Промежуточная аттестация обучающихся 4 класса по литературному чтению. Работа с текстом.
тест по чтению (4 класс)

Волгина Ирина Юрьевна

Спецификация контрольных измерительных материалов для проведения промежуточной аттестации обучающихся 4 класса по литературному чтению

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pa_kim_lit_cht_4_klass2024_god.docx50.63 КБ

Предварительный просмотр:

СПЕЦИФИКАЦИЯ

контрольных измерительных материалов

для проведения промежуточной аттестации  обучающихся 4 класса

по литературному чтению в 2024 году

  1. Назначение работы КИМ

Оценить качество подготовки по литературному чтению обучающихся 4 класса с целью определения уровня  готовности обучающегося к дальнейшему обучению и выявлению типичных ошибок в освоении учебного материала; определить уровень сформированности навыков осознанного чтения, уровень понимания содержания и особенностей художественного текста.

Результаты контрольной работы используются для определения коррекционных мероприятий по предмету.

  1. Документы, определяющие содержание КИМ

Содержание и структура контрольной работы по предмету «Литературное чтение» разработаны на основе следующих документов и методических материалов:              

1. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 286).

2. Основной образовательной программы начального общего образования БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа № 7» (приказ об утверждении ООП НОО БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа № 7» от 7 августа 2023 г. № 411 - 1).

3. Федеральной рабочей программы начального общего образования «Литературное чтение» (1 – 4 классов образовательных организаций) Москва, 2024г.

4. Рабочей программы учебного предмета «Литературное чтение» для 4 класса на уровне начального общего образования на 2023 – 2024 учебный год (приказ от 7 августа 2023 г. № 411 - 1).

3. Характеристика структуры и содержания работы. Структура КИМ.

Подходы к отбору проверяемых элементов и конструированию заданий

сложности: базовый и повышенный.

4. Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся 4 класса.

4.1. Распределение заданий по содержанию, видам деятельности, заданий по основным разделам.

Таблица № 1. Распределение проверяемых элементов содержания

Код

Проверяемые элементы содержания

1.

Чтение про себя в соответствии с учебной задачей

2.

Жанровое разнообразие произведений.

3.

Владение элементарными умениями анализа и интерпретации текста

4.

Характеристика героя произведения: его портрет, речь, поступки, мысли, отношение автора к герою

5.

Составление письменного высказывания на основе прочитанного текста

4.2. Распределение заданий по планируемым результатам

Таблица № 2. Распределение проверяемых элементов содержания

Проверяемые элементы содержания /код

Проверяемые умения

(обучающийся научится / обучающийся получит возможность научиться)/код

1. Чтение про себя в соответствии с учебной задачей

1.1 читать про себя в соответствии с учебной задачей;

1.2 использовать разные виды чтения (изучающее, ознакомительное, поисковое выборочное, просмотровое выборочное)

2. Жанровое разнообразие произведений.

2.1 соотносить читаемый текст с жанром художественной литературы

(литературные сказки, рассказы, стихотворения, басни)

3. Владение элементарными умениями анализа и интерпретации текста

3.1 владеть элементарными умениями анализа и интерпретации текста;

3.2определять тему и главную мысль;

3.3 определять последовательность событий в тексте произведения;

3.4 объяснять значение незнакомого слова с опорой на контекст и с использованием словаря.

4. Характеристика героя произведения: его портрет, речь, поступки, мысли, отношение автора к герою

4.1 характеризовать героев, описывать характер героя, давать оценку поступкам героев;

5. Составление письменного высказывания на основе прочитанного текста

5.1 письменно формулировать простые выводы;

5.2 подтверждать свой ответ примерами из текста;

5.3 составлять письменные высказывания на заданную тему по содержанию произведения;

5.4 корректировать собственный текст с учётом правильности, выразительности письменной речи

  1. Система оценки выполнения отдельных заданий и работы в целом

5.1. 3 задания к тексту с выбором ответа, направленных на поиск фактической информации в тексте, оценивается  1,2,3 баллами, 5 заданий  –  с кратким ответом, направленных на поиск фактической информации в тексте, оценивается  1-2 баллами, если дан неверный ответ - 0 баллов, 1 задание с кратким ответом оценивается 5 баллами, 3 задания с развернутым ответом, требующее аргументации в письменной форме личного мнения с привлечением прочитанного текста оцениваются в 2 балла.

Таблица № 4 Распределение проверяемых требований к результатам

 

Зада

ния

Контролируемые элементы содержания

Код проверяемых умений

Тип задания

Уровень сложности

Max балл за выполнение

1

2. Жанровое разнообразие произведений.

