Снег теперь уже не тот
план-конспект занятия по чтению (2 класс)

Бурчик Татьяна Васильевна

Урок литературного чтения и изобразительного искусства "Снег теперь уже не тот" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sneg_teper_uzhe_ne_tot.docx354.14 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Организационный момент

Мы урок начнём с разминки,

Выпрямляем свои спинки.

На носочках потянулись,

Вправо-влево повернулись

 И друг другу улыбнулись,

Раз, два, три, четыре, пять –

Урок пора нам начинать.

- Ребята, сегодня на уроке у нас присутствуют гости. Поприветствуйте их.

Тихо сядьте девочки,

Тихо сядьте мальчики.

Урок поэзии сегодня,

Урок добра и красоты,

А добро творить –

Людям радость дарить.

- Проверьте, всё ли у вас готово к уроку.

- Сегодня у нас немного необычный урок. Урок литературного чтения и изобразительного искусства, объединённые одной темой.

- Как вы думаете, для чего нам нужны уроки литературного чтения и изобразительного искусства?

(чтобы уметь красиво и правильно говорить самим, и чтобы приятно было слушать другим, чтобы уметь красиво рисовать …)

  1. Введение в тему

- Ребята, посмотрите на доску. Рассмотрите иллюстрацию. К какому времени года относится эта иллюстрация? Почему? Как вы догадались?

- Какие ещё приметы весны вы знаете?

- Какие ещё времена года вы знаете?

- Какое время года сейчас?

- Какое время года будет после весны?

- Давайте назовём все времена года по порядку начиная с зимы.

- Какой месяц начинает весну?

- Назовите все весенние месяцы.

- Кто догадался, о чём сегодня будем говорить на уроке?

(О весне)

- Верно, сегодня мы с вами будем говорить о весне, замечательном и прекрасном времени года, когда вся природа просыпается и оживает после зимнего сна.

- Ребята, мы свами живём на крайнем севере, в НАО, потому у нас наступает весна позже. Ещё много снега, он ещё не тает, наша река Печора ещё тоже закована льдом, солнышко светит, но ещё не греет …

- У коренных жителей НАО – ненцев, приход весны связывают с вороной. Именно серая ворона – это первая перелётная птица, которая появляется в ненецкой тундре после долгой и холодной зимы. Она начинает вить гнёзда и громко каркать, зовя весну и пробуждая природу. Поэтому у коренных народов севера ворона (варнэ) считается птицей, несущей на хвосте весну и жизнь. В её честь 7 апреля проводится праздник Варне яля (Вороний день).

- По календарю уже наступила весна, но за окном, в нашем северном краю, ещё властвует зима.

- Давайте проверим, не перепутаете ли вы два этих времени года: весну с зимой?

- Поработайте в группах. Выполните задание. Не забывайте правила работы в группах.

Зима ушла, весна … (пришла)

Зима холодная, весна … (тёплая)

Зимой сугробы высокие, весной … (низкие)

Зимой снег чистый, весной … (грязный)

- Давайте проверим. Поднимите руки, чья группа выполнила без ошибок? Молодцы!

- Рассмотрите следующую иллюстрацию.

 https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/026b/000fb9da-60afbda5/3/hello_html_7d8c6a17.jpg

- Можем ли мы сказать, что эта иллюстрация посвящена весне? А какому времени года? Почему?

- К какому произведению эта иллюстрация? («Кот и лодыри»)

- Кто написал это произведение? (Самуил Яковлевич Маршак)

- Давайте вспомним, что мы знаем об этом поэте.

Родился Самуил Яковлевич Маршак 3 ноября 1887 года в городе Воронеже. Детство и юность писатель провёл в Острогожске. Семья жила небогато, но дружно. Маршак всю жизнь был большим другом детей. Он написал много произведений для детей.

(Выставка книг)

В своих произведениях он учил ребят радоваться красоте поэтического слова.

