Б. Шергин «Собирай по ягодке – наберешь кузовок»
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Силантьева Елена Владимировна

Б.Шергин "Собирай по ягодке - наберешь кузовок"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 3_klass_shergin.docx31.64 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Литературное чтение

3 класс

________________ 

Тема: Б. Шергин «Собирай по ягодке – наберешь кузовок»

Тип: «открытие» нового знания

Цель урока: создать условия для понимания обучающимися смысла авторского текста.

Планируемые результаты

Предметные:

Метапредметные:

Личностные:

  • Использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику данного текстов, участвовать в обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
  • Умение использовать простейшие виды анализа: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, находить средства выразительности.
  • Ставить учебную задачу в совместной деятельности с учителем;
  • Определять тему и главную мысль текста;
  • Находить в тексте информацию, представленную в явном и неявном виде;
  • Строить речевое высказывание, выражая свое отношение к прочитанному тексту;
  • Оценивать результаты своей деятельности.

  • Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.
  • Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
  • Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Мотивация к деятельности

1.Организационный момент

- Прозвенел урок, начинается урок.

- Тихо сели.

- С малой удачи начинается успех. Я желаю вам сегодня на уроке смело идти вперед, не стоять на месте. А что не сделаете сами, сделаем вместе.

Актуализация необходимых знаний

2.Проверка домашнего задания

- Вспомните, пожалуйста, что было задано на дом?

- К какому литературному жанру относятся пословицы?

- Можно ли пословицы отнести с фольклору? Почему?

- Почему мы так часто обращаемся к этому жанру?

-  У меня пустая корзина. Предлагаю вам ее наполнить пословицами. Выходя к доске, надо прочитать пословицу, объяснить ее смысл и положить в корзинку.

-Выписать пословицы о труде и объяснить их смысл.

- Устное народное творчество.

-УНТ и фольклор- синонимы

- Заключена мудрость народа

(дети выходят к доске, читают пословицы, объясняют их смысл, складывают в корзинку тетради)

Организация познавательной деятельности

Введение в тему урока

- Я тоже нашла пословицу, только вам надо ее собрать.

 (по,   наберешь,  собирай,   ягодке,    кузовок)

-Что получилось?

- Как вы ее понимаете?

- Нужно ли идти в лес за ягодами, чтобы собирать ягоды, о которых идет речь в пословице?

- В каких случаях ее можно применять?

- Какая тема этой пословицы? Можно ли ее поместить в нашу корзинку?

-  Много пословиц собрали, целая корзинка получилась. Что их объединяет?

Определение темы урока

- Как вы думаете, о чем мы сегодня будем читать?

- Откройте учебник.

- Сегодня мы начинаем изучать новый раздел. Прочитайте его название.

-Как связаны пословицы из д/з с названием раздела?

- Чему мы научимся, читая произведения данного раздела?

- Чему мы будем учиться?

- В чем отличие: научимся и будем учиться?

- С какими авторами познакомимся?

- Откройте следующую страницу.

Прочитайте название произведения.

- Каким по жанру может быть этот текст? Почему?

- Чему мы должны будем учиться во время знакомства с текстом?

Работа с текстом до чтения

- О чем может быть произведение с таким названием? Выскажите свое предположение.

- Рассмотрите иллюстрацию. Кто, по вашему мнению, герои этого произведения?

- Какие они?

-Что делают?

-О чем говорят?

- Обычно фамилия автора может нам подсказать содержание или тему произведения. Прочитайте фамилию автора.

- Знакома ли вам эта фамилия? Хотите познакомиться с этим интересным человеком?

Знакомство с автором

Борис Викторович Шергин родился в 1896 году в г. Архангельске. Отец был кораблестроителем. Мать – занималась воспитанием детей. Маленький Боря называл ее «хранительницей слова» за то, что она рассказывала ему былины. Б.Шергин использовал в своих произведениях лексику Архангельского края, увлекался фольклором. Все произведения Б.Шергина учат нас добру, справедливости, трудолюбию.

