Урок обучения грамоте "Буква Л, звук (л)"
план-конспект урока по чтению (1 класс)

Мочалова Татьяна Борисовна

Данный урок входит в период обучения грамоте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_oturytyy_urok.docx154.4 КБ

Предварительный просмотр:

УРОУ ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ.

Тема: Звуки [л], [л’], буквы Л л

Цели:  Создать условия для формирования представления о звуках [л], [л,] и букве, которая их обозначает; учить различать звуки [л],[л,], букву “л” в слогах и в словах устной, давать характеристику новых звуков; закреплять прием воспроизведения слова вслух на основе его звуковой модели; отрабатывать навык правильного, слогового чтения; развивать фонематический слух и культуру звукопроизношения, речь, память и внимание; воспитывать культуру учебного труда, интерес к сказкам, дружеское отношение друг к другу.

Планируемые результаты:

Личностные УУД: формирование интереса (мотивации) к учению; оценивать жизненные ситуации и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм.

Регулятивные УУД: понимать учебную задачу урока; осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя; определять цель учебного задания, контролировать свои действия в процессе его выполнения, обнаруживать и исправлять ошибки; отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать свои достижения; действовать по образцу и заданному правилу.

Коммуникативные УУД: умеет обмениваться мнениями, слушать другого ученика – партнера по коммуникации и учителя; предвидеть разные возможные мнения других людей; обосновывать и доказывать собственное мнение.

Познавательные УУД: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника; моделировать различные языковые единицы (слово, предложение).

Оборудование: компьютерная презентация, предметные картинки для групповой работы, иллюстрации к сказкам, модели звуков - фишки, образцы печатных и письменных букв.

Ход урока:  

Прозвенел звонок весёлый.  Все  готовы ? Всё готово?

Мы сейчас не отдыхаем.  Мы  работать  начинаем !

  1. Организационный момент

-Какой у нас урок? Какое нужно настроение, чтобы на уроке всё получилось, чтобы урок был полезный и интересный?

-Улыбнитесь друг другу, солнышку, мне. Я желаю вам сохранить хорошее настроение на весь урок.

2.Целеполагание

-Ребята, а как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке?

(На доске помещены карточки «Этапы урока»

-Отвечать на вопросы,

-Задавать вопросы

-Работать в группах

-Работать в парах

-Читать

C:\Users\ACER\Downloads\e116aab4723f4eaaad415ff64b0568cfcd (1).jpg       C:\Users\ACER\Downloads\d880ec7192c609cf99cd7b2ba608eb69 (1).jpg  C:\Users\ACER\Downloads\i (1).webp C:\Users\ACER\Downloads\Question_Mark_Icon_-_Blue_Box_withoutQuestionmarkBlur.svg (1).pngC:\Users\ACER\Downloads\i (1).webp

Сегодня мы продолжим путешествие по стране букв и звуков.

-Посмотрите на ленту букв. Почему одна половина ленты красная, а другая – синяя?

-Чем отличаются гласные от согласных?

3.Работа в парах.

-А сейчас, ребята, мы поработаем в парах. Взяли карандашик обратной стороной, повернулись налево, я буду загадывать загадку, а вы обратной стороной карандашика пишете на спине у соседа  букву, которая обозначает первый звук в отгадке. А потом наоборот поворачиваемся налево.

(После каждой загадки идет взаимопроверка, дети отвечают , какую букву им написал сосед и говорят согласны они с ним или не согласны.)

- Всех на свете он добрей, Лечит он больных зверей, И однажды из болота Вытащил он бегемота. Он известен, знаменит. Это доктор.     Айболит

-Прыг да прыг по полотну —

Нитку длинную тяну,

За стежком ещё стежок —

Вот зелёненький лужок.

А ещё стежочки —

Расцветут цветочки.            Иголка

Он гудит и чертит мелом,

Он рисует белым-белым

На бумаге голубой

Над моею головой.                Самолет

Зелёное покрывало

Летом на земле лежало.        Трава

Учитель открывает кленовые листочки, под которыми написаны буквы

А  И  С   Т

- Ребята, какое слово получилось?

- Аист.

4.Изучение нового материала.

