ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»
проект по чтению
Проблема чтения находится в настоящее время в зоне особо пристального внимания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 33.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Лицей №1 им. А.С. Пушкина»
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
«ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»
Автор проекта: Семешкова А.С.
Нижневартовск - 2023
СОДЕРЖАНИЕ
- ВВЕДЕНИЕ
- Актуальность выбранной темы
- Проблема
- Цель проекта
- Задачи проекта
- Ожидаемый результат
- ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
- Теоретический аспект
- План реализации проекта
- Исследовательский этап
- Практический этап
- ЗАКЛЮЧЕНИЕ
- Итоговые результаты работы
- Используемая литература
- Приложение
АКТУАЛЬНОСТЬ ВЫБРАННОЙ ТЕМЫ
Сегодня читательская культура личности высоко оценивается мировым сообществом: 2003–2013 годы объявлены ООН десятилетием грамотности. Однако в России, как и во многих странах мира, наблюдается снижение уровня читательской культуры населения. В результате огромного количества перемен в жизни общества за последние двадцать лет статус чтения, его роль, отношение к нему сильно меняется.
Проблема чтения находится в настоящее время в зоне особо пристального внимания. Диапазон мнений варьируется от констатации глубокого кризиса читательской культуры до утверждения новой модели чтения в современных условиях информационного общества. Большинство развитых стран, в том числе и Россия, активно предпринимает меры с целью противодействовать снижению интереса к чтению, исходя из понимания роли чтения в развитии общества. Возникшая в детстве нелюбовь к чтению и трудности при восприятии текста, как правило, сопровождают потом человека всю жизнь. Сегодняшний мир — другой. Компьютер и телевизор отняли у детей время и желание читать.
Родители жалуются, что детей трудно заставить читать. Часто обращаются к педагогам за советом: как пробудить у ребенка интерес к чтению? Данные научных исследований говорят о том, что отношение человека к книге формируется в младшем школьном возрасте. Именно тогда решается вопрос, будет ли отношение читателя к книге активным или умеренно пассивным. Важно отметить и то, что в наши дни, когда школа переориентируется с развития памяти ребенка на развитие его мышления, роль книги неизмеримо возрастает.
В 2009 году, начиная работу с первоклассниками, я задумалась о том, что можно изменить в своей работе, чтобы учащиеся к концу 4 класса имели оптимальную скорость чтения, которая является необходимым условием хорошей учёбы в средней школе.
Использование технологии В. Н. Зайцева в первом и втором классах, творческого подхода, сотрудничества в обучении (групповые и парные формы работы), ИКТ – технологий позволило мне добиться хороших результатов в достижении оптимального чтения. Продолжая эту тему, в четвёртом классе считаю важным перейти на следующую ступень в обучении по предмету «Литературное чтение». А именно: к формированию читательской компетентности при чтении художественных произведений не только на уроках литературного чтения, но и в большей степени через индивидуальную самостоятельную работу младших школьников.
В современном быстроменяющемся мире человек вынужден учиться в течение всей жизни. Одним из условий успешного самообразования является сформированность ключевых компетентностей, о чём сказано в концепции модернизации российского образования. Центральное место в перечне ключевых компетентностей занимает читательская компетентность. Содержание образование в течение жизни будет меняться. Поэтому важнее вооружить ребёнка умением учиться, чем информацией, которая неизбежно забудется. Конечно, это не значит, что школа не должна давать знания, но приоритеты должны быть изменены. Но на практике содержание программ не изменилось, времени на формирование компетентностей у учителя нет.
ПРОБЛЕМА
Противоречия между снижением интереса к чтению у молодого поколения и необходимостью поддерживать устойчивый эмоциональный интерес к литературе и чтению; между количеством часов (2 ч) по литературному чтению и новым взглядом на воспитание читателя в начальной школе; наличием коллекции лучших произведений отечественной и зарубежной детской литературы и возрастанием числа учащихся, ограничивающихся чтением литературы только по школьной программе.
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА
Выявление приёмов организации деятельности младших школьников, которые способствуют формированию читательской компетентности при чтении художественных произведений.
