Внеклассное мероприятие. Методическая разработка интерактивная игра «Детство и сказка рядом живут».
план-конспект занятия по чтению (1, 2, 3 класс)
В ходе проведения мероприятия у обучающихся происходит формирование представлений о детстве как о прекрасной поре, воспитание любви к родителям, толерантного отношения друг к другу. А также создаются условия для формирования любви и уважения к культурным ценностям и традициям русского народа, к семье и родителям. Также мероприятие положительно влияет на развитие интереса и любви обучающихся к чтению.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 41.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Гимназия № 12 Краснооктябрьского района Волгограда»
400105, Волгоград,
ул. им. маршала Ерёменко, 116 а тел. (8442) 28-30-10
Методическая разработка
интерактивная игра «Детство и сказка рядом живут».
Автор: Шефер Наталья Владимировна
учитель начальных классов МОУ гимназии № 12,
2021 г.
Пояснительная записка
Название мероприятия: интерактивная игра «Детство и сказка рядом живут»
Возрастная аудитория: 1-3 классы (7-10 лет).
Форма проведения: интерактивное мероприятие, работа в командах.
Тип внеклассного мероприятия: открытие новых знаний на основе жизненного опыта.
Продолжительность проведения мероприятия: 60 минут.
Практическое применение: литературное чтение окружающий мир, обществознание.
Социальная и педагогическая значимость: развитие интереса к любви к чтению формирование представление о детстве как о прекрасной поре, толерантного отношения друг к другу.
Методы: словесные (проблемные ситуации и вопросы, беседа).
Цели:
- повторить понятие народной и литературной сказки;
- проверить кругозор и знания учащихся по сказкам;
- формирование умения работать в команде, формирование эмпатии
(умения сопереживать другим) у учащихся;
- развитие творческих способностей и формирование нравственных
ценностей у учащихся
- сформировать представление о детстве как лучшей поре в жизни человека;
- формирование любви и уважения к культурным ценностям и традициям русского народа, семьи;
- создание условий для развития познавательного интереса и расширения кругозора посредством квест - игры.
Задачи:
- развитие интереса к литературному произведению сказка
- максимальное вовлечение детей в музыкальную творческую деятельность;
- развитие коммуникативного поведения детей,
- воспитывать толерантное отношение друг к другу;
- пополнить багаж школьников новыми знаниями;
- создать условия для развития памяти, мышления, творческого потенциала учащихся.
Методические рекомендации в подготовительный период:
подготовку к мероприятию необходимо назначать за две недели до предполагаемого дня проведения мероприятия:
- просмотр мультфильмов и фильмов созданных на основе известных сказок;
- чтение сказок.
Методы и формы работы учащихся:
- частично-поисковый, практический;
- фронтальная и индивидуальная работа в группах;
- наблюдение; сбор информации;
- обработка собранной информации;
- творческая работа.
Оборудование (перечень реквизита):
Инвентарь:
- плакаты с изображением сюжетов сказочных произведений;
- детские книги;
- презентация для проведения мероприятия
- аудиозаписи детских песен и сказок.
Техническое обеспечение:
- ноутбук;
- колонки;
- проектор.
Общая идея мероприятия: кооманды участвуют в конкурсе и получают баллы. Команда, которая наберет большее количество баллов выигрывает в мероприятии.
Интерактивная игра «Детство и сказка рядом живут»
Ход мероприятия:
Организационный момент (2 мин)
Вступительное слово педагога-организатора:
Дорогие ребята! Сегодня мы с вами присутствуем на мероприятие, посвящённом сказкам «Детство и сказка рядом живут».
Мир сказок удивителен. Разве можно представить себе нашу жизнь без сказок? Сказка - это то золото, что блестит огоньком в детских глазках. Так сказал о сказках Г. Х. Андерсен. Действительно сказка и детство понятия неразделимые. Детство – это волшебный мир, где живут сказки и мечты.
- А вы любите сказки?
- Кто впервые познакомил вас со сказкой?
- Да, сказки начинаются в вашем детстве, и если вы захотите, останутся с вами на всю жизнь.
- Ребята, а вы знаете, когда появились первые сказки?
- Что означает слово сказка?
