Программа по смысловому чтению 1 класс
методическая разработка по чтению (1 класс)

Разработана программа по смысловому чтению для 1 класса " Читаю. Понимаю. Узнаю"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_chitayu._ponimayu._uznayu._.docx40.82 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа учебного предмета

«Смысловое чтение. Читаю. Понимаю. Узнаю»

1 класс

Пояснительная записка

Рабочая программа учебного предмета «Смысловое чтение. Читаю. Понимаю. Узнаю» для обучающихся 1-х классов составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования, а также основной образовательной программы начального общего образования МКОУ «СОШ № 12 г. Нижнеудинск.

Общая характеристика учебного предмета

Рабочая программа ориентирована на использование учебного пособия « Смысловое чтение. Читаю. Понимаю. Узнаю»

Курс учебного в 1 классе рассчитан на 33 часа в год, 1 час в неделю

Цель курса: формирование у обучающихся полноценного устойчивого навыка смыслового чтения текстов различных видов, жанров и стилей.

Задачи курса:

1. Полноценное развитие технической и смысловой стороны чтения обучающихся на основе их активной учебной деятельности, через освоение таких этапов, как:

2. Эмоциональное восприятие: формирование эмоциональной оценки текста.

#1040;нализ содержания текста: анализ сюжета, композиции, характеристика героев (их внешность, речевая характеристика, поступки, их мотивы), определение последовательности событий.

4. Словарная работа: выявление незнакомых слов, объяснение их значения с опорой на контекст, поиск в энциклопедии, словаре или в Интернете.

5. Анализ языка произведения и средств художественной выразительности: работа над художественной деталью, анализ языка произведения — средств выразительности: как те или иные языковые средства работают на смысл произведения, идею.

#1055;онимание духовно-нравственного содержания произведения.

Промежуточная аттестация проводится в соответствии с «Положением о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации учащихся» в форме, утвержденной планом учебной деятельности МКОУ «СОШ №12 г. Нижнеудинск».

Содержание учебного предмета

Стихотворение И. Токмаковой «Сентябрь». Готовимся к выразительному чтению стихотворения И. Токмаковой «Сентябрь» (1ч.)

Стихотворение В. Степанова «Что мы Родиной зовём». Готовимся к выразительному чтению стихотворения В. Степанова «Что мы Родиной зовём» (2ч.)

Ненецкая сказка «Бурый и белый медведи» (1ч.)

Научно-познавательные тексты «Белый медведь» и «Бурый медведь». Готовимся к чтению по ролям ненецкой сказки «Бурый и белый медведи» (2ч.)

Чувашская сказка «Почему зеленые ёлка с сосной» (1ч.)

Научно-познавательный текст В. Сивоглазова «Вечнозеленые растения». Готовимся читать по ролям чувашскую сказку «Почему зелёные ёлка с сосной» (2ч.)

Рассказ Н. Сладкова «Рыцарь». Готовимся к выразительному чтению рассказа Н. Сладкова «Рыцарь» (2ч.)

Рассказ Г. Скребицкого «Лесное эхо» (2ч.)

Научно-познавательный текст «Эхо». Готовимся к выразительному чтению рассказа Г. Скребицкого «Лесное эхо» (2ч.)

Рассказ В. Осеевой «Сторож». Готовимся к чтению по ролям рассказа В. Осеевой «Сторож» (2ч.)

Рассказ В. Осеевой «Навестила». Готовимся к постановке рассказа В. Осеевой «Навестила» (3ч.)

Рассказ Е. Пермяка «Кто?». Готовимся к постановке рассказа Е. Пермяка «Кто?» (3ч.)

Рассказ В. Драгунского «Англичанин Павля». Готовимся к постановке рассказа В. Драгунского «Англичанин Павля» (3ч.)

Экскурсия в библиотеку (3ч.)

Рассказ Л. Каминского «Как Петя ленился» (1ч.)

Готовимся к чтению по ролям рассказа Л. Каминского «Как Петя ленился» (2ч.)

Стихотворение А. Рахимова «Каникулы!!! Ура!!!». Готовимся к выразительному чтению стихотворения А. Рахимова «Каникулы!!! Ура!!!» (1ч.)

