Путешествие по сказу П. Бажова «Серебряное копытце».
план-конспект занятия по чтению (4 класс)

Кириченко Наталья Ивановна

Тип урока: Урок закрепления.

УМК: «Школа России» 4 класс,  Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий «Литературное чтение», издательство «Просвещение» , 2022г.

Цель: Организация  деятельности учащихся по проверке знаний, полученных при изучении сказа «Серебряное копытце»; отрабатывать навыки правильного, выразительного чтения; дать характеристику главным героям; сравнить понятия «сказка» и сказ»; обогащать  словарный запас; развивать  память, речь, мышление; обучать умениям характеризовать героев и их поступки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл serebryanoe_kopyttse.docx24.07 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Путешествие  по сказу П. Бажова  «Серебряное копытце».

Учитель: Кириченко Наталья Ивановна.

Тип урока: Урок закрепления.

УМК: «Школа России» 4 класс,  Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий «Литературное чтение», издательство «Просвещение» , 2022г.

Цель: Организация  деятельности учащихся по проверке знаний, полученных при изучении сказа «Серебряное копытце»; отрабатывать навыки правильного, выразительного чтения; дать характеристику главным героям; сравнить понятия «сказка» и сказ»; обогащать  словарный запас; развивать  память, речь, мышление; обучать умениям характеризовать героев и их поступки.

Планируемые результаты (предметные): умения находить в тексте нужный эпизод, увеличивать  темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста; участвовать в коллективном обсуждении прочитанного  произведения; отвечать на вопросы учителя; развивать воображение, способность  сопереживать  героям.

Личностные результаты: испытывать чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости , понимания и сопереживания главным героям; осознать свою социальную роль в семье и личную ответственность за  свои поступки на основе представлений о нравственных нормах семьи.

 Универсальные учебные действия (метапредметные):

Регулятивные: планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы  урока, оценивание своей работы на уроке.

Познавательные: работать с текстом: осмысливать  структурные особенности сказа; анализ художественного текста, поиск необходимой информации в  тексте, умение ориентироваться в тексте.

Коммуникативные: ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и в группе    (распределение обязанностей, составление плана  совместных действий, умение  договариваться о совместных  действиях); излагать  свое мнение и аргументировать  свою точку зрения; слушать и понимать речь других, вступать в диалог.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.

                       Ход урока.

1.Проверка домашнего задания.

Просмотр мультфильма( отрывок)

-С каким произведением мы познакомились на прошлом уроке? («Серебряное копытце»)

-Кто автор этого произведения? (Павел Петрович Бажов)

-Что было задано на дом? (Выписать устаревшие слова с лексическим значением)

-Давайте проверим вашу работу.(Работа с устаревшими  словами)

Груда-большое количество.

Пособник- помощник.

Горюн-испытывает нужду.

Пожитки-имущество.

Приказчик-  небольшой начальник на заводе, поверенный в делах.

Балаган-избушка, временное строение.

Очаг- печка.

Подарёнка- потому, что девочку как бы подарили чужим людям.

Взъелась на девочку-ругала её, попрекала куском хлеба.

Барская рукодельня- это мастерская, где занимались шитьём для барина женщины и девушки из бедных семей.

2. Организация класса.

Добрый волшебник с Урала,

Павел Петрович Бажов,

Чтобы нам грустно не стало,

Дверь закрыл на засов.

-Кто из вас знает, что такое засов?

-Чтобы нам его открыть, нужно усилия приложить.

 Отгадайте  кроссворд который лежит перед вами.

По вертикали:

1. Как назывался камешек, который копытцами выбивал козлик?   (Хризолит)

2. Она всё время приговаривала: «Правильно говоришь»   (Мурёнка)

3. Сиротка, которая пошла жить к доброму старику охотнику?  (Дарёнка)

4. Фамилия автора этого сказа?  (Бажов)

5. Какое было прозвище у доброго , весёлого старика, который хотел на козла посмотреть?  (Кокованя)

6. Фамилия девчонки –сиротки?  (Потопаева)

 Только засов отворился

В сказку открылася дверь:

Запах лесов  заструился,-

В мир ты волшебный поверь.

2.Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности.

-Расшифруйте данные слова: Кквн,

Дрнк, Мрнк, кзл.(Кокованя, Дарёнка, Мурёнка, козёл).

-Что обозначают данные слова?    (Главные герои сказа)

-Какую цель поставим сегодня на уроке?

