Исследовательская работа "Кто много читает-тот много знает"
проект по чтению (4 класс)

Испокон веков книга растит человека. В древности книги очень ценили. Они были украшены дорогими камнями, золотом и другими драгоценными материалами. Это нам говорит о том, что люди уважали книги, относились к ним бережно.

Книги были, есть и будут главным источником мудрости для человека. Читая их, мы узнаём много нового, интересного. Вместе с героями произведений мы радуемся,  переживаем, скучаем, расстраиваемся. Книга - это гениальное изобретение человечества.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektnaya_rabota.docx52.19 КБ

Предварительный просмотр:

Межрегиональный конкурс исследовательских

работ  и творческих проектов дошкольников и младших школьников

«Я – ИССЛЕДОВАТЕЛЬ»

       Исследовательская работа

Кто много читает - тот много знает

Выполнил:  ученица 3 «а» класса школы-интерната №22 ОАО «РЖД»

Самоделкина Мария

Руководитель: Калугина М.В., воспитатель 3 «а» класса школы-интерната №22 ОАО «РЖД»

2022 г.

Введение

Я учусь в 3 «А»  классе. И очень люблю читать. Я читаю не только учебную литературу, но и детские книги и журналы. По всем предметам я учусь на «отлично». Мне стало интересно, зависит ли моя учёба от того, как я читаю?

Испокон веков книга растит человека. В древности книги очень ценили. Они были украшены дорогими камнями, золотом и другими драгоценными материалами. Это нам говорит о том, что люди уважали книги, относились к ним бережно.

Книги были, есть и будут главным источником мудрости для человека. Читая их, мы узнаём много нового, интересного. Вместе с героями произведений мы радуемся,  переживаем, скучаем, расстраиваемся. Книга - это гениальное изобретение человечества.

Многие известные люди дружили с книгой и благодаря знаниям многого добились в жизни.

Вот что они писали о книгах.

«Я люблю книги! Каждая из них кажется мне чудом, а писатель- магом». (М. Горький). «Чтение-вот лучшее учение!» (А. Пушкин). «Чем больше человек прочитает хороших книг, тем разумнее, грамотнее, образованнее он станет». (Ю. Гагарин). «Любите книгу всей душой. Она не только ваш лучший друг, но и до конца верный спутник» (М. Шолохов).

Народ давно подметил важность владения чтением. Мудрость народа находится и в пословицах. Вот некоторые из них:

Книга для ума - что тёплый дождь для всходов.

Испокон века книга растит человека.

Кто много читает, тот много знает.

Многие исследователи  утверждают, что в  наше время информационных технологий  у детей падает интерес к чтению,  что дети перестали читать и на досуге играют в компьютерные игры,  либо могут часами сидеть за просмотром мультфильмов.

При написании нашей работы, мы выдвинули гипотезу о том, что современные школьники предпочитают смотреть телевизор,  проводить много времени за играми в телефонах, нежели читать книги. 

Мы постарались разобраться в предпочтениях современных детей. И поэтому целью работы стало выявить, что предпочитают младшие школьники: телевидение, проводить время за играми в телефоне, или чтение.

Для достижения этой цели мы поставили ряд задач:

  • выяснить  как влияет телевидение, современные гаджеты и интернет на детей;
  • выяснить как влияет чтение на детей;
  • определить отношение школьников к чтению, телевидению и гаджетам.

Основными методами в написании доклада были анализ литературы по данной теме и анкетирование учащихся третьих классах.

I. Что такое чтение?

1.1. Роль чтения в становлении личности ребенка.

Чтение – главное умение человека в жизни, без которого он не сможет постичь окружающий мир. «Люди перестают мыслить, когда перестают читать», - учит Дени Дидро, французский писатель и философ.

Чтение – это процесс преобразования буквенных символов в словесные, процесс получения информации из книги.

Навык чтения – это и то, чему учат, и одновременно то, посредством чего ученик сам учится.

Я не представляю свою жизнь без книг.  Для меня – это  скучно и неинтересно! Многие мои друзья в свободное время играют в компьютерные игры или смотрят по телевизору мультфильмы, сериалы. Какой от них толк? Чему может научить «Майнкрафт» или «Губка Боб»? А книга – это ключ к знаниям. Читая, её ты узнаешь много нового и полезного для себя. Даже древние люди говорили: «Люди перестают мыслить, когда перестают читать».

