Приемы коррекционной работы на уроках литературного чтения
методическая разработка по чтению (1 класс)
Данная работа посвящена коррекционно-развивающей работе на уроках чтения у детей младшего школьного возраста. В ней рассматриваются причины нарушения чтения и приводятся упражнения для обучения чтению. Статья направлена на формирование у детей прочных навыков осознанного, беглого, выразительного чтения.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 29.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Приемы коррекционной работы при нарушении чтения
С каждым годом среди учащихся, поступающих в начальные классы, увеличивается число детей с различными отклонениями в речевом развитии, что препятствует формированию их полноценной учебной деятельности в контексте развивающего обучения.
№1 Мы понимаем, что уверенное владение навыком чтения является одним из основных условий успешности детей в обучении.
В своем выступлении, посвященном приемам коррекционной работы при нарушении чтения, собрано и обобщено то, что, надеюсь, будет полезным тем или иным образом для каждого из нас, то, что было результативным в моей практике.
№2. Выбрав тему, я задумалась над тем, что лежит в основе понятия «прием». Прием это особый способ выполнения какой-либо операции или сложного действия или комплекс действий, следующий в определенном порядке.
№3 Чтение является сложным актом, который включает в себя технические навыки и процесс понимания смысла читаемого. Эти две стороны находятся между собой в теснейшей взаимосвязи и оказывают взаимное влияние друг на друга. Совершенная техника приводит к быстрому и точному пониманию смысла, а более лёгкий в смысловом отношении текст читается быстрее и без ошибок. Поэтому правильно подобранные приемы могут гарантировать хороший результат.
№4 Мы знаем, что коррекционная работа по исправлению нарушений чтения проводитсяв нескольких направлениях:
1.Развитие фонематической стороны речи.
2.Формирование навыков звуко-слогового анализа и синтеза слов.
3.Автоматизация навыка слогслияния.
4.Совершенствование лексико-грамматического строя речи.
5.Формирование понимания прочитанного.
Важно понять, на каком этапе владения чтением находится ребенок нарушением чтения, т.к. на каждом этапе появляются и развиваются конкретные навыки. Переход на последующий этап возможен только тогда, когда ребёнок овладеет всеми умениями текущего этапа. И не только овладеет, но и достигнет определённого уровня их автоматизации.
№5 Коррекционная работа при нарушениях чтения направлена на устранение технических ошибок чтения, автоматизацию навыков слогослияния, формирования навыка чтения слов различной слоговой структуры, развитие зрительного внимания. Поэтому для того чтобы более предметно рассмотреть этот вопрос, давайте выделим несколько разделов:
№6
1.Дифференциация гласных и согласных звуков.
2.Работа со слоговыми таблицами.
3.Чтение слов.
4.Работа с текстом.
№7
1.Дифференциация гласных и согласных звуков.
Включает в себя в первую очередь образование слога. Независимо от того, на каком этапе чтения находится ребёнок по результату обследования, для осуществления последовательной работы следует закрепить понятие «гласные и согласные звуки и буквы» так как их дифференциация является важным элементом для дальнейшей работы.
№8 Для этого мы используем общепринятую таблицу для разделения на гласные и согласные звуки.
Это необходимо для уточнения представлений учащихся о звуках, их связи с буквами. Позднее у них формируются понятие о слиянии согласной и гласной букв., то есть образовании слога.
№9
2. Работа со слоговыми таблицами.
Зачастую мы сталкиваемся с тем, что ребенок при изучении определенной буквы путает ее с другой. Если это гласные, то гласные первого и второго ряда, если согласные, то очень часто парные и слияние слогов получается неверным. В таких случаях полезно применять задание по типу «соединение гласных с согласными в повторяющемся порядке от буквы к букве, ставя изучаемую букву в разные позиции, сопровождая словесной инструкцией например: ат от ут ыт - ят ёт ют «Читай плавно, определи последний звук в каждом слоге»; та то ту и т.д. тя тё тю – «Прочитай слоги. Где согласные звучат твердо? а где мягко? Что повлияло на смягчение согласных? Распредели слоги в два столбика»
№10 Большую трудность у ребенка вызывают слоги со стечением согласных, поэтому изучая новую букву, используя слоговые таблицы, нужно ставить ее в разные позиции, идя от простых к сложным с раннее изученными буквами. Например, Р: рнэ рня рнё рню рни рне рка рко рку ркы ркэ ркя ркё ркю рки рке рта рто рту рты ртэ ртя ртё ртю рти рте тра тро тру тры. Сопровождая инструкцией: читай слоги в строчках четко, размеренно, без остановок.