2.1

ВО

Б

1

2

3. Владение элементарными умениями анализа и интерпретации текста

3.1

3.2

КО

Б

2

3

4

5

6

1. Чтение про себя в соответствии с учебной задачей

3. Владение элементарными умениями анализа и интерпретации текста

4. Характеристика героя произведения: его портрет, речь, поступки, мысли, отношение автора к герою

1.1

1.2

3.1

4.1

КО

КО

КО

КО

Б

Б

Б

Б

2

1

1

1

7

8

9

5. Составление письменного высказывания на основе прочитанного текста

5.1

5.2

5.3

5.4

РО

Б

2

2

2

10

3. Владение элементарными умениями анализа и интерпретации текста

3.3

КО

Б

5

11

3. Владение элементарными умениями анализа и интерпретации текста

          3.4

ВО

Б

3

12.

3.Владение элементарными умениями анализа и интерпретации текста

3.2

ВО

Б

2

24б

5.2. Рекомендуемая шкала перевода количества баллов в отметку

Количество баллов

Отметка

24-22

5

21-16

4

15-12

3

11-0

2

5.3. Время выполнения работы

     На выполнение работы отводится 40 минут.

План варианта КИМ

     Подробная информация о распределении заданий по разделам программы, по видам заданий и по уровню сложности приведена в плане работы.

Условные обозначения:

Тип задания: ВО – выбор ответа; КО – краткий ответ (в виде цифры, слова), РО – развернутый ответ (запись ответа развернуто)

5.4. Дополнительные материалы и оборудование

Дополнительные материалы и оборудование не требуются.

5.5. Условия проведения тестирования (требования к специалистам)

Специальная подготовка к контрольной работе не требуется.

6. Контрольно-измерительный материал

Фамилия, имя_______________________________4 ____ класс

Контрольная работа по литературному чтению

1 вариант

Прочитай текст и выполни задания.

Когда тучи плотно заволакивают небо и идёт сильный дождь, когда снежная буря обрушивается на землю, звонкое пение маленькой синицы можно слышать сквозь шум и завывание ветра. Кажется, что маленькая птичка с какой-то необыкновенной лёгкостью переносит самую тяжелую непогоду, поражая своим жизнерадостным пением всех, кому довелось её слышать.

Пение синицы в зимнюю непогоду своего рода подвиг, потому что температура тела маленькой птички падает очень быстро. В холодное зимнее ненастье, когда другие птицы ищут тёплое укрытие, маленькие синички оглашают всю округу звонким радостным щебетом. Птицы как бы благодарят жизнь за то, что она дана им, и восхваляют её. Возможно, что это необычное качество — пение во время ненастья — служит причиной сравнительного долголетия синиц. Они переживают своих пернатых собратьев: продолжительность их жизни достигает девяти лет.

Поскольку птенцы синицы отличаются прекрасным аппетитом, родителям приходится постоянно искать для них корм. Можно было бы ожидать от них стремления прятать и хранить пищу, но выражая свою благодарность природе, синицы, как только находят пропитание — устраивают оживлённый гомон. Этим они подают сигнал другим синицам в округе принять участие в пиршестве.

Человеку есть чему поучиться у маленьких синичек — благодарности. Насколько эта благодарность искренна, можно видеть по тому, как она выражается. Чем больше душевной теплоты в словах благодарности, тем ценнее она для тех, кому адресована. У синиц это проявляется в разнообразии пения. С приходом весны, когда становится теплее, они меняют свою зимнюю песню на весеннюю. Их щебет становится пронзительным и заканчивается продолжительным свистом. По-разному благодарят синички мать-природу за непогоду и солнце, за крепкий мороз и снежные бури.

Мы, люди, учась благодарности у маленьких желтогрудых птичек, должны всегда помнить о том, что её следует проявлять вовремя. Скажем же синичкам спасибо за живой пример благодарности.

Фамилия, имя_______________________________4 ____ класс

Вопросы и задания

1 вариант

1. Определи жанр произведения.

А) стихотворение;           Б) сказка            В) рассказ

2. Определи тему текста. Придумай и запиши заголовок текста.

________________________________________________________________

3. Почему пение синицы зимой можно считать подвигом? Найди в тексте и подчеркни ответ.

4. Какова в среднем продолжительность жизни синичек?________________

   

    5. Что, по мнению автора, является причиной долголетия синичек?

____________________________________________________________________

    6. Чему автор предлагает поучиться у синичек?__________________________

7. Почему синицы не делают запасов пищи на зиму?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

8. За что синички благодарят мать-природу своим пением?

