа «Скрип и мама»

Скрип

Мама

 

2 группа «Скрип, братья и сёстры»

Скрип

Братья и сёстры

3 группа «Скрип и  вожак»

Скрип

Вожак

4 группа «Скрип и стрижи»

Скрип

Стрижи

 

5 группа «Скрип и мальчики»

Скрип

Мальчики

 После выполнения  задания заслушиваются рассказы групп.

3.Обмен мнениями и моделирование стрелок в схеме.

-  Какие чувства  испытывали между собой  Скрип и данные персонажи?

Чёрная стрелка – отрицательные отношения, зелёная стрелка - уважительные отношения, жёлтая стрелка – дружеские отношения, красная стрелка - добрые отношения.

Прием «Синквейн».

Для характеристики мамы- стрижихи и других героев,  я использовала приём «Синквейн»

Составьте синквей.

1.Белое Брюшко, 2.  Стрижонок Скрип, 3. Стрижиха, 4.Стая стрижей.

Давайте прочитаем, что у вас получилось.

Белое Брюшко.
Храбрый, внимательный.
Учил, защищал, атаковал, правил.
Заботился о стрижах.
Вожак.

Стрижонок Скрип
Любознательный, трудолюбивый, сильный
Не слушается, летает, строит, выживает
Стал стремительным и сильным
Приносит лето

Стрижиха
Строгая, заботливая, смелая
Кормит, воспитывает, оберегает
С ней очень хорошо
Мать.

Стрижи
Дружные, милосердные
Учат, кормят, оберегают
Помогают выжить
Народ

Приём «Восстановление последовательности событий»  

Восстановите последовательность событий в плане рассказа Астафьева "Стрижонок Скрип".

  • Мама прилетела
  • А что же там, за пределами норки? Первый полет.
  • Постройка своего гнезда.
  • Встреча с разбойником-соколом.
  • Рождение стрижонка
  • Смерть мамы-стрижихи.
  • Пора на свободу!
  • Встреча с мальчишками.
  • В теплые края.
  • На помощь приходят другие стрижи.

Ответ

1. Рождение стрижонка. 2. Мама прилетела. 3. А что за пределами норки? Первый полёт. 4. Встреча с разбойником-соколом. 5. Смерть мамы-стрижихи. 6. Постройка своего гнезда. 8. На помощь приходят другие стрижи. 9. Встреча с мальчишками. 10. В тёплые края.

Приём «Уроки жизни»

-Сейчас я предлагаю поработать, посоветовавшись друг с другом.

-Ответить на вопрос, какие уроки усвоил Скрип? Проследите по тексту.

1. Не отнимать еду у других птиц

2. У маленьких птиц есть враги

3. Не вылезай из норки-опасно!

4.Нужно быть сплочёнными и дружными

5.Без мамы очень плохо

6. «Хорошо когда умеешь летать»

7.Необходимо трудиться, чтобы жить в безопасности

-Подумайте, какие уроки жизни полезны для вас?

-Ребята, продолжите фразу: «Я бы посоветовал прочитать рассказ «Стрижонок Скрип» потому, что…….

Приём «Исследование»

Проведите небольшое исследование. Сравните научно-познавательный текст о стрижах из энциклопедии и художественный рассказ Астафьева. Обрати внимание на изобразительно-выразительные средства. (из Энциклопедии):

Стриж лишь под клювом имеет белое пятно. У стрижа все четыре пальца находятся спереди. Стриж не сидит на ветках или проводах, но умело карабкается по шероховатой вертикальной поверхности. Ноги у стрижей очень маленькие. Стрижи не ходят. Вся жизнь стрижей проходит в воздухе, где они не только едят и пьют, но и собирают материал для гнезда, купаются. Стриж более крупный, его крылья длиннее и более узкие, похожие на серп или изогнутую саблю, а хвост короче и шире, чем у ласточки. Стриж — самая быстрая птица. Скорость его полета может достигать 160 км/ч. Он летит только по прямой и никогда не складывает крылья. Для поворота стрижу нужно сделать большой вираж. Стрижей отличает то, что в полёте они постоянно кричат. Их и прозвали стрижами за характерный крик, похожий на «стри-и». В кладке стрижа всего 2—3 яйца.

Параметры сравнения

«Стрижонок Скрип»

НПТ

Тема

О стрижах

О стрижах и ласточках

Содержание

Сюжетная линия

Научные факты из жизни стрижей

Язык

Средства художественной выразительности

Научные термины

Авторское отношение

Чётко выражено

Нет

Наличие главной мысли

Наличие главной мысли

Не требуется

          Использование данных приемов охватывает большее количество информации, вовлекает большее количество учащихся в продуктивную мыслительную деятельность, сохранению интереса к обучаемой теме, развивает аналитико-синтетические и творческие способности, что позволяет учащимся шире использовать познавательные возможности и постоянно поддерживать интерес к предмету.

Проводимая мною работа по теме «Формирование читательской компетентности», даёт свои результаты. Мои ученики стараются уже самостоятельно выбирать книги для чтения, извлекать из текстов интересную и полезную информацию, учатся высказывать оценочные суждения, работать с разными источниками, повысилась техника чтения, развивается оперативная память и творческое мышление.

«Привить ребенку вкус к         чтению– лучший подарок,                                   который мы можем ему сделать»     Сесиль Лупан


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание в 3 классе по теме "Формирование читательских компетенций младших школьников"

Целью данного родительского собрания   является: помочь родителям осознать ценность детского чтения как средства образования и воспитания школьников, вовлечь их в решение  важной пробле...

советы родителям Формирование читательских компетенций младших школьников.docx

Формирование читательских компетенций младших школьников. Советы родителям. Копилка родительского опыта...

Родительское собрание «Роль книги и чтения в формировании читательских компетенций младших школьников»

Родительское собрание «Роль книги и чтения в формировании читательских компетенций младших школьников»...

Формирование читательской компетенции младших школьников

Федеральные государственные стандарты начального общего образования, в основе каторого лежит системно - деятельностный подход , предполагает воспитание и развитие личности, отвечающих требованияминфор...

Читательский дневник как средство формирования читательской компетенции младших школьников. (из опыта работы)

В материале рассматривается применение на уроках и во неурочной деятельности читательского дневника как средства формирования читательской компетенции младших школьников....