ЗАДАЧИ ПРОЕКТА
- изучить новую образовательную технологию (методику «Хорошее время читать») и использовать её на практике с учащимися 4 класса;
- развивать потребность в чтении (самостоятельном, инициативном) посредством использования разнообразных форм внеклассной деятельности;
- развивать читательскую компетентность учащихся через организацию литературных игр, творческих конкурсов, занятий с элементами театрализации;
- стимулировать творчество детей.
ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
Использование новых образовательных технологий позволит развить творческие способности учащихся; изучение лучших произведений отечественной и зарубежной детской литературы сверх программы будет способствовать формированию читательского вкуса; выполнение неиспользованных ранее заданий по текстам произведений поможет освоить навыки рефлексивного чтения; читающий сверстник будет иметь привлекательный имидж в глазах одноклассников; личностные качества учителя и повышение мотивации к чтению станут ступенью к возникновению устойчивого интереса к чтению в период обучения и после него.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
Под читательской компетентностью будем понимать необходимые знания, умения и навыки, позволяющие ребенку свободно ориентироваться в разнообразии книг, библиографическую грамотность, позитивное отношение к чтению.
Основные компетентности в литературной сфере, необходимые школьнику:
– общекультурная литературная компетентность – восприятие литературы как неотъемлемой части национальной культуры, понимание принадлежности литературы к сфере художественной культуры (искусства), осознание ее специфики как искусства слова; знание и понимание содержания и проблематики отечественных и зарубежных художественных произведений, обязательных для изучения; представление о важнейших этапах развития литературного процесса, об основных фактах жизни и творчества выдающихся писателей;
– ценностно-мировоззренческая компетентность – понимание нравственных ценностей и мировоззренческих категорий, отраженных в литературе, умение определять и обосновывать свое отношение к этим ценностям, отстаивать гуманистические нравственные позиции;
– читательская компетентность – способность к творческому чтению, освоению литературного произведения на личностном уровне; умение вступать в диалог «автор – читатель», погружаться в переживания героев; понимание специфики языка художественного произведения;
– речевая компетентность – знание норм русского литературного языка; владение основными видами речевой деятельности; способность к написанию сочинений разных типов и литературных творческих работ различных жанров.
Формирование названных компетентностей достигается в результате освоения следующего содержания образования, которое состоит из четырех частей.
Первая часть включает в себя основные темы, проблемы и образы, к которым обращается литература.
Вторая – основные теоретико-литературные понятия.
Третья – основные виды деятельности по освоению литературных произведений и ведущих теоретико-литературных понятий.
Четвертая – перечень литературных произведений, обязательных для изучения (при этом художественное произведение является эстетически самоценным и не может рассматриваться лишь как средство изучения указанных проблем или освоения знаний по теории литературы.)
В качестве критериев интереса будем рассматривать:
активную познавательную направленность ребенка на тот или иной предмет или явление действительности (в частности, чтение детской литературы);
положительное эмоционально-окрашенное отношение к чтению;
творческие проявления в привлекательной для ребенка деятельности.
Исходя из этого, показателями читательского интереса младших школьников являются:
- положительное отношение к самой читательской деятельности ("люблю читать");
- заинтересованность конкретными книгами ("хочу эти книги");
- увлечение самим процессом чтения ("не могу оторваться от книги");
- стремление поделиться с другими радостью от общения с книгой ("хочу, чтобы другие об этой книге узнали").
«Нет наслаждения книгой, — говорил С. Соловейчик, — нет чтения, нет читателя. Безучастное перелистывание страниц, холодное наблюдение за происходящим в книге — это не чтение. Любование искусством писателя и поэта, смакование слова и сочетаний слов, восторг по поводу удачного выражения, изумление перед мастерством изображения и описания, волнение, вызванное глубиной мысли, — вот чтение». Любование, смакование, восторг, изумление, волнение в своей совокупности и составляют феномен, называемый читательским интересом.
Что такое читательская компетентность? Под умением читать понимается следующее:
- Умение вычитывать информацию.
- Умение размышлять о прочитанном.
- Умение давать оценку прочитанному.
