Путешествие по сказу П. Бажова «Серебряное копытце».
план-конспект занятия по чтению (4 класс)
Тип урока: Урок закрепления.
УМК: «Школа России» 4 класс, Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий «Литературное чтение», издательство «Просвещение» , 2022г.
Цель: Организация деятельности учащихся по проверке знаний, полученных при изучении сказа «Серебряное копытце»; отрабатывать навыки правильного, выразительного чтения; дать характеристику главным героям; сравнить понятия «сказка» и сказ»; обогащать словарный запас; развивать память, речь, мышление; обучать умениям характеризовать героев и их поступки.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 24.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Путешествие по сказу П. Бажова «Серебряное копытце».
Учитель: Кириченко Наталья Ивановна.
Тип урока: Урок закрепления.
УМК: «Школа России» 4 класс, Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий «Литературное чтение», издательство «Просвещение» , 2022г.
Цель: Организация деятельности учащихся по проверке знаний, полученных при изучении сказа «Серебряное копытце»; отрабатывать навыки правильного, выразительного чтения; дать характеристику главным героям; сравнить понятия «сказка» и сказ»; обогащать словарный запас; развивать память, речь, мышление; обучать умениям характеризовать героев и их поступки.
Планируемые результаты (предметные): умения находить в тексте нужный эпизод, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста; участвовать в коллективном обсуждении прочитанного произведения; отвечать на вопросы учителя; развивать воображение, способность сопереживать героям.
Личностные результаты: испытывать чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости , понимания и сопереживания главным героям; осознать свою социальную роль в семье и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах семьи.
Универсальные учебные действия (метапредметные):
Регулятивные: планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке.
Познавательные: работать с текстом: осмысливать структурные особенности сказа; анализ художественного текста, поиск необходимой информации в тексте, умение ориентироваться в тексте.
Коммуникативные: ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и в группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договариваться о совместных действиях); излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; слушать и понимать речь других, вступать в диалог.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.
Ход урока.
1.Проверка домашнего задания.
Просмотр мультфильма( отрывок)
-С каким произведением мы познакомились на прошлом уроке? («Серебряное копытце»)
-Кто автор этого произведения? (Павел Петрович Бажов)
-Что было задано на дом? (Выписать устаревшие слова с лексическим значением)
-Давайте проверим вашу работу.(Работа с устаревшими словами)
Груда-большое количество.
Пособник- помощник.
Горюн-испытывает нужду.
Пожитки-имущество.
Приказчик- небольшой начальник на заводе, поверенный в делах.
Балаган-избушка, временное строение.
Очаг- печка.
Подарёнка- потому, что девочку как бы подарили чужим людям.
Взъелась на девочку-ругала её, попрекала куском хлеба.
Барская рукодельня- это мастерская, где занимались шитьём для барина женщины и девушки из бедных семей.
2. Организация класса.
Добрый волшебник с Урала,
Павел Петрович Бажов,
Чтобы нам грустно не стало,
Дверь закрыл на засов.
-Кто из вас знает, что такое засов?
-Чтобы нам его открыть, нужно усилия приложить.
Отгадайте кроссворд который лежит перед вами.
По вертикали:
1. Как назывался камешек, который копытцами выбивал козлик? (Хризолит)
2. Она всё время приговаривала: «Правильно говоришь» (Мурёнка)
3. Сиротка, которая пошла жить к доброму старику охотнику? (Дарёнка)
4. Фамилия автора этого сказа? (Бажов)
5. Какое было прозвище у доброго , весёлого старика, который хотел на козла посмотреть? (Кокованя)
6. Фамилия девчонки –сиротки? (Потопаева)
Только засов отворился
В сказку открылася дверь:
Запах лесов заструился,-
В мир ты волшебный поверь.
2.Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности.
-Расшифруйте данные слова: Кквн,
Дрнк, Мрнк, кзл.(Кокованя, Дарёнка, Мурёнка, козёл).
-Что обозначают данные слова? (Главные герои сказа)
-Какую цель поставим сегодня на уроке?
-Мы с вами сегодня проанализируем сказ, дадим характеристику главным героям.
3.Актуализация знаний.
-Свои произведения Павел Петрович Бажов назвал сказами.
-У вас на столах лежит таблица. Посмотрите сходство и различие сказа от сказки.
