Урок литературного чтения во 2 классепо теме «Отношение человека к животным» в произведениях русских писателей. Рассказ Л.Н. Толстого «Котёнок»
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Усачёва Наталья Владимировна

Урок открытия нового знания

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока 

Описание урока/занятия

Предмет

Литературное чтение

Класс

2

Тема

 «Отношение человека к животным» в произведениях русских писателей.  Рассказ Л.Н. Толстого «Котёнок»

Автор/ы урока (ФИО, должность)

Усачёва Наталья Владимировна, учитель начальных классов

Тип урока

урок открытия новых знаний

Время реализации урока

45 минут

Цели урока

(образовательные, развивающие, воспитательные)

Образовательная:

- познакомить учащихся с поучительным рассказом Л.Н. Толстого «Котёнок».

- повторить ранее изученные рассказы.

Развивающая:

- развивать внимание, логическое мышление, творческие способности;

- совершенствовать технику чтения; умения давать характеристику героям, исходя из их поступков;

- развитие  мышления.

Воспитательная:

- создать условие для воспитания у учащихся толерантного отношения друг к другу, уважения к мнению других, умения работать в коллективе, в группах.

- воспитывать честность, доброе отношение к животным.

Планируемые результаты

Предметные:

- учащиеся должны уметь воспринимать на слух художественные произведения;

- соотносить смысл пословицы и прозаического произведения;

- составлять план рассказа, пересказывать текст подробно, выборочно;

- характеризовать героев на основе анализа их поступков, авторского отношения к ним.

Личностные: 

- формирование умения осознавать и определять свои эмоции;

- формирование умения осознавать и определять эмоции других людей, сочувствия, сопереживания;

- формирование интереса к чтению, потребности в чтении;

- формирование уважительного отношения к предпочтениям других людей,

- ориентации в нравственном содержании и смысле своих поступков и поступках других людей.

Метапредметные:

Регулятивные:

- формирование умения самостоятельно формулировать тему и цели урока,

- планировать пути решения поставленной проблемы;

- формировать умение оценивать свою работу на уроке.

Познавательные:

- формирование критического мышления;

- формирование умения извлекать информацию, представленную в разных формах, строить рассуждения.

Коммуникативные:

- формировать умение высказывать свои мысли в устной форме, высказывать и обосновывать свою точку зрения;

- овладение диалогической и монологической речью;

- формирование умения задавать вопросы, в совместной деятельности договариваться, приходить к общему решению.

Дидактическая структура урока

  1. Организационный момент урока
  2. Актуализация  знаний.
  3. Самоопределение к деятельности
  4. Формулировка темы и целей урока
  5. Открытие новых знаний
  6. Физкультминутка
  7. Первичное закрепление изученного материала
  8. Итог урока. Рефлексия

Ресурсы, оборудование и материалы

*   компьютер с мультимедийным проектором;

*   карточки с групповыми заданиями;

*   аудиофайл;

*   презентация к уроку

Список учебной и дополнительной литературы

Литературное чтение 2 класс. Учебник в 2-х частях. Часть 1. УМК "Школа России".

Контрольно-измерительные материалы. Литературное чтение: 2 класс. / Составитель Шубина Г.В. - М.: Издательство «Экзамен», 2014.

Ссылки на использованные интернет-ресурсы

https://yandex.ru/video/preview/6085969626499649733 

https://deti-online.com/skazki/lev-tolstoy/kotenok/?ysclid=lqs2pw5yu6986074535 

Используемые педагогические технологии, методы и приемы

Технологии:

- системно-деятельностный подход

- технология проблемного обучения

- ИКТ

- здоровьесберегающая технология

Методы и приёмы:

Методы и приёмы активизации познавательной деятельности:

- метод проблемного изложения;

- игровые ситуации.

Словесные методы:

- беседа;

- инструктаж;

- рассказ.

Наглядные:

- иллюстрация;

- наблюдение.

Формы работы:

- фронтальная;

- групповая;

- парная.

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые универсальные учебные действия

  1. Организационный момент урока

Приветствие

Долгожданный дан звонок

Начинается урок.

Ум и сердце в работу вложи,

Каждой секундой в труде дорожи

- Ребята, посмотрите друг на друга, улыбнитесь, поделитесь  хорошим настроением с нашими гостями. А поработаем мы так здорово и слаженно, чтобы гости захотели к нам еще вернуться. Вот с таким хорошим настроением мы начинаем урок литературного чтения.