-Мы с вами сегодня проанализируем сказ, дадим характеристику главным героям.

3.Актуализация знаний.

-Свои произведения  Павел  Петрович Бажов назвал сказами.

-У вас на столах лежит  таблица. Посмотрите сходство и различие  сказа от сказки.

        Сказка

Сказ

Есть традиционный зачин.

Зачина нет

Нет образа рассказчика.

Есть образ рассказчика.

Волшебные герои  или добрые, или злые.

Нет деления на добрых и злых.

Чтобы произошло волшебство, герою надо произнести заклинание.

Волшебная  сила присуща героям изначально.

Не имеют реальной основы.

Имеют реальную основу.

Сказка – это элемент вымысла, фантастики. В сказках всегда есть назидательный смысл.

А в сказе сочетаются жанры  сказки и рассказа, переплетаются фантастика, элементы вымысла и реальность. В его сказах  встречаются люди, которые могли бы жить  рядом с нами.

(Дедушка, девочка, кошка)

4.Работа по теме урока.

Дома вы перечитали сказ Бажова «Серебряное копытце». Давайте  вспомним , насколько вы хорошо знаете текст.

-Где происходят события? (    …….)

-С чего всё началось?  (,……………..)

-Как жилось сиротке в чужом доме?  (…………….)

-Какое чувство вызывает у вас такое житьё?  (……………)

-Чем занимался Кокованя? (………………..)

-Почему , по вашему мнению, Кокованя решил взять  Дарёнку к себе в дом?     (Кокованя  был одинок, тоскливо ему было одному. Кокованя не был счастлив, одиночество его угнетало.)

-А почему девочка согласилась идти жить к Коковане?       ( После смерти родителей Дарёнка тоже оказалась в одиночестве. Она чувствовала себя в приёмной семье лишней и никому не нужной. Потому – то и «кошку драную» подобрала, и на предложение Коковани  согласилась. Девочка , как и Кокованя , нуждалась в любви, заботе, внимании.)

-Как зажили втроём Кокованя , Дарёнка и Мурёнка? Как они относились друг к другу?      ( Зажили они дружно , весело. Относились  друг к другу с любовью и вниманием,заботясь и помогая друг другу.)

-Можно сказать , что они были счастливы?    (Да. Кокованя заменил Дарёнке умерших родителей, а Дарёнка вернула Коковане семью.)

5.Самостоятельная работа .   Тест-контроль.

-Давайте проверим, насколько вы  внимательно читали текст .

-У вас на столе лежит тест- контроль.

- Каждый получит отметку за этот тест. На это задание вам 5 мин. Обратите внимание на критерий оценивания этой работы.(Сдать работы)

6. Работа над портретной характеристикой героев. (Дети закрывают глаза и представляют картину.)

Учитель (шопотом) : Дед Кокованя и Дарёнка сидят у печки. Рядом свернулась калачиком кошка Муренка. Они сидят и смотрят на огонь. Тихо и спокойно.

-Это волшебные герои сказа или реальные? (реальные)

-Давайте охарактеризуем Кокованю и Даренку.

А) Работая в парах.

-Подчеркните одной чертой то, что относится к описанию Коковани,  

двумя чертами то, что относится к описанию Дарёнки.

Добрый, махонькая, летом промывал пески, любит природу, носишко пуговкой, добывал золото, 6 лет, одинокий, ценит красоту, зимой охотился, ласковая, совершает добрый поступок, хозяйственная, вежливый ,любит природу, мудрый, похлёбку да кашу варила, внимательный, смелая и веселая, ценит красоту, одинокая, любит кошку, добрая.

Б) Проверка работы в парах. (2 человека у доски)

-Давайте прочитаем эти характеристики.

-Что общего вы заметили в их описании? (Одинокие, ценят красоту, природу)

-Таким образом , ребята, вы видите, что в сказах герои невыдуманные, реальные, настоящие, живущие среди нас, чем то похожие на нас.

-И у рассказчика своё отношение к ним.

-Что нравится автору в характере Дарёнки?

-А что понравилось Коковане в ней? (Он увидел в ней черты, близкие его душе: доброту, любовь к природе, ожидание чуда)

-Они оба нуждаются в любви, в заботе, внимании. Кокованя заменил Дарёнке умерших родителей, Дарёнка вернула Коковане семью. У каждого человека должна быть семья родная или приёмная. Человек  не может быть счастлив без семьи, без детей, без друзей.

-Какие черты характера главных героев близки вам или хотели бы их иметь?

