Снег теперь уже не тот
план-конспект занятия по чтению (2 класс)
Урок литературного чтения и изобразительного искусства "Снег теперь уже не тот"
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 354.14 КБ |
Предварительный просмотр:
- Организационный момент
Мы урок начнём с разминки,
Выпрямляем свои спинки.
На носочках потянулись,
Вправо-влево повернулись
И друг другу улыбнулись,
Раз, два, три, четыре, пять –
Урок пора нам начинать.
- Ребята, сегодня на уроке у нас присутствуют гости. Поприветствуйте их.
Тихо сядьте девочки,
Тихо сядьте мальчики.
Урок поэзии сегодня,
Урок добра и красоты,
А добро творить –
Людям радость дарить.
- Проверьте, всё ли у вас готово к уроку.
- Сегодня у нас немного необычный урок. Урок литературного чтения и изобразительного искусства, объединённые одной темой.
- Как вы думаете, для чего нам нужны уроки литературного чтения и изобразительного искусства?
(чтобы уметь красиво и правильно говорить самим, и чтобы приятно было слушать другим, чтобы уметь красиво рисовать …)
- Введение в тему
- Ребята, посмотрите на доску. Рассмотрите иллюстрацию. К какому времени года относится эта иллюстрация? Почему? Как вы догадались?
- Какие ещё приметы весны вы знаете?
- Какие ещё времена года вы знаете?
- Какое время года сейчас?
- Какое время года будет после весны?
- Давайте назовём все времена года по порядку начиная с зимы.
- Какой месяц начинает весну?
- Назовите все весенние месяцы.
- Кто догадался, о чём сегодня будем говорить на уроке?
(О весне)
- Верно, сегодня мы с вами будем говорить о весне, замечательном и прекрасном времени года, когда вся природа просыпается и оживает после зимнего сна.
- Ребята, мы свами живём на крайнем севере, в НАО, потому у нас наступает весна позже. Ещё много снега, он ещё не тает, наша река Печора ещё тоже закована льдом, солнышко светит, но ещё не греет …
- У коренных жителей НАО – ненцев, приход весны связывают с вороной. Именно серая ворона – это первая перелётная птица, которая появляется в ненецкой тундре после долгой и холодной зимы. Она начинает вить гнёзда и громко каркать, зовя весну и пробуждая природу. Поэтому у коренных народов севера ворона (варнэ) считается птицей, несущей на хвосте весну и жизнь. В её честь 7 апреля проводится праздник Варне яля (Вороний день).
- По календарю уже наступила весна, но за окном, в нашем северном краю, ещё властвует зима.
- Давайте проверим, не перепутаете ли вы два этих времени года: весну с зимой?
- Поработайте в группах. Выполните задание. Не забывайте правила работы в группах.
Зима ушла, весна … (пришла)
Зима холодная, весна … (тёплая)
Зимой сугробы высокие, весной … (низкие)
Зимой снег чистый, весной … (грязный)
- Давайте проверим. Поднимите руки, чья группа выполнила без ошибок? Молодцы!
- Рассмотрите следующую иллюстрацию.
- Можем ли мы сказать, что эта иллюстрация посвящена весне? А какому времени года? Почему?
- К какому произведению эта иллюстрация? («Кот и лодыри»)
- Кто написал это произведение? (Самуил Яковлевич Маршак)
- Давайте вспомним, что мы знаем об этом поэте.
Родился Самуил Яковлевич Маршак 3 ноября 1887 года в городе Воронеже. Детство и юность писатель провёл в Острогожске. Семья жила небогато, но дружно. Маршак всю жизнь был большим другом детей. Он написал много произведений для детей.
(Выставка книг)
В своих произведениях он учил ребят радоваться красоте поэтического слова.
- У С.Я. Маршака есть замечательная сказка в стихах «Двенадцать месяцев», мы с вами смотрели мультфильм по этой сказке.
(Книга)
Это славянская сказка в пересказе Маршака.
Давайте вспомним содержание…
В сказке рассказывается о жизни девушки в доме с мачехой и сводной сестрой. Однажды услышав приказ юной королевы, мачеха отправляет падчерицу в новогоднюю ночь за подснежниками в лес. Девушка понимает, что ей грозит гибель, но идёт на поиски цветов в стужу. Замёрзшая падчерица выходит на поляну, на которой горит костёр, а вокруг него греются двенадцать братьев-месяцев. Они внимательно слушают главную героиню, и Апрель, поскольку нарушается очерёдность нескольких месяцев, просит братьев уступить ему часок, чтобы помочь ей. Она возвращается домой счастливая с подснежниками и волшебным колечком,
- В этой сказке месяц Март, когда Февраль передавал ему посох, запел весеннюю песенку, которая начиналась со слов «Снег теперь уже не тот…».
- Давайте сформулируем тему урока. (Самуил Яковлевич Маршак «Снег теперь уже не тот…»)
- Сегодня мы познакомимся со стихотворением из сказки «Двенадцать месяцев».
- Какие задачи поставим? Что бы вы хотели узнать и чему научиться?
