Внеклассное мероприятие. Методическая разработка интеллектуальной квест-игры «Российский флаг – символ Родины».
план-конспект занятия по окружающему миру (3, 4 класс)

Шефер Наталья Владимировна

Данный материал могут использовать классные руководители младшего и среднего звена в мероприятиях по патриотическому воспитанию. Мероприятие поможет сформировать понятие российской эдентичности, будет прививать патриотические чувства и гражданское самосознание подрастающему поколению, а также воспитывать любовь к Родине.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_s_rossiyskim_flagom_vmeste.docx31.64 КБ

Предварительный просмотр:

                             Муниципальное  общеобразовательное  учреждение

     «Гимназия № 12 Краснооктябрьского  района  Волгограда»

           400105,  Волгоград,

   ул. им. маршала Ерёменко,  116 а                                                     тел. (8442) 28-30-10


 «С российским флагом вместе!»

Методическая разработка
квеста «Российский флаг – символ Родины».

Автор: Шефер Наталья Владимировна
учитель начальных классов МОУ гимназии № 12

Пояснительная записка

        Название мероприятия: квест – игра  «Российский флаг – символ Родины».

        Возрастная аудитория: 3-5 классы (9-11 лет).

        Форма проведения: квест - игра, работа в командах.

        Тип внеклассного мероприятия: открытие новых знаний на основе жизненного опыта и полученных знаний.
        Продолжительность проведения мероприятия: 45 минут.

        Практическое применение: окружающий мир, история, обществознание.
        Социальная и педагогическая значимость: формирование российской эдентичности, привитие патриотических чувств и гражданского самосознания подрастающему поколению, воспитание любви к Родине.

        Методы: словесные (проблемные ситуации и вопросы, беседа).

        Цели:

- создание условий для осознания учащимися значимости государственной символики как воплощения социокультурного контекста России;
- формирование у детей и молодежи патриотических чувств, гражданского самосознания на основе исторических ценностей России, развитие чувства гордости за свою Родину,

- создание условий для развития познавательного исторического интереса и расширения кругозора посредством квест - игры.

Задачи:

- пополнить багаж школьников новыми историческими знаниями;

- формирование российской идентичности;

- формирование чувства патриотизма, воспитание гражданской ответственности и любви к Родине;

- привлечь старшеклассников к мероприятию;

- создать условия для развития памяти, мышления, творческого потенциала учащихся.

        Методические рекомендации в подготовительный период: подготовку к мероприятию необходимо назначать за две-три недели до предполагаемого дня проведения мероприятия:

-просмотр видеосюжетов, роликов и фильмов  о российском флаге;
-знакомство с материалами об истории российского флага;
- чтение исторической литературы о российском флаге.

                                                                           

        Методы и формы работы учащихся: частично-поисковый, практический; фронтальная и индивидуальная работа в группах; наблюдение; сбор информации; работа с литературой; обработка собранной информации; творческая работа.        

Прогнозируемые результаты: ученики получат максимум знаний о российском флаге необходимых в их возрасте.

        Оборудование (перечень реквизита):

        Инвентарь:

- изображения Российских флага и герба;

- книги о российском флаге;

- предметы с заданиями спрятаны в аудиториях, где проходит каждый из этапов (шкатулка, сундучок, мешочек, альбом и др.);

- маршрутный лист;

- ключевая фраза разбита на слова;

- аудиозапись  «Гимн России».
        Техническое обеспечение:

- ноутбук;
- колонки;
- проектор.

Общая идея мероприятия: собрать ключевую фразу. На каждом этапе находятся модераторы (старшеклассники), которые следят за правильностью выполнения заданий и выдают участникам фрагмент ключевой фразы. После того, как будут собраны все фрагменты, команда собирает всё высказывание, возвращается туда, откуда начался квест и показывают результат педагогу - организатору. Победившая команда выигрывает в игре - квесте.

Ключевая фраза«Флаг - это прошлое, настоящее и будущее страны. Выражение принадлежит В.П. Старкову»» (фраза разбивается на 7 частей и каждая часть выдается участникам за выполнение задания)

Квест «Российский флаг – символ Родины»

                                        Ход мероприятия:
Организационный момент (2 мин)

Вступительное слово педагога-организатора (ПО):
- Сегодня вас ждет увлекательное приключение квест - игра. Оно посвящено российскому флагу.

 22 августа страна отмечает День Государственного флага Российской Федерации.
Российский флаг – Отечество и братство.
Российский флаг – священной веры стяг.
Российский флаг – наш символ и богатство.
Российский флаг – к победам смелый шаг!!!
     И открыть наше мероприятие хочу с исполнения гимна
 – главной государственной песни, в которой отражены народная любовь и патриотизм. Слова гимна отражают историю страны. Сочинил музыку к гимну А. Александров, написал слова С. Михалков.