Сказки появились в глубокой древности. Их сочиняли талантливые люди из народа. Есть русские, украинские, белорусские, арийские, шведские, английские ,африканские и др. До наших времен дошли имена русских сказительниц: Орина Федосова, Мария Кривополенова.
Сказители вкладывали всю душу в произведения, которые исполняли. Их мастерство по праву можно назвать профессией. К этим людям относились с уважением, их знали, почитали.
- Что такое сказка?
СКАЗКА – чудотворный источник добра, любви, мужества, мудрости.
Слово «сказка» произошло от слов: «сказывать», «рассказывать», так как сказки передавались устно. В древности сказки назывались «баснями» и «байками».
-Почему же мы любим, читать и слушать сказки? В чём секрет её долголетия?
Сказка – это не просто развлечение. Она рассказывает нам о чрезвычайно важном в жизни, учит быть добрыми и справедливыми, защищать слабых, презирать хитрецов и льстецов. Жизнь без сказок трудно представить.
- Ребята, а какие бывают сказки?
- Правильно, традиционно сказки подразделяют: о животных, волшебные, социально-бытовые. А ещё сказки делят на авторские и народные.
_ Кто знает какие сказки называют авторскими, а какие народными?
Чтец 1:
Если сказка в дверь стучится, Ты скорей её впусти,
Потому что сказка – птица: чуть спугнёшь и не найти.
Ты за нею на порог, а её и нету…
Только тысячи дорог разбрелись по свету.
По какой она пойдёт? Где она покажется?
Плыть ли ей, или ходить, или мчать откуда…
Только там, где сказке быть – там случится чудо…
У неё чудес запас и всегда готово
Каждый раз для всех для нас – золотое слово.
Ведущий :. Я знаю, что вы все очень любите сказки, и сейчас я вам предлагаю отправиться в чудесный мир волшебства, в мир сказок. Узнаем, хорошо ли вы знаете сказки, умеете ли правильно отвечать. За каждый правильный ответ команда будет получать баллы.
- Наверное, нет на свете человека, который не любил бы сказок. С самого раннего детства
дорогу в сказку нам открывает книга.
-И сегодня мы узнаем, в какой команде у нас самые талантливые, самые
любознательные и читающие ребята.
Сегодня наши команды будет оценивать наше жюри. Позвольте представить вам… (идёт представление жюри).
А теперь давайте поприветствуем наших участников. Сегодня участвуют две
команды. (Идёт представление команд – название, девиз)
- Представление команды «Почемучки»
(когда выходит команда-звучат фанфары
Девиз:
Почемучки, почемучки,
Любознательный народ,
Почемучка, почемучка
Всем вопросы задаёт. (уходят на свои места)
- Представление команды «Книголюбы
(когда выходит команда- звучат фанфары )
Девиз: Читаем книги каждый день,
И делать это нам не лень!»
Конкурс 1 - «Разминка» (полушуточные вопросы)
За каждый правильный ответ – 1 балл; отвечает та команда, участник которой
первым поднял руку, если команда не отвечает, то ход переходит к
следующей команде. За каждый правильный ответ – 1 балл.
Вопросы:
∙ Кто из героев русской народной сказки был хлебобулочным изделием? (Колобок)
∙ Назовите героиню сказки, которая была сельскохозяйственным продуктом?
(Репка)
∙ Герой какой зарубежной сказки очень любил обувь, особенно сапоги? (Кот в сапогах).
∙ Назовите героиню сказки, которая занималась по дому неквалифицированным трудом: чистила печки и убиралась в доме? (Золушка)
∙ В какой сказке зарубежного писателя героиня была размером с ячменное зёрнышко? (Дюймовочка)
∙ Героиня какой сказки мечтала стать человеком, но обратилась в пену морскую? (Русалочка)
∙ В какой русской сказке брат не послушал сестрицу и нарушил санитарно-гигиенические правила, за что серьёзно поплатился? (Сестрица Алёнушка и братец Иванушка)
∙ Главный герой этой зарубежной сказки очень любил сладкое, любил шалить и приговаривать: «Не беда – дело житейское». (Карлсон)
∙ Назовите героя русской народной сказки, который нетрадиционным способом ловил рыбу в проруби? (Волк)
∙ Назовите джина из повести-сказки русского советского писателя, которого освободил из бутылки пионер Волька? (Хоттабыч)
∙ Назовите настоящее имя Царевны-лягушки? (Василиса Премудрая)
∙ Эта героиня зарубежной сказки освободила от злого заклятия своих братьев, связав из стеблей жгучего растения им верхнюю одежду? (Элиза «Дикие лебеди»)
Когда-нибудь мы станем достаточно взрослыми, чтобы снова читать сказки.
