Технологическая карта урока по литературному чтению И. Крылов «Стрекоза и Муравей»;
план-конспект урока по чтению (3 класс)
Технологическая карта урока по литературному чтению
Скачать:
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Предмет: литературное чтение;
Класс: 3 класс
Тема урока: И. Крылов «Стрекоза и Муравей»; «Книги И.А. Крылова».
Цель урока: создание условий для ознакомления учащихся с творчеством И.А.Крылова, с содержанием басни «Стрекоза и Муравей».
Планируемые результаты обучения:
Предметные:
- познакомить учащихся с личностью Ивана Андреевича Крылова и его басней «Стрекоза и Муравей»;
- уметь анализировать басню, научиться выделять главную мысль произведения, совершенствовать навык правильного, осознанного чтения, осмыслять нравственное содержание пословиц, соотносить их смысл с изучаемым произведением и реалиями жизни, познакомить с насекомыми - стрекозой и муравьём в природе.
Метапредметные:
познавательные:
- развивать умение воспринимать на слух и осознанно читать произведение; строить речевое высказывание в устной форме;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- делать обобщение;
- учить видеть и чувствовать за строками произведения глубокий смысл басни; - воспитывать добрые моральные качества.
коммуникативные:
- формировать умение учитывать разные мнения и прислушиваться к мнению одноклассников;
- вступать в диалог;
- участвовать в коллективном обсуждении.
регулятивные:
- учить ставить учебную задачу в сотрудничестве с одноклассниками;
- планировать свои действия; самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действий.
личностные:
- формировать мотивационную основу учебной деятельности;
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
- развивать способность к самооценке.
Тип урока: изучение нового материала;
Необходимое оборудование:
мультимедийный проектор, презентация по теме урока, аудиозапись басни И.А.Крылова «Стрекоза и Муравей», маски Стрекозы и Муравья, карточки с личностными качествами героев басни, учебник О.В.Кубасовой, «Литературное чтение» 3 класс, 1 часть.
Используемые методы и приемы: информационно-коммуникационные, эвристическая беседа, проблемно-диалогический, метод обучения в паре, группе.
Структура и ход урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | УУД |
1.Орг. момент | Ребята, поднимите, пожалуйста, руки, кому нравится каждый день узнавать что-то новое, интересное? Все расселись по местам, Никому не тесно. По секрету вам скажу, Будет интересно! | Учащиеся проверяют готовность к уроку. | Личностные: (мотивация учебной деятельности); Регулятивные: (самооценка, самоконтроль); |
2.Актуализация знаний Проверка домашнего задания 3.Открытие нового знания 4.Первичное закрепление 5.Рефлексия 6.Домашнее задание | С каким писателем мы познакомились на предыдущем уроке? Какое значение имеет его творчество в жизни человека? Об этом расскажет... «Крылов-это имя нам дорого с детства: И знает Крылова любой человек- Дедушка нам оставил наследтво, Которое светит из века в век» В.И.Лебедев-Кумач. С каким видом литературного жанра мы познакомились на прошлом уроке? Что такое басня? -Кого называют баснописцем? Эпиграф урока: «Люблю, где случай есть, пороки пощипать». И.А.Крылова Как называется басня , которую дома читали выразительно? Жа-жа-жа-есть иголки у ежа. -Ши-ши-ши-сидят дома малыши. - Чу-чу-чу-молоточком я стучу. - Ща-ща-ща-я поймал леща. - Какое задание выполняли? - С какой целью? (чтобы легче было читать на уроке, отрабатывали правильное произношение звуков) Оцените свою работу с помощью жестов Проверим домашнее задание. Оцените чтение товарищей. Сегодня мы продолжим знакомиться с баснями И.А.Крылова. Прочитайте как называется басня? Составим план работы. 1.Кто главные герои басни? 2.О каких событиях рассказывается в басне? 3.Какие герои по характеру? 4.Чему учит басня читателя? Предположите по картинкам о чем она? Сверим ваши предположения с тем событием, которое описывает автор. (просмотр видеозаписи) Поднимите руку, кто считает, что наше предположение совпало. Расскажите, что вы знаете о стрекозе, муравье. В басне встретилось много устаревших слов, которые сейчас не употребляют. Куда обратимся за помощью? Поработаем в группах со словарями 1 группа: Катит-наступает, боле-больше Помертвело-опустело 2 группа: Нужда-бедность, недостаток в чём-нибудь Удручена-сильно огорчена 3-я группа: Вешние дни-весенние дни Мурава-молодая трава. Помертвело-опустело Прочитаем басню и узнаем ее содержание Учащиеся под руководством учителя читают басню, отвечают на вопросы. Как жила Стрекоза летом? Как изменилась жизнь стрекозы с наступлением зимы? - К кому пошла Стрекоза за помощью? - С какой просьбой обратилась Стрекоза к Муравью? ( Пустить к себе перезимовать.) - Выполнил ли Муравей просьбу Стрекозы? (Нет.) — Прав ли был Муравей, отказав Стрекозе в просьбе? - Как бы вы поступили на месте Муравья? Почему? — Почему Стрекоза оказалась без жилища и без корма? Может быть, с ней случилась беда, и тогда Муравей действительно не прав? Расскажите историю Стрекозы своими словами. Вот что у них получилось. -А может Стрекоза была глупенькой, и не знала, что нужно трудиться? Может она думала, что всегда будет лето? - А чем кончается басня? На самом ли деле Муравей такой жестокий и не пустил Стрекозу к себе? Что говорится в басне по этому поводу? - В чём смысл басни? (Нужно готовиться к зиме заранее. Нужно не только веселиться, но и работать. Люди иногда поступают так же бездумно, как и Стрекоза в этой басне.) С какой интонацией будете читать слова Стрекозы? А муравья? Найдем слова. Определим какие по характеру стрекоза и муравей. Выполните задание по карточке. Слова на доске: