Формирование смыслового чтения у детей с ОВЗ
статья по чтению
Методы работы, влияющие на повышение читательской компетентности учащихся с ограниченными возможностями здоровья.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 17.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование смыслового чтения у детей с ОВЗ
Что такое смысловое чтение?
Смысловое чтение - умение точно и полно понять содержание текста и осмыслить информацию, извлеченную из него.
Смысловое чтение – это такое качество чтения, при котором достигается понимание всех сторон произведения: информационной, смысловой и идейной.
Цель смыслового чтения - максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию. Когда ребенок владеет смысловым чтением, то у него развивается устная речь и, как следующая важная ступень развития, речь письменная.
Читательская компетентность – совокупность знаний, умений и навыков, позволяющих человеку отбирать, понимать информацию, представленную в знаково-буквенной форме, а далее успешно ее использовать в личных и общественных целях.
Многие младшие школьники при формально сформированном навыке чтения (с точки зрения техники) плохо понимают, о чем же они прочитали, они читают бегло и монотонно, с большим трудом осмысливают и пересказывают прочитанный материал.
Самыми частыми причинами этого являются:
Недостаточная автоматизация навыка, то есть все силы ребёнка уходят на техническую часть процесса.
Недостаточно развитое межполушарное взаимодействие. Процесс чтения задействует ряд зон в головном мозге и чтобы перевести сухой текст в живую картинку в голове, мозгу нужно задействовать и левое и правое полушарие. Левое полушарие анализирует последовательно буквы, правое подключает холистическую стратегию прогнозирования целого слова (оценка общих конфигураций информации, характеризующаяся быстротой протекания, интуитивным характером решения и минимальной осознанностью), левое соотносит букву и звук, правое «рисует» сюжет.
Низкий уровень осведомленности-недостаточность образов-представлений. (образ-представление-это обобщенный образ о предмете, например, капуста бывает разная- цветная, белокочанная, морская, брюссельская, но все виды капусты имеют общие признаки). Современные дети из-за специфического образа жизни могут иметь достаточно большие познания в достаточно узкой области, но не знать обыденных вещей, просто потому, что этого нет в опыте. Я столкнулась с тем, что дети не знают названий многих деревьев, садовых цветов (георгин, гладиолус, астра). Поэтому содержание многих текстов детям может быть просто не понятно, так как мозгу не из чего строить картинку, этих образов-представлений внутри просто нет.
Недостаточность функции планирования, программирования и контроля. Зачастую дети на фоне импульсивности не могут хорошо проанализировать входящую информацию, поэтому начинают использовать стратегию угадывания, то есть ребёнок выхватывает определенный фрагмент из текста и дальше по нему уже начинает излагать (в стиле «что вижу, то пою). Также функция планирования необходима для распределения дыхания и интонации (чтобы увидеть начало и конец предложения, запятые, где поставить логическое ударение, выдохнуть, вдохнуть).
Что же делать для улучшения понимания прочитанного материала?
Вот ряд действенных приемов для развития умений работы с текстом. Эти упражнения вы сможете использовать в своей работе с детьми по формированию смыслового чтения и читательских компетенций.
Сюжетные картинки
Используем серии сюжетных картинок, которые ребенок должен расположить в правильной последовательности, опираясь на причинно-следственные связи.
Для того чтобы ребенок мог понять сюжет текста, сначала он должен научиться связывать сюжет текста на базе наглядно-образного материала, научиться понимать причинно-следственные связи. Это достаточно сложно для детей с импульсивностью, дефицитом внимания и эмоциональной незрелостью.
Текст с «вкраплением» картинок
Это тексты, где некоторые слова заменены картинками. Это могут быть стихи, рассказы. В некоторых случаях для детей есть подсказки.
Поиск в тексте заданных слов
Это задание помогает сформировать способность схватывать целостные образы слов и далее опираться на них в задаче поиска, а также развивает словесную память и улучшает ее устойчивость к интерференции.
«Зашумленное чтение», чтение перевёрнутого текста
Это может быть чтение с решеткой (горизонтальной и вертикальной) и т. д.
Процесс чтения в данной ситуации замедляется, что способствует развитию способности одновременно сочетать побуквенный анализ слов со смысловым прогнозированием окончаний слов, последующих слов.
Круговое чтение
Также предлагаю «круговое чтение». Такое упражнение является заодно и гимнастикой для глаз.
Упражнение «Перепутанка»
Текст разрезаем на абзацы (предложения) и перемешиваем. Задача ребёнка -расставить их в правильном порядке. Более сложный вариант - можно разрезать предложения текста на две половинки (начало и конец и попросить ребенка соединить кусочки предложений в одно, дав предварительно прочесть текст целиком (таких предложений будет несколько).
Упражнение «Составь рассказ»
Ребёнку предлагается готовый текст, в котором пропущены некоторые слова. Необходимо прочесть и вставить слова по смыслу (если ребенок затрудняется, может воспользоваться словами для справок). Также можно дать ребенку письменный вариант такого задания.
Сочинение по опорным словам.
Ребёнок должен прочитать слова, а потом придумать и записать историю, использовав эти слова.
Задание помогает в развитии речи, мышления, воображения.
Придумай окончание рассказа.
Ребёнок должен вставить пропущенные окончания в словах и придумать концовку рассказа.
Допиши окончания слов. Предложите ребёнку прочитать словосочетания и дописать окончания прилагательных.
Данные задания помогают преодолеть аграмматизмы в речи.
Чепуха.
Предложите ребёнку посмотреть внимательно, всё ли правильно написано. Некоторые буквы в словах поменялись местами. Ребёнок должен изменить неправильный порядок букв в слове и записать слово правильно.
Помогает в отработке образа слова, улучшении звукобуквенного анализа
Найди слог.
Попросите ребёнка найти в каждой строчке одно слово с заданным слогом и обвести его в кружок.
Способствует развитию зрительного внимания, отработке слоговой структуры слова.
Спрятанные слова.
Предложите ребёнку найти в таблице спрятанные слова. Читать можно по вертикали и горизонтали.
Формирует развитие зрительного восприятия, концентрацию внимания.
Из одного — много.
Ребёнок должен составить как можно больше новых слов, используя буквы, входящие в состав данного слова.
Волшебная цепочка
Предложите ребёнку записать цепочку из десяти слов, каждое из которых начинается на последние две буквы предыдущего слова.
Итак, правильно сформированные навыки чтения – мощный инструмент дальнейшего саморазвития личности. Подобная работа с текстом не только растит читателя, но имеет и развивающий эффект. Формируется познавательный интерес, развивается речь, улучшается запоминание материала, активизируется воображение, появляется внимание к слову, умение сопоставлять факты и делать умозаключения. Технология смыслового чтения позволяет вырабатывать правильный тип читательской деятельности, что поможет думающему ребенку стать думающим читателем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Формирование смыслового чтения средствами УМК «Перспективная начальная школа»
В статье даётся определение понятию "смысловое чтение", раскрываются срособы смыслового чтения, виды чтения. Рассматриваются проблемы, с которыми сталкивается учитель начальных классов ...