- Разминка прошла успешно. А сейчас задание посложней. И конкурс
называется «Угадай сказку».
Конкурс 2 – «Волшебные вещи»
- Сегодня мне принесли сказочную шкатулку в которой лежат фотографии сказочных вещей. Я вам буду загадывать загадки про них, а вы поочередно отгадывать и называть волшебные вещи и называть из какой они сказки... Если команда не дает ответа или ответ неверный переход хода к другой команде. За каждый правильный ответ – 1 балл.
1.Её нигде не купишь
И даже не сошьёшь,
На голову наденешь,
Невидимым идёшь!
Ну, где же взять такую
На добрые дела,
И чтобы по размеру
И цвету подошла?!
(Шапка – невидимка из сказок "Царевна-лягушка", "Вещий сон").
2. Только её развернёшь –
Сразу про голод забудешь!
Яства такие найдешь,
Что в магазине не купишь!
Можно её не стирать!
Поел и сворачивай сразу.
Где бы её нам достать?
Волшебники ткут по заказу!
(Скатерть – самобранка из сказок «Два Ивана», "Старик Хоттабыч" и др)
3.Он рос в саду волшебном
И лепестки ронял,
В одной чудесной сказке
Желанья исполнял!
И лишь одно желание
Пользу принесло,
Был исцелён мальчишка,
Несчастьям всем назло!
(Цветик – семицветик из сказки «Цветик – семицветик»)
4. В старых сказках
Он, как компас!
С ним никто не пропадёт,
Бросишь сразу на тропинку,
И беги за ним вперёд!
(Волшебный клубок из сказок "Царевна-лягушка", "Три царства - медное, серебряное и золотое",
"Пойди туда - не знаю куда, принеси то - не знаю что" и др..
5. Мы помогаем бегать,
Обуешь – не догнать!
В них станешь ты со скоростью,
Нет, не ходить – летать!
(Сапоги – скороходы "Мальчик-с-пальчик", "Маленький Мук"и др.)
6. Сказать волшебные слова,
Взмахнуть предметом тем едва:
Цветочки мигом расцветут
Между сугробов там и тут.
А можно дождь наколдовать,
Пирожных сразу штучек пять.
И лимонада, и конфет…
Вы назовите тот предмет!
(Волшебная палочка "Золушка", "Гарри Поттер" и др.)
- А какие ещё волшебные вещи вы знаете?
Конкурс 3 «Угадай сказку»
Команды слушают внимательно отрывки из сказок и определяют название. За каждое правильное название сказки – 1 балл.
1. «- Слышим, слышим - да не матушкин это голосок! Наша матушка поет тонюсеньким голосом и не так причитает».(«Волк и семеро козлят»)- так отвечали козлята волку.
2. Шел бык лесом, попадается ему навстречу баран.(«Зимовье зверей») - начало сказки
3. Бросил он ей шубу. Оделась она в шубу, поджала ножки, сидит.(«Морозко»)
4. «Съешь моего лесного яблока, - скажу».(«Гуси-лебеди»)
5. « Этого еще видом не видано, слыхом не слыхано, чтобы лошадь сама собой пахала!»(«Мальчик с пальчик»)
Взяла его старуха, смотрит - мальчик крохотный-крохотный, еле от земли видно. И назвала его Мальчик с пальчик. («Мальчик с пальчик»)
6. Дверь была отворена: она посмотрела в дверь, видит, в домике никого нет, и вошла. («Три медведя»).