- У С.Я. Маршака есть замечательная сказка в стихах «Двенадцать месяцев», мы с вами смотрели мультфильм по этой сказке.

 (Книга)

Это славянская сказка в пересказе Маршака.

Давайте вспомним содержание…

В сказке рассказывается о жизни девушки в доме с мачехой и сводной сестрой. Однажды услышав приказ юной королевы, мачеха отправляет падчерицу в новогоднюю ночь за подснежниками в лес. Девушка понимает, что ей грозит гибель, но идёт на поиски цветов в стужу. Замёрзшая падчерица выходит на поляну, на которой горит костёр, а вокруг него греются двенадцать братьев-месяцев. Они внимательно слушают главную героиню, и Апрель, поскольку нарушается очерёдность нескольких месяцев, просит братьев уступить ему часок, чтобы помочь ей. Она возвращается домой счастливая с подснежниками и волшебным колечком, 

- В этой сказке месяц Март, когда Февраль передавал ему посох, запел весеннюю песенку, которая начиналась со слов «Снег теперь уже не тот…».

- Давайте сформулируем тему урока. (Самуил Яковлевич Маршак «Снег теперь уже не тот…»)

- Сегодня мы познакомимся со стихотворением из сказки «Двенадцать месяцев».

- Какие задачи поставим? Что бы вы хотели узнать и чему научиться?

(познакомиться с новым произведением, научиться читать выразительно, научимся описывать приход весны- создадим картину весенней природы…)

- У нас сегодня не только урок литературного чтения, но и изобразительного искусства. Чему ещё будем учиться?

- Кто-то любит лето, кто-то зиму, кто-то осень, а кто-то весну. У каждого своё любимое время года. Каждое время года прекрасно по-своему. И эта красота всегда вдохновляла поэтов и писателей, художников и композиторов на создание прекрасных произведений. Надо уметь не просто видеть, а наблюдать. Замечать большое в малом, выражать свои чувства и радоваться всему прекрасному, что нас окружает. Этому мы и будем сегодня учиться.

  1. Работа по теме урока

- Предположите, из названия стихотворения, о чём нам расскажет автор? (о весне)

- Сейчас вы услышите это стихотворение. Закройте глазки и постарайтесь представить себе картину, описанную автором стихотворения.

(Читаю стихотворение)

- Понравилось ли вам стихотворение? Чем?

- Какое настроение хотел передать нам Маршак? Выберите. Обоснуйте.

На слайде: Восторженное, печальное, весёлое, праздничное, радостное, грустное.

(Восторженное, весёлое, праздничное, радостное, так как начитается весна, природа просыпается и это всё радует поэта).

- Какие картины возникли в вашем воображении, после того, как вы услышали это стихотворение? Что вы представили?

- Какие краски бы вы использовали, чтобы передать на картине это настроение: светлые или тёмные?

- Откройте учебник на с. 115.

- Прочитайте самостоятельно стихотворение. Читайте медленно, карандашом отметьте непонятные слова.

- Какие непонятные слова вам встретились?

Стёжки –

Верба –

Другое название вербы, более привычное для нас, – ива. Большинство видов ив любят влажность и селятся в сырых местах, в сухих же местах (на склонах, песках и т. п.). В нашем суровом климате растут карлики – ивы.

При слове «верба» возникают ассоциации с тонкими веточками, усыпанными пушистыми шариками, похожими на почки. Оказывается, пушистые шарики вовсе не почки, а … цветы. Просто появляются они ещё до распускания листьев и имеют столь необычный внешний вид.

Именно в таком виде это удивительное растение получило свою популярность благодаря православному празднику, называемому Вербным Воскресеньем. В этот праздник веточками вербы, принесёнными из церкви, шутливо бьют друг друга, а в первую очередь детей, для того, чтобы они были здоровенькими.

С давних времён существует поверье, что когда верба расцветает, то передаёт здоровье, кто её коснётся.

