Конспект урока по литературному чтению 1 класс Школа россии на тему: "Рассказы К.Д. Ушинского"
план-конспект урока по чтению (1 класс)

Линейцева Ольга Вадимовна

Познакомить детей с рассказами К.Д. Ушинского, провести чтение и анализ произведений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Рассказы К.Д. Ушинского.

Тип урока: изучение нового материала.

Цель: развивать речь, навыки выразительного чтения, умение пересказывать прочитанное.

Планируемые результаты:

Предметные: - Знакомство с новыми произведениями К.Д.Ушинского;

- формирование навыков выразительного чтения;

- развитие умения высказывать своё отношение к героям;

- формирование умения вести диалог.

Личностные: Положительное отношение к учению, учебно-познавательный интерес, готовность преодолевать трудности; эстетические чувства, в т.ч. чувство точного, яркого слова.

Регулятивные (способность организовать свою деятельность):

1.Понимать, принимать и сохранять учебную задачу;

2.Адекватно оценивать свои достижения;

3.Контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы;

Познавательные (искать, получать и использовать информацию):

1.Осознавать познавательную информацию;

2.Читать и слушать, извлекая нужную информацию;

3.Структурировать информацию, фиксировать её различными способами;

4.Понимать информацию, представленную в разных формах: изобразительной, схематичной, модельной; переводить её в словесную форму;

5. Обращаться к различным словарям, справочникам; находить в них нужные сведения;

6.Проводить анализ, синтез, аналогию, сравнение, классификацию, обобщение;

Коммуникативные:

1.Участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые нормы речевого поведения, культуры речи;

2.Вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность.

Межпредметные связи:ИЗО, математика.

Ресурсы: учебник, портрет К.Д. Ушинского, предметные картинки, магнитная доска, буквы и слоги, карточки с текстами загадок и рассказов.

Формы и методы работы: индивидуальная работа, групповая работа, работа в парах, фронтальная работа.

Ход урока:

Этап урока

Содержание учебного материала и деятельности учителя. Форма организации.

  1. Мобилизующее начало. Мотивация к деятельности

Учитель проверяет готовность учащихся к уроку.

Прозвенел и смолк звонок
Всех собрал нас на урок.

Ровно встали,                                  

Тихо сели,

На меня все посмотрели.

На уроке не зевать,

А работать и читать.

  1. Актуализация опорных знаний

https://m.media-amazon.com/images/I/51ty8oY8e0L._AC_UL1500_.jpg

Ребята, посмотрите, кто к нам сегодня на урок пришел.

Мышонок очень не любит шум. Поэтому будем вести себя тихо, а если хотим ответить, нужно молча поднять руку.

Речевая разминка

Помоги мышатам добежать до сыра, произнося ПИ, используя паузы

Мышонок очень любит играть и хочет поиграть с нами на уроке

Чистоговорка

  • РА – РА – РА – начинается игра!
  • РЫ – РЫ – РЫ – скучно детям без игры!
  • РОЙ – РОЙ – РОЙ – увлекаемся игрой!

Игра со словами.

1) Составьте как можно больше слов со слогами 1 ряд - ра, 2 ряд - ры,  3 ряд - ро.

- Какая пара составила больше 5 слов?

рысь, рыба, рыбак, шары, крыша,

радуга, рама, гора, бараны, нора, радость, барабан;    

 рота, рог, рок, дорога, ворота, перо, розы, ведро, родина

2) Назовите предметы в классе, в названиях которых есть звуки [т], [т′].

Один ученик называет слово, а остальные поднимают карточку мягкого или твердого согласного звука.

Стол, стул, цветок, картина, парта, стена, полотенце.

  1. Подготовка к изучению нового материала.

Целеполагание.

– Ребята, а вы узнали, кто изображен на портрете? К.Д. Ушинский

 Сегодня вы прочтете небольшие рассказы К. Д. Ушинского.

С творчеством К. Д. Ушинского вы уже познакомились, когда читали текст «Наше отечество».

Давайте вспомним некоторые факты из жизни этого писателя.

1На доске портрет Константина Дмитриевича Ушинского (1824–1870).

  • Учащиеся рассказывают по очереди.

1. Константин Дмитриевич Ушинский – основоположник русской научной педагогики. Родился в 1824 г. в Туле. Когда Косте было 12 лет, умерла его мама. Мальчик был определен в гимназию.