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Исследовательский этап
Концепция изменений предполагает использование новой методики «Хорошее время читать», которая ориентирована на младший школьный возраст; методика используется как направление воспитательной работы в классе и реализуется через самостоятельную индивидуальную работу школьников. Методика допускает участие детей с разным уровнем читательского развития. Организация разнообразных форм внеклассной деятельности сделает процесс привлекательным. Родители, дети и учитель станут участниками общения, связанного с чтением. Творчество детей стимулируется. Создаётся атмосфера внимания к книге и чтению. Риски: формальное отношение к заданиям, недооценка роли родителей. Трудоёмкость: индивидуальная беседа с каждым учеником по прочитанным произведениям. Применение на уроках по литературному чтению современных методов и технологий в обучении и воспитании. Формирование коммуникативных качеств личности каждого ученика, умения пользоваться способами учебной деятельности.
Да здравствует компетентный читатель!
Испытывая на себе все изменения, перечисленные ранее, читатель-школьник является одновременно субъектом современного изменяющегося образовательного процесса. Соответственно происходящие с ним изменения отчасти обусловлены новыми педагогическими реалиями и новыми требованиями, предъявляемыми обществом к современному школьнику. Современные образовательные программы выстроены в логике компетентностного подхода.
Чтение представляет собой колоссальный культурный ресурс социального опыта, является эффективным способом формирования собственного опыта школьника.
Смысл организации образовательного процесса заключается в создании условий для формирования у обучаемых опыта самостоятельного решения познавательных, коммуникативных, организационных, нравственных и иных проблем, составляющих содержание образования.
Технология обучения в сотрудничестве, информационно-коммуникационные технологии, приёмы театрализации, использование мотивирующей модели «поощрения», доступность книг с художественными произведениями, наличие индивидуальных заданий по текстам произведений, информирование родителей об условиях реализации методики «Хорошее время читать», активизация внимания на успешном опыте чтения будут способствовать формированию читательской компетентности учащихся при чтении художественных произведений.
Чтение как личностная ценность определяет уровень совместной деятельности и общения участников образовательного процесса, обогащает личный опыт ученика, является нравственным духовным ресурсом в проблемных ситуациях. Чтение как вид познавательной интеллектуальной деятельности является необходимым навыком в условиях непрерывного вариативного образования.
Практический этап
Методика: «Хорошее время читать»
Основу методики составляет мотивирующая модель «поощрения». (приложение 3)
Реализация методики позволяет создать условия, при которых чтение становится предметом социального одобрения, проявляемого в простой конкретной и понятной для ребенка форме (жетон для участия в лотерее). Заработанные жетоны становятся позитивным подкрепляющим стимулом, способствующим положительной модификации поведения ребенка в отношении чтения. Элемент соревнования (больше жетонов – больше шансов) позволяет успешно поддерживать читательскую активность на протяжении продолжительного времени.
Цель и задачи использования методики.
Цель: Повышение престижности чтения среди младших школьников.
Задачи:
- формирование литературного вкуса (художественный уровень предлагаемых произведений);
- освоение навыков рефлексивного чтения (выполнение заданий по тексту произведений);
- создание привлекательного имиджа читающего сверстника в глазах товарищей.
Характеристика условий, в которых возможно использование данной методики:
* Возраст: Методика «Хорошее чтение» ориентирована на младший школьный возраст (возможно использование до 6 класса включительно;
* Место в образовательном процессе: используется в организации занятий дополнительного чтения .
* Характер организации деятельности: Является формой дополнительного образования, реализуется через самостоятельную индивидуальную работу школьников.
* Сроки: продолжительность работы по данной методике: 9 месяцев.
Уровень готовности детей (к решению каких проблем уже должны быть готовы дети, способные работать в рамках данной педагогической технологии? Что они должны уметь?) Методика допускает участие детей с разным уровнем читательского развития;
* Какие «материальные» условия необходимы: доступность книг из рекомендованного списка, наличие рабочих тетрадей (читательских портфелей), жетоны для участия в лотереи, призовой фонд.
Пошаговое описание проектирования и реализации данной методики:
1. Определение круга чтения для данного класса начальной школы. (10 книг).