Конкурс 4 - «Сказки А.С. Пушкина»
-Кто не знает сказки А.С. Пушкина? Мы их не только с удовольствием читаем, но и смотрим созданные на их основе мультфильмы и художественные фильмы
А теперь, напишите название самых популярных сказок А.С.Пушкина. Какая команда вспомнит сказок больше, та и будет победителем в данном конкурсе. За каждое правильное название сказки Пушкина – 1 балл.
Ответ : («Сказка о царе Салтане», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о
мёртвой Царевне и 7 богатырях», «Сказка о рыбаке и рыбке»,
«Сказка о попе и о работнике его Балде»).
Ведущий : - Ну а пока наши команды заняты делом, мы проведём игру со
зрителями.
Конкурс 5 «Игра со зрителями». (За каждый правильный ответ зрителей, той
команде,з а которую они болеют, начисляется 1 балл).
-Героиня одной известной Сказочной повести послала главного героя за удивительным «цветком»: «Ступай скорее вниз, в долину, в хижины людей, и достань у них Красный цветок. … я видела, как люди в горшок суют ветку, и на её конце расцветает Красный цветок».
Какой же «цветок» растёт перед хижинами людей в сумерках? Кто говорит эти слова главному герою? (Красным цветком Багира называла огонь. Маугли его добыл
и при его помощи победил своего врага Шер-Хана)
- Героине этой сказки, чтобы попасть обратно домой ,нужно было выполнить задания великого и ужасного Гудвина, победить злую волшебницу Гингему и освободить летучих обезьян. Как зовут эту девочку? Из какой она сказки? (Элли. «Волшебник изумрудного города» А.Волков)
- Где находится смерть Кощея Бессмертного?
(дерево, сундук, заяц,утка,яйцо,игла)
-Где живёт Кот-учёный? (у Лукоморья)
-Эта русская сказка о том, что просьба исполнении я песни «на бис» бывает смертельно опасна для автора. (Колобок)
-Отгадайте героиню: «… Зелёная ряска на поверхности пруда заколебалась, и появилась большая, страшная змеиная голова. Она плыла к листу. Но это была не змея. .. Это была пожилая, мудрая… Кто? (Черепаха необходимо Тортилла, «Золотой ключик»)
Конкурс 6 – «Мудрость народа»
Ведущая: Сейчас вам будет поработать с пословицами, поговорками и известными выражениями о сказках вспомнить их продолжение . За каждый правильный ответ 1 балл.. Командам выдаются одинаковые части пословиц и выражений, они их дописывает, один человек от команды их читает вслух.
Задание для команд:
Сказка ложь, да…
«Сказка – ложь, да в ней намёк. Добрым молодцам урок.»
Скоро сказка сказывается, да…
«Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается».
Сказка от начала начинается, до…
«Сказка от начала начинается, до конца читается, в середке не перебивается».
Сказка красна складом, а…
«Сказка красна складом, а песня - ладом».
Ведущий: Пока команды работают, я предлагаю вам вместе со мной сочинить сказку. Вы убедитесь, что это совсем нетрудно. Согласны?
Игра со зрителями «Сочиняем сказку»
Старый замок — в гуще леса,
В этом замке спит... (принцесса).
Лес дремучий замок прячет,
Принц отважный к замку... (скачет)
Ясно всем, что дальше будет:
Принц красавицу... (разбудит).
Злой Кащей совсем не глуп:
Сторожит он старый ... (дуб),
На цепи из ста колец
Золотой висит... (ларец).
Тот ларец стеречь — не шутка.
Заяц в нем, а в зайце — ... (утка).
На Кащея утка зла,
В ней — яйцо, а в нем — ... (игла).
Кто иглу тайком достанет,
Тот сильней Кащея ... (станет).
Ведущий: - Интересная у нас получилась сказка?
Конкурс 7 – «Вопросы и ответы»
_ Сейчас вы будете отвечать на вопросы. За каждый правильный ответ – 1 балл.
- Кто из вас помнит, где находится потайная дверь, которая ведет в кукольный театр? (В каморке у папы Карло под холстом, на котором нарисованы очаг и котелок)
- В каком зеркале прекраснейшие ландшафты выглядели шпинатом, а лучшие из людей — уродами? (В кривом зеркале из сказки Г.Х. Андерсена «Снежная королева».) - Каким очень необычным видом транспорта воспользовался герой русской народной сказки, чтобы попасть к царю во дворец? Как звали этого героя и что это за сказка? (Емеля поехал на печке в сказке «По щучьему велению»)
В какой сказке с помощью горошины принцесса нашла себе жениха? («Принцесса на горошине» Г.Х. Андерсена.)