ИСПОЛНЕНИЕ ГИМНА.
Беседа (3 мин)
- Каждое государство имеет свои государственные символы. Они олицетворяют систему его государственных, социальных и духовных ценностей. Это – флаг, герб и гимн государства. Каждая страна очень ценит свой флаг и гордится им. Наш Государственный флаг гордо реет над нашей страной. Государственный флаг России – наша гордость, наша святыня – символ независимости и величия нашей Отчизны. Он символизирует нашу необъятную Родину с ее непростой судьбой, ее славным прошлым. Долг каждого гражданина – оберегать честь нашего флага. Государственный флаг Российской Федерации материальный опознавательный знак нашей страны – ведет историю с 1668 года и служит России уже более 300 лет. Однако праздновать День Государственного флага стали намного позже. День Государственного флага Российской Федерации установлен Указом Президента РФ от 01.01.01 года в связи с восстановлением 22 августа 1991 года исторического трехцветного флага, овеянного славой многих поколений Россиян.
     Помимо государственного флага в Российской Федерации есть еще два особых знамени. Первое из них знамя вооруженных сил России, представляющее собой красное полотнище. Это знамя Победы, под которым воевали наши деды и прадеды, которое взвилось над рейхстагом как знак взятия Берлина в годы Великой Отечественной войны. Второе знамя – это знамя военно-морского флота. Российскому военно-морскому флоту, подчеркивая преемственность славных традиций флота Петра Великого, по наследству перешел бело-голубой Андреевский флаг. Государственные символы есть не что иное, как связь между прошлым и будущим. И возможно, именно нынешние символы, которые включают в себя элементы предыдущего опыта, сплотят россиян, воодушевят нас на созидательную деятельность во имя процветания России – нашей Родины.

            И вот сегодня,  участвуя в  квесте, вы попытаетесь, воссоздать мудрую мысль, которую сказал когда-то В.П.Старков о флаге. Та команда, которая это сделает быстрее и лучше, несмотря на препятствия, выиграет в этой игре.  Я надеюсь, что вы хорошо подготовились к состязанию   и изучили достаточное количество материала об истории российского флага. Поэтому те препятствия, которые ждут вас на пути к цели, не будут для вас сложными. (Командам выдаются маршрутные листы).
Приветствие команд (2 мин)
Команда «Патриоты» - Девиз: «Всегда идем только вперед, Ведь мы команда — Патриот! Ловкие и смелые, Все для победы сделаем!» 
Команда «Дети России» - Девиз: «Мы дети великой, красивой страны! Для мира и дружбы мы в ней рождены! Родные просторы, родные края - все это Россия – родная семья!»

Проведение квест – игры (30 мин)

1этап «Я - гражданин»
Задание: Команды по очереди вытаскивают вопросы из мешочка с завязанными глазами и отвечают на них за каждый правильный ответ 1 балл. Если команда не знает ответа, другая команда может дать ответ. За 2 балла выдается одно слово из фразы. 

1.Как располагаются цвета на Флаге России, сверху вниз? (Белый, синий, красный)

2. Что обозначает каждый цвет флага? ( красный цвет символизировал отвагу, мужество, героизм, смелость, защиту веры, героизм, великодушие, самопожертвование, огонь, смертный бой; синий цвет - небо, целомудрие, верность, духовность, честность; белый цвет - мир, чистоту, благородство, совершенство, невинность)
3.
Когда в России был установлен день Государственного флага?

(День государственного флага России был установлен в 1994 году указом президента Бориса Ельцина и ежегодно отмечается 22 августа. Ровно 27 лет назад, 22 августа 1991 года, бело-сине-красное полотнище водрузили над зданием правительства в Москве во время путча. Триколор  заменил символ Советского Союза — красный стяг с серпом и молотом)

4.Где постоянно поднят Государственный флаг Российской Федерации? (На зданиях органов государственной власти Российской Федерации. Флаг постоянно находится на зданиях, где проводятся заседания палат Федерального Собрания, на зданиях – резиденциях Президента Российской Федерации и других федеральных органов исполнительной власти)

5. От какого слова произошло слово «флаг»? (Слово «флаг» греческого происхождения от слова «флего», что означало «сжигать, озарять, гореть».  Слово «флаг» с голландского означает «корабельное знамя»)

6. В какое время суток принято поднимать и опускать Государственные флаги Российской Федерации? ( Флаги поднимают с рассветом и опускают с наступлением темноты. Если флаги висят круглосуточно, то с наступлением темноты обеспечивается их искусственное освещение).
7. В каких случаях приспускают Государственные флаги? (В дни национального траура государственные флаги России приспускаются, на древке крепится черная лента)

8. Какой флаг у Вооруженных сил России? (Состоит из двустороннего полотнища. Полотнище знамени прямоугольное, красного цвета, с каймой красного цвета. Полотнище знамени и кайма обшиты золотистой тесьмой. На лицевой стороне полотнища, в центре, - Государственный герб Российской Федерации. В верхней части каймы орнамент прерывается надписью: «ОТЕЧЕСТВО», в нижней части каймы - «ДОЛГ ЧЕСТЬ». Надписи выполнены золотистыми буквами, стилизованными под старославянский шрифт.)


2 этап «История флага»
Задание: команды ищут конверт с заданием, для этого отгадывают загадку. Отгадка является местом, где спрятан конверт с заданием.

