Урок обучения грамоте "Чтение слогов, слов и предложений с изученными буквами. Закрепление изученного материала"
план-конспект занятия по чтению (1 класс)
Урок по обучению грамоте в 1 дополнительном классе для детей с тяжелыми нарушениями речи.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 57.33 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ СОШ № 164
Красногвардейского района
Урок обучения грамоте
в 1 классе
Тема: «Чтение слогов, слов и предложений с изученными буквами. Закрепление изученного материала»
Составила:
учитель нач. классов М.Ю. Мышко
Санкт-Петербург
2025
Цель урока: повторение и закрепление изученных букв и звуков, формирование навыков осознанного, правильного, слогового, беглого чтения.
Задачи:
Образовательные:
-Закрепить пройденные звуки и буквы;
-Читать слоги, слова и предложения с ними.
Коррекционно-развивающие:
-Корригировать произносительные навыки учащихся;
- Развивать слуховую и зрительную память;
- Продолжить работу над развитием фонематического слуха, фонематических представлений;
- Расширять словарный запас;
- Развивать высшие психические функции.
Воспитательные:
-Воспитывать мотивацию к учению;
- Формировать наблюдательность, интерес к чтению воспитывать внимательное отношение к товарищам.
Оборудование: карточки со словами, картинки: принц, принцесса, злой волшебник, камни, слоговые таблицы, горы, камень, река, лес, конь, карточки с предложениями, звуковые схемы, замок, рыбки со словами.
Ход урока
1. Организационный момент:
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
На уроке слушаем внимательно.
Работаем старательно.
Постановка темы и целей урока.
- Сегодня на уроке мы вспомним все звуки и буквы, которые изучили. Будем
продолжать учиться правильному чтению слогов, слов и предложений.
2. Вступительная беседа:
– В некотором царстве, в некотором государстве жила принцесса. Люди говорили, что нет красивее и добрее девушки на свете. И вот однажды злой волшебник украл принцессу. На помощь решил прийти добрый принц. Но для этого ему нужно будет пройти очень много испытаний, которые будут встречаться на его пути. А одному очень сложно преодолеть все трудности и препятствия, он просит вас ребята помочь ему. Вы готовы?
На доске выставляются картинки: ПРИНЦЕССА, ВОЛШЕБНИК, ПРИНЦ.
– Ребята, злой волшебник узнал, что юноша отправился спасать принцессу. Он завалил дверь замка камнями, и принц не может выйти.
На доске выставляются: КАМНИ.
- Надо помочь принцу и вот первое задание:
3. Актуализация знаний.
- Давайте вспомним, что мы знаем о звуках и буквах?
- На какие две группы они делятся? (Дети: гласные и согласные)
(Дети читают стихи)
1). Воздух свободно идет через рот, | 2). А согласные… согласны |
- А кто из вас может сказать, чем буквы отличаются от звуков?
(Звуки мы произносим и слышим, а буквы мы пишем и читаем)
4. Игра на развитие фонематического восприятия «Поймай звук»
- Если услышите гласный звук – хлопаете в ладоши, если звук согласный – молчите.
Буквы для произнесения:
(А, У, М, О, Н, П, Д, ы, Э, С, В, К, И, Я, Т, Е, З, Ш).
- Хорошо, молодцы, никто не попался!
- Сколько всего гласных звуков? (10)
- Какие бывают гласные (ударные и безударные).
- Какое правило знаем, как определить, сколько в слове слогов? (сколько гласных звуков – столько и слогов)
- А какие «хитрые» звуки есть? (Е, Ё, Ю, Я). Что мы знаем о них (они могут обозначать два звука).
- Когда эти звуки обозначают два звука? (когда стоят в начале слова, после гласного звука и после мягкого и твердого знаков).
5. Речевая разминка
– Молодцы! Давайте расчистим вход от камней. Сейчас проведем речевую разминку и пропоем гласные звуки, и тогда все волшебные камни распадутся на маленькие, и наш принц сможет пройти.
