Открытый урок по литературному чтению. Тема: " Образное изображение осени в стихотворении И.А. Бунина "Листопад"
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Масловская Анастасия Сергеевна

Цель: познакомить с творчеством  поэта и писателя И.А.Бунина на  основе стихотворения «Листопад»

Задачи:                                                                                           

образовательные: познакомить с биографией И.А.Бунина; познакомить со стихотворением И.А.Бунина «Листопад»; формировать умение анализировать поэтический текст, Познакомить в новой техникой «Моделирования», сделать вывод о по основному вопросу урока  ;

развивающие: развивать речь на примере анализа поэтического произведения и произведения искусства на примере картины «Золотая осень», развивать чувственное восприятие, образное мышление, творческую фантазию и воображение, умение рассуждать и обосновывать свои суждения, развивать индивидуальные особенности учащихся;

воспитательные: воспитывать чувство прекрасного, прививать желание и интерес к наблюдению за природой, любовь к родной природе, бережное отношение к ней.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Образное изображение осени в стихотворении И.А. Бунина «Листопад»

Класс: 4

Тема: «И.А. Бунин «Листопад»

Тип урока: ОНЗ

Цель: познакомить с творчеством  поэта и писателя И.А.Бунина на  основе стихотворения «Листопад»

Задачи:        

образовательные: познакомить с биографией И.А.Бунина; познакомить со стихотворением И.А.Бунина «Листопад»; формировать умение анализировать поэтический текст, Познакомить в новой техникой «Моделирования», сделать вывод о по основному вопросу урока  ;

развивающие: развивать речь на примере анализа поэтического произведения и произведения искусства на примере картины «Золотая осень», развивать чувственное восприятие, образное мышление, творческую фантазию и воображение, умение рассуждать и обосновывать свои суждения, развивать индивидуальные особенности учащихся;

воспитательные: воспитывать чувство прекрасного, прививать желание и интерес к наблюдению за природой, любовь к родной природе, бережное отношение к ней.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УРОКА:

познакомятся с жизнью и творчеством И.А.Бунина; с содержанием стихотворения «Листопад».

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ УУД:

регулятивные:   осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользоваться ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внешней речи;

познавательные: понимать значение лирических текстов, размышлять над ними; определять настроение, главную мысль в тексте, последовательность событий; осуществлять поиск необходимой информации в тексте; понимать произведения живописи;

коммуникативные: формулирование вопросов и своих затруднений; построение монологических и диалогических  высказываний; умение работать в паре.

ЛИЧНОСТНЫЕ УУД:  формирование эстетических потребностей, развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости; мотивация бережного отношения к духовным ценностям.

Средства обучения: учебник – Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий и др., Литературное чтение. 4 класс. Ч. 1. – М.: Просвещение; индивидуальные карточки, репродукции картин, портрет И.А.Бунина, демонстрационный материал.

Методы: фронтальный диалог, работа с текстом на картах, метод демонстраций, проблемно-поисковый, исследовательский(лингвистический эксперимент), деятельностный метод практических  и устных упражнений, техника «Моделирования».

Технологии: технология обучения в сотрудничестве, технология проблемного обучения, игровая технология, ИКТ.

                                                 

   

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент – 2 мин. Мотивация к уч. деятельности.

  Учитель:        Придумано кем-то просто и мудро

                   При встрече здороваться «Доброе утро!», меня зовут Анастасия Сергеевна.

-Ребята, посмотрите на экран и прислушайтесь к мелодии. Как вы думаете, куда мы свами сегодня отправимся?

Д.В лес.

- Сегодня мы с вами совершим увлекательное путешествие в мир осенней поэзии.

-Ну что, начнём?

- Ребята, у вас у каждого на партах лежат рабочие листы, на них кроме произведения есть таблица, куда вы будете вносить баллы за работу на уроке. Баллы вносим от 1 до 5. Вот насколько вы себя оцениваете на каждом этапе урока, такие баллы вы себе и выставляете. В конце урока вы выводите себе среднюю отметку за урок.  

  1. Подготовка к активной учебно-познавательной деятельности
  1. Актуализация опорных знаний-4 мин

Учитель:  Давайте освежим ваши знания.

Фамилию поэта, с произведением которого мы и будем сегодня работать на уроке

вы сможете узнать, ответив на вопросы. Прошу себе в помощь 5 человек.

Буква «Б» Дополни пословицу. Что она обозначает?

