Урок литературного чтения во 2 классепо теме «Отношение человека к животным» в произведениях русских писателей. Рассказ Л.Н. Толстого «Котёнок»
план-конспект урока по чтению (2 класс)
Урок открытия нового знания
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 576.21 КБ | |
| 2.27 МБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Описание урока/занятия | |
Предмет | Литературное чтение |
Класс | 2 |
Тема | «Отношение человека к животным» в произведениях русских писателей. Рассказ Л.Н. Толстого «Котёнок» |
Автор/ы урока (ФИО, должность) | Усачёва Наталья Владимировна, учитель начальных классов |
Тип урока | урок открытия новых знаний |
Время реализации урока | 45 минут |
Цели урока (образовательные, развивающие, воспитательные) | Образовательная: - познакомить учащихся с поучительным рассказом Л.Н. Толстого «Котёнок». - повторить ранее изученные рассказы. Развивающая: - развивать внимание, логическое мышление, творческие способности; - совершенствовать технику чтения; умения давать характеристику героям, исходя из их поступков; - развитие мышления. Воспитательная: - создать условие для воспитания у учащихся толерантного отношения друг к другу, уважения к мнению других, умения работать в коллективе, в группах. - воспитывать честность, доброе отношение к животным. |
Планируемые результаты | Предметные: - учащиеся должны уметь воспринимать на слух художественные произведения; - соотносить смысл пословицы и прозаического произведения; - составлять план рассказа, пересказывать текст подробно, выборочно; - характеризовать героев на основе анализа их поступков, авторского отношения к ним. Личностные: - формирование умения осознавать и определять свои эмоции; - формирование умения осознавать и определять эмоции других людей, сочувствия, сопереживания; - формирование интереса к чтению, потребности в чтении; - формирование уважительного отношения к предпочтениям других людей, - ориентации в нравственном содержании и смысле своих поступков и поступках других людей. Метапредметные: Регулятивные: - формирование умения самостоятельно формулировать тему и цели урока, - планировать пути решения поставленной проблемы; - формировать умение оценивать свою работу на уроке. Познавательные: - формирование критического мышления; - формирование умения извлекать информацию, представленную в разных формах, строить рассуждения. Коммуникативные: - формировать умение высказывать свои мысли в устной форме, высказывать и обосновывать свою точку зрения; - овладение диалогической и монологической речью; - формирование умения задавать вопросы, в совместной деятельности договариваться, приходить к общему решению. |
Дидактическая структура урока |
|
Ресурсы, оборудование и материалы | * компьютер с мультимедийным проектором; * карточки с групповыми заданиями; * аудиофайл; * презентация к уроку |
Список учебной и дополнительной литературы | Литературное чтение 2 класс. Учебник в 2-х частях. Часть 1. УМК "Школа России". Контрольно-измерительные материалы. Литературное чтение: 2 класс. / Составитель Шубина Г.В. - М.: Издательство «Экзамен», 2014. |
Ссылки на использованные интернет-ресурсы | https://yandex.ru/video/preview/6085969626499649733 https://deti-online.com/skazki/lev-tolstoy/kotenok/?ysclid=lqs2pw5yu6986074535 |
Используемые педагогические технологии, методы и приемы | Технологии: - системно-деятельностный подход - технология проблемного обучения - ИКТ - здоровьесберегающая технология Методы и приёмы: Методы и приёмы активизации познавательной деятельности: - метод проблемного изложения; - игровые ситуации. Словесные методы: - беседа; - инструктаж; - рассказ. Наглядные: - иллюстрация; - наблюдение. Формы работы: - фронтальная; - групповая; - парная. |
Этап | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые универсальные учебные действия | ||||||||||