УЧИТЕЛЬ ВЫСТАВЛЯЕТ НА ДОСКЕ БУКВЫ И ОБЪЯСНЯЕТ, КАК ПРАВИЛЬНО НАБРАТЬ ВОЗДУХА И ПЕТЬ НА ОДНОМ ВЫДОХЕ.
(Дети поют хором.)
А-О-У-И-Ы-Э А-И-О-У-Ы-О |
- Что же еще мы знаем о звуках? Согласные звуки бывают какие? (звонкие и глухие, твердые и мягкие. Всегда только твердые, назовите (Ц, Ш, Ж) и всегда только мягкие, назовите их (Й, Ч, Щ), а еще есть буквы, которые звуков не обозначают, какие это буквы? (Ъ и Ь).
6. Дидактическая игра «Твердый-мягкий»
- Скажите, ребята, каким цветом мы в схемах обозначаем согласные твердые и мягкие? (синим цветом– твердые, а зеленым цветом – мягкие).
- А теперь возьмите в руки карточки из схем, в правую руку - синюю; а в левую – зеленую.
Далее учитель показывает картинку, если первый звук твердый – дети показывают синий квадрат, если звук мягкий – то зеленый квадрат. (8 слов ВПЕРЕМЕШКУ)
ЛИСА | ТИГР | МЕДВЕДЬ | ЛЕВ |
ЛОШАДЬ | КОШКА | КУРИЦА | СОБАКА |
НА ДОСКЕ ТОЖЕ СИНИЙ И ЗЕЛЕНЫЙ КВАДРАТЫ. УЧИТЕЛЬ РАССТАВЛЯЕТ КАРТИНКИ С ЖИВОТНЫМИ ПОД НИХ.
- Назовите, одним словом, кто это? (животные)
- На какие группы они разделены? (дикие и домашние животные)
- Какое животное здесь лишнее и почему? (курица – птица)
- Назовите, как называются детеныши этих животных? (ответы детей)
- Молодцы!
- У нашего принца, конечно, есть верный друг, это конь. Чтобы он нашел своего хозяина, надо выполнить следующее задание.
7. Работа со схемами слов
- У нашего принца есть верный друг – КОНЬ. Но его спрятал волшебник. Чтобы они встретились, давайте составим звуковые схемы.
- Составьте звуковую схему слова. (НА ДОСКУ ВЫВЕШИВАЮТСЯ ТАБЛИЧКИ СО СЛОВАМИ)
Параллельно учитель вызывает к доске по 1 ученику на каждое слово. После того, как схема составлена идет проверка и анализ: сколько в слове букв, а звуков? Почему меньше звуков?
Карточки:
ДЫНЯ
ВИШНЯ
ЯБЛОКО
АПЕЛЬСИН
8. Дидактическая игра «Собери букву»
- Посмотрите, теперь на нашем пути встретились горы. По горам нужно пройти быстро, но это очень сложно - нам надо постараться и выполнить задание: собрать разрезанную букву. Она у каждого своя.
ДЕТЯМ РАЗДАЮТСЯ КОНВЕРТЫ С РАЗРЕЗНЫМИ БУКВАМИ. Их нужно сложить (пазл) и назвать слово с буквой.
- Молодцы! Справились!
9. Работа по слоговой таблице.
– Наш принц живет в другой стране и плохо говорит, и читает по-русски. Давайте поможем ему. Сейчас мы с вами будем читать по слоговой таблице.
У КАЖДОГО РЕБЕНКА НА ПАРТЕ СЛОГОВАЯ ТАБЛИЦА.
Учащиеся читают по цепочке, читают строчкой, столбиком.
10. Работа с чистоговорками.
- Принцу надо не только хорошо читать. Но и говорить, а для этого давайте вспомним чистоговорки.
