Программа по смысловому чтению 1 класс
методическая разработка по чтению (1 класс)
Разработана программа по смысловому чтению для 1 класса " Читаю. Понимаю. Узнаю"
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 40.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа учебного предмета
«Смысловое чтение. Читаю. Понимаю. Узнаю»
1 класс
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Смысловое чтение. Читаю. Понимаю. Узнаю» для обучающихся 1-х классов составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования, а также основной образовательной программы начального общего образования МКОУ «СОШ № 12 г. Нижнеудинск.
Общая характеристика учебного предмета
Рабочая программа ориентирована на использование учебного пособия « Смысловое чтение. Читаю. Понимаю. Узнаю»
Курс учебного в 1 классе рассчитан на 33 часа в год, 1 час в неделю
Цель курса: формирование у обучающихся полноценного устойчивого навыка смыслового чтения текстов различных видов, жанров и стилей.
Задачи курса:
1. Полноценное развитие технической и смысловой стороны чтения обучающихся на основе их активной учебной деятельности, через освоение таких этапов, как:
2. Эмоциональное восприятие: формирование эмоциональной оценки текста.
#1040;нализ содержания текста: анализ сюжета, композиции, характеристика героев (их внешность, речевая характеристика, поступки, их мотивы), определение последовательности событий.
4. Словарная работа: выявление незнакомых слов, объяснение их значения с опорой на контекст, поиск в энциклопедии, словаре или в Интернете.
5. Анализ языка произведения и средств художественной выразительности: работа над художественной деталью, анализ языка произведения — средств выразительности: как те или иные языковые средства работают на смысл произведения, идею.
#1055;онимание духовно-нравственного содержания произведения.
Промежуточная аттестация проводится в соответствии с «Положением о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации учащихся» в форме, утвержденной планом учебной деятельности МКОУ «СОШ №12 г. Нижнеудинск».
Содержание учебного предмета
Стихотворение И. Токмаковой «Сентябрь». Готовимся к выразительному чтению стихотворения И. Токмаковой «Сентябрь» (1ч.)
Стихотворение В. Степанова «Что мы Родиной зовём». Готовимся к выразительному чтению стихотворения В. Степанова «Что мы Родиной зовём» (2ч.)
Ненецкая сказка «Бурый и белый медведи» (1ч.)
Научно-познавательные тексты «Белый медведь» и «Бурый медведь». Готовимся к чтению по ролям ненецкой сказки «Бурый и белый медведи» (2ч.)
Чувашская сказка «Почему зеленые ёлка с сосной» (1ч.)
Научно-познавательный текст В. Сивоглазова «Вечнозеленые растения». Готовимся читать по ролям чувашскую сказку «Почему зелёные ёлка с сосной» (2ч.)
Рассказ Н. Сладкова «Рыцарь». Готовимся к выразительному чтению рассказа Н. Сладкова «Рыцарь» (2ч.)
Рассказ Г. Скребицкого «Лесное эхо» (2ч.)
Научно-познавательный текст «Эхо». Готовимся к выразительному чтению рассказа Г. Скребицкого «Лесное эхо» (2ч.)
Рассказ В. Осеевой «Сторож». Готовимся к чтению по ролям рассказа В. Осеевой «Сторож» (2ч.)
Рассказ В. Осеевой «Навестила». Готовимся к постановке рассказа В. Осеевой «Навестила» (3ч.)
Рассказ Е. Пермяка «Кто?». Готовимся к постановке рассказа Е. Пермяка «Кто?» (3ч.)
Рассказ В. Драгунского «Англичанин Павля». Готовимся к постановке рассказа В. Драгунского «Англичанин Павля» (3ч.)
Экскурсия в библиотеку (3ч.)
Рассказ Л. Каминского «Как Петя ленился» (1ч.)
Готовимся к чтению по ролям рассказа Л. Каминского «Как Петя ленился» (2ч.)
Стихотворение А. Рахимова «Каникулы!!! Ура!!!». Готовимся к выразительному чтению стихотворения А. Рахимова «Каникулы!!! Ура!!!» (1ч.)
