Конспект урока литературного чтения по теме «М.Пришвин «Ребята и утята»»
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Годунова Полина Эдуардовна

Конспект урока предназначен для учащихся 2 класса по теме «М.Пришвин «Ребята и утята»»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_avtosohranennyy.docx27.79 КБ

Предварительный просмотр:

ГАПОУ  СО «Ревдинский педагогический колледж»

Конспект урока литературного чтения по теме 

«М. Пришвин «Ребята и утята»»

Дата проведения: 4.12.2023

Класс: 2 «Б»

Образовательное учреждение: МБОУ ПГО «СОШ №14»

 Составитель: Годунова Полина Эдуардовна  

 студентка группы  46,

 специальность 44.02.02

 «Преподавание в начальных классах»

  Проверил учитель ______________

  Отметка за конспект _____________

2023


  1. Общая информация

Тип урока: урок «Открытия» нового знания

Деятельностная цель: актуализация знаний учащихся с М. Пришвиным  автором рассказа «Ребята и утята».

Содержательная цель: формирование умения анализировать рассказ «Ребята и утята».

Задачи урока:

  • Дидактическая: познакомить (актуализировать знания) с творчеством М.М.Пришвина.  
  • Развивающая: развивать навык осознанного и правильного чтения; формировать умение отвечать на вопросы по содержанию текста; находить в тексте предложения, подтверждающие устное высказывание.
  • Воспитательная: воспитывать способность замечать красоту природы, потребность в нравственно-эстетическом отношении к окружающему миру, интерес и уважение к писателю как создателю.

Планируемые результаты:

  • Предметные: умение выразительно читать произведение; умение делить произведение на части и озаглавливать их, составлять картинный план.
  • Личностные: умение оценивать свои эмоциональные реакции на красоту окружающего мира; нравственное сознание и чувство сопереживания; доброжелательное отношение к окружающему миру.

Метапредметные УУД:

  • Познавательные:  умение анализировать средства выразительности прочитанного произведения, самостоятельно пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.
  • Коммуникативные: умение строить монологическое высказывание на заданную тему, адекватно использовать соответствующую лексику в процессе сочинения продолжения прочитанного произведения.
  • Регулятивные: выполняет действия контроля/самоконтроля и оценки процесса и результата деятельности, при необходимости вносит коррективы в выполняемые действия.

Оборудование: учебник, тетрадь, раздаточный материал, интерактивная доска.

II. Ход урока

Этап урока, время

Содержание деятельности

Методы, технологии, средства

Деятельность учителя

Деятельность

Учащихся

Организационный момент  (1-2 минуты)

- Добрый день ребята!

- Придумано кем-то

Просто и мудро

При встрече здороваться:

- Доброе утро!

- Доброе утро!

Солнцу и птицам

Доброе утро!

Улыбчивым лицам.

И каждый становится

Добрым, доверчивым...

Пусть доброе утро

Длится до вечера!

- Приветствуют учителя.

Словесный.

Актуализация знаний (4-5 минут)

- Для начала разомнем наш язычок и сделаем артикуляционную гимнастику:

ОЙ – ОЙ – ОЙ –это ластик твой?

АЙ – АЙ – АЙ – наступил теплый май.

ЕЙ – ЕЙ – ЕЙ – приходи  скорей.

-Мы с вами уже прочитали несколько произведений из данного раздела, и давайте вспомним, какие же произведения мы читали?

- А про что были эти произведения?

- Хорошо, давайте начнем урок с проверки домашнего задания (Стихотворение наизусть).

- Жила-была собака, кошкин щенок.

- Отвечают на вопрос.

- Проверка домашнего задания .

Словесно-наглядный. ИКТ-технология.

Постановка учебной задачи (4-5 минут)

- Вы узнали этого писателя? (Михаил Михайлович Пришвин)

 А что Вам известно об его творчестве?

(Михаил Михайлович Пришвин родился 4 февраля в Орловской губернии. Отец Михаила умер, когда мальчику было 7 лет. Мама воспитывала одна 5 детей.)

- Сейчас вы самостоятельно познакомитесь с биографией писателя. У вас на партах лежат жёлтые листочки – прочитайте, что на них написано.

(1.Семье жилось трудно.

2. М.Пришвин помогал людям и природе.

3. Был неравнодушным человеком.

4. Много путешествовал.

5. Любим охоту.

6. Наблюдал за жизнью животных.

7.В 30 лет стал писателем.

8. Писал рассказы о природе.)

- Посмотрите, какие у него добрые глаза. Вот уже много лет нет писателя с нами, но его книги продолжают свою жизнь. Это «Лисичкин хлеб», «Лесная капель», «Охота за бабочкой» и многие другие.

- Давайте откроем учебник на стр. 133

- Что вы видите?

– Как вы думаете, кто главные герои этого произведения?

– Кто видел маленьких утят?

– Где?

– Утки бывают не только домашние, но и дикие. Об одной из диких уточек – чирке-свистунке и написал свой рассказ Михаил Пришвин.

- Михаил Пришвин.

- Отвечают на вопросы.

- Знакомятся с биографией писателя.

- Открывают учебник.

- Рассказ «Ребята и утята»

- ребята, утята

- Отвечают на вопрос.

Словесно-наглядный. ИКТ-технология.

«Открытие нового знания»

(7-8 минут)

- Поставили пальчик на начало и приготовились, читаем вместе с автором, чтобы было слышно каждого.