2. В 1840 г. поступил в Московский университет, который окончил в 1846 году. Ушинский известен не только как основоположник русской педагогики, но и как автор прекрасных книг для детей.

3. Серия рассказов: «Поездка из столицы в деревню», «Столица и губернский город», «Деревня и уездный город», «Переселочная дорога», «Наше отечество» – написана в форме путешествия. Объединены рассказы общими героями – мальчик и девочка путешествуют с отцом.

4. Эти рассказы в живой и увлекательной форме описывают природу, обычаи мест, куда попадают по воле автора действующие лица.

5. Ушинский написал для маленьких школьников учебники «Детский мир» и «Родное слово». В них много интересных рассказов. По книгам Ушинского учились давно-давно, ещё в девятнадцатом веке.

Сегодня мы прочтем два рассказа из этих учебников.

- Что заинтересовало вас в этих сообщениях?

- О чём бы хотели узнать подробнее?

В школе Костя учился хорошо, много читал. В 16 лет Константин учился в университете. В 22 года Константин Дмитриевич работал учителем.

У Ушинского была большая семья. Он много работал. Проверял школы. Писал книги не только для детей, но и для взрослых. Печатался в газетах и журналах. В Москве есть библиотека имени К.Д. Ушинского, построен памятник.

Хорошие учителя получают медаль имени К.Д. Ушинского.

Ребята, если бы с помощью машины времени К. Д. Ушинский попал к нам в класс, что бы его удивило? Ведь жил он почти 200 лет тому назад…

Ответы учащихся.

  Чтобы продолжить работу, нам нужно разделиться на группы.

Деление на группы.

Три загадки о предметах из рассказов.

Он все меньше от работы,
Вот почти совсем исчез.
У него свои заботы:
Он рисует речку, лес,
И собачку, синь небес…
Кто же он, трудяга наш?
Деревянный…(Карандаш)

Есть листок, есть корешок,
А не куст и не цветок.
Нет ни ног, нет ни рук,
А приходит в дом, как друг.
На колени маме ляжет,
Обо всём тебе расскажет.  (Книга)

Хоть на ножке он одной,

Крутится как заводной.

Он и пляшет, и поёт,

И гудит, как самолёт.
Лишь устанет — на бочок.

Яркий, озорной… (волчок)

Дети собирают текст загадки по цвету и формируют группы.

- О каких предметах будут рассказы?

- Что такое «волчок»?

  1. Работа по теме урока

1.Знакомство с произведениями.

- Откройте учебник на с. 95.

- Прочитайте название первого произведения.

“Худо тому, кто добра не делает никому»

Объяснить значение слова «худо» – плохо.

- Выскажите предположения, о чем будет текст.

 «О том, как кто-то не хотел делать добрые дела».

2.Чтение текста «Худо тому, кто добра не делает никому» подготовленным учеником.

- Познакомимся с текстом и проверим наши предположения.

3. Проверка восприятия. Лексический анализ.

- Подтвердились ли ваши предположения?

-Кто герои рассказа? «Герои рассказа - дети»

- Что произошло с детьми? «Дети поссорились».

-Почему они поссорились?  «Мальчик Гриша был жадным, не хотел ни с кем делиться, никому не хотел помочь».

-Что интересного заметили в названии текста?

 «Название текста – пословица».

-Можно ли сказать, что смысл этого рассказа заключается в этой пословице? Почему?

 «Я думаю да, потому что не нужно отказывать друзьям в помощи. Если ты никому не поможешь, то и тебе не помогут. Потеряешь друзей и останешься один».

  • Повторное «жужжащее» чтение.

Вопросы:

– Что попросили у Гриши?

– Что он ответил?

– Какую помощь попросили оказать Гришу?

– Что он ответил?

– Кто из ребят не делал доброе дело?

– А вы бы хотелось дружить с таким мальчиком?

  • Работаем редакторами.

Чтение текста по карточке с заданием: Найти лишние предложения.

— Гришенька! Одолжи мне на минутку карандаш.

Стал у них спор: чей конь?

А Гриша в ответ:

— Носи свой; мой мне самому нужен. Мой конь!

— Гриша! Помоги мне уложить книги в сумку.

А Гриша в ответ:

Конь не твой, а мой! Книги твои, сам их и укладывай.

–  Заметили ли вы, из какого произведения эти предложения?

