Конспект урока литературное чтение по теме М. Пришвин "Выскочка"
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Наумов Артем Андреевич

Представлен конспект + презентация для 4 класса по УМК "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 1_urok._m._prishvin_-_vyskochka.doc74.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока: «Литературное чтение»

Тема урока: «М. Пришвин «Выскочка»»

Тип урока:  урок изучение нового

Цель: - расширить знания о творчестве М.М. Пришвина;

           - раскрыть смысл рассказа; учить анализировать поступки и характер героев;

           - отрабатывать навыки беглого выразительного чтения; развивать память, речь, мышление.

Планируемые результаты:

Предметные:

- умения прогнозировать содержание рассказа;

- читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя;

- увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста.

Личностные: 

- привитие нравственных ценностей (любовь к природе, к животным, малой родине, родителям, уважение к старшим).

Оборудование: презентация,  учебник Литературное чтение 4 кл., ч. 2, Климанова, Горецкий

Этапы, методы и приёмы.

Время

Содержание урока и деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Организационный момент

Метод – словесный

1 мин

Здравствуйте, ребята!

В школе прозвенел звонок

Начинаем наш урок!

Сядьте вы за парты тихо,

Руки - палочкой красиво,

На меня вы посмотрите,

И немного улыбнитесь!

Приветствовать  учителя.

Проверять готовность к уроку.

Регулятивные:

осознавать необходимость рабочего настроя на уроке.

Речевая разминка

Метод – словесный.

Приём- работа с четверостишием

Мотивационный этап

Метод – словесный;

Приём – беседа.

Метод- практический,

Приём- прослушивание музыки.

3 мин

Начнем урок с речевой разминки. Прочитайте предложение громко все вместе.

Какое чудесное утро!

Теперь читаем выделяя голосом по одному слову (по рядам).

Вот моя деревня,

Вот мой дом родной,

Вот качусь я в санках

По горе крутой.

И.З. Суриков

Читаем с радостью. Читаем с вопросительной интонацией. Читаем тихо.

 Кто из вас помнит, как называется стихотворение, отрывок из которого мы читали? («Детство»).

Звучит песня «Кабы не было зимы…»

О каком времени года вы слушали песню? Покажите, как вы замерзли, съежились, отогрелись и расслабились. Вам случайно попали снежком в лицо, изобразите огорчение. Покажите, как дети лепят снежки, ставят снежные комки друг на друга. Молодцы! Какие красивые снеговики у вас получились. Вы пришли домой веселые и довольные. С таким же отличным настроением мы поработаем на уроке.

Читать четверостишие по заданию

Слушать музыкальный фрагмент.

Отвечать на вопросы.

Регулятивные:

использовать речь для регуляции своего действия;

Личностные: положительное отношение к школе и учебной деятельности.

Познавательные:

построение речевых высказываний.

Проверка домашнего задания.

Метод – словесный.

Приём – беседа.

Приём - монологические высказывания.

10мин

(Творческий пересказ текста от имени Барбоса.)

Памятка

 1. Нужно представить в воображении картины, которые описал поэт

2. Произносить стихи в два раза медленнее, чем говоришь в жизни

3. Соблюдать знаки препинания

4. При чтении постараться передать настроение, чувства, эмоции с помощью силы голоса, смыслового ударения, мимики и жестов, интонации

Откройте учебник. Прочитайте стихотворение. (Слушание нескольких учеников).

Ваши впечатления от чтения товарищей. За что можно похвалить? Какие замечания? Чтобы Вы хотели отметить?

Вспоминать прошлую тему урока, домашнее задание.

Показать свою готовность по домашнему заданию.

Оценивать своих одноклассников.

Отвечать на вопросы, показать свою готовность по домашнему заданию.

Коммуникативные: слушать и понимать речь других

Познавательные:

построение речевых высказываний.

Коммуникативные: выражение своих  мыслей с достаточной полнотой и точностью.

Коммуникативные:  аргументация своего мнения и позиции.

Постановка учебной задачи.

Метод- словесно-наглядный.

Приём - рассказ, просмотр портрета.

7мин

Прочитайте на с. 92 учебника имя автора, произведение которого мы будем сегодня читать.

Какие произведения М.М. Пришвина вы читали? О чем они?

-  Определите задачи урока.

Отвечать на вопросы учителя.

Узнавать имя автора

Коммуникативные: участвовать в учебном диалоге.

Познавательные:

выделять существенную информацию из текста.

Регулятивные:

принимать и сохранять учебную задачу.

Решение учебной задачи.

Метод- практический, словесно-наглядный.

Приём- работа со словарём, выборочное чтение.

Метод- словесный

Приём- беседа.

Знакомство с жизнью и творчеством М.М. Пришвина

(Сообщение о писателе делает учитель. См. материал к уроку.)

Работа над рассказом «Выскочка»

-  Прочитайте на с. 92 учебника название рассказа. Как вы думаете, о чем он?

—  Можно ли по названию это предположить?

Разгадывание загадок

—  Отгадайте загадки, и вы узнаете, о ком идет речь.

С хозяином дружит,

Дом сторожит.

Живет под крылечком,

А хвост колечком. (Собака.)

Трещала с самого утра:

«Пор-р-ра! Пор-р-ра!»

А что — пора?

Такая с ней морока,

Когда трещит... (сорока).

—  Мы с вами много говорили о собаках, у некоторых из вас они есть. А что вы знаете о сороках?