Лы-лы-лы – забиваем мы …(голы) Лу-лу-лу – возле окон на …(полу) Ла-ла-ла – не заметили …(стекла) Лу-лу-лу – мы не били по …(стеклу) Ла-ла-ла – только нет в окне …(стекла) |
11. Чтение слогов со стечением согласных
– Ребята, У НАС НА ПУТИ СТРАШНЫЙ ЛЕС, на каждом дереве висят таблички, со слогами давайте прочитаем их.
УЧИТЕЛЬ РАЗДАЕТ ДЕТЯМ КАРТОЧКИ ДЛЯ ЧТЕНИЯ. БОЛЬШАЯ КАРТОЧКА – НА ДОСКЕ.
смо | кну | вли |
тры | рви | мна |
Обучающиеся читают 1 ряд – 1 строку, 2 ряд – 2 столбик, 3 ряд – 2 строку.
Сейчас я посмотрю, какие вы внимательные.
1. Прочитайте первый слог в первом столбике.
2. Второй слог во второй строке…
3. Слог, который начинается на букву М.
12. Физминутка «Две руки»
Смотрите-ка, вот две руки: правая и левая, Они в ладоши могут бить – и правая, и левая, Они мне могут нос зажать – и правая, и левая Ладошкой могут рот прикрыть – и правая, и левая. С руками я всегда дружу – и с правою, и с левою, И могут ласковыми быть – и правая, и левая. Обнимут вас, ко мне прижмут – и правая, и левая! | (вытягиваем руки вперед по очереди, показывая)! (хлопаем в ладоши)! (по очереди зажимаем нос правой и левой рукой)! (прикрываем рот той и другой рукой)! (руки пожимают друг друга)! (по очереди гладим голову правой и левой рукой)! (обхватываем себя руками – «обнимаем»)! |
13. Чтение предложений. Работа с кассой букв и схемой предложения.
– Наш принц не знает куда дальше ехать. НА ЕГО ПУТИ БОЛОТО. Его конь не сможет сдвинуться с места, если прочитаем, что на написано на карточке.
НА ДОСКЕ КАРТОЧКА, НА КОТОРОЙ НАПЕЧАТАНЫ ДВА ПРЕДЛОЖЕНИЯ. У ДЕТЕЙ НА ПАРТАХ КАРТОЧКИ С ТАКИМИ ЖЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.
На лугу туман. На траву упала роса. |
– Прочитайте эти предложения самостоятельно (про себя). Затем один ученик читает первое предложение вслух.
Анализ предложения:
- Сколько здесь записано предложений? (2)
- Что стоит в конце предложения?
– Сколько слов в этом предложении? (3) Назовите первое слово, второе, третье.
- Прочитаем второе предложение вслух. (ребенок читает второе предложение)
– Сколько слов во втором предложении? (4) Назовите первое слово, второе, третье.
- Наберите на кассе букв второе предложение. (у учеников кассы букв)
– Давайте составим схему ко второму предложению. (Один ученик у доски).
14. Чтение слов. Упражнение в делении слов на слоги.
– Стал двигаться наш принц дальше, и вдруг ВСТРЕТИЛАСЬ ШИРОКАЯ РЕКА. Ребята, как вы заметили, здесь плавают рыбы-слова. Чтобы наш принц смог перебраться через реку, мы должны с вами прочитать слова, определить сколько в нем слогов и поместить рыбку в нужный аквариум.
Каждый ученик берет рыбку, делит на слоги и распределяет ее.
НА ДОСКЕ 3 АКВАРИУМА. НА СТОЛЕ (скатерть) 9 – 10 РЫБ.
1 слог | 2 слога | 3 слога |
15. Физминутка «Абра-кадабра».
– Злой волшебник знает заклинание, чтобы заколдовывать людей.
- А мы сейчас тоже поиграем в заклинания.
«Абра» - медленно сжать ладони в кулаки.
«Кадабра» - медленно разжать кулаки.
