Составление характеристики героя и отзыва к произведению
методическая разработка по чтению (3 класс)
Методическая разработка по формированию умения составлять отзыв к прочитанному произведению, давать характеристику герою произведения. В статье представлен набор (клише-конструктор) для освоения этого умения учащимися.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 23.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование читательской грамотности учащихся начальной школы через работу с клише –конструктором по составлению характеристики героя произведения и отзыва к произведению.
Зиборова И.А.,
учитель начальных классов,
МБОУ «Средняя школа №15»,
г. Ачинск
В действующем Государственном стандарте начального общего образования одним из результатов обучения является умение работать с учебными, художественными, научно-популярными текстами. Это предполагает правильное и осознанное чтение вслух (с соблюдением необходимой интонации, пауз, логического ударения для передачи точного смысла высказывания) и про себя; определение темы и главной мысли текста при его устном и письменном предъявлении, построение монологического высказывания (по предложенной теме, по заданному вопросу); участие в диалоге (постановка вопросов, построение
ответа) и др. Указанные виды умений составляют основу читательской самостоятельности ребёнка.
Формированию указанных умений работы с текстом в большей мере способствует организация деятельности на уроке, когда учитель создаёт условия для более осмысленного понимания программного материала, в том числе и различного вида текстов, в данном случае речь идёт об анализе художественного произведения, а именно о составлении отзыва о прочитанном и характеристике героя произведения.
В начальной школе дети ещё только осваивают навыки чтения (технику чтения), без этого важного начала невозможно строить дальнейшую работу с текстом, в том числе и по осмыслению прочитанного. Понимание текста – важное условие успешного обучения. Для формирования навыков осмысленного чтения использую парную работу. Ведь вдвоём гораздо легче определить главную мысль абзаца (выделить существенное и несущественное), составить план текста, найти ответ на вопрос и т.д. Для этого на начальном этапе совместно с детьми обговариваем алгоритм работы учащихся в паре:
1. Прочитай абзац.
2. Выдели ключевые слова этого абзаца. (О чём говорится в абзаце?)
3. Запиши ключевые слова в карточку (или в тетрадь).
4. Прочитай второй абзац.
5. Выполни такую же работу как и с первым абзацем.
Данная работа возможна, когда стоит задача составить план текста, выделить главную мысль всего текста, подготовить план подробного или краткого пересказа. Даже второклассникам она вполне по силам. Читая последовательно абзацы текста в паре и выделяя ключевые слова, дети договариваются и принимают решение о записи главного предложения из абзаца в карточку. После выполнения данной работы выполняется коллективная проверка составленных планов, их корректировка и уточнение.
Развитию умений читать текст с пониманием помогает работа по составлению вопросов к тексту. Конечно, учитель может тоже приготовить детям вопросы, записать их на карточке и предложить детям в качестве взаимотренажа поработать друг с другом. Но гораздо полезнее и вполне доступна работа, когда вопросы к тексту они составляют сами. Вначале дети самостоятельно читают текст (или его часть), составляют вопросы по прочитанному содержанию, вписывают их в карточку или в тетрадь. Затем задают вопросы друг другу в паре или группе, выслушивают ответы и оценивают их с позиции «правильно – неправильно». Например, к рассказу А.И. Куприна «Слон» («Литературное чтение. 3 класс» в 2 –ух частях под ред. Климановой Л. Ф., Горецкого В.Г. и др. –М.: Просвещение, 2019, 2 ч.) детьми, в процессе парной работы были составлены вопросы:
1. Почему девочке было грустно?
2. Что попросила девочка у папы?
3. Как звали слона?
4. Как звали дрессировщика слона?
5. Что любил покушать слон? и т.д.
Когда текст прочитан и работа по уяснению его содержания проведена, в качестве завершающего этапа работы над произведением проводится работа по составлению характеристики героя произведения. На начальном этапе учитель предлагает детям «Клише-конструктор», в котором использует вопросы, «слова –подсказки», начало предложений, которые нужно продолжить, план описания героя и другие «инструменты», воспользовавшись которыми, дети смогут сами составить полную характеристику героя.
Предлагаю несколько клише – конструкторов, с помощью которых можно организовать работу по составлению характеристики героя:
1.Примерный план характеристики героя (вопросный план).
- Из какого произведения герой? Кто автор?
- Где живёт герой?
- Сколько лет герою?
- Как выглядит герой?
- Какие поступки совершает герой (хорошие и плохие)?
- Как автор относится к герою?
- Как ты относишься к этому герою?
2. Описание героя произведения. «Закончи предложение».
- Я прочитал (а) произведение ________ автор ________ …
- В этом рассказе был герой по имени_____
- Он выглядел так:______________
- Он совершил поступки ____________
- По характеру он был________________
- Герой мне понравился (не понравился), потому что _____________
Набор клише- предложений может меняться в зависимости от содержания произведения и тех особенных черт характера героя и его поступков, на которые учитель хочет особенно обратить внимание. Например, при работе с произведением И. Соколова-Микитова «Листопадничек» («Литературное чтение. 3 класс» в 2 –ух частях под ред. Климановой Л. Ф., Горецкого В.Г. и др. –М.: Просвещение, 2019, 2 ч.) для составления характеристики главного героя – зайчика- «Листопадничка», предложила детям слова-подсказки для описания характера героя, а вот подтвердить эти черты нужно было словами из текста:
- Опиши Листопадничка. Какой он?