Книга развивает кругозор. Ведь это так интересно заглянуть в неё и представить прошлое: сражения, царей, рыцарские турниры, войны, географические и научные исследования, узнать об истории своей Родины и познать культуру и религию других народов. Об одном и том же событии можно прочитать и художественную и научную литературу. Это помогает создать яркую, целостную картину события.

Книга развивает мышление и фантазию. Мысленно побывать в других странах и городах, представить и очутиться во временах динозавров или в будущем. Телевидение же даёт нам готовую «картинку»,  в которой за тебя пофантазировал режиссёр фильма. Читая книгу представляешь персонажей и окружающую обстановку совершенно иначе.

Книги помогают нам принимать правильные решения. Иногда, смотря на героев книги, мы узнаём самих себя или своих друзей, мы учимся на чужих ошибках и стараемся их не допускать.

Читая любое произведение, мы становимся грамотнее, как в устной, так и в письменной речи. Мы пополняем свой словарный запас, тем самым делаем себя более интересным человеком.

В основе чтения лежат два разных процесса: с одной стороны, восприятие окружающего мира, а с другой – развитие речи. Чтение основано на личном, внутреннем представлении каждого человека о том мире, в котором он живет. И именно это позволяет ему строить собственный внутренний мир на основе прочитанных книг (мир, которого фактически нет у не читающих людей).

Есть дети, которые самостоятельно начинают любить книги, читать запоем и жить жизнью их героев. И таких детей немало. Но есть и такие, для которых чтение остается занятием принудительным. Они не могут сопереживать героям книг, вникать в написанное.

1.2.  Как книга влияет на человека.

Мы нашли несколько исследований, которые расскажут, какие конкретные навыки улучшаются, когда мы читаем. Теперь проводить время с книжкой будет еще приятнее.

Чтение книг увеличивает словарный запас. Когда вы читаете произведения разных жанров, то сталкиваетесь со словами, которые обычно не используются в повседневной речи. Если какое-то слово вам незнакомо, совсем не обязательно искать в словаре его определение. Иногда о значении термина можно понять по содержанию. Чтение помогает не только в увеличении словарного запаса, но и повышает вашу общую грамотность.

Чтение помогает общаться с людьми. За счет чтения повышается не только грамотность, но и ваши речевые навыки — способность четко, ясно и красиво формулировать свои мысли. Уже после прочтения нескольких классических произведений в вас повысится талант рассказчика. Вы станете более интересным собеседником, производя особенно большое впечатление на тех людей, которые не читают вообще.

Чтение добавляет уверенности. Чтение книг делает нас более уверенными. Когда в разговоре мы демонстрируем высокую эрудицию и глубокое знание того или иного предмета, то невольно ведем себя более уверенно и собранно. А признание окружающими ваших познаний положительно сказывается на самооценке.

Чтение снижает стресс. В современном мире избавления от стресса — основная забота многих людей. Богатство и ритмика книжного текста имеет свойство успокаивать психику и освобождать организм от стресса. Особенно помогает в этом регулярное чтение перед сном.

Чтение развивает память и мышление. Одно из важных преимуществ чтения книг — это тот положительный эффект, который оно оказывает на наше мышление. При чтении мы больше рассуждаем, чтобы понять ту или иную идею произведения. Мы обычно представляем много деталей: персонажей, их одежду, окружающие предметы. Также необходимо помнить множество вещей, которые нужны для понимания произведения. Это тренирует память и логику.

Одно из важных преимуществ чтения книг — это тот положительный эффект, который оно оказывает на наше мышление. При чтении мы больше рассуждаем, чтобы понять ту или иную идею произведения. Мы обычно представляем много деталей: персонажей, их одежду, окружающие предметы. Также необходимо помнить множество вещей, которые нужны для понимания произведения. Это тренирует память и логику.

Чтение защищает от болезни Альцгеймера. По данным научных исследований, чтение действительно защищает от заболеваний мозга. Когда вы читаете, активность мозга увеличивается и постоянно находится в тонусе, что улучшает его состояние.