| Приветствие Долгожданный дан звонок Начинается урок. Ум и сердце в работу вложи, Каждой секундой в труде дорожи - Ребята, посмотрите друг на друга, улыбнитесь, поделитесь хорошим настроением с нашими гостями. А поработаем мы так здорово и слаженно, чтобы гости захотели к нам еще вернуться. Вот с таким хорошим настроением мы начинаем урок литературного чтения. | Приветствие Настрой на работу | Регулятивные: настрой на работу, самоорганизация Коммуникативные: мотивация к деятельности, внутренний настрой на учебный процесс | ||||||||||
2. Актуализация знаний | 1. Речевая разминка - Чтобы хорошо и правильно говорить; чётко произносить звуки выполним речевую разминку. (Слайды презентации) Чистоговорка: ол – ил – ул – ал Белый кот клубок катал. ил –ул –ал –ол Он загнал его под стол ал – ол – ил – ул А затем загнал под стул ел – ил – ёл – ял долго кот клубок катал ил – ел – юл - ул Потянулся и уснул Скороговорка: Кошка-крошка на окошке 2. Биография Л.Н.Толстого - На предыдущих уроках мы познакомились с творчеством одного известного русского писателя. Сейчас мы узнаем, кто это, вспомним и повторим наши знания. Игра «Сундук воспоминаний» (Вспомним факты из биографии Л.Н.Толстого) - Во всех произведениях писателя есть моменты, которые заставляют нас задуматься над собственным поведением и поступками. Давайте вспомним, чему же нас научили рассказы Л.Н.Толстого. 3. Игра «Узнай рассказ по эмодзи». - Ребята, все мы пользуемся символами и значками, когда пишем друг другу сообщения или оставляем комментарии под фото и видео. Значки называются «эмодзи». С их помощью зашифрованы названия рассказов, которые мы прочитали ранее. Предлагаю их отгадать. (Слайд презентации)
- Найдите соответствие между данными заголовком и главной мыслью. (Слайд презентации)
Проверка по слайду. | Дети выполняют речевую разминку, работают над верным и быстрым произношением звуков. Учащиеся читают хором, по рядам, шепотом, «по цепочке». 5 учеников вытаскивают из сундука предложения с пропущенными словами, зачитывают, вставляя слова по смыслу. Получаются факты из биографии Л. Толстого. Учащиеся отгадывают названия рассказов по эмодзи. Делают краткий пересказ рассказов Учащиеся работают в паре. Проверяют работу по слайду. | Личностные: умение высказать свою точку зрения Познавательные: воспроизведение и систематизация ранее изученного материала; построение ответов | ||||||||||
| Проблемная ситуация: - Отгадайте загадку и догадайтесь, с каким произведением Л.Н.Толстого мы познакомимся сегодня. Никак он не сидит на месте - То вдруг играть начнет с клубком, То миску с вкусным молоком Пойдет лакать он с мамой вместе. Скажите, это я о ком? (Котёнок) - Л.Н.Толстой всегда стремился своим творчеством сделать людей лучше, благороднее, честнее. Поэтому его рассказы являются поучительными. Сегодня мы будем знакомиться еще с одним поучительным рассказом. | Ученики отгадывают загадку. | Регулятивные: поиск решения проблемного задания | ||||||||||
| - Откройте учебник стр 117. - С каким произведением сегодня мы познакомимся? Какая тема нашего урока? - Если все рассказы Толстого поучительные, то какая цель урока будет перед нами? | Открывают учебник на указанной странице. Отвечают на вопросы. - Рассказ Толстого «Котенок». - Узнать чему учит детей рассказ Толстого «Котенок». | Познавательные: умение систематизировать знания; построение ответа в устной форме Регулятивные: целеполагание; постановка проблемы: формулирование темы и цели урока | ||||||||||