- Как вы поняли слова «использовал лексику Архангельского края»? Чем она отличается от нашей с вами лексики?

- В рассказе Б.Шергина мы встретимся с диалектной лексикой (т.е. с такими словами, которые встречаются только в Архангельской области).

Словарная работа

- Перед тем, как мы с вами прочитаем текст, обратите внимание на такие слова, как:

красавито, сдумает, незалёжливого.

- Можно ли их назвать «диалектными»?

- Что они обозначают? Подберите синонимы.

- Как вы думаете, на какие слова вам нужно будет акцентировать внимание во время чтения? Выделите их.

Физминутка

Работа с текстом во время чтения

(первичное чтение вслух с остановками, комбинированное; учитель с детьми ведет диалог с текстом)

Стр.124

(проверим свои предположения)

- Кто главные герои произведения?

- Какой представляет бабушку автор?

-Вспомните биографию автора, на кого похожа бабушка?

- В чем выражается ее доброта?

- Как вы понимаете выражение «беседовала рассудительно»?

- Сравните описание с иллюстрацией. Есть ли соответствие?

- Что означают слова «твоя бабка из песен сделана, из пословиц сложена»? 

Стр. 125 (1 абзац)

- Какое звание имела бабушка?

- Объясните значение слов «мастер малярного» дела.

- Что еще умела бабушка?

Словарная работа:

Штукатур

внутренняя и внешняя отделка зданий

Маляр

занимается окраской зданий, сооружений, предметов интерьера

Плотник

механическая обработка дерева,  и превращением необработанной древесины в детали, конструкции       и стройматериалы.

                   

- О какой профессии не говорилось в тексте?

Стр. 125

- Кто такой «паркетчик»?

- Найдите слова и выражения, которые относятся к диалектной лексике.  

- Как понимаете смысл этого высказывания.

- Каким был Митя, как вам кажется?

- Прочитайте пословицу. Объясните ее значение.

- Почему Митю-паркетчика художником называли? Прочитайте.

- Какой вам представляется работа паркетчика?

Стр. 126

- Как менялось настроение Мити? Найдите в тексте подтверждение ваших слов, прочитайте.

- Почему так произошло?

- Что значит «не продвинулось «не на полмизинца»?

- Вам встретились слова: академия, академик, профессор. О ком или о чем идет речь?

Словарная работа:

Академия

Высшее учебное заведение

Академик

это наивысшая ученая степень

Профессор

учёное звание и должность преподавателя или научного сотрудника

Стр.127

- Почему Митя плакал? Прочитайте.

- Что для Мити значило доверие мастера?

- Как мастер оценил работа Мити? Прочитайте. (прилежный)

- Кто может сказать про себя, что он прилежный?

- Подберите синонимы к этому слову.

- Антонимы.

- Сделайте вывод, какого человека, мы называем прилежным. (определение в словаре: усердныйдобросовестныйусидчивый )

- О какой работе можно сказать «комар носа не подточит»?

- Какой совет дал мастер Мите?

- Как вы думаете, выполнить работу «величиной с ладошку» это много или мало?

- Хотите попробовать выполнить подобную работу сами? (практическая работа в парах. Вспомнить правила работы в паре.)

- Какой вывод можно сделать по окончании работы с «паркетом»? Какая это работа?

Стр.128

- Что все время пугало Митю?

- Что говорит автор про Митины руки? (золотые)

- Какое значение может быть у этого слова?

- Какие слова или выражения были не понятны?

(словарная работа)

- Почему у Мити все получилось?

- А могло быть иначе?

- Чем закончила свой рассказ бабушка?

Работа с текстом после чтения

- Как вы поняли, почему автор дал такое название рассказу?

- Чему хотел научить автор своим произведением? (главная мысль)

- Почему в рассказе много диалектной лексики?