(познакомиться с новым произведением, научиться читать выразительно, научимся описывать приход весны- создадим картину весенней природы…)
- У нас сегодня не только урок литературного чтения, но и изобразительного искусства. Чему ещё будем учиться?
- Кто-то любит лето, кто-то зиму, кто-то осень, а кто-то весну. У каждого своё любимое время года. Каждое время года прекрасно по-своему. И эта красота всегда вдохновляла поэтов и писателей, художников и композиторов на создание прекрасных произведений. Надо уметь не просто видеть, а наблюдать. Замечать большое в малом, выражать свои чувства и радоваться всему прекрасному, что нас окружает. Этому мы и будем сегодня учиться.
- Работа по теме урока
- Предположите, из названия стихотворения, о чём нам расскажет автор? (о весне)
- Сейчас вы услышите это стихотворение. Закройте глазки и постарайтесь представить себе картину, описанную автором стихотворения.
(Читаю стихотворение)
- Понравилось ли вам стихотворение? Чем?
- Какое настроение хотел передать нам Маршак? Выберите. Обоснуйте.
На слайде: Восторженное, печальное, весёлое, праздничное, радостное, грустное.
(Восторженное, весёлое, праздничное, радостное, так как начитается весна, природа просыпается и это всё радует поэта).
- Какие картины возникли в вашем воображении, после того, как вы услышали это стихотворение? Что вы представили?
- Какие краски бы вы использовали, чтобы передать на картине это настроение: светлые или тёмные?
- Откройте учебник на с. 115.
- Прочитайте самостоятельно стихотворение. Читайте медленно, карандашом отметьте непонятные слова.
- Какие непонятные слова вам встретились?
Стёжки –
Верба –
Другое название вербы, более привычное для нас, – ива. Большинство видов ив любят влажность и селятся в сырых местах, в сухих же местах (на склонах, песках и т. п.). В нашем суровом климате растут карлики – ивы.
При слове «верба» возникают ассоциации с тонкими веточками, усыпанными пушистыми шариками, похожими на почки. Оказывается, пушистые шарики вовсе не почки, а … цветы. Просто появляются они ещё до распускания листьев и имеют столь необычный внешний вид.
Именно в таком виде это удивительное растение получило свою популярность благодаря православному празднику, называемому Вербным Воскресеньем. В этот праздник веточками вербы, принесёнными из церкви, шутливо бьют друг друга, а в первую очередь детей, для того, чтобы они были здоровенькими.
С давних времён существует поверье, что когда верба расцветает, то передаёт здоровье, кто её коснётся.
Верба – один из самых древних символов весеннего возрождения природы, жизненной силы, здоровья и быстрого роста. Верба считается оберегом от стихийных бедствий, от града, вихря, грома, бури. В славянском фольклоре вербу очень ценят, из неё делали музыкальный инструмент – дудочку, по приданию которая могла развеселить самого грустного человека, заставить его танцевать.
- Мы с вами в начале урока вспомнили приметы весны. А какие приметы весны вы услышали в стихотворении С.Я. Маршака?
- Почему снег стал уже не тот? (был белый, пушистый, лёгкий, мягкий, а стал – рыхлый, тяжёлый; появились проталины)
- Какими словами поэт описал таяние снега? (уже не тот, потемнел)
- Как он сообщил о ледоломе? (треснул, будто раскололи)
- Как мы узнали, что птицы тоже радуются приходу весны? (зачирикал воробей)
- Какими словами он назвал тропинки? (стёжки)
- С чем сравнил серёжки на вербах? (с серебром)
- Не только поэты изображают весну в своих произведениях, но и художники.
Издавна в России весну любили и славили в своем творчестве не только поэты, но и русские живописцы выплескивали на свои холсты весенние мотивы с изображением талой мартовской воды, первых лучей солнца, лазурного весеннего неба, первоцветов и молодой травы. Многие творцы находили необыкновенную красоту в ранней весне и о ней говорили одни - изумительной лирикой, а иные - кистью и красками.
- Посмотрите на доску. Вы видите картины художников, изобразивших весну.
- Удалось ли художникам передать на своих картинах приметы весны? Как вы догадались, что на картинах изображена весна?
- Чем поэты рисуют картины? (словом)
- А художники? (красками)
- Вы были активными собеседниками. Но настал момент стать художниками.
- Как вы понимаете выражение «И на вербах серебром светятся серёжки»?
(Сергей Михалков сравнивает серёжки на вербе с серебряными. Всё дело в том, что на солнце серый цвет серёжек вполне можно принять за серебряный. А хорошее настроение от весенней погоды волне может оживить наше воображение и представить такие серёжки как нечто особенное и ценное, то есть в виде серебра.
- Вот и мы с вами постараемся изобразить веточку вербы, украшенную серебряными серёжками.
(Образец)
- Какие цвета мы будем использовать?
- Давайте внимательно рассмотрим веточку вербы. На ветке есть серёжки. Раньше их называли – барашки. Я в своём детстве называла их котиками.
- Какой они формы? (овальной)
- А что ещё можно сказать о барашках, какие они? (маленькие, пушистые, мягкие…)
- Как расположены барашки? (поочерёдно)
- Какие ветки вербы? (прямые, ровные, не разветвляются)
- К сожалению, очарование цветущей вербы недолговечно. Она отцветает, барашки отпадают и на их месте появляются листики. А наши нарисованные веточки будут долго нас радовать.
