Программа по смысловому чтению 3 класс
методическая разработка по чтению (3 класс)

Разработана программа по смысловому чтению для 3 класса "Читаю. Понимаю. Узнаю"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_smyslovomu_chteniyu_3_klass_1.docx41.4 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ «СОШ №12 г. Нижнеудинск»

РАССМОТРЕНО

Руководитель ШМО

________________________

Бельская А.И.

приказ №47-од от «30» августа 2024 г.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора

________________________

Астина Н.А.

приказ №47-од от «30» августа 2024 г.

УТВЕРЖДЕНО

Директор

________________________

Ефимова С.В.

приказ № 47-од от «30» августа 2024 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета «Смысловое чтение. Читаю. Понимаю. Узнаю»

для обучающихся 3 классов

г. Нижнеудинск 2024 год

Пояснительная записка

Рабочая программа учебного предмета «Смысловое чтение. Читаю. Понимаю. Узнаю» для обучающихся 3 - их классов составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования, а также основной образовательной программы начального общего образования МКОУ «СОШ № 12 г. Нижнеудинск.

Общая характеристика учебного предмета «Смысловое чтение. Читаю. Понимаю. Узнаю»

Рабочая программа ориентирована на использование учебного пособия « Смысловое чтение. Читаю. Понимаю. Узнаю» издательство «Просвещение» Ульяхина Л.Г

Курс учебного предмета в 3 классе рассчитан на 34 часа в год, 1 час в неделю

ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «Смысловое чтение. Читаю. Понимаю. Узнаю»

Цель программы внеурочной деятельности по курсу «Смысловое чтение. Читаю. Понимаю. Узнаю» - формирование у обучающихся полноценного устойчивого навыка смыслового чтения текстов различных видов, жанров и стилей.

Основные задачи программы:

  • полноценное развитие технической и смысловой сторон чтения обучающихся на основе их активной учебной деятельности;
  • воспитание интереса к чтению и книге (формирование интереса к процессу чтения и потребности читать произведения разных видов литературы, общеучебных умений осознанно читать тексты, работать с различной информацией);
  • овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой (формирование умений работать с различными видами текстов, ориентироваться в книге, использовать ее для расширения знаний об окружающем мире);
  • воспитание эстетического отношения к действительности, отраженной в художественной литературе (формирование умений понимать художественное произведение как особый вид искусства, определять его художественную ценность и анализировать средства выразительности, сравнивать искусство слова с другими видами искусства, находить сходства и различия используемых художественных средств, создавать свои собственные художественные произведения на основе прочитанных);
  • формирование нравственных ценностей и эстетического вкуса младшего школьника;
  • понимание духовной сущности произведений (освоение основных нравственно-этических ценностей взаимодействия с окружающим миром, формирование навыка анализа положительных и отрицательных действий героев, событий), воспитание адекватного эмоционального состояния как предпосылки собственного поведения в жизни.

Промежуточная аттестация проводится в соответствии с «Положением о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации учащихся» в форме, утвержденной планом учебной деятельности МКОУ «СОШ №12 г. Нижнеудинск».

Содержание учебного предмета

Раздел «Виды речевой деятельности» включает следующие содержательные линии: аудирование (слушание), чтение, говорение (культура речевого общения), письмо (культура письменной речи). Содержание этого раздела обеспечивает развитие аудирования, говорения, чтения и письма в их единстве и взаимодействии, формируя культуру общения (устного и письменного).

Аудирование (слушание) - это умение слушать и слышать, то есть адекватно воспринимать на слух звучащую речь (высказывание собеседника, чтение различных текстов).

Чтение понимается как осознанный самостоятельный процесс чтения доступных по объему и жанру произведений, осмысление цели чтения и выбор вида чтения; выразительное чтение с использованием интонации, темпа, тона, пауз, ударений, соответствующих смыслу текста.

Говорение (культура речевого общения) определяет специфические умения вести диалог, отвечать и задавать вопросы по тексту, создавать монолог с использованием правил речевого этикета, воплощать свои жизненные впечатления в словесных образах, выстраивать композицию собственного высказывания, раскрывать в устном высказывании авторский замысел, передавая основную мысль текста.

Письмо (культура письменной речи) предполагает практическое освоение обучаемыми некоторых типов письменной речи (на основе осмысления художественного произведения): текста-повествования, текста-описания, текста-рассуждения; создание собственных мини- сочинений (рассказ по картинке); написание отзыва.

Раздел «Виды читательской деятельности» включает в себя работу с разными видами текста. Эта работа предполагает формирование следующих аналитических умений: восприятие изобразительно-выразительных средств языка художественного произведения, научно-популярного текста; воссоздание картины жизни, представленной автором; установление причинно-следственных связей в художественном, учебном и научно-популярном текстах; понимание авторской позиции в произведении; выделение главной мысли текста. Предусматривает ознакомление ребенка младшего школьного возраста с книгой как источником различного вида информации и формирование библиографических умений.

В разделе «Круг детского чтения» реализуются принципы отбора содержания чтения младшего школьника, которое обеспечивает формирование мотивированного выбора круга чтения, устойчивого интереса ученика к самостоятельной читательской деятельности, компетентности в области детской литературы: учет эстетической и нравственной ценности текстов, их жанрового и тематического разнообразия, доступности для восприятия детьми 6-10 лет, читательских предпочтений младших школьников.

