Б. Шергин «Собирай по ягодке – наберешь кузовок»
план-конспект урока по чтению (3 класс)
Б.Шергин "Собирай по ягодке - наберешь кузовок"
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 31.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Литературное чтение
3 класс
________________
Тема: Б. Шергин «Собирай по ягодке – наберешь кузовок» | Тип: «открытие» нового знания | ||||||||||||||||||
Цель урока: создать условия для понимания обучающимися смысла авторского текста. | |||||||||||||||||||
Планируемые результаты | |||||||||||||||||||
Предметные: | Метапредметные: | Личностные: | |||||||||||||||||
|
|
| |||||||||||||||||
Ход урока | |||||||||||||||||||
Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающихся | ||||||||||||||||||
Мотивация к деятельности | |||||||||||||||||||
1.Организационный момент - Прозвенел урок, начинается урок. - Тихо сели. - С малой удачи начинается успех. Я желаю вам сегодня на уроке смело идти вперед, не стоять на месте. А что не сделаете сами, сделаем вместе. | |||||||||||||||||||
Актуализация необходимых знаний | |||||||||||||||||||
2.Проверка домашнего задания - Вспомните, пожалуйста, что было задано на дом? - К какому литературному жанру относятся пословицы? - Можно ли пословицы отнести с фольклору? Почему? - Почему мы так часто обращаемся к этому жанру? - У меня пустая корзина. Предлагаю вам ее наполнить пословицами. Выходя к доске, надо прочитать пословицу, объяснить ее смысл и положить в корзинку. | -Выписать пословицы о труде и объяснить их смысл. - Устное народное творчество. -УНТ и фольклор- синонимы - Заключена мудрость народа (дети выходят к доске, читают пословицы, объясняют их смысл, складывают в корзинку тетради) | ||||||||||||||||||
Организация познавательной деятельности | |||||||||||||||||||
Введение в тему урока - Я тоже нашла пословицу, только вам надо ее собрать. (по, наберешь, собирай, ягодке, кузовок) -Что получилось? - Как вы ее понимаете? - Нужно ли идти в лес за ягодами, чтобы собирать ягоды, о которых идет речь в пословице? - В каких случаях ее можно применять? - Какая тема этой пословицы? Можно ли ее поместить в нашу корзинку? - Много пословиц собрали, целая корзинка получилась. Что их объединяет? Определение темы урока - Как вы думаете, о чем мы сегодня будем читать? - Откройте учебник. - Сегодня мы начинаем изучать новый раздел. Прочитайте его название. -Как связаны пословицы из д/з с названием раздела? - Чему мы научимся, читая произведения данного раздела? - Чему мы будем учиться? - В чем отличие: научимся и будем учиться? - С какими авторами познакомимся? - Откройте следующую страницу. Прочитайте название произведения. - Каким по жанру может быть этот текст? Почему? - Чему мы должны будем учиться во время знакомства с текстом? Работа с текстом до чтения - О чем может быть произведение с таким названием? Выскажите свое предположение. - Рассмотрите иллюстрацию. Кто, по вашему мнению, герои этого произведения? - Какие они? -Что делают? -О чем говорят? - Обычно фамилия автора может нам подсказать содержание или тему произведения. Прочитайте фамилию автора. - Знакома ли вам эта фамилия? Хотите познакомиться с этим интересным человеком? Знакомство с автором Борис Викторович Шергин родился в 1896 году в г. Архангельске. Отец был кораблестроителем. Мать – занималась воспитанием детей. Маленький Боря называл ее «хранительницей слова» за то, что она рассказывала ему былины. Б.Шергин использовал в своих произведениях лексику Архангельского края, увлекался фольклором. Все произведения Б.Шергина учат нас добру, справедливости, трудолюбию. - Как вы поняли слова «использовал лексику Архангельского края»? Чем она отличается от нашей с вами лексики? - В рассказе Б.Шергина мы встретимся с диалектной лексикой (т.е. с такими словами, которые встречаются только в Архангельской области). Словарная работа - Перед тем, как мы с вами прочитаем текст, обратите внимание на такие слова, как: красавито, сдумает, незалёжливого. - Можно ли их назвать «диалектными»? - Что они обозначают? Подберите синонимы. - Как вы думаете, на какие слова вам нужно будет акцентировать внимание во время чтения? Выделите их. Физминутка Работа с текстом во время чтения (первичное чтение вслух с остановками, комбинированное; учитель с детьми ведет диалог с текстом) Стр.124 (проверим свои предположения) - Кто главные герои произведения? - Какой представляет бабушку автор? -Вспомните биографию автора, на кого похожа бабушка? - В чем выражается ее доброта? - Как вы понимаете выражение «беседовала рассудительно»? - Сравните описание с иллюстрацией. Есть ли соответствие? - Что означают слова «твоя бабка из песен сделана, из пословиц сложена»? Стр. 125 (1 абзац) - Какое звание имела бабушка? - Объясните значение слов «мастер малярного» дела. - Что еще умела бабушка? Словарная работа:
- О какой профессии не говорилось в тексте? Стр. 125 - Кто такой «паркетчик»? - Найдите слова и выражения, которые относятся к диалектной лексике. - Как понимаете смысл этого высказывания. - Каким был Митя, как вам кажется? - Прочитайте пословицу. Объясните ее значение. - Почему Митю-паркетчика художником называли? Прочитайте. - Какой вам представляется работа паркетчика? Стр. 126 - Как менялось настроение Мити? Найдите в тексте подтверждение ваших слов, прочитайте. - Почему так произошло? - Что значит «не продвинулось «не на полмизинца»? - Вам встретились слова: академия, академик, профессор. О ком или о чем идет речь? Словарная работа:
Стр.127 - Почему Митя плакал? Прочитайте. - Что для Мити значило доверие мастера? - Как мастер оценил работа Мити? Прочитайте. (прилежный) - Кто может сказать про себя, что он прилежный? - Подберите синонимы к этому слову. - Антонимы. - Сделайте вывод, какого человека, мы называем прилежным. (определение в словаре: усердный, добросовестный, усидчивый ) - О какой работе можно сказать «комар носа не подточит»? - Какой совет дал мастер Мите? - Как вы думаете, выполнить работу «величиной с ладошку» это много или мало? - Хотите попробовать выполнить подобную работу сами? (практическая работа в парах. Вспомнить правила работы в паре.) - Какой вывод можно сделать по окончании работы с «паркетом»? Какая это работа? Стр.128 - Что все время пугало Митю? - Что говорит автор про Митины руки? (золотые) - Какое значение может быть у этого слова? - Какие слова или выражения были не понятны? (словарная работа) - Почему у Мити все получилось? - А могло быть иначе? - Чем закончила свой рассказ бабушка? Работа с текстом после чтения - Как вы поняли, почему автор дал такое название рассказу? - Чему хотел научить автор своим произведением? (главная мысль) - Почему в рассказе много диалектной лексики? |
(большое начинается с малого, «собирай по ягодке – наберешь кузовок») Б.Шергин использовал в своих произведениях лексику Архангельского края. | ||||||||||||||||||
Рефлексия деятельности | |||||||||||||||||||
- Кто из героев вам понравился больше? Почему? - Поставьте себя на место Мити. Что бы вы сделали по-другому? - Случалось ли с вами такое: надо сделать срочную работу, а вы ее откладываете? Как выходили из этой ситуации? Кто выступал в роли мастера в вашем случае? - Откройте начало раздела и скажите, чему мы должны были научиться и чему учились на уроке? Домашнее задание Ответить на вопросы после текста - Спасибо за работу, урок окончен. | |||||||||||||||||||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно- методический комплект на тему:"Б.В.Шергин.Собирай по ягодке.наберешь кузовок."класс.
конспект+презентация...