Цыплят по осени  …. (считают)

 Она означает, что не стоит делать выводы и подводить итоги до того, пока работа не закончена.

Пословица- законч.выск., короткое предл., кот.доносит до слушателя мудрую мысль

Поговорка- это короткое высказывание, которое помогает создать образ.

      Буква «У»  Определи жанр.

Попрыгунья Стрекоза
Лето красное пропела;
Оглянуться не успела,
Как зима катит в глаза. (басня)

Буква «Н»  Определи жанр.

Лес разделся,

Неба просинь,

Это время года - ... (осень)  (загадка)

Буква «И» Определи жанр.

          В одном сказочном государстве жили Волшебник и Волшебница. У них была единственная раскрасавица дочь – Осень. (сказка)

Буква «Н» Определи жанр.

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Весёлой, пёстрою стеной

Стоит над светлою поляной.  (стихотворение).

(Последним читают отрывок из стихотворения Бунина «Листопад»).

ПОДВОЖУ ИТОГ ПО ВИДАМ ЖАНРОВ

-Назовите фамилию поэта

- Кто знает имя ?

Д.(Иван Алексеевич Бунин)

-Верно. Сегодня мы познакомимся с произведением русского поэта и писателя Ивана Алексеевича Бунина. ВЕШАЮ ФОТО БУНИНА

2.Определение темы и задач урока-4 мин

-Ребята, посмотрите, что же произошло с нашим деревом?

Д. Листья опали.        

- Как называется природное явление, когда с деревьев опадают листья? (Листопад).

- Ребята, ну не стоит огорчаться, во время урока, по мере выполнения заданий, мы вернём на наше дерево листики.

- Давайте познакомимся с правильным значением слова «Листопад» в толковом словаре Сергея Ивановича Ожегова.

(Один хорошо читающий ученик читает:

(Листопад – опадение листьев у деревьев, кустарников. Осенний листопад. Листопадные растения – теряющие листья с наступлением сезона листопада).

- Ребята, вот мы с вами и вернули первый листик на наше дерево.

 (Вешаю на дерево листик)

Учитель: 

- Ребята, а кто из вас уже догадался, с каким стихотворением Ивана Алексеевича Бунина мы будем знакомиться на уроке?

Д. Листопад.

(На доске учитель вывешивает тему «Изображение осени в стихотворении И.А. Бунина «Листопад».                

Учитель:  ВЫВОДЯТ ЦЕЛИ УРОКА

- Ребята, если тема нашего урока изображение осени в стихотворении Ивана Алексеевича Бунина «Листопад», то на уроке мы познакомимся…..

Д. Познакомимся с творчеством автора. Познакомимся с произведением «Листопад».

- Что будем отрабатывать?

Д. Навыки выразительного чтения на основании стихотворения  «Листопад».

- Что будем развивать?

Д. Развивать речь на примере анализа поэтического произведения, развивать чувственное восприятие, образное мышление, творческую фантазию и воображение,

- А также проведём анализ произведения.

Мы будем учиться быть вдумчивыми и внимательными читателями. Мы прочитаем только отрывок из его замечательной поэмы "Листопад”, которую Иван Алексеевич Бунин посвятил писателю А.М. Горькому. Написана она в 1900году.

- Посчитайте, сколько лет стихотворению?

Д. 125 лет.

- Верно более 100 лет, поэтому  к концу урока, я призываю вас ответить на вопрос.

«Почему поэзия И. А. Бунина продолжает жить?»

 - Я предлагаю вам усложнить задачи нашего урока и постараться выучить отрывок стихотворения наизусть.

- Как вы думаете у нас получится это сделать?

Д. Нет

- А я вас хочу познакомить с новой техникой, которая поможет вам полностью или частично запомнить стихотворение. 

- Ребята, посмотрите, появился второй листик.

 (Вешаю на дерево листик)

ВЫСТАВЛЕНИЕ ОТМЕТОК

- За вашу работу я предлагаю выставить себе баллы в графу под № 1

  1. Подготовка учащихся к усвоению нового материала – 5 мин.

1.Знакомство с жизнью и творчеством И.А. Бунина        

Перед вашими глазами выставка книг, которые написал И.А. Бунин.

Иван Алексеевич Бунин родился в дворянской семье в 1870г. В 63года ему присуждена Нобелевская премия в области литературы.

-Кто знает, что такое Нобелевская премия?

