Программа по смысловому чтению 3 класс
методическая разработка по чтению (3 класс)
Разработана программа по смысловому чтению для 3 класса "Читаю. Понимаю. Узнаю"
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 41.4 КБ |
Предварительный просмотр:
МКОУ «СОШ №12 г. Нижнеудинск»
РАССМОТРЕНО Руководитель ШМО ________________________ Бельская А.И. приказ №47-од от «30» августа 2024 г. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора ________________________ Астина Н.А. приказ №47-од от «30» августа 2024 г. | УТВЕРЖДЕНО Директор ________________________ Ефимова С.В. приказ № 47-од от «30» августа 2024 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Смысловое чтение. Читаю. Понимаю. Узнаю»
для обучающихся 3 классов
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Смысловое чтение. Читаю. Понимаю. Узнаю» для обучающихся 3 - их классов составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования, а также основной образовательной программы начального общего образования МКОУ «СОШ № 12 г. Нижнеудинск.
Общая характеристика учебного предмета «Смысловое чтение. Читаю. Понимаю. Узнаю»
Рабочая программа ориентирована на использование учебного пособия « Смысловое чтение. Читаю. Понимаю. Узнаю» издательство «Просвещение» Ульяхина Л.Г
Курс учебного предмета в 3 классе рассчитан на 34 часа в год, 1 час в неделю
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «Смысловое чтение. Читаю. Понимаю. Узнаю»
Цель программы внеурочной деятельности по курсу «Смысловое чтение. Читаю. Понимаю. Узнаю» - формирование у обучающихся полноценного устойчивого навыка смыслового чтения текстов различных видов, жанров и стилей.
Основные задачи программы:
- полноценное развитие технической и смысловой сторон чтения обучающихся на основе их активной учебной деятельности;
- воспитание интереса к чтению и книге (формирование интереса к процессу чтения и потребности читать произведения разных видов литературы, общеучебных умений осознанно читать тексты, работать с различной информацией);
- овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой (формирование умений работать с различными видами текстов, ориентироваться в книге, использовать ее для расширения знаний об окружающем мире);
- воспитание эстетического отношения к действительности, отраженной в художественной литературе (формирование умений понимать художественное произведение как особый вид искусства, определять его художественную ценность и анализировать средства выразительности, сравнивать искусство слова с другими видами искусства, находить сходства и различия используемых художественных средств, создавать свои собственные художественные произведения на основе прочитанных);
- формирование нравственных ценностей и эстетического вкуса младшего школьника;
- понимание духовной сущности произведений (освоение основных нравственно-этических ценностей взаимодействия с окружающим миром, формирование навыка анализа положительных и отрицательных действий героев, событий), воспитание адекватного эмоционального состояния как предпосылки собственного поведения в жизни.
Промежуточная аттестация проводится в соответствии с «Положением о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации учащихся» в форме, утвержденной планом учебной деятельности МКОУ «СОШ №12 г. Нижнеудинск».
Содержание учебного предмета
Раздел «Виды речевой деятельности» включает следующие содержательные линии: аудирование (слушание), чтение, говорение (культура речевого общения), письмо (культура письменной речи). Содержание этого раздела обеспечивает развитие аудирования, говорения, чтения и письма в их единстве и взаимодействии, формируя культуру общения (устного и письменного).
Аудирование (слушание) - это умение слушать и слышать, то есть адекватно воспринимать на слух звучащую речь (высказывание собеседника, чтение различных текстов).
Чтение понимается как осознанный самостоятельный процесс чтения доступных по объему и жанру произведений, осмысление цели чтения и выбор вида чтения; выразительное чтение с использованием интонации, темпа, тона, пауз, ударений, соответствующих смыслу текста.
Говорение (культура речевого общения) определяет специфические умения вести диалог, отвечать и задавать вопросы по тексту, создавать монолог с использованием правил речевого этикета, воплощать свои жизненные впечатления в словесных образах, выстраивать композицию собственного высказывания, раскрывать в устном высказывании авторский замысел, передавая основную мысль текста.
Письмо (культура письменной речи) предполагает практическое освоение обучаемыми некоторых типов письменной речи (на основе осмысления художественного произведения): текста-повествования, текста-описания, текста-рассуждения; создание собственных мини- сочинений (рассказ по картинке); написание отзыва.
Раздел «Виды читательской деятельности» включает в себя работу с разными видами текста. Эта работа предполагает формирование следующих аналитических умений: восприятие изобразительно-выразительных средств языка художественного произведения, научно-популярного текста; воссоздание картины жизни, представленной автором; установление причинно-следственных связей в художественном, учебном и научно-популярном текстах; понимание авторской позиции в произведении; выделение главной мысли текста. Предусматривает ознакомление ребенка младшего школьного возраста с книгой как источником различного вида информации и формирование библиографических умений.
В разделе «Круг детского чтения» реализуются принципы отбора содержания чтения младшего школьника, которое обеспечивает формирование мотивированного выбора круга чтения, устойчивого интереса ученика к самостоятельной читательской деятельности, компетентности в области детской литературы: учет эстетической и нравственной ценности текстов, их жанрового и тематического разнообразия, доступности для восприятия детьми 6-10 лет, читательских предпочтений младших школьников.