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные
гражданско-патриотического воспитания:
- становление ценностного отношения к своей Родине — России, в том числе через изучение художественных произведений, отражающих историю и культуру страны;
- осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, понимание роли русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения народов России;
- сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края, в том числе через обсуждение ситуаций при работе с художественными произведениями;
- уважение к своему и другим народам, формируемое в том числе на основе примеров из художественных произведений и фольклора;
- первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений, в том числе отражённых в фольклорных и художественных произведениях;
духовно-нравственного воспитания:
- признание индивидуальности каждого человека с опорой на собственный жизненный и читательский опыт;
- проявление сопереживания, уважения и доброжелательности, в том числе с использованием адекватных языковых средств, для выражения своего состояния и чувств; проявление эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям (в том числе связанного с использованием недопустимых средств языка);
- сотрудничество со сверстниками, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, в том числе с опорой на примеры художественных произведений;
эстетического воспитания:
- уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;
- стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности, в том числе в искусстве слова;
физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
- соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной) при поиске дополнительной информации;
- бережное отношение к физическому и психическому здоровью, проявляющееся в выборе приемлемых способов речевого самовыражения и соблюдении норм речевого этикета и правил общения;
трудового воспитания:
- осознание ценности труда в жизни человека и общества (в том числе благодаря примерам из художественных произведений), ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям, возникающий при обсуждении примеров из художественных произведений;
экологического воспитания:
- бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы с текстами;
- неприятие действий, приносящих ей вред;
ценности научного познания:
- первоначальные представления о научной картине мира, формируемые в том числе в процессе усвоения ряда литературоведческих понятий;
- познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к чтению художественных произведений, активность и самостоятельность при выборе круга чтения.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета у обучающегося будут сформированы следующие познавательные универсальные учебные действия.
Базовые логические действия:
- сравнивать различные тексты, устанавливать основания для сравнения текстов, устанавливать аналогии текстов;
- объединять объекты (тексты) по определённому признаку;
- определять существенный признак для классификации пословиц, поговорок, фразеологизмов;
- находить в текстах закономерности и противоречия на основе предложенного учителем алгоритма наблюдения; анализировать алгоритм действий при анализе текста, самостоятельно выделять учебные операции при анализе текстов;
- выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачи на основе предложенного алгоритма, формулировать запрос на дополнительную информацию;
- устанавливать причинно-следственные связи при анализе текста, делать выводы.
Базовые исследовательские действия:
- с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения собственного высказывания в соответствии с речевой ситуацией;
- сравнивать несколько вариантов выполнения задания, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);
- проводить по предложенному плану несложное мини-исследование, выполнять по предложенному плану проектное задание;
- формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого смыслового анализа текста; формулировать с помощью учителя вопросы в процессе анализа предложенного текстового материала;
- прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях.
Работа с информацией:
- выбирать источник получения информации: нужный словарь, справочник для получения запрашиваемой информации, для уточнения;
- согласно заданному алгоритму находить представленную в явном виде информацию в предложенном источнике: в словарях, справочниках;
- распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа её проверки (обращаясь к словарям, справочникам, учебнику);
- соблюдать с помощью взрослых (педагогических работ- ников, родителей, законных представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в Интернете;
- анализировать и создавать текстовую, графическую, видео, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;
- понимать информацию, зафиксированную в виде таблиц, схем; самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления результатов работы с текстами.
К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются коммуникативные универсальные учебные действия.
Общение:
- воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;
- проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалоги и дискуссии;
- признавать возможность существования разных точек зрения;
- корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
- строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
- создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование) в соответствии с речевой ситуацией;
- готовить небольшие публичные выступления о результатах парной и групповой работы, о результатах наблюдения, выполненного мини-исследования, проектного задания;
- подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.
Совместная деятельность:
- формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного учителем формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
- принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
- проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться, самостоятельно разрешать конфликты;
- ответственно выполнять свою часть работы;. оценивать свой вклад в общий результат;
- выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.
К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются регулятивные универсальные учебные действия.
Самоорганизация:
- планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
- выстраивать последовательность выбранных действий.
Самоконтроль:
- устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;
- корректировать свои учебные действия для преодоления речевых ошибок и ошибок, связанных с анализом текстов;
- соотносить результат деятельности с поставленной учебной задачей по анализу текстов;
- находить ошибку, допущенную при работе с текстами;
- сравнивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников, объективно оценивать их по предложенным критериям
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения в 1 классе обучающийся научится:
- Владеть техникой (навыком) слогового плавного (с переходом на чтение целыми словами) осознанного и правильного чтения вслух с учётом индивидуальных возможностей.
- Воспринимать фактическое содержание текста, осмысливать, излагать фактический материал; устно отвечать на вопросы, подтверждать свой ответ примерами из текста; задавать вопросы к фактическому содержанию произведения; участвовать в беседе по прочитанному.