Приветствие

Настрой на работу

Регулятивные: настрой на работу, самоорганизация

Коммуникативные: мотивация к деятельности, внутренний настрой на учебный процесс

2. Актуализация знаний

1. Речевая  разминка  

- Чтобы хорошо и правильно говорить;  чётко произносить звуки выполним речевую разминку. (Слайды презентации)

Чистоговорка:

ол – ил – ул – ал

Белый кот клубок катал.

ил –ул –ал –ол

Он загнал его под стол

ал – ол – ил – ул

А затем загнал под стул

ел – ил – ёл – ял

долго кот клубок катал

ил – ел – юл - ул

Потянулся и уснул

Скороговорка:

Кошка-крошка на окошке
Кашку кушала по крошке.

2. Биография Л.Н.Толстого

- На предыдущих уроках мы познакомились с творчеством одного известного русского писателя. Сейчас мы узнаем, кто это, вспомним и повторим наши знания.

Игра «Сундук воспоминаний»  (Вспомним факты из биографии Л.Н.Толстого)  

- Во всех произведениях писателя есть моменты, которые заставляют нас задуматься над собственным поведением и поступками.  Давайте вспомним, чему же нас научили рассказы Л.Н.Толстого.

3. Игра «Узнай рассказ по эмодзи».

- Ребята, все мы пользуемся символами и значками, когда пишем друг другу сообщения или оставляем комментарии под фото и видео. Значки называются «эмодзи».

С их помощью зашифрованы названия рассказов, которые мы прочитали ранее. Предлагаю их отгадать.

(Слайд презентации)

  1. Работа в паре.

- Найдите соответствие между данными заголовком и главной мыслью. (Слайд презентации)

     Заголовок

 Главная мысль

« Филипок»

Не лгать, не обманывать

«Старый дед и внучек»

Стремление учиться

«Правда всего дороже»

За добро платят добром

«Лев и мышь»

Уважать старших

Проверка по слайду.

Дети выполняют речевую разминку, работают над верным и быстрым произношением звуков.

Учащиеся читают хором, по рядам, шепотом, «по цепочке».

5 учеников вытаскивают из сундука предложения с пропущенными словами, зачитывают, вставляя слова по смыслу. Получаются факты из биографии Л. Толстого.

Учащиеся отгадывают названия рассказов по эмодзи. Делают краткий пересказ рассказов

Учащиеся работают в паре. Проверяют работу по слайду.

Личностные: умение высказать свою точку зрения

Познавательные:

воспроизведение и систематизация ранее изученного материала;

построение ответов

  1. Самоопределение к деятельности

Проблемная ситуация:

- Отгадайте загадку и догадайтесь,  с каким произведением Л.Н.Толстого  мы познакомимся сегодня.

Никак он не сидит на месте -

То вдруг играть начнет с клубком,

То миску с вкусным молоком

Пойдет лакать он с мамой вместе.

Скажите, это я о ком?

 (Котёнок)

- Л.Н.Толстой всегда стремился своим творчеством сделать людей  лучше, благороднее, честнее. Поэтому его рассказы являются поучительными. Сегодня мы будем знакомиться еще с одним поучительным рассказом.

Ученики отгадывают загадку.

Регулятивные: поиск решения проблемного задания

  1. Формулировка темы и целей урока

- Откройте  учебник стр 117.

- С каким произведением сегодня мы   познакомимся? Какая тема нашего урока?

- Если все рассказы Толстого поучительные, то какая цель урока будет перед нами?

Открывают учебник на указанной странице.

Отвечают на вопросы.

- Рассказ Толстого «Котенок».

- Узнать чему учит детей рассказ Толстого «Котенок».

Познавательные: умение систематизировать знания; построение ответа в устной форме

Регулятивные: целеполагание;

постановка проблемы:

формулирование темы и цели урока

  1. Открытие новых знаний

1. Подготовка  к  чтению.  Словарная работа

- В рассказе  встретятся  слова, которые  я  вам  предлагаю  прочитать.

(Слайд презентации)

Подле - около

Амбар - строение для хранения зерна, муки

Солома - стебли пшеницы, ржи после обмолота

Щавель - травянистое дикорастущее растение с кислым вкусом

Что было духу - очень быстро

2. Первичное  знакомство с текстом.

Дети слушают текст. (Аудиозапись)

– О ком это произведение?

3. Проверка  понимания  прочитанного.