Раздел «Литературоведческая пропедевтика» содержит круг литературоведческих понятий для практического освоения детьми с целью ознакомления с первоначальными представлениями о видах и жанрах литературы, о средствах выразительности языка.
Раздел «Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений)» является ведущим элементом содержания начального этапа литературного образования. Опыт творческой деятельности воплощается в системе читательской и речевой деятельности, что обеспечивает перенос полученных детьми знаний в самостоятельную продуктивную творческую деятельность. Особое внимание уделяется созданию различных форм интерпретации текста.
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
«Смысловое чтение. Читаю. Понимаю. Узнаю»
Личностные УУД:
- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
- широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные,учебно-познавательные и внешние мотивы;
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе насамоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
- способность к оценке своей учебной деятельности;
- основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи,представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;
- ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
- развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов моральногоповедения; понимание чувств других людей и сопереживание им;
- основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность
следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой иотечественной художественной культурой.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий:
Регулятивные УУД:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
- учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
- различать способ и результат действия.
Познавательные УУД:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
- строить сообщения в устной и письменной форме;
- ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
- осуществлять синтез как составление целого из частей;
- проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении,свойствах и связях;
- обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов, на основе выделения сущностной связи;
- осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
- устанавливать аналогии.
Коммуникативные УУД:
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
- задавать вопросы;
- использовать речь для регуляции своего действия.
В результате изучения учебного предмета обучающиеся научатся:
- владеть навыком чтения вслух и про себя, читать со скоростью, позволяющей понимать прочитанное, правильно, сознательно и выразительно;
- воспринимать содержание текстов, осмысливать, излагать и интерпретировать фактический материал;
- отвечать на вопросы в устной и письменной формах;
- задавать вопросы к прочитанным произведениям;
- определять тему и главную мысль прочитанного или прослушанного произведения;
- находить портретные характеристики героев, описание пейзажа, интерьера;
- составлять план текста;
- пересказывать текст;
- характеризовать героев произведения, давать оценку их поступкам;
- находить в тексте средства художественной выразительности, понимать их роль в произведении, использовать выразительные средства языка в собственном высказывании;
- объяснять значение незнакомого слова с опорой на контекст, с использованием словарей и других источников информации.
Тематическое планирование
№ п/п | Название темы (раздела) | Всего часов |
1 | Как много у меня вопросов. | 8 |
2 | Белая шубка | 8 |
3 | Рождественская ночь | 8 |
4 | Ау | 9 |
5 | Итоговый урок «Что узнали, чему научились» | 1 |
Итого: | 34 |
Календарно - тематическое планирование
№п/п | Дата | Тема занятия | |
план | факт | ||
1 - 2 | Л. Ульянова «Вопросительный стишок» | ||
3 – 4 | - | А.Игнатова «Защитились» | |
5 | Л. Фадеева «Двойка» | ||
6 | Л. Фадеева «Пятерка» | ||
7 | Системы оценок в школах разных стран | ||
8 - 9 |
| Р. Карапетьян «Умножение» | |
10- 11 | - | И.С. Соколов – Микитов «Перед зимой» | |
12 | И.С. Соколов – Микитов «Ласка» | ||
13- 14 |
| Г. Скребицкий « Белая шубка» | |
15-16 |
|
| Э. Шим «Белые штаны» |
17 - 18 |
| Г. Скребицкий «Следопыты» | |
19- 20 |
| 1урок | К. Станюкович «Рождественская ночь» |
21 - 22 |
| 1урок | А. Игнатова «Сова ушастая» |
23- 24 | 14 – 21. 02 | Г. Скребицкий «Дружба» | |
25- 26 | – | В. Бианки Голубой зверек» | |
27 | Л. Пантелеев « Ау» | ||
28 - 29 | – | М. Антошин «Осьминог и мурена» | |
30 - 31 | 11- | Г. Скребицкий «Счастливый жучок» | |
32 - 33 |
| А. Потапова Танечка» | |
34 | Итоговый урок «Что узнали, чему научились» | ||
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Учебное пособие «Смысловое чтение. 3 класс Читаю. Понимаю.Узнаю» Л.Г. Ульяхина
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ, ДЕМОНСТРАЦИЙ
Мультимедийный проектор, ноутбук.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по программе "Основы смыслового чтения" в 3 классе. Сочинение по картине Маковского "Свидание".
Разработка урока по "Основам смыслового чтения" в 3 классе. Сочинение по картине "Свидание."...

Программа «Стратегия смыслового чтения и работа с текстом»
Программа ориентирована на развитие навыков работы с текстом, воспитание и развитие учащихся с учетом их индивидуальных (возрастных, физиологических, психологических, интеллектуальных и других) ...

Программа курса "Смысловое чтение" на основе авторской методики Беденко М.В. для 2-4 классов
Курс "Смысловое чтение"...
Рабочая программа по смысловому чтению. 1 класс.
Рабочая программа по смысловому чтению для 1 класса УМК "Школа России" по ФГОС 2021 г...

Рабочая программа по «Смысловому чтению» 1 - 4 классы
Рабочая программа по «Смысловому чтению» 1 - 4 классы ...
Программа по смысловому чтению 1 класс
Разработана программа по смысловому чтению для 1 класса " Читаю. Понимаю. Узнаю"...

Рабочая программа курса "Смысловое чтение" 1-4 класс
Рабочая программа составлена на основе программы: авторской программы М.В. Беденко «Обучение смысловому чтению». 1-4 классы. – М.: ВАКО, 2019.Цель программы: формирование ...