2. Пополнение фонда библиотеки за счет приобретения необходимого количества этих книг.
3. Разработка модели методического сопровождения проекта «Портфель Читателя».
4. Подготовка наглядности (экран, выставка книг)
5. Подготовка лотерейных билетов
6. Формирование «призового фонда», состоящего из недорогих привлекательных для ребенка вещей: ручки, блокноты, Киндер-сюрпризы и пр.
7. Распространение информации для учеников и родителей.
8. Систематические собеседования педагогов (руководителей проекта) с детьми о прочитанных книгах.
9. Проведение в каждом классе итоговой игры - викторины по всем рекомендованным книгам.
10. Награждение победителей.
Описание реализации методики:
1.Детям предлагается «Портфель читателя»
А) список из 10 книг
Б) перечень различных заданий на выбор
Примечание: Регистрация участников (на любом этапе проекта) :
2.Руководитель проекта в школе подготавливает комплект «лотерейных билетов с номерами», которые он выдает детям в обмен на выполненное задание по прочитанной книге.
3.По завершении определенного этапа проводится
А) выставка «портфелей» и награждение лучших читателей
Б) «розыгрыш» призов (методом жеребьевки определяются выигрышные номера).
Примечание: призов должно быть много – лотерея должна быть БЕСПРОИГРЫШНОЙ.
Что делают дети:
- Читают книги
- В процессе и после чтения выполняют одно из заданий на выбор, оформляя его в «отчетном листе» (1 задание на 1 книгу)
- отчетный лист предъявляют координатору и получают лотерейный билет «бук».
- оформляют «портфели»
- участвуют в выставке «портфелей»
- участвуют в лотерее
Что делают учителя/библиотекари :
- распространяют информацию, проводят разъяснительную работу среди детей и родителей
- участвуют в организации «старта» и «финала»
- проверяют выполнение заданий по книгам
- проводят собеседование по книге
- выдают лотерейные билеты,
- ведут учет
- организовывают выставку «портфелей»
- выявляют и награждают лучших читателей
- подготавливают призовой фонд
- проводят розыгрыш лотереи
- создают и поддерживают положительный эмоциональный настрой класса
По каким признакам можно судить, что реализация методики идет успешно? Неуспешно? Количество участников не уменьшается.
Активность стабильна.
Общий эмоциональный фон позитивный.
Какие возможны ошибки при использовании?
Принудительный характер участия
Формальное отношение к заданиям и собеседованию
Недооценка роли родителей и других педагогов
Какие отклонения возможны? Что делать, если они возникли?
Спад интереса. - активизация внимания на успешном опыте чтения.
- Организация сменной наглядности
Основные достоинства:
Создание атмосферы внимания к книге и чтению. Чтение становится содержанием общения детей, учителей, родителей.
Привлечение малочитающих детей.
Шанс выигрыша для каждого участника
Возможные сложности при использовании технологии?
Непредсказуемость лотереи.
Дополнительные дидактические материалы.
ИТОГОВЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ
Все вышеперечисленные методики , кропотливая, но интересная работа по их материалам, позволяет надеяться, что уровень формирования типа правильной читательской деятельности успешно реализуется. Чтобы не быть голословной, я хочу рассказать как я провожу анализ своей работы и работы учащихся. Уже два года как я провожу в классе уроки рефлексии. Эти уроки проводятся 1 раз в месяц по предмету «Литературное чтение». Они помогают учащимся:
- Обобщить знания
- Осознать свои проблемы и сложности
- Повысить читательский уровень
Цель уроков рефлексии: сформировать у учащихся средства контроля и самооценки.
Один из принципов развивающего обучения - принцип активности и сознательности. Ребенок может быть активен, если осознает цель учения, его необходимость, если каждое его действие является осознанным и понятным. Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии. Слово рефлексия происходит от латинского reflexio – обращение назад. Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своем внутреннем состоянии, самопознание. Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ. В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов.
Для подведения итогов можно воспользоваться упражнением «Плюс-минус-интересно». Это упражнение можно выполнять как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени. Такую таблицу использовал в своей работе Эдвард де Боно, доктор медицинских наук, доктор философии Кембриджского университета, специалист в области развития практических навыков в области мышления.