Верба – один из самых древних символов весеннего возрождения природы, жизненной силы, здоровья и быстрого роста. Верба считается оберегом от стихийных бедствий, от града, вихря, грома, бури. В славянском фольклоре вербу очень ценят, из неё делали музыкальный инструмент – дудочку, по приданию которая могла развеселить самого грустного человека, заставить его танцевать.

- Мы с вами в начале урока вспомнили приметы весны. А какие приметы весны вы услышали в стихотворении С.Я. Маршака?

- Почему снег стал уже не тот? (был белый, пушистый, лёгкий, мягкий, а стал – рыхлый, тяжёлый; появились проталины)

- Какими словами поэт описал таяние снега? (уже не тот, потемнел)

-  Как он сообщил о ледоломе? (треснул, будто раскололи)

- Как мы узнали, что птицы тоже радуются приходу весны? (зачирикал воробей)

- Какими словами он назвал тропинки? (стёжки)

- С чем сравнил серёжки на вербах? (с серебром)        

 

- Не только поэты изображают весну в своих произведениях, но и художники.

Издавна в России весну любили и славили в своем творчестве не только поэты, но и русские живописцы выплескивали на свои холсты весенние мотивы с изображением талой мартовской воды, первых лучей солнца, лазурного весеннего неба, первоцветов и молодой травы. Многие творцы находили необыкновенную красоту в ранней весне и о ней говорили одни - изумительной лирикой, а иные - кистью и красками.

- Посмотрите на доску. Вы видите картины художников, изобразивших весну.

- Удалось ли художникам передать на своих картинах приметы весны? Как вы догадались, что на картинах изображена весна?

- Чем поэты рисуют картины? (словом)

- А художники? (красками)

- Вы были активными собеседниками. Но настал момент стать художниками.

- Как вы понимаете выражение «И на вербах серебром светятся серёжки»?

(Сергей Михалков сравнивает серёжки на вербе с серебряными. Всё дело в том, что на солнце серый цвет серёжек вполне можно принять за серебряный. А хорошее настроение от весенней погоды волне может оживить наше воображение и представить такие серёжки как нечто особенное и ценное, то есть в виде серебра.

- Вот и мы с вами постараемся изобразить веточку вербы, украшенную серебряными серёжками.

(Образец)

- Какие цвета мы будем использовать?

-  Давайте внимательно рассмотрим веточку вербы. На ветке есть серёжки. Раньше их называли – барашки. Я в своём детстве называла их котиками.

- Какой они формы? (овальной)

- А что ещё можно сказать о барашках, какие они? (маленькие, пушистые, мягкие…)

- Как расположены барашки? (поочерёдно)

- Какие ветки вербы? (прямые, ровные, не разветвляются)

- К сожалению, очарование цветущей вербы недолговечно. Она отцветает, барашки отпадают и на их месте появляются листики. А наши нарисованные веточки будут долго нас радовать.

- На голубом фоне коричневой краской рисуем ветку, без предварительной прорисовки карандашом.

(Дети рисуют)

- Чтобы наши барашки не приобрели коричневый цвет от веточки, нам надо дать время ей подсохнуть.

- Пока веточка подсыхает, предлагаю поработать в парах.

- У русского народа есть много пословиц и поговорок, связанные с вербой.

- Найдите начало и конец пословицы.

Без вербы                                               где верба, там и вода.

Верба распутицу ведёт;                       не весна.

Где вода, там и верба;                          гонит с реки последний лёд.

- Давайте проверим. Поднимите руки, чья пара выполнила без ошибок? Молодцы!

- Наша веточка подсохла.

- Теперь белой гуашью рисуем барашки поочерёдно с одной и с другой стороны веточки.

- Пока наши веточки подсыхают, мы поработаем над выразительным чтением.

- Что значит выразительно читать?

- Читать выразительно – значит выбрать правильный тон, темп, правильно расставить паузы. Но особенно важно представить в своём воображении то, о чём читаешь, выразить своё отношение к воображаемому.

- Подготовьтесь читать стихотворение выразительно.