_________________________________________________________________

9. Сравни зимнее и весеннее пение синичек. Заполни таблицу, используя текст.

Зимнее пение

Весеннее пение

  10. Восстанови план текста (запиши номера частей).

№         Почему синицы не делают запасов на зиму.

№          Пение в снежную бурю.

№         За что люди могут быть благодарны синичкам.

№          Разнообразное пение синичек.

№         Пение в непогоду — подвиг синички.

  11. Соотнеси слова с их значением. Соедини линиями.

Долголетие              звонкое шумное пение птиц.

Гомон            плохая погода.

Ненастье                  большая продолжительность жизни.

12. Определи главную мысль текста.

  1. Надо быть благодарным ко всему, что происходит в жизни.

Б.   Только у синичек в природе можно научиться благодарности.

  1. Синички благодарны природе за всё, что она им даёт.

Фамилия, имя_______________________________4 ____ класс

Контрольная работа по литературному чтению

2 вариант

Прочитай текст и выполни задания.

Любое живое существо, обитающее в пустыне, сталкивается с нехваткой воды. И действительно, если оно не сможет решить этой проблемы, то ему в пустыне не выжить.

Кактусу также требуется вода, но он приспособился соответствующим образом переживать долгие периоды отсутствия осадков. В обычных условиях растения расходуют массу воды. Листья забирают её из сока и выделяют в воздух.

Кактусы относятся к группе многолетних растений, способных долго сохранять воду. Большинство кактусов произрастает в засушливых районах, но их можно встретить во влажных тропических лесах, на травянистых равнинах и на морских побережьях. У кактуса нет листьев, поэтому он не выделяет воду. Кроме того, сами стволы очень толстые и покрыты защитным слоем, что также способствует сохранению воды. Колючки кактуса отпугивают животных, желающих добраться до влаги. Таким образом, некоторые взрослые кактусы могут обходиться без воды в течение двух лет. Многие кактусы, произрастающие во влажных лесах, сплющили свои стебли до голых, листоподобных пластинок.

Кактусы регулярно цветут. Цветы превращаются в плоды, в которых созревают семена. Большинство кактусов очень красивы. При их цветении пустыня приобретает ярко-жёлтый, красный и фиолетовый оттенок, который придают соцветия, расположенные на  стеблях растений. У цветка кактуса «Царица ночи» длина каждого лепестка может достигать 14 сантиметров.

Существуют более тысячи видов кактусов. Их родина — Южная и Центральная Америка, Мексика и юго-запад Соединенных Штатов Америки. Кактусы бывают разные — древовидные, кустарниковые, травянистые. Одни похожи на ежа, другие — на тыкву, третьи — на подсвечник. Есть крошки размером в 1 сантиметр и великаны высотой в 25 метров. Малышки весят несколько граммов, а гиганты — тонны.

Сок кактусов используется в медицине. Из стеблей и плодов этих растений изготавливают конфеты и варенье. Некоторые маленькие кактусы разводят в домашних условиях. При их выращивании в горшках необходим тщательный дренаж1. Кактус необходимо поливать летом каждые четыре дня, а зимой — два раза в месяц. Поливать лучше рано утром кипяченой или отстоявшейся водой комнатной температуры. В холодное время воду слегка подогревают. Избыток и застой воды в горшках могут привести к загниванию растения.

1 Дренаж — осушение почвы.

        Фамилия, имя_______________________________4 ____ класс

Вопросы и задания

2 вариант

1. Определи жанр произведения.

А) стихотворение;           Б) сказка            В) рассказ

2. Определи тему текста. Придумай и запиши заголовок текста.

________________________________________________________________

3. Какая проблема существует для живых существ в пустыне? Подчеркни  ответ.

4.  Какие бывают кактусы?

_________________________________________________________________

5. Какую роль играют колючки кактуса?

__________________________________________________________________

6.  Что приводит к загниванию растения?

_________________________________________________________________

7. Почему кактусы не выделяют влагу?

__________________________________________________________________

8. Перечисли районы, в которых произрастают кактусы.

__________________________________________________________________

9.  Докажи, что кактус полезен для человека. Заполни таблицу.

Где     используется

Сок кактуса

Стебли кактуса

10. Восстанови последовательность плана текста.

А          Цветение кактусов.

Б          Использование кактусов.

В          Разновидности кактусов.

Г          Приспособление кактусов к жизни без воды.

Д        Выращивание кактусов в домашних условиях.

11. Укажи соответствие между словами и их толкованием. Соедини линиями.

Соцветия            задержка, неблагоприятная для чего-либо.

