«Рыцари наших дней» сравнительная характеристика героев на основе произведения В. К. Железникова «Рыцарь».
план-конспект урока по чтению (2 класс) по теме

Степаненко Инна Алексеевна

Урок литературного чтения во 2 классе по УМК "Планета знаний"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное Общеобразовательное Бюджетное Учреждение Средняя Общеобразовательная Школа №7

Урок литературного чтения во 2 классе

на конкурсе «Учитель года»

по теме:

«Рыцари

наших

дней»

Подготовила и провела

учитель начальных классов

Степаненко Инна Алексеевна

2011-2012 уч. год

Конспект урока литературного чтения во 2 классе.

УМК «Планета знаний»

Тема: «Рыцари наших дней» сравнительная характеристика героев на основе произведения  В. К. Железникова «Рыцарь».

Цель: Формирование умений работать с текстом произведения. Развитие внимания к внутреннему состоянию героя, определяющему его поступки.

Задачи урока:

1. Познавательные УУД:

-развивать способность учащихся полноценно воспринимать художественный текст;

- развивать умение определять главную мысль произведения, его идею;

- развивать творческое мышление

2. Коммуникативные УУД:

- формировать умение работать в парах, группе;

- развивать умение высказывать свои мысли и доказывать свою точку зрения.

3. Регулятивные УУД:

- учить детей контролировать свою речь при выражении своей точки зрения по заданной тематике;

- формировать умения выполнять свои действия по образцу (синквейн);

- формирование умения адекватно оценивать свою работу, исправлять ошибки.

4. Личностные УУД:

- формировать нравственные убеждения через развитие чувства сопереживания героям, оценивание поступков героев, осознание своей нравственной позиции ( «А как бы поступил я в данной ситуации?»)

        Ход урока.

  1. Организационный момент.  

Прозвенел уже звонок,

Начинаем мы урок,

Он пойдет ребятам впрок,

Будем мы читать, думать,

 мыслить, рассуждать.

Сегодня у нас необычный урок.  Философский урок.

Кто такой философ? 

1. Философ (любящий мудрость) — это мыслитель, который занимается изучением, разработкой и изложением основных вопросов, концепций мировоззрения.

2. Философом называют человека, который относится к жизни разумно, вдумчиво, хладнокровно оценивает любые неприятности. (Слайд 2)

И сегодня на уроке мы с вами будем рассуждать, сравнивать, делать выводы.

Угадайте, какой рассказ нам в этом поможет. (Слайд 3)

ЫЦЬРАР

  1. Вступительная беседа.

- А кто такие рыцари? (выслушиваются мнения детей)

-Где мы можем узнать точное значение слова «рыцарь»? (в толковом словаре)

- Узнаем из словаря (один ребенок зачитывает в словаре значение слова «рыцарь»)

  1) в Средневековой Европе тяжело вооруженный конный воин, находящийся в зависимости от своего хозяина, (на доске появляется изображение рыцаря)

2) самоотверженный, благородный человек.

Рассказ учителя о рыцарях. (Слайды 4, 5)

               Рыцарем называли человека, принадлежавшего к военно-дворянскому сословию. Рыцарь должен был иметь боевого коня, дорогое тяжёлое вооружение (меч, щит, латы). С 7 лет мальчиков отдавали учиться к опытным воинам. Чтобы заслужить посвящение в рыцари, молодому человеку надлежало овладеть верховой ездой, фехтованием, владением копьём, плаваньем, охотой, игрой в шашки, сочинением и пением стихов в честь дамы сердца. Только после успешного испытания ему в торжественной обстановке присваивали почётное звание. Рыцарь обязательно должен был обладать смелостью, великодушием, верностью долгу, благородством по отношению к женщине. Так было в Средние века.

А могут ли жить рыцари в наше время? Легко ли быть рыцарем? Давайте узнаем об этом из рассказа.

  1. Работа с текстом.
  1. Чтение 1-ой части и работа по вопросам учебника.
  2. Чтение 2-ой части и работа по вопросам учебника.

Сравнительная характеристика мальчика и шофера.

а) внешний вид

б) его первое отношение к шоферу

в) вид шофера

 — Каким предстал перед вами шофер в этой части? (грубый, невоспитанный)

- Изменилось ли ваше отношение к этому персонажу? Почему?(мнение детей)

- Как вы думаете, а  отношение Саши к шоферу изменилось? (да)

Подтвердите свое мнение текстом.

— Сравните, как описывает автор действия Саши в начале рассказа и в конце этой части. Изменился ли сам Саша? (да, изменился)

 - Чем вызван его отчаянный поступок? (заступился за бабушку)

- Какие чувства при этом испытывал Саша?(«…покраснел, потом побелел…, бросился со всех ног за машиной, подскочил к шоферу и крикнул ему в лицо…»)

- Как повел себя шофер, когда Саша сделал ему замечание? Прочитайте в тексте.

- Почему шофер рассмеялся? (ему нечего было сказать, ему было стыдно)

-От чего ему было стыдно? (что замечание сделал «маленький мальчик..., о котором он даже не помнил, стоило ему уйти с работы»)

- С кем сравнивает автор Сашу в этом эпизоде? (с маленьким зверьком). Прочитайте этот отрывок.

-Что вы теперь можете сказать о Саше? (смелый, решительный, заступился за свою любимую бабушку)

- Как вы думаете, каким человеком станет Саша, когда вырастет?

- Была ли в вашей жизни ситуация, когда вы преодолели себя, свою слабость, нерешительность или еще какое-то чувство? Что вы при этом чувствовали?

г) как изменилось отношение мальчика к шоферу.