-Понравился ли вам рассказ?  О  ком  он?

- Когда пропала кошка?

- Где нашел Вася кошку?

- Что он увидел?

- Сколько их было?

- Как выглядел котенок, которого дети оставили себе?

- Как же котенок остался один?

- Какая опасность угрожала котенку?

- Кто спас котенка?

4. Самостоятельное чтение.  

Словарная работа

Прослушивание рассказа

Учащиеся отвечают на вопросы учителя.

Самостоятельное чтение вслух рассказа по учебнику.

Познавательные: структурирование знаний, умение применять полученную информацию в разном виде; получение и принятие нового знания; умозаключение

Регулятивные: прогнозирование деятельности; умение выполнять последовательность действий

6. Физкультминутнка

Выполняют движения согласно тексту физминутки.

Личностные: ответственное отношение к себе и своему здоровью

Регулятивные: умение следовать образцу, эталону

  1. Первичное закрепление изученного материала

1. Чтение текста. Работа над выразительностью речи.

- Когда мы читаем произведение, у нас, как у читателей, возникают разные чувства и эмоции. Что мы испытываем?

- Найдите отрывок, как дети искали кошку. Как будем читать? (с отчаянием, грустно)

- Найдите описание котенка. Как будем читать? (с любовью, ласково)

- Найдите отрывок, когда котенку грозила опасность. Как будем читать? (волнение, тревога)

- Найдите отрывок, когда Вася спас котенка (Радость, облегчение)

– За кого волновались? (За котёнка, за Васю).

– За кого волновались больше? (За котёнка)

Почитать с интонацией отрывки.

(На доске появляются названия эмоций и чувств)

  1. Работа в группах.

1 группа. План рассказа.

Составление плана рассказа. Выбор последовательности пунктов плана.

2 группа. Характеристика героев. 

Распределить качества между героями рассказа (Вася, котёнок)

-А какой оказалась девочка Катя?

Ученик из группы представляет плакаты с характеристиками героев.

3 группа. Кинолента. 

Склеить киноленту, выбирая правильную последовательность сюжетных картинок (кадров киноленты).

4 группа. Удивительные факты о кошках. 

Изучить факты о кошках, подготовиться представить классу.

-Что вас удивило? Что вы уже знали?

5 группа. Инсценировка стихотворения Маршака «Котята».

Распределить части стихотворения в верном порядке по смыслу. Подготовиться к выразительной инсценировке стихотворения.

- Какие необычные клички дали маленьким котятам.

-А какие клички еще могут быть? А у ваших котят? Клички из мультфильмов для котов (Том, Гав, Леопольд…)

- Молодцы, ребята, хорошая работа в группах!

Работа по учебнику.

Дети ищут и зачитывают разные отрывки рассказа.

Распределяются на группы по 4-5 человек.

Группы выбирают задания.

Групповая работа.

1 группа. Ученик из группы представляет план.

2 группа. Ученик из группы представляет плакаты с характеристиками героев.

3 группа. 2 ученика вешают киноленту. Кратко пересказывают рассказ.

4 группа. 4 ученика представляют классу факты о кошках.

5 группа. 4 ученика читают стихотворение выразительно.

Проверяют правильность выполнения задания, оценивание работы группы.

Познавательные: умение применить полученные знания в новой ситуации; отбор материала

Регулятивные: самоконтроль и оценивание своей деятельности и деятельности группы; умение планировать, прогнозировать, саморегуляция;

Коммуникативные: умение работать в группе, принимать решения; навыки сотрудничества с одноклассниками и и учителем; умение четко выражать свою мысль, строить высказывания

8.        Итог урока. Рефлексия

- Ребята, как вы думаете, что хотел сказать нам, читателям, Л. Н. Толстой своим рассказом? В чём же основной смысл этого произведения? Как вы теперь понимаете?

Итог урока:

- Какова была цель нашего урока?

Работа с пословицами. (Слайд презентации)

– Прочтите пословицы и выберите ту, которая  подходит к этому тексту:

 Нет друга – ищи, а нашел – береги.

Все хорошо, что хорошо кончается.

Мы в ответе за тех, кого приручили.

Рефлексия:

Кубик Блума (Учащиеся бросают кубик, продолжают фразу, выпавшую на верхней грани кубика)

Домашнее задание: подготовить сообщение о своем домашнем питомце (рассказ и рисунок/фото).