| 1. Подготовка к чтению. Словарная работа - В рассказе встретятся слова, которые я вам предлагаю прочитать. (Слайд презентации) Подле - около Амбар - строение для хранения зерна, муки Солома - стебли пшеницы, ржи после обмолота Щавель - травянистое дикорастущее растение с кислым вкусом Что было духу - очень быстро 2. Первичное знакомство с текстом. Дети слушают текст. (Аудиозапись) – О ком это произведение? 3. Проверка понимания прочитанного. -Понравился ли вам рассказ? О ком он? - Когда пропала кошка? - Где нашел Вася кошку? - Что он увидел? - Сколько их было? - Как выглядел котенок, которого дети оставили себе? - Как же котенок остался один? - Какая опасность угрожала котенку? - Кто спас котенка? 4. Самостоятельное чтение. | Словарная работа Прослушивание рассказа Учащиеся отвечают на вопросы учителя. Самостоятельное чтение вслух рассказа по учебнику. | Познавательные: структурирование знаний, умение применять полученную информацию в разном виде; получение и принятие нового знания; умозаключение Регулятивные: прогнозирование деятельности; умение выполнять последовательность действий | ||||||||||
6. Физкультминутнка | Выполняют движения согласно тексту физминутки. | Личностные: ответственное отношение к себе и своему здоровью Регулятивные: умение следовать образцу, эталону | |||||||||||
| 1. Чтение текста. Работа над выразительностью речи. - Когда мы читаем произведение, у нас, как у читателей, возникают разные чувства и эмоции. Что мы испытываем? - Найдите отрывок, как дети искали кошку. Как будем читать? (с отчаянием, грустно) - Найдите описание котенка. Как будем читать? (с любовью, ласково) - Найдите отрывок, когда котенку грозила опасность. Как будем читать? (волнение, тревога) - Найдите отрывок, когда Вася спас котенка (Радость, облегчение) – За кого волновались? (За котёнка, за Васю). – За кого волновались больше? (За котёнка) Почитать с интонацией отрывки. (На доске появляются названия эмоций и чувств)
1 группа. План рассказа. Составление плана рассказа. Выбор последовательности пунктов плана. 2 группа. Характеристика героев. Распределить качества между героями рассказа (Вася, котёнок) -А какой оказалась девочка Катя? Ученик из группы представляет плакаты с характеристиками героев. 3 группа. Кинолента. Склеить киноленту, выбирая правильную последовательность сюжетных картинок (кадров киноленты). 4 группа. Удивительные факты о кошках. Изучить факты о кошках, подготовиться представить классу. -Что вас удивило? Что вы уже знали? 5 группа. Инсценировка стихотворения Маршака «Котята». Распределить части стихотворения в верном порядке по смыслу. Подготовиться к выразительной инсценировке стихотворения. - Какие необычные клички дали маленьким котятам. -А какие клички еще могут быть? А у ваших котят? Клички из мультфильмов для котов (Том, Гав, Леопольд…) - Молодцы, ребята, хорошая работа в группах! | Работа по учебнику. Дети ищут и зачитывают разные отрывки рассказа. Распределяются на группы по 4-5 человек. Группы выбирают задания. Групповая работа. 1 группа. Ученик из группы представляет план. 2 группа. Ученик из группы представляет плакаты с характеристиками героев. 3 группа. 2 ученика вешают киноленту. Кратко пересказывают рассказ. 4 группа. 4 ученика представляют классу факты о кошках. 5 группа. 4 ученика читают стихотворение выразительно. Проверяют правильность выполнения задания, оценивание работы группы. | Познавательные: умение применить полученные знания в новой ситуации; отбор материала Регулятивные: самоконтроль и оценивание своей деятельности и деятельности группы; умение планировать, прогнозировать, саморегуляция; Коммуникативные: умение работать в группе, принимать решения; навыки сотрудничества с одноклассниками и и учителем; умение четко выражать свою мысль, строить высказывания | ||||||||||