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные

гражданско-патриотического воспитания:

  • становление ценностного отношения к своей Родине — России, в том числе через изучение художественных произведений, отражающих историю и культуру страны;
  • осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, понимание роли русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения народов России;
  • сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края, в том числе через обсуждение ситуаций при работе с художественными произведениями;
  • уважение к своему и другим народам, формируемое в том числе на основе примеров из художественных произведений и фольклора;
  • первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений, в том числе отражённых в фольклорных и художественных произведениях;

духовно-нравственного воспитания:

  • признание индивидуальности каждого человека с опорой на собственный жизненный и читательский опыт;
  • проявление сопереживания, уважения и доброжелательности, в том числе с использованием адекватных языковых средств, для выражения своего состояния и чувств; проявление эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  • неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям (в том числе связанного с использованием недопустимых средств языка);
  • сотрудничество со сверстниками, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, в том числе с опорой на примеры художественных произведений;

эстетического воспитания:

  • уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;
  • стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности, в том числе в искусстве слова;

физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:

  • соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной) при поиске дополнительной информации;
  • бережное отношение к физическому и психическому здоровью, проявляющееся в выборе приемлемых способов речевого самовыражения и соблюдении норм речевого этикета и правил общения;

трудового воспитания:

  • осознание ценности труда в жизни человека и общества (в том числе благодаря примерам из художественных произведений), ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям, возникающий при обсуждении примеров из художественных произведений;

экологического воспитания:

  • бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы с текстами;
  • неприятие действий, приносящих ей вред;

ценности научного познания:

  • первоначальные представления о научной картине мира, формируемые в том числе в процессе усвоения ряда литературоведческих понятий;
  • познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к чтению художественных произведений, активность и самостоятельность при выборе круга чтения.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В результате изучения предмета у обучающегося будут сформированы следующие познавательные универсальные учебные действия.

Базовые логические действия:

  • сравнивать различные тексты, устанавливать основания для сравнения текстов, устанавливать аналогии текстов;
  • объединять объекты (тексты) по определённому признаку;
  • определять существенный признак для классификации пословиц, поговорок, фразеологизмов;
  • находить в текстах закономерности и противоречия на основе предложенного учителем алгоритма наблюдения; анализировать алгоритм действий при анализе текста, самостоятельно выделять учебные операции при анализе текстов;
  • выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачи на основе предложенного алгоритма, формулировать запрос на дополнительную информацию;
  • устанавливать причинно-следственные связи при анализе текста, делать выводы.

Базовые исследовательские действия:

  • с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения собственного высказывания в соответствии с речевой ситуацией;
  • сравнивать несколько вариантов выполнения задания, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);
  • проводить по предложенному плану несложное мини-исследование, выполнять по предложенному плану проектное задание;
  • формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого смыслового анализа текста; формулировать с помощью учителя вопросы в процессе анализа предложенного текстового материала;
  • прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях.

Работа с информацией:

  • выбирать источник получения информации: нужный словарь, справочник для получения запрашиваемой информации, для уточнения;
  • согласно заданному алгоритму находить представленную в явном виде информацию в предложенном источнике: в словарях, справочниках;
  • распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа её проверки (обращаясь к словарям, справочникам, учебнику);
  • соблюдать с помощью взрослых (педагогических работ- ников, родителей, законных представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в Интернете;
  • анализировать и создавать текстовую, графическую, видео, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;
  • понимать информацию, зафиксированную в виде таблиц, схем; самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления результатов работы с текстами.

К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются коммуникативные универсальные учебные действия.

Общение:

  • воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;
  • проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалоги и дискуссии;
  • признавать возможность существования разных точек зрения;
  • корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
  • строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
  • создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование) в соответствии с речевой ситуацией;
  • готовить небольшие публичные выступления о результатах парной и групповой работы, о результатах наблюдения, выполненного мини-исследования, проектного задания;
  • подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.

Совместная деятельность:

  • формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного учителем формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
  • принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
  • проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться, самостоятельно разрешать конфликты;
  • ответственно выполнять свою часть работы;. оценивать свой вклад в общий результат;
  • выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.

К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются регулятивные универсальные учебные действия.

Самоорганизация:

  • планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
  • выстраивать последовательность выбранных действий.