Д. Это Нобелевская премия — самая престижная в мире награда для учёных, писателей и общественных деятелей.

- Российское общество «Знание» и «Культура РФ». Так подаёт это определение…..

-Иван Алексеевич был не только поэтом, но и писателем. Он ушёл из жизни в 1953 году. Посчитайте, сколько лет с нами нет этого замечательного человека?

Д.72 года.

- Верно, 72 года, но его произведения продолжают жить.

2.Первичное чтение учителем.

Учитель: Я предлагаю вам прослушать отрывок из стихотворения, во время моего  чтения на экране  будут появляться значения устаревших слов в виде картинок.  По окончанию моего чтения я вас попрошу ответьте на вопрос:

- Чем восхищается автор?                

Лес, точно терем расписной,      торжественно

Лиловый, золотой, багряный,    восторженно

Весёлой, пёстрою стеной           очарованно

Стоит над светлою поляной.      радостно

Берёзы жёлтою резьбой              торжественно

Блестят в лазури голубой,           весело

Как вышки, ёлочки темнеют,      светло

А между клёнами синеют            восхищенно

То там, то здесь в листве сквозной     легко

Просветы в небо, что оконца.        восторженно

Лес пахнет дубом и сосной,          восхищенно

За лето высох он от солнца.          радостно

                

3. Беседа по выявлению первичного восприятия стихотворения.

Учитель:

- Понравилось ли вам это стихотворение?

- Так чем же восхищается автор?

ВЫВОД: Ребята, мы с вами вначале урока ставили перед собой задачу познакомится с творчеством писателя и с его произведением. Мы выполнили эту задачу? На нашем дереве появился ещё один листик.

 (Вешаю на дерево листик)

Д. Да

  1. Осмысленное восприятие и работа с текстом –
  1. Чтение стихотворения уч-ся самостоятельно/ ориентирование интонационно-3 мин

Фонетическая зарядка

- Ребята, перед чтением я предлагаю провести речевую разминку и немного отдохнуть. Повторяйте за мной.

Ра- ра – ра – осень плакала с утра.

Ма – ма –ма- скоро уж придёт зима.

Но-но – но по утрам уже   темно!

Ко – ко – ко- солнышко невысоко!

Ой – ой – ой – белый снег идёт порой!

                       На уроке мы с тобой!

- Ребята, я вам предлагаю самостоятельно прочесть стихотворение и подчеркнуть те фразы или слова, которые для вас являются непонятными.

Карточки:

Лес, точно терем расписной,      торжественно

Лиловый, золотой, багряный,    восторженно

Весёлой, пёстрою стеной           очарованно

Стоит над светлою поляной.      радостно

Берёзы жёлтою резьбой              торжественно

Блестят в лазури голубой,           весело

Как вышки, ёлочки темнеют,      светло

А между клёнами синеют            восхищенно

То там, то здесь в листве сквозной     легко

Просветы в небо, что оконца.        восторженно

Лес пахнет дубом и сосной,          восхищенно

За лето высох он от солнца.          радостно

- Были ли во время чтения слова или фразы, которые вам непонятны?

(Слов. работа, если понадобится).

  1. Чтение лучшими учениками по четверостишию-3 мин.

- Ребята, сейчас мы почитаем на отметку, познакомьтесь с критериями, согласно которых вы будете оценены мной или своими одноклассниками.

Критерии оценивания выразительного чтения стихотворения на уроке 4 класса:

Оценка «5» — выполнены правильно все требования. 

Оценка «4» — не соблюдены 1–2 требования. 

Оценка «3» — допущены ошибки по трём требованиям. 

Оценка «2» — допущены ошибки более чем по трём требованиям. 

Требования к выразительному чтению:

  • правильная постановка логического ударения; 
  • соблюдение пауз; 
  • правильный выбор темпа; 
  • соблюдение нужной интонации; 
  • безошибочное чтение. 

- Кто желает прочитать первое четверостишие?

-Кто желает прочитать второе четверостишие?

-Кто желает прочитать третье четверостишие?

3.Работа в парах.

- А теперь я предлагаю вам поработать в парах, первый вариант выразительно полушёпотом читает второму, а затем вы поменяетесь ролями. После прочтения ваш напарник вам выставляет согласно критериям отметку.

- Ребята, на нашем дереве появился ещё один листик.

 (Вешаю на дерево листик)

ВЫСТАВЛЕНИЕ ОТМЕТОК

- За вашу работу я предлагаю выставить себе баллы в графу под № 2

3.Анализ стихотворения-5мин.