7. Физминутка.

8. Работа с текстом. ( Листы с текстом желтого цвета)

-У вас на листах записан отрывок из сказа. Вам необходимо  найти в тексте данный отрывок, внимательно  прочитать его  и вставить пропущенные слова. Поэтому откройте учебник на стр.  128 

-Выполните эту работу самостоятельно.

(У каждого строки из текста. Дети работают самостоятельно.

Выборочно можно спросить любого ребенка. Зачитать свой отрывок.)

-А теперь проверим, как вы справились с заданием.

9. Обобщение изученного.

-Ребята когда вы читали «Серебряное копытце» , вы наверное обратили внимание , что  в сказе используются числа.

-Вспомните, что каждое число обозначает .

(Работа с презентацией.   Математические загадки)

5- число веточек на рожках.

2- людей в балагане.

Больше 10- жило в семье, где жила Дарёнка.

4-день когда вернулся Кокованя.

-В сказе используются цвета.

- Подумайте, что  обозначает каждый цвет.( Работа с презентацией. Цветные загадки)

Серый - шерсть у козла зимой.

Бурый - шерсть у Мурёнки.

Серебряный -копытце.

Зелёный – камни хризолиты.

10. Итог урока.

-На этом уроке вы трудились не только головой, но и сердцем.

-Легко ли читать сказы? (Легко)

-А почему? ( Они очень интересные, читаются как сказки)

-Что особенно заинтересовало вас во время урока?

-Что было для вас непонятно, сложно?

-Чем вам запомнится этот урок?

-Почему Бажова называют волшебником?

11.  Рефлексия.

Бажов  ценил в людях доброту, честность, упорство, поэтому самых лучших героев он наделил именно этими качествами.

-Помните, что трудолюбие, бескорыстие и доброта обязательно будут вознаграждены.

-Каждый из героев верил в сказки и хотел увидеть чудо. Кокованя  и Даренка заслужили это чудо. Они говорили добрые слова, совершали добрые дела. Каждое доброе дело и слово, как драгоценный камень. Поэтому и была усыпана избушка драгоценными камнями.

-Мы тоже можем совершить чудо. Хотите?

-Украсим наш дом драгоценными камнями. У каждого из вас есть волшебный камень,  а чтобы он стал драгоценным, он должен засверкать добрыми делами.

-Напишите те добрые дела, которые вы уже совершали или хотите совершить. Клей!

-На своём рабочем месте напишите доброе дело с обратной стороны волшебного камня, нужно намазать клеем и украсить наш дом.

 (Дети работают с «драгоценными камнями» и прикрепляют их на крышу дома. )

-Посмотрите, сколько добрых дел мы можем совершить сами. И это мы не променяем ни на какие сокровища.

-Я уверена, ребята, что мудрый сказочник Бажов для этого и писал  свои книги, чтобы прочитав их, каждый из нас захотел стать чуть-чуть добрее, чуть-чуть мудрее, внимательнее друг к другу, чтобы нам захотелось  беречь мир, ту природу, в которой мы живем.

-


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения в 3 классе "Идейно-нравственная проблематика в сказе П. П. Бажова «Серебряное копытце».

Урок изучения творчества Бажова.Планируемые результаты.Предметные: Осознанно воспринимать содержание текста и оценивать его характер....

Конспект урока литературного чтения Тема: Сказ П. П. Бажова «Серебряное копытце». Отражение в сказке реальной жизни

Конспект урока литературного чтенияТема: Сказ П. П. Бажова «Серебряное копытце». Отражение в сказке реальной жизни  4 классЦель:  анализ литературного произведения сказки  П.П. Бажова «...

«Идейно-нравственная проблематика в сказе П. П. Бажова «Серебряное копытце»»

Цель: создать условия для ознакомления учащихся с творчеством П. П. Бажова  «Серебряное копытце».Учебные задачи:  Направленные на достижение предметных результатов:осознанно воспринимат...

Конспект урока Народные образы героев сказа П.П.Бажова «Серебряное копытце» Наблюдение за художественными особенностями, языком сказа П.П.Бажова «Серебряное копытце» Иллюстрации как отражение сюжета сказов

Тип урока–урок обобщения и систематизации знаний, с применением тестовых технологий, а также технологий проблемного обучения.При планировании данного урока учтены возможности, психологические и ...

Презентация к уроку по сказу П.Бажова "Серебряное копытце"

Презентация к уроку по сказу П.Бажова "Серебряное копытце"...