Сороки

Эту птицу не спутаешь ни с какой другой. И голос ее легко запоминается — резкое стрекотание. А если сорока застрекотала, значит, кого-то заметила: глаз у нее зоркий — никого не пропустит. За это ее прозвали лесным оповещателем.

Издали кажется, что крылья у сороки черные, а на самом деле — зеленовато-синие. Хвост длинный, ступенчатый, тоже как будто бы черный, но он темно-зеленый, с красноватым металлическим отливом. Развернутый веерообразно, он помогает птицам выделывать самые оригинальные повороты и спуски. Брюшко, грудь и полоса на плечах белые. Бегает сорока мелкими шажками, переваливаясь, а иногда смешно подпрыгивает.

Поселяется она в светлых разреженных лесах. Гнездо устраивает высоко на дереве из сравнительно крупных сучьев, которые переплетает стеблями травы и скрепляет еще глиной. Входное отверстие гнезда глубокое. Снаружи это гнездо похоже на большой шар. Оно очень прочное. Иногда без ремонта держится на дереве или кусте годами.

Самка откладывает 5—8 зеленоватых с бурыми крапинками яиц. Сидит она на них 17 дней. Самец кормит ее, а затем и появившихся птенцов. Как только малыши окрепнут, самка помогает ему. Питаются птицы мышами, вредными насекомыми, червями, поедают и падаль, являясь своего рода санитарами. В пищу идут и семена разных сорняков, зерна культурных злаков, подсолнечника. Всю зиму сороки со своим выводком держатся вместе и обитают возле населенных пунктов. О сороке часто упоминается в фольклоре: «Сорока нам на хвосту весть принесла», «Сорока-белобока на порог скакала, гостей поджидала, кашу варила, деток кормила», «Сорока под стреху лезет — к вьюге».

Птица эта осторожна, но постоянно на виду. Только во время линьки (в середине лета) она прячется в чаще леса. Бодрая, горластая сорока запросто может выхватить еду из-под самого носа вороны. Очень любит блестящие предметы, уносит их и прячет в гнезде или еще где-нибудь.

Физминутка

 

Предполагать о чем произведение.

Формулиро-вать  цель и задачи урока.

Отвечать на вопросы.

Повторять движения.

Слушать чтение учителя.

Познавательные:

анализировать текст, устанавливать причины- следственные связи.

Регулятивные:

определять цель урока.

Регулятивные:

определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.

Регулятивные:

принимать и сохранять учебную задачу.

Решение частных учебных задач.

Метод – словесный.

Приём- слово учителя.

Метод- практический. Приём- выборочное чтение.

10мин

Знакомство с рассказом «Выскочка»

(Словарная работа.)

—  Объясните значение слов.

БДИТЕЛЬНОСТЬ — (от бдительный — очень внимательный, неослабно настороженный).

РАДУЖНЫЙ- (разноцветный).

—  Объясните выражение: «Одна из сорок не то, чтобы совсем глупенькая, а как-то с заскоком и с пыльцой в голове».

—  Подберите синонимы к словам.

БДИТЕЛЬНОСТЬ — (зоркость, неослабное внимание, настороженность).

УКРАДЕННЫЙ— (похищенный, сворованный, стянутый, стащенный, вытащенный, уведенный, свистнутый, стыренный и др.).

—  Подберите антонимы к слову «глупая». (Умная, мудрая.) (Чтение рассказа на с. 92—95 учебника учащимися по цепочке.)

—  Понравился ли вам рассказ? Чем? Что особенно понравилось?

Отвечать на вопросы.

Подготавливать выразительное чтение

Познавательные:

Ориентироваться на разнообразие способов решения задач.

Итог урока.

Рефлексия.

Метод- словесный.

Приём- слово учителя, беседа.

5мин

 —  Продолжите предложения.

•   Сегодня на уроке я узнал...

•   На этом уроке я похвалил бы себя за...

•   После урока мне захотелось...

•   Сегодня я сумел...

Подведение итогов урока

—  Что нового вы узнали на уроке?

—  Прочитав этот рассказ, что вы можете сказать об авторе?

Домашнее задание

Подготовить выразительное чтение рассказа.

Отвечать на вопросы.

Подводить итоги.

Познавательные:

Контроль и оценка результатов своей деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературного чтения на тему: В.Осеева "Хорошее"

Данный урок проводится в 3 классе по учебнику Л.Ф.Климановой "Литературоное чтение"....

Конспект урока литературного чтения по теме "Стихи Н.Матвеевой", 4 класс.

Цель урока - знакомство с творчеством Н. Матвеевой, формирование умения работать с поэтическим произведением. ( УМК "Школа 2100")...

Конспект урока литературного чтения по теме "Сказочные человечки"

Представлен конспект обобщающего урока по разделу"Сказочные человечки". Цель: обобщить знания учащихся о сказочных человечках, их привычках, чертах характера; Задачи: • продолжить работу над развитием...

Конспект урока литературного чтения на тему: "Слог, ударение.Повторение и закрепление нового материала"

Данный урок я проводила в День открытых дверей . На уроке идёт активное  закрепление умения находить ударный слог, умение классифицировать слова,  развивается  устная речь учащихся....

Конспект урока литературного чтения на тему "Сказки народные и литературные": В.И. Даль "Девочка Снегурочка" и русская народная сказка "Снегурочка".

Конспект урока литературного чтения на тему "Сказки народные и литературные":  В.И. Даль "Девочка Снегурочка" и русская народная сказка "Снегурочка".Ход урокаI....