ОБЪЯСНИТЬ ПОНЯТИЯ, ЕСЛИ ДЕТИ ЗАТРУДНЯЮТСЯ.

Олицетворение-приём, при котором качества живого предмета передаются неживому.

Эпитеты – художественное определение, которое подчёркивает характерную черту предмета.

Сравнения – образное сопоставление двух  предметов или состояний.

 - Какова тема стихотворения?

Д. Осень. Атмосфера осенней поры.

- Какова основная мысль стихотворения?

Д. Автор хотел сказать, о красоте ранней осени, когда лес играет яркими осенними красками, это мгновение жизни, которые недолговечны, нужно успеть насладиться каждым мгновением.

- Какие литературные приёмы использует автор, чтобы читатели лучше могли представить осенний лес? Найдите их.

Д. Бунин использует сравнения.

("Точно терем"; "как вышки"; "просветы в небо что оконца")

- Какие эпитеты использует автор?

( Лес лиловый, золотой, багряный, над светлою поляной, жёлтою резьбой, в лазури голубой, в листве сквозной)

- Листья, какого дерева, по мнению поэта, похожи на резьбу, украшавшую терема?  (Листья березы).

- Какие чувства испытывает автор? (Чувства грусти и печали)

-Почему автор может испытывать  чувства грусти и печали? (Тёплые дни наступят теперь нескоро)

- Кто из вас был в осеннем лесу? А кто из вас может так точно и детально описать красоту осенней природы, как описал её Бунин?

-Как вы думаете, каждый человек может так детально описать окружающий его мир? (нет, не каждый.)

- Какой вывод мы можем сделать об отношении автора к окружающему миру? (Автор любит природу, замечает мелочи повседневной жизни, учит читателя ценить каждую минуту своей жизни)

ВЫВОД: Второй нашей задачей было отрабатывать навыки выразительного чтения. Мы справились с этой задачей? Вот ещё один  листик на нашем дереве

 (Вешаю на дерево листик)

ВЫСТАВЛЕНИЕ ОТМЕТОК

- За вашу работу я предлагаю выставить себе баллы в графу под № 3

4.Анализ произведения художника Левитана «Золотая осень»-3 мин.

На экран вывожу несколько репродукций картин осени (Поздняя, ранняя)

- Посмотрите на репродукции картин, как вы думаете, какая репродукция из представленных, больше всего подходит к нашему стихотворению?

Д. нижняя № 4

-Такие ли краски вы себе представили?

Д. Да.

- Кто автор картины?

Д.  Исаак  Ильич Левитан

- Как называется эта картина?

Д. «Золотая осень».

- Картину «Золотая осень» написал Исаак Ильич Левитан.

- Что общего в стихотворении и изображении на репродукции картины?

Д. Желтые берёзки, сухая трава, голубое небо.

- А чем различается содержание стихотворения и изображение на картине?

Д. На картине есть речка, а в стихотворении её нет.

ВЫВОД:  Третьей нашей задачей было развивать речь на примере анализа поэтического произведения, развивать чувственное восприятие, образное мышление, творческую фантазию и воображение. Мы справились с этой задачей? 

(Вешаю на дерево листик)

Д. Да.

ВЫСТАВЛЕНИЕ ОТМЕТОК

- За вашу работу я предлагаю выставить себе балл в графу под № 4

5.Работа в группах.

Работа над графическими моделями, с интерактивной доской в группах.

- Ребята, готовясь к сегодняшнему уроку, я поставила задачу искусственному интеллекту, нарисовать картину к стихотворению «Листопад». Посмотрим, что получилось?

- Ребята, вначале нашего урока я говорила, что мы попробуем рассказать наизусть отрывок из стихотворения. Вы можете это сделать?

Д. Нет.

- Я вам хочу подсказать, как быстро выучить стихотворение.  Мы можем некоторые слова заменить рисунками или картинками. Вот посмотрите, какое слово с помощью этой картинки я могу заменить? (Показываю картинку золотых монет)

Д. золотой

_ Верно, а этой картинкой? (Показываю резьбу)

Д. Резьба.

-Итак задание, вам нужно заменить некоторые слова в стихотворении картинками. Сначала их разложите, а потом приклейте. После того, как вы выполните это задание, мы попробуем воспроизвести строки из стихотворения.

-Я вам предлагаю  поработать в группах, а 1 пару для работы у интерактивной доски я попрошу выйти.