Трудолюбивый, весёлая, злой, добрый, справедливый, спокойный, ленивая, беспечный, жадный, несерьёзный, хитрый, легкомысленный, жестокий, беззаботный. Игра: «Путаница» Какая пословица подходит к морали басни? Сделал дело- гуляй смело. -Делу -время-потехе -час Пчёлка маленькая, да и та работает. -Какая пословица подходит к морали басни? -Какова мораль басни? (Нужно все делать вовремя). Ребята, мы с вами знаем, что басни пишутся не для стрекоз и муравьев. Дедушка Крылов в своих баснях давал нам советы, как жить. Он хотел, чтобы люди, которые прочитают его басни, а значит и мы с вами, стали умнее, добрее, лучше. Оцените свою работу Поднимите красный кружок, если считаете, что вы активно работали на уроке; Выучить басню наизусть. Придумать окончание басни. | Отвечает на вопросы учителя. Сообщение ученика Отвечает, выражает свои мысли Отвечает, выражает свои мысли Отвечает, выражает свои мысли Сообщения учащихся Отвечает, выражает свои мысли Стрекоза-хищник, она питается другими насекомыми, например, личинками комаров. Стрекозы, не поворачивая головы, могут видеть все, что происходит сзади. После бабочек они занимают второе место по красоте. Не возможно не любить их! Муравей живет в муравейнике. Внутри него вечно копошатся сотни, тысячи муравьев. Все они усердно трудятся: кто-то тащит веточку, кто-то торопится на поиски пищи. Мы удивляем людей своим трудолюбием. Каждый из муравьёв может перенести груз в несколько раз тяжелее себя. Работа в группах со словарями Отвечает, выражает свои мысли Отвечает, выражает свои мысли Здесь мнения детей разделились – половина сказало, что прав, а другая половина – что нет, надо было Стрекозу пожалеть. Стрекоза оказалась в бедственном положении потому, что все лето беспечно пела и не думала о будущем... Стрекоза всё лето пела, плясала. Ночью ложилась под листик спать. У неё всё было – и пища, и кров, ей для этого не надо было трудиться, не надо было заботиться ни о чём. Находят ответ в тексте басни – Стрекоза Муравью на его вопрос: «Да работала ты ль в лето?» беспечно отвечает – «До того ль голубчик было…». То есть она знала, что надо трудиться, готовиться к зиме, что могут придти трудные времена, но ей было не до того, ей безделье голову вскружило. в басне нет прямого указания на то, что Муравей прогнал Стрекозу. Он ей просто сказал: «Так поди же попляши!». Муравей не сказал нет, я тебя не пущу. Он своими словами выразил своё отношение к безделью Стрекозы, что она всё лето пропела, пробездельничала, не позаботилась о себе. Он просто даёт оценку её беспечности и недальновидности, не умении заботиться о завтрашнем дне. Отвечает, выражает свои мысли Работают по карточкам Играют Отвечает, выражает свои мысли Отвечает, выражает свои мысли Оценивает свою работу Записывают домашнее задание. | Регулятивные: (умение учиться работать по предложенному учителем плану, проговаривать последовательность действий на уроке); Познавательные: (умение учиться перерабатывать полученную информацию из одной формы в другую); Коммуникативные: (умение учиться оформлять свою мысль в устной речи, высказывать свою точку зрения); Познавательные: (умение учиться перерабатывать полученную информацию из одной формы в другую. находить ответы на вопросы в тексте); Регулятивные: (определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя); (проговаривать последовательность действий на уроке); (учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника); Коммуникативные: ( развиваем умение слушать и понимать речь других); (выразительно читать и пересказывать текст); (оформлять свои мысли в устной и письменной форме); (умение работать в группе); Познавательные: (умение учиться перерабатывать полученную информацию из одной формы в другую, находить ответы на вопросы в тексте); Коммуникативные: (развиваем умение слушать и понимать речь других); (выразительно читать и пересказывать текст); (оформлять свои мысли в устной и письменной форме); Личностные; (оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией); Коммуникативные: (развиваем умение слушать и понимать речь других); (оформлять свои мысли в устной и письменной форме); Личностные: (развивать умения высказывать своё отношение к героям, выражать эмоции); (оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией); |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно
Пояснительная записка Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...

Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно
Пояснительная записка Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...

Технологическая карта урока по литературному чтению на тему: «И.А. Крылов. Басни. Викторина по басням И.А.Крылова» 3 класс "Перспектива".
«И.А. Крылов. Басни. Викторина по басням И.А.Крылова»...

Технологическая карта урока по литературному чтению во 2 классе . Тема: Басня И.А.Крылова " Стрекоза и Муравей"
Формирование восприятия басни как особого литературного жанра с ярко выраженной спецификой художественного видения её автором явлений реальной действительности....

Технологическая карта урока по литературному чтению: И.А. Крылов "Ворона и лисица" 3 класс
внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;учебнопоз...
Технологическая карта урока по литературному чтению 3 класс И.А.Крылов "Мартышка и очки". Анализ басни
Разработка урока по литературному чтению в 3 классе И.А.Крылов "Мартышка и очки". Урок представлен с помощью технологической карты по ФГОС...

Технологическая карта урока по литературному чтению "И.А.Крылов. Басни"
Технологическая карта урока составлена в соответствии с ФГОС, включает в себя основные ключевые составляющие:этапы урока,планируемые результаты,деятельность учителя и учащихся. Урок лит...