Сказка | Сказ |
Есть традиционный зачин. | Зачина нет |
Нет образа рассказчика. | Есть образ рассказчика. |
Волшебные герои или добрые, или злые. | Нет деления на добрых и злых. |
Чтобы произошло волшебство, герою надо произнести заклинание. | Волшебная сила присуща героям изначально. |
Не имеют реальной основы. | Имеют реальную основу. |
Сказка – это элемент вымысла, фантастики. В сказках всегда есть назидательный смысл.
А в сказе сочетаются жанры сказки и рассказа, переплетаются фантастика, элементы вымысла и реальность. В его сказах встречаются люди, которые могли бы жить рядом с нами.
(Дедушка, девочка, кошка)
4.Работа по теме урока.
Дома вы перечитали сказ Бажова «Серебряное копытце». Давайте вспомним , насколько вы хорошо знаете текст.
-Где происходят события? ( …….)
-С чего всё началось? (,……………..)
-Как жилось сиротке в чужом доме? (…………….)
-Какое чувство вызывает у вас такое житьё? (……………)
-Чем занимался Кокованя? (………………..)
-Почему , по вашему мнению, Кокованя решил взять Дарёнку к себе в дом? (Кокованя был одинок, тоскливо ему было одному. Кокованя не был счастлив, одиночество его угнетало.)
-А почему девочка согласилась идти жить к Коковане? ( После смерти родителей Дарёнка тоже оказалась в одиночестве. Она чувствовала себя в приёмной семье лишней и никому не нужной. Потому – то и «кошку драную» подобрала, и на предложение Коковани согласилась. Девочка , как и Кокованя , нуждалась в любви, заботе, внимании.)
-Как зажили втроём Кокованя , Дарёнка и Мурёнка? Как они относились друг к другу? ( Зажили они дружно , весело. Относились друг к другу с любовью и вниманием,заботясь и помогая друг другу.)
-Можно сказать , что они были счастливы? (Да. Кокованя заменил Дарёнке умерших родителей, а Дарёнка вернула Коковане семью.)
5.Самостоятельная работа . Тест-контроль.
-Давайте проверим, насколько вы внимательно читали текст .
-У вас на столе лежит тест- контроль.
- Каждый получит отметку за этот тест. На это задание вам 5 мин. Обратите внимание на критерий оценивания этой работы.(Сдать работы)
6. Работа над портретной характеристикой героев. (Дети закрывают глаза и представляют картину.)
Учитель (шопотом) : Дед Кокованя и Дарёнка сидят у печки. Рядом свернулась калачиком кошка Муренка. Они сидят и смотрят на огонь. Тихо и спокойно.
-Это волшебные герои сказа или реальные? (реальные)
-Давайте охарактеризуем Кокованю и Даренку.
А) Работая в парах.
-Подчеркните одной чертой то, что относится к описанию Коковани,
двумя чертами то, что относится к описанию Дарёнки.
Добрый, махонькая, летом промывал пески, любит природу, носишко пуговкой, добывал золото, 6 лет, одинокий, ценит красоту, зимой охотился, ласковая, совершает добрый поступок, хозяйственная, вежливый ,любит природу, мудрый, похлёбку да кашу варила, внимательный, смелая и веселая, ценит красоту, одинокая, любит кошку, добрая.
Б) Проверка работы в парах. (2 человека у доски)
-Давайте прочитаем эти характеристики.
-Что общего вы заметили в их описании? (Одинокие, ценят красоту, природу)
-Таким образом , ребята, вы видите, что в сказах герои невыдуманные, реальные, настоящие, живущие среди нас, чем то похожие на нас.
-И у рассказчика своё отношение к ним.
-Что нравится автору в характере Дарёнки?
-А что понравилось Коковане в ней? (Он увидел в ней черты, близкие его душе: доброту, любовь к природе, ожидание чуда)
-Они оба нуждаются в любви, в заботе, внимании. Кокованя заменил Дарёнке умерших родителей, Дарёнка вернула Коковане семью. У каждого человека должна быть семья родная или приёмная. Человек не может быть счастлив без семьи, без детей, без друзей.
-Какие черты характера главных героев близки вам или хотели бы их иметь?
7. Физминутка.
8. Работа с текстом. ( Листы с текстом желтого цвета)
-У вас на листах записан отрывок из сказа. Вам необходимо найти в тексте данный отрывок, внимательно прочитать его и вставить пропущенные слова. Поэтому откройте учебник на стр. 128
-Выполните эту работу самостоятельно.
(У каждого строки из текста. Дети работают самостоятельно.