- На голубом фоне коричневой краской рисуем ветку, без предварительной прорисовки карандашом.
(Дети рисуют)
- Чтобы наши барашки не приобрели коричневый цвет от веточки, нам надо дать время ей подсохнуть.
- Пока веточка подсыхает, предлагаю поработать в парах.
- У русского народа есть много пословиц и поговорок, связанные с вербой.
- Найдите начало и конец пословицы.
Без вербы где верба, там и вода.
Верба распутицу ведёт; не весна.
Где вода, там и верба; гонит с реки последний лёд.
- Давайте проверим. Поднимите руки, чья пара выполнила без ошибок? Молодцы!
- Наша веточка подсохла.
- Теперь белой гуашью рисуем барашки поочерёдно с одной и с другой стороны веточки.
- Пока наши веточки подсыхают, мы поработаем над выразительным чтением.
- Что значит выразительно читать?
- Читать выразительно – значит выбрать правильный тон, темп, правильно расставить паузы. Но особенно важно представить в своём воображении то, о чём читаешь, выразить своё отношение к воображаемому.
- Подготовьтесь читать стихотворение выразительно.
(Дети готовятся)
- Прежде, чем мы послушаем стих в вашем исполнении, давайте потренируем язычок. Выполним речевую разминку. Прочитайте про себя, обратите внимание на последнее предложение. Какой знак стоит в конце? Как называется такое предложение? С какой интонацией будем читать?
(девочки-мальчики-вместе)
Ра-ра-ра – нам весну встречать пора.
На-на-на – в гости к нам идёт весна.
Не-не-не – очень рады мы весне!
- Кто попробует прочитать стихотворение выразительно?
(Дети читают)
- Ваши работы подсохли. И теперь пришло время полюбоваться вашими веточками вербы.
- Мы просим выйти первый ряд, и показать свои работы. Второй… Третий …
- У вас у всех получились красивые работы. С вашими веточками мы продолжим работать на уроке технологии и создадим коллективное панно, которое будет украшать наш класс к вербному воскресенью, который в этом году отмечается 17 апреля.
- Рефлексия
- Мы сегодня с вами познакомились со стихотворением о весне С.Я. Маршака «Снег уже совсем не тот…», вспомнили приметы весны, нарисовали веточку вербы. Нам бы хотелось проверить, как вы запомнили приметы весны.
- Среди данных слов найдите те слова, которые связаны с темой «Весна»: дождь, солнце, гроза, ручей, сосулька, верба, метель, тучи, листопад, цветы.
(дети выходят к доске и подчёркивают слова)
- Подведение итогов урока
- Всё закрыли, положили на край парты.
- О каком времени года говорили?
- С каким произведением сегодня познакомились?
- Чем интересен был сегодняшний урок?
- Какие задачи ставили перед собой в начале урока?
- Удалось ли нам их достичь?
- Что узнали нового?
- Пригодятся ли вам знания этого урока в дальнейшей жизни? Где будем применять полученные знания?
- На следующих уроках мы продолжим знакомиться с произведениями других поэтов о весне, узнаем, как они представляли себе весну.
- Посмотрите, какая красивая у нас ваза с веточками вербы. Давайте нарядим нашу вербу ленточками. Если вам всё понравилось, у вас всё получилось, украсьте веточку зелёной ленточкой. А если нет, считаете, что ещё нужно работать или у вас были какие-то трудности во время ответов, то завяжите красную ленточку.
(Дети завязывают ленточки)
- Я вижу, что ленточки стали очень нарядными.
- Все большие молодцы! Активно работали на уроке, не ленились, отвечали на все вопросы. Спасибо за урок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема:« Сочинение по наблюдениям с элементами описания «Снег теперь уже не тот». УМК "Школа России" 2 класс
В учебном материале содержится план урока и методическая разработка с подготовительными заданиями....

С.Я.Маршак "Снег теперь уже не тот..."
Технологическая карта урока литературного чтения во 2 классе по теме "С.Я.Маршак "Снег теперь уже не тот..."." (по ФГОС)....

ЛИРИЧЕСКИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ А. БЛОКА «НА ЛУГУ», С. МАРШАКА «СНЕГ ТЕПЕРЬ УЖЕ НЕ ТОТ…»
Создать условия для ознакомления со стихотворениями о весне; способствовать развитию памяти, навыков чтения и анализа стихотворного текста...
Подготовка к сочинению - описанию по теме: "Снег теперь уже не тот". УМК "Школа России" 2 класс
В методической разработке содержится подготовительный материал, С помощью заданий ученики учатся составлять план сочинения, а, используя лексический материал, учатся грамматиче...
Конструкт урока по литературному чтению "Снег теперь уже не тот"
С.Я.Маршак "Снег теперь уже не тот". 2 класс...

С. Маршак «Снег теперь уже не тот…».
Создать условия для ознакомления со стихотворениями о весне; способствовать развитию памяти, навыков чтения и анализа стихотворного текста....