- Определять тему и главную мысль прочитанного или прослушанного произведения под руководством учителя.
- Определять в произведении хронологическую последовательность событий, восстанавливать последовательность событий в произведении.
- Воспроизводить содержание текста по плану под руководством взрослого.
- Характеризовать героя произведения, давать элементарную оценку (положительная / отрицательная и почему) его поступкам.
- Объяснять значение незнакомого слова с опорой на контекст.
Тематическое планирование
№п/п | Дата | Тема занятия | Виды деятельности | ||
план | факт | ||||
1 | Стихотворение И. Токмаковой «Сентябрь». Готовимся к выразительному чтению стихотворения И. Токмаковой «Сентябрь» | Прогнозирование содержания стихотворения. Формирование эмоциональной оценки стихотворения. Анализ средства художественной выразительности: сравнение. Развитие технической стороны чтения. Сопровождающее чтение. Развитие интонационного строя речи. Выразительное чтение стихотворения. Взаимная оценка | |||
2 | Стихотворение В. Степанова «Что мы Родиной зовём» | Прогнозирование содержания стихотворения. Формирование эмоциональной оценки стихотворения. Анализ идейного содержания. Развитие технической стороны чтения. Сопровождающее чтение. Развитие интонационного строя речи. | |||
3 | Готовимся к выразительному чтению стихотворения В. Степанова «Что мы Родиной зовём» | Выразительное чтение стихотворения. Взаимная оценка | |||
4 | Ненецкая сказка «Бурый и белый медведи» | Анализ содержания сказки. Творческое задание: придумать свой финал сказки. Словарная работа | |||
5 | Экскурсия в библиотеку | Работа со словарями. Поиск словарей в каталоге. Поиск нужной информации в словаре | |||
6 | Научно-познавательные тексты «Белый медведь» и «Бурый медведь» | Анализ содержания научно-познавательных текстов. Сравнение текстов разных типов. Развитие технической стороны чтения. Сопровождающее чтение. | |||
7 | Готовимся к чтению по ролям ненецкой сказки «Бурый и белый медведи» | Выразительное чтение сказки по ролям. Взаимная оценка | |||
8 | Чувашская сказка «Почему зеленые ёлка с сосной» | Анализ содержания сказки. Определение главной мысли сказки. Восстановление последовательности событий. Логические упражнения | |||
9 | Научно-познавательный текст В. Сивоглазова «Вечнозеленые растения» | Сравнение художественного и научно-познавательного текстов. Извлечение необходимой информации из научно-познавательного текста. Развитие технической стороны чтения. Сопровождающее чтение. Выразительное чтение по ролям отрывка сказки | |||
10 | Готовимся читать по ролям чувашскую сказку «Почему зелёные ёлка с сосной» | Выразительное чтение сказки по ролям. Взаимная оценка | |||
11 | Рассказ Н. Сладкова «Рыцарь» | Актуализация знаний об авторе. Прогнозирование содержания произведения. Анализ содержания рассказа. Анализ средств художественной выразительности: описание. Определение главной мысли рассказа. Развитие технической стороны чтения. | |||
12 | Готовимся к выразительному чтению рассказа Н. Сладкова «Рыцарь» | Выразительное чтение отрывка рассказа. | |||
13 | Рассказ Г. Скребицкого «Лесное эхо» | Анализ содержания рассказа. Пересказ по плану. Выявление и обсуждение средств художественной выразительности: описания | |||
14 | Научно-познавательный текст «Эхо» | Сравнение художественного и научно-познавательного текстов. Извлечение нужной информации из научно-познавательного текста. Развитие технической стороны чтения. Сопровождающее чтение. | |||
15 | Готовимся к выразительному чтению рассказа Скребицкого «Лесное эхо» | Выразительное чтение отрывка из рассказа. Взаимная оценка | |||
16 | Рассказ В. Осеевой «Сторож» | Актуализация знаний об авторе. Анализ содержания рассказа. Словарная работа. Формирование нравственной оценки поступков героев рассказа. Развитие технической стороны чтения. Сопровождающее чтение. Развитие интонационного строя речи. | |||
17 | Готовимся к чтению по ролям рассказа В. Осеевой «Сторож» | Выразительное чтение отрывка из рассказа по ролям. Взаимная оценка | |||