- Куда пригласили Буратино лиса Алиса и кот Базилио, чтобы превратить пять золотых в кучу денег? (В страну Дураков на волшебное Поле Чудес)
- Какому герою книги, дали очень смешное имя, потому что он упал со стола? (Чебурашка).
- Какие слова нужно было сказать, чтобы цветик-семицветик исполнил желание? («Лети, лети лепесток, через запад на восток, через север, через юг, возвращайся, сделав круг. Лишь коснешься ты земли, быть по-моему вели»)
-Какой сказочный герой был одним из сыновей старой оловянной ложки? (Стойкий оловянный солдатик из одноименной сказки Г.Х. Андерсена.)
Конкурс 8 «Эрудиты».
Ведущий :∙ Угадайте, из какого произведения этот отрывок…
(показываются отрывки из мультфильмов и худ.фильмов – учащиеся должны отгадать, кто герои. Из какой сказки? Каков финал этой сказки? За каждый правильный ответ – 1 балл.
Ведущий: - Ребята, наше путешествие по сказкам подходит к концу. И пока
жюри подводит итоги, я задам последний вопрос:
- В любой сказке будь то русская, зарубежная герои встречаются с тёмной силой или со злом. Кто и что помогает героям одержать победу?
- Правильно, друзья и добро. В любой сказке героям помогают
друзья.
И в любой сказке добро побеждает зло.
Звучит детская песня музыка Владимира Шаинского, слова Юрия Энтина
В мире много сказок
Грустных и смешных.
И прожить на свете
Нам нельзя без них.
Пусть герои сказок
Дарят нам тепло
Пусть добро навеки
Побеждает зло.
Ведущий: Наступило время для подведения итога. Слово нашему уважаемому и справедливому жюри… (Жюри подводит итоги, награждает команды)
Чтец:
Если книжек не станет вокруг
Мир бесцветным тебе покажется
С неба солнце исчезнет вдруг
Одиноким и ты окажешься
Невозможно без книг прожить
Нам без книг никуда не деться
С книгой надо всегда дружить
Книга – это счастливое детство!!!
Ведущий: На этом наша игра закончена, до новых встреч, ребята.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока-игры по повести-сказке Джанни Родари «Приключение Чиполлино»
Игровые моменты на уроке литературного чтения вызывают интерес к литературе, делают умственную работу более продуктивной. У младших школьников велика потребность в игре, она необходима им для развития...

Методическая разработка Интерактивная игра по физической культуре.
quot;Интерактивная игра"закрепляем ЗУН по физической культуре"....

Методическая разработка интерактивная игра "виды спорта" для детей с ОВЗ
интерактивная игра "виды спорта" для детей с ОВЗ...

Методическая разработка: Интерактивная игра "Новогодняя сказка".
Презентация создана на основе известной игры "Сто к одному". Материал подойдёт для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Тематика игры - праздник "Новый год"....

Внеклассное мероприятие. Методическая разработка интеллектуальной квест - игры «Страна Здоровье».
Данное мероприятие посвящено здоровому образу жизни младших школьников. Цель данного мероприятия: познакомить учащихся с понятием здоровый образ жизни, сформировать...

Внеклассное мероприятие. Методическая разработка внеклассного мероприятия с элементами тренинга по формированию толерантного отношения к людям с ОВЗ «Дарите людям доброту!»
Данный материал могут использовать классные руководители младшего и среднего звена а также педагоги –психологи и социальные педагоги для проведения внеклассных мероприятий. Мероприят...

Внеклассное мероприятие. Методическая разработка интеллектуальной квест-игры «Российский флаг – символ Родины».
Данный материал могут использовать классные руководители младшего и среднего звена в мероприятиях по патриотическому воспитанию. Мероприятие поможет сформировать понятие российской эдентичности, будет...