-Ребята, а сейчас поиграем в игру: я называю слово, а вы показываете мне фишку, которой мы обозначаем первый звук в слове

НОС  ОБЛАКО   СИЛА   КУКЛА  

Дети показывают фишки и объясняют свой выбор. (гласный, согласный, твердый, мягкий)

ЛУНА  

-Что мы знаем про первый звук?( Мы еще не проходили)

-Значит какая тема сегодняшнего урока?( буква Л, звук (Л).

-Что можем про него сказать? Он гласный или согласный?

-А теперь давайте проверим он звонкий или глухой? Твердый или мягкий?

-Сколько слогов в слове луна? Разделим на слоги, поставим ударение.

Составим схему слова ЛУНА.

-А сейчас послушайте следующее слово

ЛИСА

-Делим на слоги, ставим ударение, составляем схему слова ЛИСА.

5.Физминутка

6.Работа в тетради.

- Звуки [л], [л’] на письме будем обозначать согласной буквой «эль». Л л

Откройте тетради, печатаем букву Л.

7.Чтение слогов с интерактивной доски (слайд 6)

АЛ       ЛА

ОЛ       ЛО

УЛ        ЛУ

ИЛ          ЛИ

ЫЛ         ЛЫ

8.Работас учебником.

-Ребята, откройте учебник на стр.58.

-Вспомним произведения детского писателя К.И Чуковского?

- Кого мы видим на картинке?

-Из какого произведения строчки?

-А слониха-щеголиха

Так отплясывает лихо,

Что румяная луна в небе задрожала

И на бедного слона

Кубарем упала.

(ТАРАКАНИЩЕ)

-В каких словах встречается звук Л?

-А теперь мы посмотрим в учебник на страницу 59: найдите слоги. Давайте их почитаем. (Каждый ребёнок читает по одному слогу. Сначала читают слоги дети «сильные», а затем «слабые». После каждого прочтённого слога ребёнок поясняет:

9.Включение новых знаний и опыта в систему имеющихся.

-Чтение слов на стр.59.

КУКЛА     КАТАЛА

КУКЛЫ      КАТАЛ

УСНУЛИ       СТОЛ

УСНУЛ            СТУЛ

10. Дифференцированная работа.

Сильные дети читают предложения на стр.59, а слабые с доски слоги вместе с учителем.

-Ребята. У кого на парте лежит листочек, те работают вместе со мной, а остальные читаем предложения на стр.59.

Проверка сильных детей.

11.Работа в группах

Каждая группа получает задание 6составить слова из слогов и букв.

СА  СО НИ ЛО ЛА  К НИ  НА  КО ТО ЛУ

Полученные слова дети помещают на ленту с магнитом и во время проверки вешаем их на доску.

11.ИТОГ УРОКА.

Молодцы ребята!!! Хорошо поработали!

--С какими звуками и буквой работали на уроке?

-Перед вами 2 пушистика с разным настроением: радостным и унылым. Раскрасьте того пушистика, чьё настроение совпадает с вашим.

Наш урок закончился. Складываем тетради и книги в портфель. Готовимся к следующему уроку и идём на перемену.

САМОАНАЛИЗ УРОКА (Мочалова Т.Б.)

Тема урока: «ЗВУКИ [л], [л’], БУКВЫ Л, л»

Тип урока – Урок открытия новых знаний

Тема урока входит в букварный период обучения грамоте. Это первый урок знакомства с данной буквой. Акцент в данном уроке сделан на развитие фонематического слуха.

Цель урока: Создать условия для формирования представления о звуках [л], [л,] и букве, которая их обозначает; научить различать звуки [л],[л,], букву “л” в слогах и в словах устной, давать характеристику новых звуков; закреплять прием воспроизведения слова вслух на основе его звуковой модели; отрабатывать навык правильного, слогового чтения;

развивать фонематический слух и культуру звукопроизношения, речь, память и внимание; воспитывать культуру учебного труда, интерес к сказкам, дружеское отношение друг к другу.

Планируемые результаты:

Личностные УУД: формирование интереса (мотивации) к учению; оценивать жизненные ситуации и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм.

Регулятивные УУД: понимать учебную задачу урока; осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя; определять цель учебного задания, контролировать свои действия в процессе его выполнения, обнаруживать и исправлять ошибки; отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать свои достижения; действовать по образцу и заданному правилу.