8. Итог урока. Рефлексия | - Ребята, как вы думаете, что хотел сказать нам, читателям, Л. Н. Толстой своим рассказом? В чём же основной смысл этого произведения? Как вы теперь понимаете? Итог урока: - Какова была цель нашего урока? Работа с пословицами. (Слайд презентации) – Прочтите пословицы и выберите ту, которая подходит к этому тексту: Нет друга – ищи, а нашел – береги. Все хорошо, что хорошо кончается. Мы в ответе за тех, кого приручили. Рефлексия: Кубик Блума (Учащиеся бросают кубик, продолжают фразу, выпавшую на верхней грани кубика) Домашнее задание: подготовить сообщение о своем домашнем питомце (рассказ и рисунок/фото). | - Этот рассказ о том, что надо отвечать за животных, которых мы заводим, рассказ об ответственности перед братьями меньшими. Л. Н. Толстой хотел этим рассказом показать, что мы должны заботиться о своих домашних питомцах. И если не будем делать этого, то они погибнут. И иногда следует забыть свои страхи и спасать того, кому действительно грозит страшная опасность. Ответы на вопросы. Воспроизводят цель урока. Делают вывод: достигли ли цели. Работа с пословицами. Продолжают фразу с кубика Записывают домашнее задание | Познавательные: умозаключение; умение выбрать главное; Личностные: самооценивание; выявление пробелов в теме Регулятивные: самоконтроль и самоорганизация. |
Усачёва Наталья Владимировна, учитель начальных классов
Педагогический стаж: 12 лет
МКОУ Венгеровская СОШ №1
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Речевая разминка ол – ил – ул – ал Белый кот клубок катал ил – ул – ал – ол Он загнал его под стол ал – ол – ил – ул А затем загнал под стул ел – ил – ёл – ял Долго кот клубок катал ил – ел – юл - ул Потянулся и уснул
Скороговорка Кошка-крошка на окошке Кашку кушала по крошке.
Отгадай рассказ Л.Н. Толстого по эмодзи.
Работа в паре Произведение Главная мысль «Филипок» Не лгать, не обманывать «Старый дед и внучек» Стремление учиться «Правда всего дороже» За добро платят добром «Лев и мышь» Уважать старших
Проверка Произведение Главная мысль «Филипок» Стремление учиться «Старый дед и внучек» Уважать старших «Правда всего дороже» Не лгать, не обманывать «Лев и мышь» За добро платят добром
Словарная работа Подле - около Амбар - строение для хранения зерна, муки Солома - стебли пшеницы, ржи после обмолота Щавель - травянистое дикорастущее растение с кислым вкусом Что было духу - очень быстро
Работа с пословицами Нет друга – ищи, а нашел – береги. Все хорошо, что хорошо кончается. Мы в ответе за тех, кого приручили.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку Литературное чтение 2 класс Тема: Л.Н.Толстой «Русак».
Презентация к уонспекту урока литературного чтения Тема: Л.Н.Толстой «Русак».Задачи:образовательные: дать краткие сведения о великом русской писателе Л. Н.Толстом;познакомить с новым расс...

Урок литературного чтения. УМК "Перспектива". Тема: Л. Н. Толстой « MAMAN». 4класс
Литературное чтение УМК « ПЕРСПЕКТИВА» Тема: Л. Н. Толст...

Проект урока литературного чтения.1 класс.Тема " Л.Н.Толстой " Орел"
Учебный предмет: Литературное чтение.УМК: «Планета знаний». Автор: Э.Э.КацТема урока: Л.Толстой «Орел» (урок № 5, раздел: " Природа и мы"Тип урока: объяснение н...

Разработка проекта к уроку литературного чтения в 3 классе "Любовь человека глазами животных"
В разработке проекта представлены актуальность проекта, все этапы и риски при реализации проекта и продукт проекта....

Урок литературного чтения. 1 класс. Тема: Русская народная сказка "Петух и собака". Идея произведения.
Представлен конспект урока по литературному чтению в 1 классе. УМК "Школа России"....

Конспект открытого урока литературного чтения . 3 класс.Тема: "Тема добра в произведении К.Г.Паустовского "Растрепанный воробей" (2 урок)
Цель урока:создать условия для формирования умения осмысленногочтения литературных произведений на примере произведения К.Г.Паустовского и понимания поступков героев. Через весь урок красной нитью про...

Открытый урок «Отношение человека к животным» в произведениях русских писателей. Рассказ Л.Н. Толстого «Котёнок»
Цели урока:Образовательная:-познакомить учащихся с поучительным рассказом Л.Н. Толстого «Котёнок».- повторить ранее изученные рассказы.Развивающая: - развивать вни...