По мере большего изучения количества букв и развития навыка чтения инструкцию меняем: читай слоги четко, быстро, без ошибок. тат тот тут, тят тёт тют.
№11 Работу со слоговыми таблицами, когда большинство букв отработано можно организовать по-другому.
Один из вариантов в случайном порядке называет слоги таблицы и предлагает детям отыскать соответствующий слог и прочитать его. При выполнении этих заданий учащимся не нужно раскладывать слоги на буквы, так как произнесённые взрослым слоги дети запоминают целиком.
№12 Проводя подобную работу, можно использовать игру «Лото», в которой ребята накрывают фишками слоги, произнесённые взрослым или учеником. Причём слоги перечисляют с определённым интервалом (2-3 секунды) после окончания игры проверяются результаты, кто из детей нашёл слоги.
сг-гс
мы | от | до | сю |
ик | ну | ве | ах |
уф | ёш | ро | ба |
лё | га | зя | эс |
сгс
пот | сыр | кав | лый |
дол | жив | рук | чан |
вон | тёс | зил | шин |
риж | дей | под | так |
ссг- гсс
бра | ичр | арс | для |
сту | пре | чту | евн |
кча | шки | явн | вре |
гти | язг | трю | овт |
Используя данные таблицы, дети, получают и выполняют и другие задания:
Прочитайте слоги, которые начинаются с гласной буквы. С согласной буквы.
Найти и прочитай слоги. В которых есть мягкий согласный.
Прочитать слог, в котором есть заданная буква, например «а» или «и».
Прочитать 1, 2, 5 строчку или столбик.
Найти, прочитать заданный слог или слово и придумать с ним слово и т.д.
Чтение слоговых таблиц можно осуществлять по-разному, например
- в горизонтальном направлении.
- в вертикальном направлении.
- по спирали.
№13 Работая со слоговыми таблицами можно использовать другие приемы. Детям предлагаются таблицы и соответствующие им слова, состоящие из слогов, входящие в таблицу. В процессе работы логопед по очереди называет слова, а учащиеся отыскивают слоги в таблице, из которых состоит это слово. Можно предложить детям маркировку слова определённым цветом, например, слоги слова «коза» закрасить красным цветом, «лужа» – зелёным и т.д.
№14 Позднее слова из правого столбика читает кто-нибудь из детей, а другие отыскивают их в таблице. На последующих этапах можно предложить детям из слогов, закрашенных одинаковым цветом, составить слова при закрытом правом столбике слов.
бук | ка | дво | сло | ма | ба |
ки | мо | лан | ги | ноч | ца |
сы | зин | со | вил | ку | кры |
ри | са | ды | вы | кру | брю |
ги | ны | ры | зи | са | ка |
зы | ки | по | га | ро | ши |
№15
3. Чтение слов.
Исследования психологов показывают, что чаще всего сбой происходит на этапе слияния слогов в слова и понимания смысла слова. Вместе с тем именно этот этап является важнейшим, поскольку он закладывает основы для смыслового чтения.
В данном разделе я хочу рассказать о приемах предлагаемых Г.Г.Мисаренко в «Дидактическом материале для развития техники чтения в начальной школе». Слова, представленные в данном пособии, объединены по степени сложности слоговой структуры в 14 групп по мере их усложнения.
В конце каждой группы расположены словосочетания и предложения соответствующего уровня. На первых занятиях примерно 75% времени отводится чтению столбиков слов. Оставшиеся 25% времени занятия ученик читает одну из групп словосочетаний, обозначенных цифрами. На следующем занятии он будет читать другую группу словосочетаний, постепенно от занятия к занятию время чтения слов уменьшается, а словосочетаний увеличивается. Затем словосочетания заменяются предложениями. Автор предлагает разнообразные приемы.