1 часть  до слов « ни на минуту из виду»

-Верста – это сколько?

- Как вы думаете, три версты – это ближний путь?

- Что значит « на свободу»?

- Кого боялась уточка?

- Что произойдёт дальше?

2 часть. До слова «в величайшем волнении»

-Зачем ребята это сделали?

- Как описал поведение мамы-утки автор? Найдите в тексте.

- Что она чувствовала в этот момент?

- Что же будет дальше?

3 часть до слов « побежали с утятами на холм»

- Смогли объяснить свой поступок ребята?

- Что вы почувствовали в этот момент?

- Как бы вы себя повели на месте ребят?

Что будет дальше? Как поведёт себя утка – мать?

4 часть – слушаем до конца.

- Вспомните, как уточка шла в начале?

Почему сейчас побежала впереди?

- Как автор назвал ребят? Что он имел ввиду?

- Как Пришвин попрощался с уткой и утятами?

- Почему? Когда мы снимаем шляпу?

- Какая она мама?

- Что скажете о ребятах? Что плохого они сделали?

 - Читают вместе с автором.

-  Больше 1 километра.

- Нет, даже для человека много.

- На воду.

-Зверей, человека.

Высказывают предположения.

- Хотели поиграть.

- Бегала за ними с раскрытым клювом.

- Она очень волновалась и боялась за своих деток.

- Не смогли.

- Жалость к утятам и утке и негодование к поступку мальчиков.

- Не стали бы трогать, просто наблюдали.

- Позади, медленно.

- Чтобы увести подальше утят, спасти их.

- Глупыши. Потому что они не думали о последствиях.

- Снял шляпу.

- В знак уважения к утке, потому что она мама.

-Заботливая?

- Они напугали утят и утку. Не подумали о том, что будет потом.

- Не думали о последствиях.

Словесно-наглядный. ИКТ-технология.

Первичное закрепление (4-5 минут)

- Какие чувства вызвал этот рассказ?

- Скажите, пожалуйста, а вам встретились незнакомые слова? Какие?

- Давайте попробуем узнать, что это такое? Как вы думаете?

- Давайте вклеим РЛ в тетрадь и поработаем вместе с ним.

- А какие главные герои в этом рассказе? (Автор–рассказчик, Утята, Мать–утка,  Мальчики)

- А мы можем дать им характеристику? Какие они? Давайте выполним задание на РЛ.

- Какой автор? Утята? Мать-утка? Мальчики?

- Высказывают свои предположения.

- Отвечают на вопрос.

- Верста, кузница и т.д.

- Выдвигают предположения.

- Автор–рассказчик, Утята, Мать–утка,  Мальчики

- Да.

- Заполняют рабочий лист.

Словесно-наглядный. ИКТ-технология.

Самостоятельная работа с проверкой по эталону (4-5 минут)

- Давайте попробуем ответить на вопросы «Да-Нет».

- По очереди читаем и отвечаем на вопросы.

(Отмечают галочкой – крестиком)

- Отвечают на вопросы.

Словесно-наглядный. ИКТ-технология.

Включение нового знания в систему знаний и повторение (7-8 минут)

- Чему научил М. Пришвин ребят и нас своим рассказом?

- Не совершать бездумных поступков. Любить природу, беречь ее, чутко и бережно относиться к братьям нашим меньшим, знать их жизнь и воспитывать в себе готовность защищать животных и оказывать их помощь.

- Какая главная мысль в этом рассказе?

(это то важное, что хочет сказать автор читателям.)

- Давайте запишем главную мысль в РЛ.

- Не обижать маленьких.

- Записывают главную мысль.

Словесно-наглядный. ИКТ-технология.

Рефлексия

- С каким рассказом мы познакомились сегодня? А кто автор?

- Молодцы, домашнее задание, нарисовать иллюстрацию к этому рассказу.

- «Ребята и утята»

- М. Пришвин.

Словесный.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения по теме "М.Пришвин "Ребята и утята"

Цель: организовать деятельность учащихся по ознакомлению  с творчеством М.М.Пришвина; эмоционально-эстетического восприятия произведения; выражать при чтении свое отношение к прочитанному, создат...

Конспект урока литературное чтение по теме М. Пришвин "Выскочка"

Представлен конспект + презентация для 4 класса по УМК "Школа России"...

Конспект урока литературного чтения на тему: "М. Пришвин «Золотой луг». Поход в «Музейный дом». Иллюстрация В. Гога «Подсолнухи»" (УМК "Перспективная начальная школа", 2 класс)

Цели деятельности учителя: ознакомление обучающихся с произведением «Золотой луг»; формирование навыка осознанного и выразительного чтения; представления о средствах выразительности в живо...

Сценарий урока литературного чтения по теме " М.Пришвин "Ребята и утята"

Сценарий урока литературного чтения для учащихся 2 класса....

Технологическая карта урока .Литературное чтение. 2 класс. М.Пришвин. Ребята и утята.

Технологическая карта урока .Литературное чтение. 2 класс. М.Пришвин. Ребята и утята....

Урок литературного чтения по теме М. Пришвин «Осеннее утро». И. Бунин «Сегодня так светло кругом…». Сравнение лирического поэтического и прозаического текстов.

На уроке ученики будут учиться читать прозаический текст и текст стихотворения, передавая с помощью интонации настроение поэта и писателя; различать стихотворный и прозаический текст; наблюдать за жиз...