Статья "Формирование смыслового чтения средствами УМК «Перспективная начальная школа»"
Статья содержит определение понятия "смысловое чтение". Раскрывает способысмыслового чтения, типы чтения. Определяет проблемы, с которыми сталкивается учитель начальных классов при обучении смысловому...

Мастер - класс "Технология критического мышления средство формирования смыслового чтения"
Обучение смысловому чтению в условиях внедрения ФГОС представляет целый комплекс различных навыков: техника чтения, выделение главного, анализ материала, сравнение его отдель...

ФОРМИРОВАНИЕ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В КОНТЕКСТЕ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС НОО
ФОРМИРОВАНИЕ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В КОНТЕКСТЕ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС НОО...
упражнения для формирования смыслового чтения на уроках русского языка
Виды упражнений, использующие на уроках русского языка для формирования смыслового чтения...

Формирование смыслового чтения как общего учебного действия на уроках литературного чтения
Главной задачей начальной школы является формирование у детей полноценного навыка чтения, без которого будет затруднено обучение по всем другим предметам, умения вчитываться в текст и извлекать из нег...

ОРИГАМИ, КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ОСНОВЫ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В современном мире мы ежедневно сталкиваемся с большим объемом информации, которую дети и взрослые получают из интернета. У современных детей развито клиповое мышление, информацию воспринимает фрагме...