№16
а) ученики читают «для себя» в течение заданного учителем времени;
б) ученики читают заданное количество слов по цепочке, например, каж¬
дый — по 3 слова;
в) дети объединяются в пары и читают слова или словосочетания друг
другу по очереди — 1—2 слова один ученик, 1—2 слова другой и т. д.;
г) дети читают хором;
№17 Необходимо также уделять внимание и упражнениям в смысловом чтении. Однако эти упражнения не следует вводить сразу на первых занятиях. Они вводятся постепенно. С учётом тех усилий, которые ребёнок затрачивает на чтение. Если он читает медленно, с трудом соединяя слоги в слова и делая много ошибок, то в этом случае лучше подождать, пока процесс чтения не станет для ребёнка более лёгкой работой. Таким образом, задавать вопросы на понимание смысла прочитанного следует тогда, когда процесс чтения более или менее автоматизирован.
Чтобы выяснить на сколько хорошо ребенок ориентируется в прочитанном материале можно использовать приемы, позволяющие сформулировать правильные ответы, используя наглядную опору.
Примерные вопросы и задания:
Найди среди прочитанных слов название птицы (дерева, профессии и т.п.)
Прочитывай вслух только те слова, которые заканчиваются буквой -а (или любой другой буквой). Остальные слова прочитывай про себя.
Прочитай вслух 10 слов. Слово, которое заканчивается слогом -ар, читать вслух не надо.
Найди в списке слово. Произнесённое взрослым
Найди в списке слово, изображённое на картинке.
№18 Чтение однокоренных слов даёт возможность детям не только совершенствовать навык чтения. Но и восполнять пробелы в развитии лексического запаса слов. Для разнообразия можно предложить детям не просто прочитать заданный столбик слов, в которых выделен корень. Но и поработать с раздаточным материалом, состоящим из набора слов с похожим звучанием, например:
Гора, горка, горушка, гористый, пригорок.
Горе, горько, горевать, горюшко, горемычный, пригорюнился.
Детям предлагаются карточки со словами, их необходимо разложить в два столбика по смыслу.
№19
4. Работа с текстом
Можно использовать упражнение «Горки» – чтение словосочетаний и предложений, составленных из букв разной высоты. Интересный приём чтения второй половинки слова. Детям предлагается прочитать вторую половинку слова, а затем всё слово полностью.
При чтении абзаца общая рекомендация заключается в следующем. Первый раз учащийся читает заданный абзац целиком, его внимание сконцентрировано на правильном прочтении слов. После этого взрослый задаёт вопрос на понимание смысла прочитанного. Ребёнок снова прочитывает обязательно от начала до конца, ища при этом ответ на поставленный вопрос. Не рекомендуется бросать чтение, дойдя до ответа. Ученик должен убедиться, что это единственный и правильный ответ.
№20-21
Таким образом, в работе по коррекции чтения задание для детей нужно строить так, чтобы ребенок хорошо понимал, как и что ему надо сделать в каждом конкретном задании. Сначала следует детей приучить работать фронтально в медленном темпе, затем последующее за ним индивидуальное задание выполнять самостоятельно быстрее и качественнее. Многие учителя при коррекции данного нарушения используют хоровое, «жужжащее», шепотное, самостоятельное и другие методы чтения. На уроках нужно широко использовать различный наглядный демонстрационный и раздаточный материал. Формирование навыка чтения происходит в процессе длительного и целенаправленного обучения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер - класс к конкурсу "Учитель Года 2017" на тему " Методы и приемы работы на уроках литературного чтения с целью формирования читательской самостоятельности у младших школьников"
В этой презентации есть краткие сведения о методах и приемах работы на уроках литературного чтения младших школьников...
мастер-класс " методы и приемы работы на уроках литературного чтения с целью формирования читательской самостоятельности у младших школьников"
Краткие сведения о современных методах и приемах работы на уроках литературного чтения...
Статья "Эффективные приемы работы на уроках литературного чтения в начальной школе"
Статья "Эффективные приемы работы на уроках литературного чтения в начальной школе"...

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ РАБОТЫ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.
Учить читать – что это значит? Просто это и легко? Или трудно и сложно? На протяжении многих веков предлагались различные технологии, авторские методики, варианты разнообразных подходов к решени...

Методы и приемы работы на уроках литературного чтения
Методы и приемы работы на уроках литературного чтения...

Коррекционно-развивающая работа на уроках литературного чтения при работе с детьми имеющих ЗПР
Анализ школьных учебников показал, что программный материал выстроен таким образом, что не обеспечивает научение ребенка быстрому чтению. В нем недостаточно тренировочного текстового материала, и темп...