(Работают в группах, а 1 пара на интерактивной доске.)

ПОКА ДЕТИ РАБОТАЮТ В ГРУППАХ, УБРАТЬ ФОТО БУНИНА.

Воспроизведение строк по полученным работам

(Работы вешаю на магнитную доску)

- Пожалуйста, выйдите по 1 представителю от группы и попробуйте воспроизвести отрывок.

ВЫВОД: Также я предлагала вам усложнить цель урока и выучить отрывок стихотворения наизусть. Нам это удалось?

 (Вешаю на дерево листик)

Д. Да, частично.

ВЫСТАВЛЕНИЕ ОТМЕТОК

- За вашу работу я предлагаю выставить себе балл в графу под № 5

  V. Итог  урока. Осмысление  авторской  идеи – 3 мин.

- Ребята, а кто же из вас запомнил, как выглядел Иван Алексеевич?

НА СЛАЙДЕ 2 ФОТО (Левитан и Бунин)

-И последняя наша задача, которую мы ставили перед собой это ответить на вопрос. «Почему поэзия И. А. Бунина продолжает жить?».

-Ребята, а кто может дать ответ на этот вопрос? 

Д. Стихи автора продолжает жить:

1. Необычайно чуткий к красоте русской природы, Бунин умел видеть детали русского пейзажа. Поэт   Бунин будет жить до тех пор, пока жива Россия с красотой её природы.

2. Нужно беречь память предков, ведь без прошлого не может быть будущего.

3.Умеет подобрать простые и понятные сравнения для людей.

4. Ценить то, что окружает нас в повседневной жизни.

ВЫВОД: Вы всё верно сказали, поэзия автора продолжает жить столько лет потому, что он видел детали природы, мелочи окружающего его мира и мог это всё передать не проста словами, а словами в стихотворной форме. Не каждый человек может так сильно любить Родную природу, как любим её Иван Алексеевич Бунин.

 (Вешаю на дерево листик)

ВЫСТАВЛЕНИЕ ОТМЕТОК

- За вашу работу я предлагаю выставить себе баллы в графу под № 6

VI. Выставление отметок-2.

-В начале урока у нас была задача оценивать свою работу на уроке. Сейчас у вас есть возможность суммировать набранные балл и разделить их на 6 этапов нашего урока.

- Ребята, кто из вас получил отметку «5», «4», «3»? 

VII. Рефлексия – 1 мин.

Учитель: У вас на парте лежат разноцветные листики.   Оцените свою работу.  

Дети показывают разноцветные листья:

Желтый - я достиг поставленных целей и собою доволен

Красный – мне нужно  подтянуться в своей работе.

VIII Домашнее задание – 1 мин.

Попробовать проиллюстрировать отрывок с помощью собственных графических рисунков и по своим рисункам рассказать отрывок.

- На нашем дереве снова появились яркие, красочные осенние листики. Настоящее буйство красок. Я вам желаю, чтобы ваша жизнь не только школьная, но и повседневная буяла яркими и насыщенными событиями.



Предварительный просмотр:

И.А. Бунина «Листопад»

Лес, точно терем расписной,                      торжественно

Лиловый, золотой, багряный,                     восторженно

Весёлой, пёстрою стеной                            очарованно

Стоит над светлою поляной.                       радостно

Берёзы жёлтою резьбой                              торжественно

Блестят в лазури голубой,                          весело

Как вышки, ёлочки темнеют,                     светло

А между клёнами синеют                          восхищенно

То там, то здесь в листве сквозной                     легко

Просветы в небо, что оконца.                             восторженно

Лес пахнет дубом и сосной,                                восхищенно

За лето высох он от солнца.                                радостно

И.А. Бунина «Листопад»

Лес, точно терем расписной,                      торжественно

Лиловый, золотой, багряный,                     восторженно

Весёлой, пёстрою стеной                            очарованно

Стоит над светлою поляной.                      радостно

Берёзы жёлтою резьбой                               торжественно

Блестят в лазури голубой,                            весело

Как вышки, ёлочки темнеют,                       светло

А между клёнами синеют                             восхищенно

То там, то здесь в листве сквозной                     легко

Просветы в небо, что оконца.                              восторженно

Лес пахнет дубом и сосной,                                 восхищенно

За лето высох он от солнца.                                 радостно

Оценивание

1

2

3

4

5

6

7

Итог

Оценивание

1

2

3

4

5

6

7

Итог


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

https://cloud.mail.ru/public/V6Ae/AetWdbyT9


Предварительный просмотр:

Методический эпиграф конкурсного испытания «Урок» - «Воспитание знанием».