Раздел «Литературоведческая пропедевтика» содержит круг литературоведческих понятий для практического освоения детьми с целью ознакомления с первоначальными представлениями о видах и жанрах литературы, о средствах выразительности языка.

Раздел «Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений)» является ведущим элементом содержания начального этапа литературного образования. Опыт творческой деятельности воплощается в системе читательской и речевой деятельности, что обеспечивает перенос полученных детьми знаний в самостоятельную продуктивную творческую деятельность. Особое внимание уделяется созданию различных форм интерпретации текста.

Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности

«Смысловое чтение. Читаю. Понимаю. Узнаю»

Личностные УУД:

  • внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
  • широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные,учебно-познавательные и внешние мотивы;
  • учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
  • ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе насамоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
  • способность к оценке своей учебной деятельности;
  • основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи,представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;
  • ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
  • знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
  • развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов моральногоповедения; понимание чувств других людей и сопереживание им;
  • основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность

следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;

  • чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой иотечественной художественной культурой.

Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий:

Регулятивные УУД:

  • принимать и сохранять учебную задачу;
  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
  • учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
  • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
  • различать способ и результат действия.

Познавательные УУД:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
  • строить сообщения в устной и письменной форме;
  • ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
  • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
  • осуществлять синтез как составление целого из частей;
  • проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
  • устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
  • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении,свойствах и связях;
  • обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов, на основе выделения сущностной связи;
  • осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
  • устанавливать аналогии.

Коммуникативные УУД:

  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
  • строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
  • задавать вопросы;
  • использовать речь для регуляции своего действия.

В результате изучения учебного предмета обучающиеся научатся:

  • владеть навыком чтения вслух и про себя, читать со скоростью, позволяющей понимать прочитанное, правильно, сознательно и выразительно;
  • воспринимать содержание текстов, осмысливать, излагать и интерпретировать фактический материал;
  • отвечать на вопросы в устной и письменной формах;
  • задавать вопросы к прочитанным произведениям;
  • определять тему и главную мысль прочитанного или прослушанного произведения;
  • находить портретные характеристики героев, описание пейзажа, интерьера;
  • составлять план текста;
  • пересказывать текст;
  • характеризовать героев произведения, давать оценку их поступкам;
  • находить в тексте средства художественной выразительности, понимать их роль в произведении, использовать выразительные средства языка в собственном высказывании;
  • объяснять значение незнакомого слова с опорой на контекст, с использованием словарей и других источников информации.

Тематическое планирование

№ п/п

Название темы (раздела)

Всего часов

1

Как много у меня вопросов.

8

2

Белая шубка

8

3

Рождественская ночь

8

4

Ау

9

5

Итоговый урок «Что узнали, чему научились»

1

Итого:

34

Календарно - тематическое планирование

№п/п

Дата

Тема занятия

план

факт

1 - 2

Л. Ульянова «Вопросительный стишок»

3 – 4

-

А.Игнатова «Защитились»

5

Л. Фадеева «Двойка»

6

Л. Фадеева «Пятерка»

7

Системы оценок в школах разных стран

8 - 9

Р. Карапетьян «Умножение»

10- 11

-

И.С. Соколов – Микитов «Перед зимой»

12

И.С. Соколов – Микитов «Ласка»

13- 14

Г. Скребицкий « Белая шубка»

15-16

Э. Шим «Белые штаны»

17 - 18

Г. Скребицкий «Следопыты»

19- 20

1урок

К. Станюкович «Рождественская ночь»

21 - 22

1урок

А. Игнатова «Сова ушастая»

23- 24

14 – 21. 02

Г. Скребицкий «Дружба»

25- 26

В. Бианки Голубой зверек»

27

Л. Пантелеев « Ау»

28 - 29

М. Антошин «Осьминог и мурена»

30 - 31

11-

Г. Скребицкий «Счастливый жучок»

32 - 33

А. Потапова Танечка»

34

Итоговый урок «Что узнали, чему научились»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Учебное пособие «Смысловое чтение. 3 класс Читаю. Понимаю.Узнаю» Л.Г. Ульяхина

ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ, ДЕМОНСТРАЦИЙ

Мультимедийный проектор, ноутбук.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по программе "Основы смыслового чтения" в 3 классе. Сочинение по картине Маковского "Свидание".

Разработка урока по "Основам смыслового чтения" в 3 классе. Сочинение по картине "Свидание."...

Программа «Стратегия смыслового чтения и работа с текстом»

Программа ориентирована на развитие  навыков работы с текстом, воспитание и развитие учащихся с учетом их индивидуальных (возрастных, физиологических, психологических, интеллектуальных и других) ...

Рабочая программа по смысловому чтению. 1 класс.

Рабочая программа по смысловому чтению для 1 класса УМК  "Школа России" по ФГОС 2021 г...

Рабочая программа по «Смысловому чтению» 1 - 4 классы

Рабочая программа по «Смысловому чтению» 1 - 4 классы ...

Программа по смысловому чтению 1 класс

Разработана программа по смысловому чтению для 1 класса " Читаю. Понимаю. Узнаю"...

Рабочая программа курса "Смысловое чтение" 1-4 класс

Рабочая программа составлена на основе программы:  авторской программы М.В. Беденко «Обучение смысловому чтению». 1-4 классы. – М.: ВАКО, 2019.Цель программы: формирование ...