18 | Рассказ В. Осеевой «Навестила» | Анализ содержания рассказа. Составление плана текста. Пересказ по плану. Взаимная оценка. Формирование нравственной оценки поступков героев рассказа. Развитие технической стороны чтения. Сопровождающее чтение. Развитие Интонационного строя речи. | |||
19 | Готовимся к постановке рассказа В. Осеевой «Навестила» | Инсценировка отрывка из рассказа | |||
20 | Готовимся к постановке рассказа В. Осеевой «Навестила» | Инсценировка отрывка из рассказа | |||
21 | Рассказ Е. Пермяка «Кто?» | Анализ содержания рассказа. Составление плана текста. Пересказ по плану. Взаимная оценка. Формирование нравственной оценки поступков героев рассказа. Восстановление последовательности событий рассказа. Составление вопросов к тексту. Развитие технической стороны чтения. Сопровождающее чтение. | |||
22 | Готовимся к постановке рассказа Е. Пермяка «Кто?» | Инсценировка отрывка из рассказа. Взаимная оценка | |||
23 | Готовимся к постановке рассказа Е. Пермяка «Кто?» | Инсценировка отрывка из рассказа. Взаимная оценка | |||
24 | Рассказ В. Драгунского «Англичанин Павля» | Актуализация знаний об авторе и его произведениях. Прогнозирование содержания произведения. | |||
25 | Экскурсия в библиотеку | Работа со словарями. Поиск словарей в каталоге. Поиск нужной информации в словаре | |||
26 | Готовимся к постановке рассказа В. Драгунского «Англичанин Павля» | Анализ содержания рассказа. Словарная работа. | |||
27 | Готовимся к постановке рассказа В. Драгунского «Англичанин Павля» | Логические упражнения | |||
28 | Готовимся к постановке рассказа В. Драгунского «Англичанин Павля» | Инсценировка отрывка из рассказа. Взаимная оценка | |||
29 | Рассказ Л. Каминского «Как Петя ленился» | Актуализация знаний об авторе и его произведениях. Прогнозирование содержания произведения. Анализ содержания рассказа. Определение главной мысли рассказа. Характеристика героя. Логические упражнения | |||
30 | Готовимся к чтению по ролям рассказа Л. Каминского «Как Петя ленился» | Развитие технической стороны чтения. Сопровождающее чтение. Развитие интонационного строя речи. | |||
31 | Готовимся к чтению по ролям рассказа Л. Каминского «Как Петя ленился» | Выразительное чтение рассказа по ролям | |||
32 | Экскурсия в библиотеку | Работа со словарями. Поиск словарей в каталоге. Поиск нужной информации в словаре | |||
33 | Стихотворение А. Рахимова «Каникулы!!! Ура!!!». Готовимся к выразительному чтению стихотворения А. Рахимова «Каникулы!!! Ура!!!» | Формирование эмоциональной оценки стихотворения. Определение главной мысли стихотворения. Словарная работа. Развитие технической стороны чтения. Сопровождающее чтение. Развитие интонационного строя речи. Выразительное чтение стихотворения. Взаимная оценка | |||
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Учебное пособие «Смысловое чтение. Читаю. Понимаю.Узнаю»
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ, ДЕМОНСТРАЦИЙ
Мультимедийный проектор, ноутбук.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по программе "Основы смыслового чтения" в 3 классе. Сочинение по картине Маковского "Свидание".
Разработка урока по "Основам смыслового чтения" в 3 классе. Сочинение по картине "Свидание."...

Программа «Стратегия смыслового чтения и работа с текстом»
Программа ориентирована на развитие навыков работы с текстом, воспитание и развитие учащихся с учетом их индивидуальных (возрастных, физиологических, психологических, интеллектуальных и других) ...

Программа курса "Смысловое чтение" на основе авторской методики Беденко М.В. для 2-4 классов
Курс "Смысловое чтение"...
Рабочая программа по смысловому чтению. 1 класс.
Рабочая программа по смысловому чтению для 1 класса УМК "Школа России" по ФГОС 2021 г...

Рабочая программа по «Смысловому чтению» 1 - 4 классы
Рабочая программа по «Смысловому чтению» 1 - 4 классы ...
Программа по смысловому чтению 3 класс
Разработана программа по смысловому чтению для 3 класса "Читаю. Понимаю. Узнаю"...

Рабочая программа курса "Смысловое чтение" 1-4 класс
Рабочая программа составлена на основе программы: авторской программы М.В. Беденко «Обучение смысловому чтению». 1-4 классы. – М.: ВАКО, 2019.Цель программы: формирование ...