Оттенок        верхняя часть стебля со сближенными цветками

или листьями.

Застой        разновидность одного и того же цвета.

         

12. Определи главную мысль текста.

А. Кактусы – полезное растение.

Б. Некоторые взрослые кактусы могут обходиться без воды.

В. Кактусы – необычные растения.

  1. Ключи ответов

1 вариант

В) рассказ

1б.

Синица- пример благодарности

2б.

Пение синицы в зимнюю стужу своего рода подвиг, потому что температура тела маленькой птички падает очень быстро.

2 б.

Продолжительность их жизни достигает девяти лет.

1 б.

Пение во время ненастья – служит причиной сравнительного долголетия синиц.  

1 б.

Человеку есть чему поучиться у маленьких синичек – благодарности.  

1б.

Можно было бы ожидать от них стремления прятать и хранить пищу, но выражая свою благодарность природе, синицы, как только находят пропитание – устраивают оживлённый гомон. Этим они подают сигнал другим синицам в округе принять участие в пиршестве.

2 б.

По-разному благодарят синички мать-природу за непогоду и солнце, за крепкий мороз и снежные бури.

2 б.

 Зимнее пение – звонкое пение синицы.

Весеннее пение – щебет становится пронзительным и заканчивается продолжительным свистом.

2 б.

№  3     Почему синицы не делают запасов на зиму.

№  1     Пение в снежную бурю.

№  5     За что люди могут быть благодарны синичкам.

№  4     Разнообразное пение синичек.

№  2     Пение в непогоду — подвиг синички.

(каждый правильный номер-1 балл)

5 б.

Долголетие -    большая продолжительность жизни.

 Гомон -          звонкое шумное пение птиц.

Ненастье -        плохая погода.  

(каждый правильный ответ-1 балл)  

3 б.

Б.   Только у синичек в природе можно научиться благодарности.

2 б.

Итого

24 б.

 

2 вариант

1.

В) рассказ

1б.

2.

Как кактусы обходятся без воды

2б.

3.

Любое живое существо, обитающее в пустыне, сталкивается с нехваткой воды

2 б.

4

Кактусы бывают разные — древовидные, кустарниковые, травянистые.

1 б

5

Колючки кактуса отпугивают животных, желающих добраться до влаги.

1 б.

6

Избыток и застой воды в горшках могут привести к загниванию растения.

7.

У кактуса нет листьев, поэтому он не выделяет воду.

2 б.

8.

Южная и Центральная Америка, Мексика и юго-запад Соединенных Штатов Америки

ИЛИ

Большинство кактусов произрастает в засушливых районах, но их можно встретить во влажных тропических лесах, на травянистых равнинах и на морских побережьях

2 б.

 9.

Сок кактусов используется в медицине.

Из стеблей и плодов этих растений изготавливают конфеты и варенье.

2 б.

10.

1 – Г   Приспособление кактусов к жизни без воды.

2 - А   Цветение кактусов.

3 - В   Разновидности кактусов.

4 - Б    Использование кактусов.

5 – Д    Выращивание кактусов в домашних условиях.

(каждый правильный номер-1 балл)

5 б.

11.

Оттенок - разновидность одного и того же цвета.

Застой - задержка, неблагоприятная для чего-либо.

Соцветия -   верхняя часть стебля со сближенными цветками

или листьями.  

 (каждый правильный ответ-1 балл)    

3 б .

12

Кактусы – необычные растения.

2 б.

Итого

24 б.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностическая работа по литературному чтению(работа с текстом) 3 класс по Г.Цыферову

Диагностическая работа по литературному чтению(работа с текстом) 3 класс по Г.Цыферову...

Литературное чтение. Работа с текстом "Виды текстов" 2 класс

Литературное чтение В.Ю. Свиридова. Работа с текстом "Виды текстов" 2 класс...

Мастер-класс. Формирование личностных УУД на уроках литературного чтения. Работа с текстом. Технология продуктивного чтения.

Главная цель школьного обучения – развитие личности ученика. Одним  из сильнейших средств воздействия на личность, является книга,  как средство сохранения и передачи нравственных ценн...

Проверочная работа по литературному чтению. Работа с текстом. 2 класс

Данная проверочная работа поможет учителю определить уровень умения работать с текстом у обучающихся...

Проверочная работа по литературному чтению. Работа с текстом. 2 класс

Данная проверочная работа поможет учителю определить уровень умения работать с текстом у обучающихся...

Литературное чтение. Работа с текстом "Виды текстов" 2 кл

Работа с текстом "Виды текстов" 2 класс...