д) зачитать из текста подтверждение

таблица (слайд 6)

Сначала

Потом

-Как изменилось поведение шофера? Что заставило шофера принести извинения? (он увидел «боль и обиду в глазах мальчика») Зачитать.

Выбрать словосочетания и показать на экране.

-Почему шофер назвал мальчика «рыцарем»? В чем заключается его рыцарство?

-Живут ли рыцари в наше время? И что значит быть рыцарем в наше время? (Защищать слабого, бороться за справедливость, защищать девочек, женщин, быть благородным (великодушным, т.е. жертвующим своими личными интересами ради других), воспитанным). Приведите примеры из своей жизни.

Вывод. Рыцарем можно быть и в наше время. Все зависит от человека, его воспитанности и культуры. Трудно ли быть рыцарем?

-Да. (Потому что быть воспитанным, культурным, добрым это трудно)

Над чем заставляет задуматься этот рассказ? Чему учит?

Физминутка. (2 мин)

  1.  Чтение  рассказа до конца. (читает хорошо читающий ученик)

— Какой новый персонаж появляется в конце рассказа? Как бабушка реагировала на поступок внука

- Почему бабушка не стала ругать Сашу? («Разве можно ругать человека за благородные поступки?»)

- А что за благородный поступок совершил Саша? (заступился за бабушку)

-Какие чувства возникли в  душе бабушки? (она была рада, что внук заступился за нее, ей было хорошо). Прочитайте в тексте предложения, подтверждающие это. Почему бабушка плакала. Найдите в тексте слова подтверждающие это.

Гордилась

Рада

Расплакалась

IV. Подведение итогов урока.

-Почему же рассказ называется «Рыцарь»? Какое значение этого слова в рассказе? (благородный человек). Что значит быть рыцарем?

- Для рыцарей были важны такие человеческие качества, как честь и достоинство. ”Рыцари с уважением относились друг к другу, к женам и дочерям других рыцарей. В нашу повседневную жизнь вошли такие выражения из прошлого: “Рыцарский поступок, “Рыцарское отношение”.

- Как вы думаете, о каком человеке  мы скажем, что он совершил «рыцарский поступок?» (о человеке, который совершил хороший поступок, благородный)

- А приходилось ли вам совершать рыцарские поступки?

Понравился вам рассказ? Чем?

Чему он нас учит?

На кого из героев вы бы хотели быть похожим? Почему?

3. Рефлексия

Работа в группах (3 группы)

Группы получают задание: выбрать пословицу, которая подходит к рассказу и объяснить ее значение.

Выбери пословицу, которая подходит к рассказу:

  1. Не спеши языком, торопись делом.
  2. Без труда – не выловишь и рыбку из пруда.
  3. Сделаешь худо – не жди добра.
  4. Встречают по одежке, а провожают по уму.

А теперь оцените свою работу на уроке (Смайлики)

Давайте выведем законы рыцарского ордена.

  1. Уважай старших.
  2. Пропускай их вперед, уступай место в транспорте, помогай носить тяжелые вещи.
  3.  Защищай слабых и малышей, (девочек).

- Ребята, жизнь нам преподносит уроки, которые учат нас правильно вести себя в обществе, принимать решения, но и, читая произведения, вы тоже получаете уроки, которые пригодятся вам в вашей жизни. Какой урок сегодня вы получили?

- Какое бы домашнее задание вы бы предложили своим товарищам?

Д.з. Разно уровневое

  1. Пересказ любой части на выбор.
  2. Пересказ текста.
  3. Пересказ текста от имени бабушки или шофера.

Оценка работы учителем.

На экране смайлик.

- И закончить урок я хочу словами испанского писателя 17 века Бальтасара Грасиана –и – Моралеса «Хочешь уважения – не начинай с оскорбления». Ребята, будьте добры, внимательны и терпимы друг к другу. Уважайте друг друга. Только тогда счастлив человек, когда счастливы его близкие.

-Урок закончен. Спасибо за работу.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Рыцари наших дней

Слайд 2

1. Философ (любящий мудрость) — это мыслитель, который занимается изучением, разработкой и изложением основных вопросов, концепций мировоззрения. 2 . Философом называют человека, который относится к жизни разумно, вдумчиво, хладнокровно оценивает любые неприятности.

Слайд 3

ЫЦЬРАР РЫЦАРЬ

Слайд 6

Сначала Потом Обругал Грубо крикнул Гремел басом Рассмеялся Великодушно простите Виноват

Слайд 7

Гордилась Рада Расплакалась

Слайд 8

Спасибо за работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Праздник-состязание "Рыцари нашего времени"(3 - 4 класс).

Сценарий праздника - состязания для мальчиков и отцов, посвящённый 23 февраля. (3 - 4 класс). Праздник проводится в спортивном зале....

Басня И.А. Крылова «Стрекоза и Муравей». Сравнительная характеристика героев басни. Чтение басни по ролям.

Урок по теме  «Басня И.А. Крылова «Стрекоза и Муравей». Сравнительная характеристика героев басни. Чтение басни по ролям.» разработан для обучающихся 2 класса по УМК «Школа России»....

Методическая разработка. Тема урока: И.А.Крылов «Ворона и Лисица». Характеристика героев на основе их поступков.

Предмет: литературное чтение. Класс: 3. Тема урока: И.А.Крылов «Ворона и Лисица». Характеристика героев на основе их поступков. Тип урока: урок открытия нового знания. Деятельностная цель:  -...

Рыцари нашего времени (викторина 4 класс)

Современные рыцари - это мы!...

Разработка урока по литературному чтению "Рыцарь нашего времени" в технологии междисциплинарного обучения

В данной методической разработке представлен конспект урока по литературному чтению на тему "Рыцарь нашего времени", а также задания для групповой работы. Урок построен в технологии междисци...