Чтение делает моложе. Давно доказано, что организм человека стареет быстрее, когда стареет мозг. Чтение заставляет ваш мозг постоянно работать, в результате ваша старость отодвигается.

Чтение делает нас более творческими. Креативные люди могут генерировать сразу несколько отличных идей. Откуда их можно взять? Из книг. Читая произведение, вы можете почерпнуть оттуда массу идей, которые впоследствии воплотить в жизнь.

Чтение улучшает сон. Если вы систематически будете читать перед сном, то вскоре организм привыкнет к этому, и тогда чтение станет своеобразным сигналом для организма, который говорит о скором отходе ко сну. Таким образом вы не только улучшите свой сон, но и утром будете чувствовать себя бодрее.

Чтение улучшает концентрацию. При чтении необходимо сконцентрироваться на содержании произведения, не отвлекаясь на посторонние предметы. Этот навык очень полезен при любой другой деятельности. Также чтение книг развивает объективность и способность принимать взвешенные решения.

Но нельзя забывать о том, что книги нужно читать предназначенные для своего возраста. Глупо, если в шестнадцать лет человек читает сказки «Теремок» и «Репка», а пятилетнему малышу мама на ночь читает «Мертвые души» Н.В. Гоголя.

Кто не слышал поговорку «Книги – лучшие друзья!»? Это действительно так, и это нужно признать! К сожалению, сейчас любовь к чтению заметно погасла – ее заменили компьютерные игры, интернет, телевизор.

II. Влияние интернета, компьютерных игр, гаджетов на детей.

Мы часто слышим, что в наш век технологий ухудшается детское чтение. Дети отдают предпочтение играм в телефонах, сериалам, мультфильмам, компьютерным играм. По мнению исследователей,  успехи школьников в учебе зависят от времени, которое они посвящают просмотру телепрограмм, телефонам, компьютерам.  Выяснилось, что чем меньше времени они проводят перед телевизором, в телефоне или перед компьютером, тем лучше учатся.

Причинами обращения к гаджетам являются познавательный и развлекательный интересы. С одной стороны, это пробуждает интерес к окружающему миру, но порождает поверхностное восприятие информации. В результате способность детей к длительному сосредоточению при чтении утрачивается. Это  сказывается также и в том, что привыкают потреблять готовые образы и схемы, и те, кто много проводит времени с гаджетами, книгам предпочитают комиксы, иллюстрированные журналы.  

Но самая главная проблема и угроза это то, что,  как правило, у детей нет разделения видеороликов, игр,  программ на детские и взрослые, они смотрят все. Это приводит к тому, что дети наравне со взрослыми смотрят ролики, фильмы, играют в игры с насилием и убийствами, что портит психическое и нравственное здоровье ребенка. Такое "раннее взросление" часто идет во вред детям и подросткам, лишая их детства.

Гаджеты входит в жизнь ребенка очень рано, задолго до книг. Самый простой способ занять малыша – это включить ему телевизор, дать поиграть в игру в телефоне, включить видеоролики.  Наверно, вы замечали, с каким вниманием малыши смотрят, например, телевизионную рекламу. Их просто не оторвать.

Надо знать: то, что ребенок видит и слышит с первых лет жизни, как раз и создает его характер и взгляды. Подчас именно герои мультфильмов, а не родители, бабушки и дедушки первыми рассказывают малышу о представлении добра и зла, о том, что такое хорошо и что такое плохо. Как раз через сравнение себя с любимыми героями ребенок учится справляться со своими страхами и трудностями, уважительно относиться к другим.

Я бы посоветовала подходить к отбору мультфильмов и игр с большой осторожностью. Главное, чтобы персонажи не вели себя жестоко, не дрались. Мультфильмы многому учат. Например, «Простоквашино» - дружелюбию, самостоятельности, доброте, «Цветик-семицветик» - дружбе, «Золушка» - трудолюбию, целеустремленности. Но в то же время мультфильмы могут учить жестокости, агрессивности. Ведь мультяшного героя никто не наказывает, не говорит, что так делать нельзя. В итоге у маленького телезрителя создается мнение, что можно вести себя плохо. А вот произведений детских писателей, в которых побеждает более жестокий и агрессивный герой, практически нет.