УМК "Школа России" 3 класс. "Б. Шергин «Собирай по ягодке – наберешь кузовок»"
Цели: познакомить учащихся с новым разделом, биографией Б.В. Шергина и его произведением «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок»Планируемые результаты:Предметные: познакомятся с...

Конспект урока по литературному чтению, тема: Б. Шергин «Собирай по ягодке – наберешь кузовок» (3 класс, УМК "Школа России")
Цели деятельности учителя: создание условий для ознакомления учащихся с произведением Б. Шергин «Собирай по ягодке – наберешь кузовок», с жизнью и творчеством писателя.Планируемые ре...

Конспект урока по литературному чтению, тема: Б. Шергин «Собирай по ягодке – наберешь кузовок» (3 класс, УМК "Школа России")
Цели деятельности учителя: продолжение работы над произведением Б. Шергин «Собирай по ягодке – наберешь кузовок»; осознание детьми смысла рассказа и выполнение пересказа.Планируемые ...

Б.Шергин "Собирай по ягодке - наберешь кузовок" (презентация + конспект)
Конспект урока по литературному чтениюТема: Б. Шергин «Собирай по ягодке – наберешь кузовок».Класс: 3БУМК: Школа РоссииЦель: Познакомить учащихся с произведением Б. Шерги...