Выборочно можно спросить любого ребенка. Зачитать свой отрывок.)
-А теперь проверим, как вы справились с заданием.
9. Обобщение изученного.
-Ребята когда вы читали «Серебряное копытце» , вы наверное обратили внимание , что в сказе используются числа.
-Вспомните, что каждое число обозначает .
(Работа с презентацией. Математические загадки)
5- число веточек на рожках.
2- людей в балагане.
Больше 10- жило в семье, где жила Дарёнка.
4-день когда вернулся Кокованя.
-В сказе используются цвета.
- Подумайте, что обозначает каждый цвет.( Работа с презентацией. Цветные загадки)
Серый - шерсть у козла зимой.
Бурый - шерсть у Мурёнки.
Серебряный -копытце.
Зелёный – камни хризолиты.
10. Итог урока.
-На этом уроке вы трудились не только головой, но и сердцем.
-Легко ли читать сказы? (Легко)
-А почему? ( Они очень интересные, читаются как сказки)
-Что особенно заинтересовало вас во время урока?
-Что было для вас непонятно, сложно?
-Чем вам запомнится этот урок?
-Почему Бажова называют волшебником?
11. Рефлексия.
Бажов ценил в людях доброту, честность, упорство, поэтому самых лучших героев он наделил именно этими качествами.
-Помните, что трудолюбие, бескорыстие и доброта обязательно будут вознаграждены.
-Каждый из героев верил в сказки и хотел увидеть чудо. Кокованя и Даренка заслужили это чудо. Они говорили добрые слова, совершали добрые дела. Каждое доброе дело и слово, как драгоценный камень. Поэтому и была усыпана избушка драгоценными камнями.
-Мы тоже можем совершить чудо. Хотите?
-Украсим наш дом драгоценными камнями. У каждого из вас есть волшебный камень, а чтобы он стал драгоценным, он должен засверкать добрыми делами.
-Напишите те добрые дела, которые вы уже совершали или хотите совершить. Клей!
-На своём рабочем месте напишите доброе дело с обратной стороны волшебного камня, нужно намазать клеем и украсить наш дом.
(Дети работают с «драгоценными камнями» и прикрепляют их на крышу дома. )
-Посмотрите, сколько добрых дел мы можем совершить сами. И это мы не променяем ни на какие сокровища.
-Я уверена, ребята, что мудрый сказочник Бажов для этого и писал свои книги, чтобы прочитав их, каждый из нас захотел стать чуть-чуть добрее, чуть-чуть мудрее, внимательнее друг к другу, чтобы нам захотелось беречь мир, ту природу, в которой мы живем.
-
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения в 3 классе "Идейно-нравственная проблематика в сказе П. П. Бажова «Серебряное копытце».
Урок изучения творчества Бажова.Планируемые результаты.Предметные: Осознанно воспринимать содержание текста и оценивать его характер....

Конспект урока литературного чтения Тема: Сказ П. П. Бажова «Серебряное копытце». Отражение в сказке реальной жизни
Конспект урока литературного чтенияТема: Сказ П. П. Бажова «Серебряное копытце». Отражение в сказке реальной жизни 4 классЦель: анализ литературного произведения сказки П.П. Бажова «...

«Идейно-нравственная проблематика в сказе П. П. Бажова «Серебряное копытце»»
Цель: создать условия для ознакомления учащихся с творчеством П. П. Бажова «Серебряное копытце».Учебные задачи: Направленные на достижение предметных результатов:осознанно воспринимат...

проверочная работа по литературному чтению после прочтения сказа П. Бажова "Серебряное копытце"
Работа для учеников 3-го класса....

«Ромашка Блума» как один из приёмов технологии развития смыслового мышления на уроке литературного чтения по сказу П. Бажова «Серебряное копытце»
Создание системы упражнений для развития у младших школьников умения задавать вопросы....
Конспект урока Народные образы героев сказа П.П.Бажова «Серебряное копытце» Наблюдение за художественными особенностями, языком сказа П.П.Бажова «Серебряное копытце» Иллюстрации как отражение сюжета сказов
Тип урока–урок обобщения и систематизации знаний, с применением тестовых технологий, а также технологий проблемного обучения.При планировании данного урока учтены возможности, психологические и ...
Презентация к уроку по сказу П.Бажова "Серебряное копытце"
Презентация к уроку по сказу П.Бажова "Серебряное копытце"...
- Мне нравится (1)