Но в тоже время чтение более сложный процесс, чем просмотр телевизионных программ. Для того чтобы читать нужны время, книги, умение читать, быть внимательным и вдумчивым, а чтобы смотреть телевизор, необходим просто телевизор. И не важно, есть ли у тебя время (ведь можно обедать и смотреть телевизор, убирать комнату и смотреть фильм, и даже делать уроки при включенном телевизоре и т. д.), и не важно, что показывают там. Можно переключая кнопки на пульте найти, что-нибудь интересное.

III. Практическая часть.

Для того, что бы установить, что же выбирают современные младшие школьники, нами было проведено анкетирование среди детей 3 х классов. Всего в исследовании приняли участие 51 человек.

Отвечающим, было предложено ответить на 9  вопросов. Все ответы были проанализированы и получились следующие результаты.

На первый вопрос «Любишь ли ты читать?» положительно ответили  35 учеников и 16 выбрали ответ «нет».

На вопрос «Если у тебя есть свободное время ты: почитаешь, посмотришь телевизор, пойдешь гулять, поиграешь в телефоне»,  ребята ответили так:

Из тех детей, которые ответили на вопрос «Любишь ли ты читать»- положительно, предпочитают все же проводить свободное время с книгой всего 8 человек. 10 из них предпочитают смотреть телевизор и играть в телефоне. В данном случае из 51 человека мы видим, что большинство- 28 человек - выбрали погулять на улице. Но, я сама, часто гуляя на улице, замечаю детей, которые заняты игрой в своем телефоне (диаграмма 1).

Диаграмма 1. В свободное время я люблю.

На вопрос «Сколько времени в день ты проводишь за просмотром ТВ - не более 30 минут или больше 1 часа?» 22 ученика – более одного часа, 29 – не более 30 минут. Но здесь я отметила для себя такой момент, что многие дети отвечали не совсем честно. Например, ученик отвечает, что полчаса в день смотрит телевизор и в то же время, отвечая на вопрос о любимых телепередачах и фильмах пишет, что смотрит «Зверополис»,  «Человек-паук», «Кролик-Питер», «Последний богатырь» и др. Многие дети из этого числа смотрят такие передачи как «Своя игра», «Русское лото», «Звезды в Африке», «На ножах», «Экстрасенсы». Чтобы посмотреть эти фильмы, передачи или мультфильмы, потребуется ни как ни полчаса, а больше. Можно сделать выводы, что на чтение времени тратится в два раза меньше, чем на сидение перед телевизором.

Пятым вопросом в анкете нужно было написать свои любимые книги. Большой популярностью среди опрошенных пользуются такие современные книги как: «Леди Дейзи», «Гравити Фолз»,  «Гарри Поттер». Кто-то из детей написал также: «Приключения Капитана Врунгеля», «Доктор Айболит», «Чук и Гек», «Карлсон», «Каштанка», «Сказка о царе Салтане» и др. В одной анкете я встретила произведение «Мастер и Маргарита», которое читают обычно старшие школьники. Один человек назвал любимой книгой «Атлас».  В 6 анкетах любимых книг вообще нет (диаграмма 2).

Диаграмма 2. Анкетирование.

О любимых телепередачах и фильмах написано больше. Много  детей  предпочитают смотреть развлекательные передачи, сериалы и фильмы. Во многих анкетах отмечены в числе любимых такие взрослые сериалы и телепередачи как «Саша-Таня», «Звезды в Африке», «На ножах», «Экстрасенсы», кто-то указал любимые каналы ТВ-3 и Пятница,  а ведь в этих передачах много ненормативной лексики, взрослых шуток. И, по-моему мнению, чему-нибудь научить эти передачи не могут, да и показывают их в позднее время. А если ребенок смотрит эти передачи, то значит, это уже ошибка родителей.

Детям было предложено ответить на вопрос «Читают ли твои родители книги?». Ведь известно, что видя читающих родителей, ребенок наверняка возьмет в руки книгу. Ответы детей получились следующие: 21 ученик ответил, что родители читают книги, 30 - не читают либо читают редко.