1. Тема урока: Образное изображение осени в стихотворении  И.А .Бунина «Листопад» .

2. Место в учебном курсе: урок в 4 классе, раздел «Поэтическая тетрадь», учебник по литературному чтению Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой, Л. А. Виноградовской, М. В. Бойкиной

3. Тип урока: урок усвоение новых знаний.

4. Цель: познакомить учащихся с творчеством И. А. Бунина, с техникой быстрого заучивания стихотворений при помощи графического моделирования; учить осознанному и выразительному чтению, пониманию глубины произведения; пополнять словарный запас; формировать у учащихся умения выделять языковые средства: сравнения и  эпитеты; развивать мышление, речь, воображение; воспитывать любовь к родной природе и своей Родине.

5.Задачи урока через планируемые результаты:

Личностные: Формирование системы нравственных ценностей (любовь к природе, к своей малой родине, гордость за свою страну), проявление интереса к чтению и изучению творчества И.А. Бунина.

Метапредметные:

  • Регулятивные: формулирование учебной задачи урока. Исходя из анализа  в совместной деятельности, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке.
  • Коммуникативные: ответы на вопросы на основе поэтического произведения, осмысление правил взаимодействия в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договариваться о совместных действиях).
  •  Познавательные: анализ поэтического произведения, выделение в нем основной мысли, поиск необходимой информации, познакомить с техникой быстрого заучивания стихотворений.

Предметные: умение прогнозировать содержание произведения, читать вслух выразительно поэтическое произведение, воспринимать на слух поэтическое произведение, овладение приёмами  анализа поэтического произведания.

6. Межпредметные связи:  окружающий мир, изобразительное искусство, труд (технология), математика.

7. Метапредметные связи: регулятивные – действовать с учетом выделенных учителем ориентиров, а также быстрое заучивание и запоминание информации, по средством собственных графических символов или картинок;

познавательные – овладеть логическими действиями сравнения, обобщения; коммуникативные – формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения. 

8. Организация пространства: групповая, парная, фронтальная работа.

9. Технологии: здоровьесбережения, развивающего обучения, проблемно-диалогического обучения, проектные, информационные, формирующее оценивание.

     

     Урок построила в соответствии с Федеральной рабочей программой и календарно –тематическим  планированием.  Структура урока соответствует поставленной цели. Цель и задачи урока  достигнуты.  Запланированную структуру урока удалось выдержать. Данный урок включал в себя межпредметные связи с уроком ИЗО, труда (технологии) с окружающим миром, математикой.

На уроке были применены следующие методы:

I. По источнику информации:

а) словесные ( приёмы: чтение, объяснение, анализ, беседа.)

б) наглядные (приёмы: наблюдение, просмотр видеофрагмента, демонстрация.)

в) практические приёмы: фронтальная работа, в группах в парах.

II. По характеру познавательной деятельности школьников:

а) репродуктивный метод (информацию получают от учителя в виде знакомства с творчеством поэта)

б) объяснительно – иллюстративные (чтение отрывка учителем и сопровождением иллюстративным материалом устаревших слов)

в) проблемный (учащимся в начале урока ставится проблемный вопрос, на который они отвечают в конце урока после анализа произведения)

г) частично – поисковый (дети  работают над групповым проектом, после чего его защищают).

д) Исследовательский (дети по средством анализа произведения исследуют, какие же образы автор использовал для описания осени)

III. По основным методам и дидактическим задачам:

а) организация и осуществление учебно-познавательной деятельности, через внедрение компьютерных технологий, где средством ТСО .  Осуществлялась наглядная  отработка устаревших  слов во время словарной работы. Закрепление полученных знаний прошло с использованием  групповой, парной и фронтальной форм  работы. 

б) Стимулирование и мотивация (создание ситуации успеха при формирующем оценивании, использование игровой практики в виде создания групповой работы)

в) Контроль и взаимоконтроль.  (Используемые формы контроля на уроке – индивидуальный опрос(актуализация), фронтальный опрос, взаимооценивание, критериальное оценивание, формирующее оценивание. Каждый этап урока сопровождался контролем учителя и самоконтролем обучающихся для выявления степени усвоения материала. Обучающиеся сами себя оценивали поэтапно, выставляя себе баллы, а в конце урока пользуясь выведением средней отметки, могли себя оценить. Это способствовало ситуации успеха каждого ученика.)