Самоконтроль:

  • устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;
  • корректировать свои учебные действия для преодоления речевых ошибок и ошибок, связанных с анализом текстов;
  • соотносить результат деятельности с поставленной учебной задачей по анализу текстов;
  • находить ошибку, допущенную при работе с текстами;
  • сравнивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников, объективно оценивать их по предложенным критериям

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

К концу обучения в 1 классе обучающийся научится:

  • Владеть техникой (навыком) слогового плавного (с переходом на чтение целыми словами) осознанного и правильного чтения вслух с учётом индивидуальных возможностей.
  • Воспринимать фактическое содержание текста, осмысливать, излагать фактический материал; устно отвечать на вопросы, подтверждать свой ответ примерами из текста; задавать вопросы к фактическому содержанию произведения; участвовать в беседе по прочитанному.
  • Определять тему и главную мысль прочитанного или прослушанного произведения под руководством учителя.
  • Определять в произведении хронологическую последовательность событий, восстанавливать последовательность событий в произведении.
  • Воспроизводить содержание текста по плану под руководством взрослого.
  • Характеризовать героя произведения, давать элементарную оценку (положительная / отрицательная и почему) его поступкам.
  • Объяснять значение незнакомого слова с опорой на контекст.

Тематическое планирование

№п/п

Дата

Тема занятия

Виды деятельности

план

факт

1

Стихотворение И. Токмаковой «Сентябрь». Готовимся к выразительному чтению стихотворения И. Токмаковой «Сентябрь»

Прогнозирование

содержания

стихотворения.

Формирование

эмоциональной

оценки

стихотворения. Анализ средства художественной выразительности: сравнение.

Развитие технической стороны чтения. Сопровождающее чтение. Развитие

интонационного

строя речи.

Выразительное

чтение

стихотворения. Взаимная оценка

2

Стихотворение В. Степанова «Что мы Родиной зовём»

Прогнозирование

содержания

стихотворения.

Формирование

эмоциональной

оценки

стихотворения. Анализ идейного содержания. Развитие технической стороны чтения. Сопровождающее чтение. Развитие

интонационного

строя речи.

3

Готовимся к выразительному чтению стихотворения В. Степанова «Что мы Родиной зовём»

Выразительное

чтение

стихотворения. Взаимная оценка

4

Ненецкая сказка «Бурый и белый медведи»

Анализ содержания сказки. Творческое задание: придумать свой финал сказки. Словарная работа

5

Экскурсия в библиотеку

Работа со словарями. Поиск словарей в каталоге. Поиск нужной информации в словаре

6

Научно-познавательные тексты «Белый медведь» и «Бурый медведь»

Анализ содержания научно-познавательных текстов. Сравнение текстов разных типов. Развитие технической стороны чтения. Сопровождающее чтение.

7

Готовимся к чтению по ролям ненецкой сказки «Бурый и белый медведи»

Выразительное чтение сказки по ролям. Взаимная оценка

8

Чувашская сказка «Почему зеленые ёлка с сосной»

Анализ содержания сказки.

Определение главной мысли

сказки.

Восстановление

последовательности

событий.

Логические

упражнения

9

Научно-познавательный текст В. Сивоглазова «Вечнозеленые растения»

Сравнение художественного и научно-познавательного

текстов.

Извлечение необходимой информации из научно-познавательного

текста. Развитие технической стороны чтения. Сопровождающее чтение.

Выразительное чтение по ролям отрывка сказки

10

Готовимся читать по ролям чувашскую сказку «Почему зелёные ёлка с сосной»

Выразительное чтение сказки по ролям. Взаимная оценка

11

Рассказ Н. Сладкова «Рыцарь»

Актуализация знаний об авторе. Прогнозирование содержания произведения. Анализ содержания рассказа. Анализ средств

художественной

выразительности:

описание. Определение главной мысли рассказа. Развитие технической стороны чтения.

12

Готовимся к выразительному чтению рассказа Н. Сладкова «Рыцарь»

Выразительное чтение отрывка

рассказа.

13

Рассказ Г. Скребицкого «Лесное эхо»

Анализ содержания рассказа. Пересказ по плану.

Выявление и обсуждение средств художественной выразительности:

описания

14

Научно-познавательный текст «Эхо»

Сравнение художественного и научно-познавательного

текстов.

Извлечение нужной информации из научно-познавательного

текста. Развитие технической стороны чтения. Сопровождающее чтение.

15

Готовимся к выразительному чтению рассказа

Скребицкого «Лесное эхо»

Выразительное чтение отрывка из рассказа. Взаимная оценка

16

Рассказ В. Осеевой «Сторож»

Актуализация знаний об авторе. Анализ содержания рассказа. Словарная работа.

Формирование нравственной оценки поступков героев рассказа. Развитие технической стороны чтения. Сопровождающее чтение. Развитие

интонационного

строя речи.