Чтобы ребенок любил читать родители должны прикладывать усилия, прививать любовь к книге своим примером, читая вслух интересные книги, пересказывая свои любимые произведения. Например, мне часто читают вслух, хотя сама я научилась читать уже в 4 года. Но это так здорово,  представлять себе прочитанное и переживать события, описанные в книге, вместе с родителями. И некоторые книги я прочла только после того, как мне их начала читать мама. Среди моих любимых книг – «Незнайка» и другие многочисленные рассказы Носова, «Карлсон» Астрид Лингрен, «Денискины рассказы» Драгунский Виктор Юзефович и многие другие).

Интересно, а что же заставляет детей читать, почему же они читают? В нашей анкете было предложено выбрать один из трёх ответов: задают в школе, заставляют родители, потому, что мне интересно. Только 26 учеников  читают потому, что им интересно, 25 - читают потому, что задают в школе или  заставляют родители.

Диаграмма 3. Почему Я читаю.

Среди авторов детских книг чаще всего назывались А.С. Пушкин, К.И. Чуковский, несколько человек вспомнили Л. Толстого, А. Барто, И. Носова Н.К. сожалению, много детей не смогли назвать авторов книг, которых они знают.

Заключение

Анализируя ответы детей, мы пришли к выводу, что наша гипотеза подтвердилась. Современные дети чаще отдают предпочтение телевидению, телефонам, интернету, улице, а не книге. Прежде всего, это связано с тем, что сейчас в каждой семье есть телевизор, интернет, компьютер. У многих детей есть телефон, в котором он играет в игры. А для того, чтобы читать книги надо прилагать усилие, думать, анализировать. Мое желание - чтобы книги не ушли их нашей жизни и чтобы в каждой семье на полках стояли книги.

Список используемой литературы

  1. ПРОФИЛАКТИКА КОМПЬЮТЕРНОЙ И ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ. Обжорин А. М. Научная работа [Электронный ресурс]. - Режим доступа:  https://cyberleninka.ru/article/n/profilaktika-kompyuternoy-i-internet-zavisimosti-v-sovremennoy-shkole?
  2. ЧТО ЧИТАЮТ И ЧЕГО НЕ ЧИТАЮТ ДЕТИ: АНАЛИЗ СИТУАЦИИ. 2009 г. Б.Л. [Электронный ресурс]. Цветкова  https://cyberleninka.ru/article/n/chto-chitayut-i-chego-ne-chitayut-deti-analiz-situatsii?
  3. О пользе чтения. 10 причин регулярно читать [Электронный ресурс].  https://zen.yandex.ru/media/id/5d80b26f3d873600ad670ed4/o-polze-chteniia-10-prichin-reguliarno-chitat-5e34d388f5f9695471f10ab8
  4. Книги делают нас лучше. О пользе чтения. https://infourok.ru/knigi-delayut-nas-luchshe-soveti-o-polze-chteniya-1158515.html?
  5. Книга в твоих руках. А.Н. Чирва


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кто много читает, тот много знает.

Занятие по внеурочной деятельности. Мероприятие напрвлено на развитие внимания, памяти, устной речи, воспитание бережного отношения к ниге, развитие интереса к литературным произведениям. Материал сод...

Олимпиадные задания для 3 класса "Кто много читает - тот много знает".

Олимпиадные задания по литературному чтению для учащихся 3 классов, составленные в виде кроссворда "Кто много читает - тот много знает"....

Детская литературная композиция "Кто много читает, тот много знает "

Детская литературная композиция "Кто много читает, тот много знает "...

Справка по итогам проведения недели литературного чтения « Кто много читает, тот много знает» в 1 - 4 классах в 2017- 2018 учебном году.

Предметная неделя проходила в соответствии с планом, принятом на заседании  МО  учителей  начальных  классов  (протокол №2)  под  девизом  « Кто мно...

Читательская конференция "Кто много читает, тот много знает"

читательская конференция для учащихся 1-4 классов...

Презентация Кто много читает, тот много знает

Презентация создана для проведения занятия Кто много читает, тот много знает, которое показывает важность чтения...

Внеклассное мероприятие Тема. "Кто много читает – тот много знает"

Внеклассное мероприятие Тема. "Кто много читает – тот много знает"...