(Дети готовятся)

- Прежде, чем мы послушаем стих в вашем исполнении, давайте потренируем язычок. Выполним речевую разминку. Прочитайте про себя, обратите внимание на последнее предложение. Какой знак стоит в конце? Как называется такое предложение? С какой интонацией будем читать?

(девочки-мальчики-вместе)

Ра-ра-ра – нам весну встречать пора.

На-на-на – в гости к нам идёт весна.

Не-не-не – очень рады мы весне!

- Кто попробует прочитать стихотворение выразительно?

(Дети читают)

- Ваши работы подсохли. И теперь пришло время полюбоваться вашими веточками вербы.

- Мы просим выйти первый ряд, и показать свои работы. Второй… Третий …

- У вас у всех получились красивые работы. С вашими веточками мы продолжим работать на уроке технологии и создадим коллективное панно, которое будет украшать наш класс к вербному воскресенью, который в этом году отмечается 17 апреля.

  1. Рефлексия

- Мы сегодня с вами познакомились со стихотворением о весне С.Я. Маршака «Снег уже совсем не тот…», вспомнили приметы весны, нарисовали веточку вербы. Нам бы хотелось проверить, как вы запомнили приметы весны.

- Среди данных слов найдите те слова, которые связаны с темой «Весна»: дождь, солнце, гроза, ручей, сосулька, верба, метель, тучи, листопад, цветы.

(дети выходят к доске и подчёркивают слова)

  1. Подведение итогов урока

- Всё закрыли, положили на край парты.

- О каком времени года говорили?

- С каким произведением сегодня познакомились?

- Чем интересен был сегодняшний урок?

- Какие задачи ставили перед собой в начале урока?

- Удалось ли нам их достичь?

- Что узнали нового?

- Пригодятся ли вам знания этого урока в дальнейшей жизни? Где будем применять полученные знания?

- На следующих уроках мы продолжим знакомиться с произведениями других поэтов о весне, узнаем, как они представляли себе весну.  

- Посмотрите, какая красивая у нас ваза с веточками вербы. Давайте нарядим нашу вербу ленточками. Если вам всё понравилось, у вас всё получилось, украсьте веточку зелёной ленточкой. А если нет, считаете, что ещё нужно работать или у вас были какие-то трудности во время ответов, то завяжите красную ленточку.

(Дети завязывают ленточки)

- Я вижу, что ленточки стали очень нарядными.

- Все большие молодцы! Активно работали на уроке, не ленились, отвечали на все вопросы. Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

С. Я. Маршак. "Снег теперь уже не тот..."

Презентация к уроку литературного чтения. 2 класс...

Тема:« Сочинение по наблюдениям с элементами описания «Снег теперь уже не тот». УМК "Школа России" 2 класс

В учебном материале содержится план  урока и методическая разработка с подготовительными заданиями....

С.Я.Маршак "Снег теперь уже не тот..."

Технологическая карта урока литературного чтения во 2 классе  по теме "С.Я.Маршак "Снег теперь уже не тот..."." (по ФГОС)....

ЛИРИЧЕСКИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ А. БЛОКА «НА ЛУГУ», С. МАРШАКА «СНЕГ ТЕПЕРЬ УЖЕ НЕ ТОТ…»

Создать условия для ознакомления со стихотворениями о весне; способствовать развитию памяти, навыков чтения и анализа стихотворного текста...

Подготовка к сочинению - описанию по теме: "Снег теперь уже не тот". УМК "Школа России" 2 класс

В  методической разработке содержится  подготовительный материал, С  помощью заданий ученики учатся составлять план сочинения, а, используя лексический материал, учатся грамматиче...

Конструкт урока по литературному чтению "Снег теперь уже не тот"

С.Я.Маршак "Снег теперь уже не тот". 2 класс...

С. Маршак «Снег теперь уже не тот…».

Создать условия для ознакомления со стихотворениями о весне; способствовать развитию памяти, навыков чтения и анализа стихотворного текста....