Ящик на столе открыт,
Дивной он резьбой покрыт.
В нём колечки, перстни, брошки,
Ожерелье и серёжки.
Вдруг кусочек штукатурки.

Спрыгнул с потолка (шкатулку).

  Команды получают одинаковые задания. Они соединят историческую дату, и флаг этого времени. Каждый правильный ответ 1 балл. За 2 балла выдается одно слово из фразы. За более быстрое выполнение задания команде добавляется один дополнительный балл.
Времена Ивана Грозного – красный
С 1705 года — триколор
С 1918 г. - красный
С 22 августа 1991 г. – триколор
В годы первой мировой войны – триколор с черно – желтым императорским штандартом в верхней левой части флага.

3этап «Символ России»

Задание: команды ищут конверт с заданием, для этого отгадывают загадку. Отгадка является местом, где спрятан конверт с заданием. В задание необходимо на рисунке подписать части флага. Если команда все части флага подписывает правильно, то получает 2 балла, что соответствует 1 слову из фразы.

Вы меня перелистали -

Как в музее побывали.

Космос на одной странице,

На другой странице - дом,

На последней - хвост жар-птицы.

А все вместе я – (альбом).

4 этап «Исторический»
Задание: команды отгадывают загадку и находят, где спрятан клад (капсулу с вопросами) и отвечают на них за каждый правильный ответ 1 балл. За 2 балла выдается одно слово из фразы.

Большой ящик, на нем крышка.
И висит ещё замок.
Царь хранит в нем золотишко,
Чтоб украсть никто не смог (сундук.)

1.Как назывался корабль, над которым впервые был поднят бело-сине-красный флаг? («Орел»)
2. Какой флаг при Петре 1 стал флагом военного флота? (Андреевский)
3.Какие цвета присутствуют в Андреевском флаге? (Белый, голубой)
4.
Как в старые времена на Руси назывался флаг? (Стяг)

У детей сложилась фраза, они бегут на начальную точку и рассказывают ее педагогу - организатору и всем старшеклассникам, затем вывешивают её на доске. «Флаг - это прошлое, настоящее и будущее страны».
Как вы  понимаете это выражение? (Ответы учащихся)
Оглашение результатов игры. Награждение команды-победителя (3 мин)

        
Чтец: Велика Россия и бескрайна,
Но с любых высот все видят знак:
То, что Родина сильна необычайно –
Это наш трехцветный русский флаг!

Пусть славится мощью своею Россия,
Большая и добрая наша страна!
И по ветру флаг развивается сильно,
Во веки веков и на все времена!

Рефлексия (2 мин)        

Педагог-организатор:

        - Что самое главное вы поняли сегодня на нашем мероприятии? (Все люди должны знать символы своей Родины - России, ведь мы её граждане. Мы должны  с уважением относиться к символам родины, к флагу, любить свою страну и все делать для ее процветания.)

- Ребята, мы сегодня много говорили о российском флаге. Как вы думаете, какими качествами должен обладать настоящий гражданин, патриот своей Родины? Давайте подберем такие качества на каждую букву в этом слове.

П - патриот, преданность Родине…

А - альтруизм, активность…

Т – трудолюбие, толерантность…

Р – радушие, решительность…

И – искренность, исполнительность…

О – ответственность, отважность …

Т – творчество, трепетность к Родине…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская разработка внеклассного мероприятия "Одна у человека мать, одна у него и Родина."

Увлекательное виртуальное путешествие по России, Литве, Армении, Беларуси, Казахстану, Украине. Знакомство с традициями и культурой этих стран....

Методическая разработка интеллектуальной игры для младших школьников на тему "Моя малая Родина"

Интелектуальная игра краеведению для начальной школы "Моя малая родина"...

методическая разработка квест- игра " В поисках флага"

Сценарий квест- игры " В поисках флага" для обучающихся 1-4 классов...

Методическая разработка "22 августа – День Государственного флага Российской Федерации"

Флаг, как символ государственности, неразрывно связан с историей страны. Он вызывает гордость и чувство защищенности, трепет в душе каждого россиянина. Официально День флага России празднуется 22 авгу...

Внеклассное мероприятие. Методическая разработка интерактивная игра «Детство и сказка рядом живут».

В ходе проведения мероприятия у обучающихся  происходит формирование представлений о детстве как о прекрасной поре, воспитание любви к родителям, толерантного отношения друг к другу. А также созд...

Внеклассное мероприятие. Методическая разработка интеллектуальной квест - игры «Страна Здоровье».

Данное мероприятие посвящено  здоровому образу жизни младших школьников.      Цель данного мероприятия: познакомить учащихся с понятием здоровый образ жизни, сформировать...

Внеклассное мероприятие. Методическая разработка внеклассного мероприятия с элементами тренинга по формированию толерантного отношения к людям с ОВЗ «Дарите людям доброту!»

Данный материал могут использовать классные руководители младшего и среднего звена а также педагоги  –психологи  и социальные педагоги для проведения внеклассных мероприятий. Мероприят...