- Непослушный, потому что…..
- Любознательный, потому что…
- Терпеливый, потому что…
- Заботливый, потому что…
- Смелый, потому что… и т.д.
Составление характеристики героя можно начинать с заполнения таблицы, в которую включить основные направления (тезисы), по которым будем оценивать и характеризовать героя. Также в таблице удобно проводить сравнительный анализ нескольких героев, тогда эта работа проходит легче и нагляднее. Например, сравнительная таблица героев произведения К. Паустовского «Растрёпанный воробей» («Литературное чтение. 3 класс» в 2 –ух частях под ред. Климановой Л. Ф., Горецкого В.Г. и др. –М.: Просвещение, 2019, 2 ч.):
Герои произведения К. Паустовского «Растрёпанный воробей». | Где жил. | Характер. | Какие поступки совершал. | Отношение к герою. |
Ворона | ||||
Воробей |
Заполнение таблицы возможно в паре или группе, впоследствии проводится проверка заполнения, уточнение фактов, обращение к тексту произведения проводится и на этапе заполнения и на этапе проверки, таким образом дети учатся не только анализировать текст произведения, но и выражать своё отношение к герою. С помощью заполненной таблицы значительно легче проводится работа по сравнению поступков этих героев: положительных поступков воробья и отрицательных поступков вороны.
Практически аналогично строится работа по написанию отзыва к прочитанному произведению. После знакомства с содержанием художественного теста детям предлагаются различного вида клише-конструкторы, которые помогают составить отзыв о прочитанном.
Предлагаю несколько клише – конструкторов, с помощью которых можно организовать работу по составлению отзыва о прочитанном произведении.
- Составление отзыва о рассказе. «Закончи предложение».
- Я прочитал рассказ ______________, автор ____________
- В нём говорится______________________________
- Главными героями являются___________________
- Главные эпизоды рассказа _____________________
- Мне понравилось (не понравилось) произведение _______
- Составление отзыва о произведении по плану:
- Какое произведение прочитал? Кто автор?
- О чём это произведение?
- Какими были главные герои?
- Какая главная мысль этого произведения?
- Что особенно тебя удивило (запомнилось) в этом произведении?
- Составление отзыва о произведении по плану:
- Вступление (название произведения, автор).
- Основная часть (О чём этот рассказ (сказка, былина и т.д.)
- Какие главные события в рассказе?
- Чем заканчивается рассказ?
- Кто главные герои? Какие поступки они совершают?)
- Заключение. (Чему хотел научить автор? (главная мысль) Какое впечатление от прочитанного (Понравилось или нет).
- Составление отзыва к стихотворению.
- Какое стихотворение прочитал? Кто автор?
- Тема стихотворения (О чём оно?)
- Главная мысль стихотворения (Что хотел автор сказать читателю?)
- Какие выразительные средства использовал автор? (Сравнения, образные выражения, олицетворение и т.д.)
- Понравилось ли тебе стихотворение?
Постепенно дети привыкают работать с планом по составлению отзыва к произведению или характеристики героя. План обычно предлагаю детям в качестве «Памятки- помощницы» на карточках или на доске. При выборе набора «клише-инструментов» для плана учитываю жанр и тему произведения, структуру текста и другие составляющие конкретные характеристики художественного текста, чтобы за составлением отзыва не упустить художественную особенность данного текста.
Обязательно включаю в план по составлению отзыва или характеристики пункт, в котором ребёнок может выразить своё отношение к герою и свои мысли по поводу оценки всего произведения. В данной части прошу детей объяснить своё положительное или отрицательное отношение к герою или ко всему произведению.
Данная работа учит детей не только самостоятельно работать с текстом произведения, но и развивает творческие способности, так как приучает делать выводы, формулировать собственную точку зрения, выражать свои мысли понятно и последовательно.
Работа по составлению характеристики героя или отзыва о произведении требуют от школьников постоянного обращения к тексту произведения, развивают умения вдумчивого, внимательного и поискового чтения, учат различать употребление слов в прямом и переносном значении, подбирать синонимы и антонимы для сравнительной характеристики героев. Такая работа над текстом несомненно важна для формирования навыков осмысленного чтения.
- Составление отзыва о рассказе. «Закончи предложение».
- Я прочитал рассказ ______________, автор ____________
- В нём говорится______________________________
- Главными героями являются___________________
- Главные эпизоды рассказа _____________________
- Мне понравилось (не понравилось) произведение _______
- Составление отзыва о произведении по плану:
- Какое произведение прочитал? Кто автор?
- О чём это произведение?
- Какими были главные герои?
- Какая главная мысль этого произведения?
- Что особенно тебя удивило (запомнилось) в этом произведении?
1. Описание героя произведения. «Закончи предложение».
- Я прочитал (а) произведение ________ автор ________ …
- В этом рассказе был герой по имени_____
- Он выглядел так:______________
- Он совершил поступки ____________
- По характеру он был________________
- Герой мне понравился (не понравился), потому что _____________
2.Примерный план характеристики героя (вопросный план).
- Из какого произведения герой? Кто автор?
- Где живёт герой?
- Сколько лет герою?
- Как выглядит герой?
- Какие поступки совершает герой (хорошие и плохие)?
- Как автор относится к герою?
- Как ты относишься к этому герою?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планы анализа произведений, характеристики героев
Материал содержит план анализа стихотворения, план работы над рассказом, планы анализа сказки и басни, отзывы о прочитанной книге, план рассказа о герое....