Повторить 5-6 раз.
16. Чтение текста. Работа по карточкам.
- А ВОТ И ЗАМОК. ЧТО-ТО НАПИСАНО НА СТЕНАХ.
-Давайте прочитаем текст.
УЧИТЕЛЬ РАЗДАЕТ КАРТОЧКИ С ТЕКСТОМ.
Чтение по цепочке.
Учитель после прочтения текста задает детям вопросы.
Товарищи. У Вани ангина. Он давно не ходит в школу. К мальчику пришли Гриша и Марина. Они рассказали товарищу о школьных делах. Гриша научил его решать новую задачу. Ваня был рад приходу ребят. |
– Почему Ваня не ходит в школу?
– Кто знает, что это за болезнь ангина?
– Кто его навестил?
– Чем занимались ребята?
– Что вы можете сказать о друзьях Вани?
17. Работа со словами – омографами.
– Наш принц наконец-то добрался до замка злого волшебника.
- Чтобы войти в зАмок НУЖНО ОТКРЫТЬ ЗАМОК. (вывешивается)
- Посмотрите у нас два слова на одном написано з`амок , а на втором зам`ок. Нужно правильно поставить слова на свои места, чтоб замок открылся, и мы очутились в замке. НА ДОСКЕ СХЕМЫ К СЛОВАМ? ЗАМОК И ЗАМОК.
(1 ученик выходит и расставляет схемы под картинками)
18. Развитие фонематического синтеза. Игра “Слова”.
– Вот мы и оказались в замке. Чтоб спасти принцессу нужно получить ключ, а для этого мы должны отгадать имя принцессы и принца.
НА ДОСКЕ КАРТОЧКИ С БУКВАМИ ДЛЯ СОСТАВЛЕНИЯ СЛОВ. ПОСЛЕ ОТГАДЫВАНИЯ УЧИТЕЛЬ ВЕШАЕТ КАРТОЧКУ С ПРАВИЛЬНЫМ ИМЕНЕМ.
1. Ребята отгадайте имя принцессы, нужно составить имя принцессы.
Буквы: л н Е а е (Елена).
2. А теперь отгадайте имя принца (составляют имя)
Буквы: а И н в (Иван).
- Молодцы! Справились! А вот и ключ от замкА.
НА ДОСКУ ВЫВЕШИВАЕТСЯ ЗАМОК.
19. Работа с пословицей.
– На доске записана пословица, но у нее не хватает одного слова. Кто пойдет к доске найдет нужное слово и прочитает пословицу.
Друзья познаются в ….. (беде).
(Дети выбирают нужное слово) беде, радости, игре
– Подходит ли к нашему уроку пословица?
20. Подведение итогов урока. Рефлексия.
- Ребята вы сегодня помогли спасти принцессу. Нам с вами пришлось преодолеть много препятствий. Давайте вспомним, какие трудности стояли на нашем пути, и что мы делали, чтобы их преодолеть.
- Оцените свою работу на уроке.
Если у вас все получилось, вы не ошибались и у вас отличное настроение, то поднимите восклицательный знак, а, если все-таки были задания, которые вызвали у вас некоторые затруднения, вопросы, то поднимите – вопросительный знак.
У УЧЕНИКОВ НА СТОЛАХ КАРТОЧКИ С ! И ? ЗНАКАМИ.
Я хочу сказать вам, что вы хорошо поработали! Молодцы!
Рекомендованное задание для закрепления знаний:
На дом вы получаете ……
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ:
Работа со скороговоркой.
– Посмотрите, теперь на нашем пути встретились горы. По горам нужно пройти быстро, но это очень сложно. Вот сейчас вы попробуете произнести скороговорку как можно быстрее. Но для этого ее нужно прочесть.
Три сороки-тараторки Тараторили на горке. | (Самостоятельное чтение. Чтение хором с увеличением темпа.) |
Дидактическая игра «Узнай звук»
НА ДОСКУ ВЫВЕШИВАЕТСЯ ШЛЯПА И ЗВОНОК.