  • Выразительное чтение отредактированного текста по ролям.

Физкультминутка

Вышли мышки как-то раз

Посмотреть, который час.

Раз, два, три, четыре!

Мышки дернули за гири.

Вдруг раздался страшный звон!

Убежали мышки вон.

Чтение текста «Вместе тесно, а врозь скучно» подготовленным учеником.

Проверка восприятия. Лексический анализ.

-Что же случилось с героями рассказа? «Они поссорились».

-Почему они поссорились?  «Дети не захотели поделиться своими игрушками друг с другом».

-Почему же детям стало скучно?

 «Потому что одному играть неинтересно».

-В чем заключается смысл этого рассказа?

 «Нужно уметь уступать друг другу».

Обратите еще раз внимание на заголовок текста.

«Врозь» – в разные стороны.

  • Работаем редакторами.

Чтение текста с карточки и нахождение лишних слов.

Говорит брат сестре  Маше:

— Не тронь моего волчка.

Отвечает из спальни сестра брату:

— А ты не тронь моих кукол и зайку.

Дети расселись по разным углам; но скоро им стало скучно.

  • Чтение текста по ролям.

Дети рассказывают о похожих случаях, произошедших с ними.

Физминутка

Быстро все ребята встали,

Руки быстро вверх подняли,

Быстро хлопнули 5 раз.

А теперь морганье глаз:

Быстро – быстро поморгали

И … ногами постучали.

Быстро влево наклонились

И сейчас же распрямились!

Вправо – влево 10 раз –

Отдохнул уставший класс.

Как пингвины полетели

И за парты тихо сели.

  • Работаем иллюстраторами.

Собрать пазлы и выбрать иллюстрацию к рассказу.

  • Работаем писателями.

Составить продолжение историй.

- Какое качество проявили дети в рассказах? Жадность.

- Хорошее ли настроение принесло это качество?

- Как помочь детям?

Микрофон «Добрый совет». Составим продолжение.

  • Работаем актерами.

Выразительное чтение отредактированного текста по ролям.

Инсценирование выбранного рассказа.

  1. Итог урока

- Понравились ли вам рассказы К.Д. Ушинского?

- Интересно ли было работать с текстами?

- Чему хотел научить детей К.Д. Ушинский?

  1. Рефлексия

- Оцените свою работу на уроке.

Ученики оценивают свою работу с помощью светофоров-«смайликов».

К мышонку прикрепить смайлик.

По желанию учащиеся устно оценивают свою работу на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты уроков по литературному чтению УМК "Школа России" 4 класс

Конспектыуроков по литературному чтению 4 класс УМК "Школа России"...

План-конспект урока по литературному чтению УМК "Школа России"

Конспекты уроков по литературному чтению...

Конспект урока по литературному чтению , УМК "Школа России" , 2 класс, тема:«В. Берестов «путешественник»

Цели деятельности учителя: формирование представлений о  творчестве В.Д.БерестоваПланируемые  результаты:Предметные:знать биографию авторауметь читать произведение вслух с постепенным увелич...

Конспект урока по литературному чтению , УМК "Школа России" , 2 класс, тема:« Э. Успенский «Если был бы я девчонкой» «Над нашей квартирой»

Цели деятельности учителя: продолжение знакомства с автором Э. Успенским; ознакомление учащихся с новыми произведениями автора: «Если был бы я девчонкой», «Над нашей квартирой»...

Конспект урока по литературному чтению , УМК "Школа России" , 2 класс, тема:«И.Токмакова «Плим», «В чудной стране».»

Цели деятельности учителя:  формирование представлений  о стихотворений И.П. Токмаковой «Плим», «В чудной стране»Планируемые  результаты:Предметные:Знать: о...

Конспект урока по литературному чтению , УМК "Школа России" , 2 класс, тема:«Б. Заходер. Что красивей всего?»

Цели деятельности учителя: знакомство учащихся с творчеством Бориса Владимировича Заходера; развитие мышления, речи.Планируемые результаты:Предметные: - уметь понимать эмоциональное состояние персонаж...

Конспект урока по литературному чтению УМК "Школа России" 2 класс Тема: "Живая шляпа"

Задачи урока:Дидактические:Познакомиться с рассказом Н.Носова  «Живая шляпа»Формировать умение выдвигать гипотезы, предположения, сравнивать, аргументировать свою позицию;Развивающие:...