«Рыцари наших дней» сравнительная характеристика героев на основе произведения В. К. Железникова «Рыцарь».
Урок литературного чтения во 2 классе по УМК "Планета знаний"...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА М.М. Пришвин «Выскочка». Анализ заголовка. Герои произведения. Характеристика героя на основе поступка.
Данный урок разработан в соответствии со стандартами второго поколения ФГОС...

Конспект урока по литературному чтению в 3 классе. Герои произведения. Характеристика героев. К. Паустовский «Растрёпанный воробей».
Автор УМК (программы учебного курса): Литературное чтение 3 класс («Школа России»).Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий-М.:Просвещение (Учебник, 2014)Тема урока: Герои произведения. Хар...

Урок литературного чтения - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОСЛОВИЦ И ПОГОВОРОК ПРИ СОСТАВЛЕНИИ ХАРАКТЕРИСТИКИ ГЕРОЕВ ПРОИЗВЕДЕНИЯ Н.Н.НОСОВА «НА ГОРКЕ»
Материал содержит конспект урока литературного чтения - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОСЛОВИЦ И ПОГОВОРОК ПРИ СОСТАВЛЕНИИ ХАРАКТЕРИСТИКИ ГЕРОЕВ ПРОИЗВЕДЕНИЯ Н.Н.НОСОВА «НА ГОРКЕ», презентацию и при...

Конспект урока литературного чтения: "Произведения Л.Н. Толстого. Характеристика героя произведения «Котенок»
Урок закрепления изученного материала по произведениям Л.Н. Толстого «Филиппок», «Старый дед и внучек», «Котенок». Формир...

Технологическая карта урока по учебному предмету «Литературное чтение» в 4 классе на тему «Составление устной характеристики защитника Отечества по изученным произведениям»
Планируемые образовательные результаты (личностные, метапредметные, предметные):Личностные:- Прививать любовь к Родине.- Воспитывать чувство патриотизма.Метапредметные:·...