IV. По степени активности 

а) высокий уровень активности (Потери учебного времени не наблюдалось. Работа на уроке активизирована еще и тем, что перед учениками поставлены конкретные   задачи, и они видели  конечную цель.  Дети активно взаимодействовали. Подтверждением этого служат ответы учеников, их активность на уроке, выводы  обучающихся.  Я регулировала темп и ритм урока, подобрала объем учебного материала в соответствии с возрастными особенностями обучающихся)

V. По уровню самостоятельности и творчества

Исследовательский. Ориентирован на максимальную самостоятельность и творчество. Учащиеся выступили в роли исследователей, открывающих новые для себя знания. На примере проектной работы над четверостишьем.  

Практико – ориентированный подход при работе в группах дал положительный результат в достижении поставленных задач.

Каждый новый вид задания включал отработку и закрепление УУД обучающихся. Задачи урока определяли сами ученики, исходя из темы урока.  Некоторые задания способствовали отработке заданий, по типу в ВПР по лит.чт. (1. Узнай автора по фотографии, 2. Определи жанр произведения).

          На уроке был использован интересный и нестандартный  материал для учащихся, смена форм работы, менялся характер заданий, однообразий не было. 

На протяжении всего урока поддерживалась доброжелательная психологическая атмосфера с помощью создания ситуаций успешности, поощрений в виде похвалы, заинтересованности учеников. На уроке были учтены возрастные и психологические особенности учащихся. Проведена физ.минутка, класс проветривали перед уроком, следила за осанкой детей.



Предварительный просмотр:

Лес, точно терем расписной,

     

Лиловый, золотой, багряный,

   

Весёлой, пёстрою стеной    

     

Стоит над светлою поляной.      

 Берёзы жёлтою резьбой

             

Блестят в лазури голубой,  

         

Как вышки, ёлочки темнеют,

     

А между клёнами синеют            

То там, то здесь в листве сквозной    

Просветы в небо, что оконца.

       

Лес пахнет дубом и сосной,

         

 За лето высох он от солнца.          



Предварительный просмотр:

Чтобы понять поэта, надо, прежде всего, его правильно прочесть.

Изображение осени в стихотворении И.А. Бунина «Листопад».

Знакомиться

Отрабатывать

Развивать

Анализировать

Почему поэзия

И. А. Бунина продолжает жить?

Просветы
Елочки 
Лес 

Берёзы

Терем
Оконца
Вышки

Резьба



Предварительный просмотр:

Знакомиться

Отрабатывать

Развивать

Анализировать


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по литературному чтению Тема: С.А.Есенин «Пороша»

Тема: С.А.Есенин «Пороша»Цель: учить детей выразительному чтению стихотворения; воспитывать в них чувство прекрасного; укреплять любовь к родному краю, к природе....

Открытый урок по литературному чтению "Тема одиночества в стихотворении М.Ю.Лермонтова "Парус"

Методическая  разработка урока по программе развивающего  обучения  Л.В.Занкова...

Открытый урок по литературному чтению Тема: П.П.Бажов «Серебряное копытце» 4 класс ( Школа России)

Тема: П.П.Бажов. Сказ «Серебряное копытце».  Портретная характеристика героев сказа. Анализ произведения. Цели:Обучающие:    обучать умению составлять портретную характе...

Открытый урок по литературному чтению Тема: Стихи: Я.Аким «Первый снег», С. Сейфулин «Зима», А.С.Пушкин «Вот север тучи нагоняя…»

Тема: Стихи: Я.Аким «Первый снег», С. Сейфулин «Зима», А.С.Пушкин              «Вот север   тучи нагоняя…»Цели и задачи урока...

Открытый урок по литературному чтению "М.М.Пришвин "Осеннее утро" 2 класс УМК Школа России

Данный конспект урока будет полезен учителям начальных классов....

Открытый урок по литературному чтению. Тема урока: «Обобщающий урок по разделу «Я и мои друзья»

Конспект открытого урока по литературному чтению. На уроке дети составляют проекты по разделу "Я и мои друзья".  В ходе урока у учащихся формируются информационные, коммуникативные, кре...

Конспект урока по литературному чтению. Тема: Есть в осени первоначальной...

Материал адаптирован для незрячих детей 2 класса....