Коммуникативные УУД: умеет обмениваться мнениями, слушать другого ученика – партнера по коммуникации и учителя; предвидеть разные возможные мнения других людей. Обосновывать и доказывать собственное мнение.

Познавательные УУД: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника; моделировать различные языковые единицы (слово, предложение).

При подготовке к данному уроку мной были учтены как психолого-возрастные, так и индивидуальные особенности учащихся моего класса:

В данном классе 24 обучающихся, дети пришли к 1 сентября с низкой , средней и высокой готовностью к школе.

Некоторые дети не умеют читать; не имеют четкие представления о графическом образе букв; у многих недостаточно развит фонематический слух, что может послужить предпосылками появления ошибок в чтении и письме учащихся. По этой причине акцент в уроке сделан и  на чтение слияний буквы, и на развитие фонематического слуха.

Учитывая психологические особенности первоклассников, я использовала в уроке приемы, непроизвольно концентрирующие внимание, элементы дидактических игр.

При отборе материала к уроку я руководствовалась принципом целостности урока, тем, чтобы все этапы урока были взаимосвязаны между собой.

При проведении урока я ориентировалась на принципы:

- развивающего и воспитывающего обучения;

- принцип научности;

-  принцип систематичности и последовательности ;

- принцип связи обучения с практикой ;

- принцип сознательности и активности;

- принцип доступности.

Чтобы решить цель урока, я подобрала интересные, развивающие примеры, вопросы, задания.

Материал урока оказался интересным для учащихся.

Для проведения урока использовались следующие методы:

- словесные (беседа по опорным понятиям; фонетическая зарядка; характеристика звука);

- наглядные;

- иллюстрации к тексту;

- практические (выполнение упражнений разной степени сложности).

Использовался раздаточный дидактический материал – разрезные модели  для фонетического анализа слова.

Осуществление развития учащихся в процессе обучения происходило через осуществление  метапредметности - «рисунок и схема».

В ходе урока была организована фронтальная, коллективная, групповая и работа в парах.

Считаю, что воспитание сознательного читателя нужно начинать с 1-го класса, с этапа обучения грамоте. С этой целью я уделяю внимание развитию связной речи учащихся; обогащению их активного словаря; знания сказок, а также учу осознанно воспринимать прочитанное.

Стараюсь научить детей ставить перед собой задачи; формировать и осознавать тему урока; осознанно подходить к обобщающему повторению в конце урока.

Заключительный этап урока – рефлексия. Ученики с удовольствием оценивали свою работу на уроке.

воспринимались обучающимися.

Цель урока достигнута.

Показателем выполнения образовательных задач урока явились правильность и осознанность ответов учащихся в процессе беседы и выполнения заданий на определенных этапах, а также активная и продуктивная деятельность класса в целом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок обучения грамоте "Согласные звуки [ р ], [ р, ]. Буквы Р,р»

В интересной форме проводится ознакомление с новыми согласными звуками, буквой и закрепление изученного с помощью разнообразных упражнений....

Презентация к уроку обучения грамоте "Гласный звук [o], буква о". Школа 2100

Конспект урока для интерактивной доски Smart. Конспект составлен в соответствии с методическими рекомендациями для учителей О. В. Пронинрй, И. И. Кремлёвой...

Урок обучения грамоте "Согласные звуки [т], [т\'] . Буквы Т,т" по "Русской Азбуке" В.Г.Горецкого УМК "Школа России".

Урок обучения грамоте с использованием презентации, упражнений для развития речевого аппарата, игровых моментов....

Урок обучения грамоте. Тема: «Звук ш, буква ш».

Урок обучения грамоте в 1 классе по программе Школа России....

Урок обучения грамоте.Тема: ЗВУКИ [Ч’], [Щ\'] – ВСЕГДА МЯГКИЕ, ГЛУХИЕ ЗВУКИ. БУКВЫ Чч, Щщ

Данная работа посвящена комплексному интеллектуальному развитию младших школьников на уроке обучения грамоте.Актуальность разработки  обусловлена потребностями современного общества в социа...

Для урока обучение грамоте "Согласные звуки [б],[б], Буква Бб. Строчная буква б". (урок 71) Школа 2100

Презентация с иллюстрациями  к уроку обучения грамоте  о звуках и букве Бб....