Я провожу уроки рефлексии следующим образом. Для этого в классе ведутся журналы: «Журнал учебных достижений учащихся» для учителя и «Журнал учебных достижений» для каждого ученика. Учитель в своем журнале регистрирует уровень ЗУНов учащихся как по зачетной системе «+» наличие ЗУНа и «-» его отсутствие, так и по общепринятой в школе пятибалльной системе.
Учащиеся в «Журнале учебных достижений» (приложение 4) указывают самооценку по предлагаемому ЗУНу. Процесс рефлексии должен быть многогранным, так как оценка должна проводиться не только личностью самой себя, но и окружающими людьми. Поэтому рядом с графой «самооценка» учитель проставляет свою оценку деятельности ученика. Таким образом, рефлексия на уроке – это совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика. Все, что делается на уроке по организации рефлексивной деятельности – не самоцель, а подготовка в сознательной внутренней рефлексии развитию очень важных качеств современной личности: самостоятельности, предприимчивости и конкурентоспособности.
Итогами своей работы по формированию читательского интереса у учащихся начальных классов считаю следующие результаты:
- Высокий уровень успеваемости и качества знаний учащихся по литературному чтению
- Высокий интерес учащихся моего класса к чтению
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
- Евдокимова Н.Ф. Как кроссворды помогают развитию интереса к чтению//Начальная школа. – 2005, №7 – с.88
- Ладанов И.Д., Розанова О.А. Практическое пособие с упражнениями «Техника быстрого чтения»/ И.Д.Ладанов, О.А.Розанова – М.: Просвещение, 1998
- Решетникова С.В. Формирование навыка чтения на основе развития познавательных процессов//Начальная школа. – 2006, №2 – с.61
- Зайцев В.Н. Резервы обучения чтению/ В.Н.Зайцев – М., Просвещение, 1991 г.
- Левин В.А. Когда маленький школьник становится большим читателем/ А.В.Левин – Москва, 1994. – 191с.
- По материалам сайта http://www.edu.rin.ru. Игры-занятия, способствующие обучению чтению/eduhmao).
- Подведение итогов урока. Рефлексия.
- Система работы по выработке сознательного отношения к чтению и повышению качества обучения. Читательский дневник для учащихся 1 класса: «Что и как читать?». festival@1september.ru
- Электронные ресурсы http://iem.adm.nov.ru/mentor/0107_nitalimova.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект "Формирование исследовательских умений у младших школьников"
В проекте даны теоретические основы идеи исследовательского подхода в обучении. Указаны этапы реализации проекта и критерии ожидаемого результата....

Педагогический проект "Формирование орфографических навыков у младших школьников"
Главным в обучении правописанию является орфографическое правило, его применение, т. е. решение орфографической задачи. Однако решение орфог...

Педагогический проект "Формирование коллективной творческой деятельности младших школьников как составной части внеурочной деятельности"
В настоящее время в социально-педагогической теории и практике уделяется большое внимание применению активных форм обучения и воспитания, поскольку эти формы способст...

Педагогический проект "Формирование патриотических представлений у младших школьников средствами внеурочной деятельности".
Данный проект воспитывает качества человека, которые составляют основу его коммуникативной, гражданской и социальной активности....
Педагогический проект: «Формирование информационно – коммуникативных компетенций младших школьников средствами внеурочной деятельности»
Цель: формирование информационн- коммуникативных компетенций младших школьников для развития пользовательских способностей с использованием компьютерных технологий средствами внеурочной деятельности....

Педагогический проект: "Формирование исследовательских умений у младших школьников"
. В арсенале инновационных педагогических средств и методов особое место занимает учебная исследовательская деятельность....
Педагогический проект «Формирования навыков орфографического самоконтроля младших школьников через решение тестовых заданий по русскому языку»
Современные технологии в образовании требуют от учителя поиска новых эффективных подходов для формирования орфографической грамотности и воспитания любви к родному языку. Таким эффективным подхо...