- Этот рассказ о том, что надо отвечать за животных, которых мы заводим, рассказ об ответственности перед братьями меньшими. Л. Н. Толстой хотел этим рассказом показать, что мы должны заботиться о своих домашних питомцах. И если не будем делать этого, то они погибнут. И иногда следует забыть свои страхи и спасать того, кому действительно грозит страшная опасность.

Ответы на вопросы.

Воспроизводят цель урока.

Делают вывод: достигли ли цели.

Работа с пословицами.

Продолжают фразу с кубика

Записывают домашнее задание

Познавательные: умозаключение; умение выбрать главное;

Личностные: самооценивание; выявление пробелов в теме

Регулятивные: самоконтроль и самоорганизация.

Усачёва Наталья Владимировна, учитель начальных классов

Педагогический стаж: 12 лет

МКОУ Венгеровская СОШ №1


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок литературного чтения во 2 классе по теме: Представление темы «Отношение человека к животным» в произведениях русских писателей. Рассказ Л.Н. Толстого «Котёнок» Учитель: Усачёва Наталья Владимировна, учитель начальных классов Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Венгеровская СОШ №1 2023

Слайд 2

Речевая разминка ол – ил – ул – ал Белый кот клубок катал ил – ул – ал – ол Он загнал его под стол ал – ол – ил – ул А затем загнал под стул ел – ил – ёл – ял Долго кот клубок катал ил – ел – юл - ул Потянулся и уснул

Слайд 3

Скороговорка Кошка-крошка на окошке Кашку кушала по крошке.

Слайд 4

Отгадай рассказ Л.Н. Толстого по эмодзи.

Слайд 6

Ответы: «Лев и мышь» «Филипок» «Правда всего дороже» «Старый дед и внучек»

Слайд 7

Работа в паре Произведение Главная мысль «Филипок» Не лгать, не обманывать «Старый дед и внучек» Стремление учиться «Правда всего дороже» За добро платят добром «Лев и мышь» Уважать старших

Слайд 8

Проверка Произведение Главная мысль «Филипок» Стремление учиться «Старый дед и внучек» Уважать старших «Правда всего дороже» Не лгать, не обманывать «Лев и мышь» За добро платят добром

Слайд 9

Словарная работа Подле - около Амбар - строение для хранения зерна, муки Солома - стебли пшеницы, ржи после обмолота Щавель - травянистое дикорастущее растение с кислым вкусом Что было духу - очень быстро

Слайд 10

Работа с пословицами Нет друга – ищи, а нашел – береги. Все хорошо, что хорошо кончается. Мы в ответе за тех, кого приручили.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку Литературное чтение 2 класс Тема: Л.Н.Толстой «Русак».

Презентация к уонспекту урока литературного чтения   Тема: Л.Н.Толстой «Русак».Задачи:образовательные:  дать краткие сведения о великом русской писателе Л. Н.Толстом;познакомить с новым расс...

Урок литературного чтения. УМК "Перспектива". Тема: Л. Н. Толстой « MAMAN». 4класс

Литературное чтение       УМК « ПЕРСПЕКТИВА»                   Тема: Л. Н. Толст...

Проект урока литературного чтения.1 класс.Тема " Л.Н.Толстой " Орел"

Учебный предмет: Литературное чтение.УМК: «Планета знаний». Автор: Э.Э.КацТема урока: Л.Толстой «Орел» (урок № 5, раздел: " Природа и мы"Тип урока: объяснение н...

Разработка проекта к уроку литературного чтения в 3 классе "Любовь человека глазами животных"

В разработке проекта представлены актуальность проекта, все этапы и риски при реализации проекта и продукт проекта....

Урок литературного чтения. 1 класс. Тема: Русская народная сказка "Петух и собака". Идея произведения.

Представлен конспект урока по литературному чтению в 1 классе. УМК "Школа России"....

Конспект открытого урока литературного чтения . 3 класс.Тема: "Тема добра в произведении К.Г.Паустовского "Растрепанный воробей" (2 урок)

Цель урока:создать условия для формирования умения осмысленногочтения литературных произведений на примере произведения К.Г.Паустовского и понимания поступков героев. Через весь урок красной нитью про...

Открытый урок «Отношение человека к животным» в произведениях русских писателей. Рассказ Л.Н. Толстого «Котёнок»

Цели урока:Образовательная:-познакомить учащихся с поучительным рассказом Л.Н. Толстого «Котёнок».- повторить ранее изученные рассказы.Развивающая: - развивать вни...