17

Готовимся к чтению по ролям рассказа В. Осеевой «Сторож»

Выразительное чтение отрывка из рассказа по ролям. Взаимная оценка

18

Рассказ В. Осеевой «Навестила»

Анализ содержания рассказа.

Составление плана текста. Пересказ по плану. Взаимная оценка.

Формирование нравственной оценки поступков героев рассказа. Развитие технической стороны чтения. Сопровождающее чтение. Развитие

Интонационного строя речи.

19

Готовимся к постановке рассказа В. Осеевой «Навестила»

Инсценировка отрывка из рассказа

20

Готовимся к постановке рассказа В. Осеевой «Навестила»

Инсценировка отрывка из рассказа

21

Рассказ Е. Пермяка «Кто?»

Анализ содержания рассказа.

Составление плана текста. Пересказ по плану. Взаимная оценка.

Формирование нравственной оценки поступков героев рассказа. Восстановление

последовательности событий рассказа. Составление вопросов к тексту. Развитие технической стороны чтения. Сопровождающее чтение.

22

Готовимся к постановке рассказа Е. Пермяка «Кто?»

Инсценировка отрывка из рассказа. Взаимная оценка

23

Готовимся к постановке рассказа Е. Пермяка «Кто?»

Инсценировка отрывка из рассказа. Взаимная оценка

24

Рассказ В. Драгунского «Англичанин Павля»

Актуализация знаний об авторе и его произведениях. Прогнозирование содержания произведения.

25

Экскурсия в библиотеку

Работа со словарями. Поиск словарей в каталоге. Поиск нужной информации в словаре

26

Готовимся к постановке рассказа В. Драгунского «Англичанин Павля»

Анализ содержания рассказа. Словарная работа.

27

Готовимся к постановке рассказа В. Драгунского «Англичанин Павля»

Логические упражнения

28

Готовимся к постановке рассказа В. Драгунского «Англичанин Павля»

Инсценировка отрывка из рассказа. Взаимная оценка

29

Рассказ Л. Каминского «Как Петя ленился»

Актуализация

знаний об авторе и

его произведениях.

Прогнозирование

содержания

произведения.

Анализ содержания

рассказа.

Определение

главной мысли

рассказа.

Характеристика

героя. Логические

упражнения

30

Готовимся к чтению по ролям рассказа Л. Каминского «Как Петя ленился»

Развитие технической стороны чтения. Сопровождающее чтение. Развитие

интонационного

строя речи.

31

Готовимся к чтению по ролям рассказа Л. Каминского «Как Петя ленился»

Выразительное чтение рассказа по ролям

32

Экскурсия в библиотеку

Работа со словарями. Поиск словарей в каталоге. Поиск нужной информации в словаре

33

Стихотворение А. Рахимова «Каникулы!!! Ура!!!». Готовимся к выразительному чтению стихотворения А. Рахимова «Каникулы!!! Ура!!!»

Формирование

эмоциональной

оценки

стихотворения. Определение главной мысли стихотворения. Словарная работа. Развитие технической стороны чтения. Сопровождающее чтение. Развитие

интонационного

строя речи.

Выразительное

чтение

стихотворения. Взаимная оценка

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Учебное пособие «Смысловое чтение. Читаю. Понимаю.Узнаю»

ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ, ДЕМОНСТРАЦИЙ

Мультимедийный проектор, ноутбук.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по программе "Основы смыслового чтения" в 3 классе. Сочинение по картине Маковского "Свидание".

Разработка урока по "Основам смыслового чтения" в 3 классе. Сочинение по картине "Свидание."...

Программа «Стратегия смыслового чтения и работа с текстом»

Программа ориентирована на развитие  навыков работы с текстом, воспитание и развитие учащихся с учетом их индивидуальных (возрастных, физиологических, психологических, интеллектуальных и других) ...

Рабочая программа по смысловому чтению. 1 класс.

Рабочая программа по смысловому чтению для 1 класса УМК  "Школа России" по ФГОС 2021 г...

Рабочая программа по «Смысловому чтению» 1 - 4 классы

Рабочая программа по «Смысловому чтению» 1 - 4 классы ...

Программа по смысловому чтению 3 класс

Разработана программа по смысловому чтению для 3 класса "Читаю. Понимаю. Узнаю"...

Рабочая программа курса "Смысловое чтение" 1-4 класс

Рабочая программа составлена на основе программы:  авторской программы М.В. Беденко «Обучение смысловому чтению». 1-4 классы. – М.: ВАКО, 2019.Цель программы: формирование ...