- Отлично, а теперь давайте поиграем в игру «Узнай звук».
- Я буду показывать вам картинку, вам надо определить первый звук, и, если он согласный звонкий – мы поставим картинку под звонок, если он глухой – то под шляпу.
Учитель показывает картинки, ученики выходят к доске и распределяют картинки. (По 3 картинки на звонкий и глухой звук).
- Молодцы, справились с этим непростым заданием.
Дидактическая игра «Собери букву»
1) Возьмите 6 счетных палочек и составьте из них букву О.
2) Уберите 1 палочку, чтобы получилась буква П.
3) Переместите 2 счетных палочки так, чтобы стала буква Е.
4) Переместите 1 палочку, будет буква Ь.
5) Положите 1 палочку, чтобы получилась буква Б.
Упражнения на отработку плавного, быстрого чтения.
– Ребята, посмотрите, у меня написаны слова. Из этих слов мы должны составить лестницу, чтобы теперь спуститься с горы. Найдите слово, которое состоит из 2 букв (ау) (выходит учащийся и составляет лестницу), из 3 букв (дом), из 4 – (пила), из 5 – корка, из 6 – волосы.
ау
дом
пила
корка
волосы
(Учитель закрывает все слова)
– Кто был внимательный и помнит, какое слово состояло из 4 букв? (пила)
Какое слово было последним? (Волосы)
Упражнение на согласование числительного с существительными мужского, женского и среднего рода «Сосчитай слово 1-2-5»
– Чтобы нам с вами подняться по горе, нужна лестница. Наша лестница состоит из слов. Нужно сказать правильно, как 1-2-5 предметов. Например: 1 лестница, 2 лестницы, 5 лестниц… Слова: Дом, замок, принцесса, конь, яблоко.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия по Обучению Грамоте в подготовительной к школе группе на тему «Закрепление изученных букв»
Урок прекрасно вписывается в программу обучения грамоте учащихся подготовительного класса. К уроку имеется презентация...

Конспект урока в 1 классе по обучению грамоте "Слово-знак. Знаки городов Золотого кольца. Закрепление изученных букв."
"Слово – это знак. Знаки городов Золотого кольцаЗакрепление изученных букв."Данный конспект урока может быть полезен и интересен учителям начальных классов, воспитателям детски...

Технологическая карта урока обучения письму 1 класс УМК Школа России на тему: Повторение изученных букв. Письмо слогов, слов, предложений с изученными буквами.
Технологическая карта урока составления в соответствии ФГОС....

Урок обучения грамоте и самоанализ урока в 1 классе. «Чтение слов с изученными буквами. Закрепление изученного материала»
Тема урока: «Чтение слов с изученными буквами».Тип урока: урок рефлексии. Цель урока: закреплять знания о буквах Ее, Ёё и звуках, которые эти буквы обозначают, о роли этих букв в обоз...
Технологическая карта урока обучение грамоте "Чередование звонких и глухих согласных. Чтение текстов с изученными буквами" (УМК «Школа России», 1 класс)
Цель урока: Обобщение знаний обучающихся о звонких и глухих согласныхЗадачи урокаДидактические: 1 Обобщить и систематизировать знания о звонких и глухих согласных 2 Выработать умение читать тексты с и...

Чтение в 1 классе. Тема: "Чтение слогов, слов и предложений с изученными буквами. Закрепление изученного материала."
quot;Чтение слогов, слов и предложений с изученными буквами. Закрепление изученного материала."...

Конспект урока по литературному чтению на тему: "Чтение слогов, слов и предложений с изученными буквами. Закрепление пройденного материала"
Тип урока: Закрепление пройденного материала Цель урока: формировать навык осознанного слогового чтенияПланируемые предметные результатыДостаточный уровень- различать звуки на с...