- Только упорный и кропотливый труд может привести к ожидаемому результату

- Если предстоит большая работа и сразу ее выполнить трудно, поэтому ее делят на части

- Тема пословицы – о труде

Тема - труд

(дети открывают учебник по закладке)

- Название раздела – пословица,

 которую мы составили

(дети читают и отвечают)

- Будем учиться не только в этом разделе,

но и в других разделах

(дети читают и отвечают)

-Художественный текст, ведется рассказ о чем-либо, автор использует выразительные средства речи.

- Понимать тему и главную мысль, выразительно читать,

(бабушка и внук)

(добрые, ..)

(беседуют, пьют чай, …)

(с этим автором встречаемся первый раз)

Красавито – красиво, хорошо

Сдумает – подумает, придумает

Незалёжливый – работящий, труженик

(маркировочное чтение)

«добрая, приветливая»

«говорила весело, каждого утешит»

(разумно, обстоятельно, вдумчиво)

Похожа на мать Бориса Шергина («хранительницей слова»)

- Интересно рассказывает, знает много из устного народного творчества

«мастер малярного» дела

«штукатурное и малярное дело», «древесную породу понимает»

- Плотник - это неявная информация, это можно только предположить из слов

«древесную породу понимает»

Паркетчик - рабочий, который занимается изготовлением и настилкой паркета

«работа любит не молодца, а незалежливого»

(высказывают свои предположения)

«Глаза страшатся, руки делают» (Говорится тогда, когда приходится приниматься за работу, которой не видно конца)

(работа с текстом)

Трудоемкой, трудной, кропотливой

Сначала – радовался новой важной работе, потом – паника, расстройство

 - Работа не выполнялась, ничего нового не было сделано

«Мастер. Я обманул ваше доверие»

(высказывают свое мнение)

Качественно выполненная

На партах конверты, в которых небольшой круг – столешница и разной формы детали, из которых надо выложить узор.

Трудная….

много пустого места оставалось, не успеет)

«вылощил волчьим зубом»  

 выполнил совет мастера

работа с текстом

                         

                                                         

(большое начинается с малого, «собирай по ягодке – наберешь кузовок»)

Б.Шергин использовал в своих произведениях лексику Архангельского края.

Рефлексия деятельности

- Кто из героев вам понравился больше? Почему?

- Поставьте себя на место Мити. Что бы вы сделали по-другому?

- Случалось ли с вами такое: надо сделать срочную работу, а вы ее откладываете? Как выходили из этой ситуации? Кто выступал в роли мастера в вашем случае?

- Откройте начало раздела и скажите, чему мы должны были научиться и чему учились на уроке?

Домашнее задание

Ответить на вопросы после текста

- Спасибо за работу, урок окончен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Б.Шергин.Собирай по ягодке-наберешь кузовок.

Презентация к уроку литературного чтения в 3 классе....

УМК "Школа России" 3 класс. "Б. Шергин «Собирай по ягодке – наберешь кузовок»"

Цели: познакомить учащихся с  новым разделом, биографией Б.В. Шергина и его произведением «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок»Планируемые результаты:Предметные: познакомятся с...

Конспект урока по литературному чтению, тема: Б. Шергин «Собирай по ягодке – наберешь кузовок» (3 класс, УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: создание условий для ознакомления учащихся с произведением Б. Шергин «Собирай по ягодке – наберешь кузовок», с жизнью и творчеством писателя.Планируемые ре...

Конспект урока по литературному чтению, тема: Б. Шергин «Собирай по ягодке – наберешь кузовок» (3 класс, УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: продолжение работы над произведением Б. Шергин «Собирай по ягодке – наберешь кузовок»; осознание детьми смысла рассказа и выполнение пересказа.Планируемые ...

Б.Шергин "Собирай по ягодке - наберешь кузовок" (презентация + конспект)

Конспект урока по литературному чтениюТема:  Б. Шергин «Собирай по ягодке – наберешь кузовок».Класс: 3БУМК: Школа РоссииЦель:  Познакомить учащихся с произведением Б. Шерги...