ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА
статья по чтению

Белорукова Галина Николаевна

ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ

СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_chitatelskaya_gramotnost.doc68.5 КБ

Предварительный просмотр:

Г.Н.Белорукова

Г.Красноярск, Россия

ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ

СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА

В сегодняшнем мире, когда научно-технический прогресс неумолимо несет человечество вперед, информация и знания становятся основой экономики, интеллектуальное развитие и культура личности приобретают стратегическое значение, понятие грамотного человека постоянно расширяется, включая в себя все новые составляющие. По-прежнему главным связующим звеном между человеком и знаниями остается чтение.

Сегодня читательская культура личности высоко оценивается мировым сообществом: 2003–2013 годы были объявлены ЮНЕСКО «Международным десятилетием грамотности». А 2015 год в России был объявлен годом Литературы. Однако в России, как и во многих странах мира, наблюдается снижение уровня читательской культуры населения. В результате огромного количества перемен в жизни общества за последние двадцать лет статус чтения, его роль, отношение к нему сильно меняется. Проблема чтения находится в настоящее время в зоне особо пристального внимания. Неутешительны результаты международной оценки качества чтения учащихся общеобразовательных школ России. Результаты получены в рамках программы PISA - Programme for International Student Assessment: Monitoring Knowledge and Skills in the New Millennium (Программа международной оценки обучающихся: Мониторинг знаний и умений в новом тысячелетии). Среди 32 стран Россия оказалась в 2000 году на 27 месте; в 2003 - на 33 месте среди 40 стран. По данным ВЦИОМ (Всероссийского центра изучения общественного мнения) – в нашей стране 73,5% нечитателей.

Читатели отличаются от нечитателей уровнем развития интеллекта. Читатели способны мыслить в рамках проблем, схватывать целое, выявлять противоречия и связь явлений, более адекватно оценивать ситуацию, быстрее находить правильные решения. Они имеют больший объём памяти и активное творческое воображение, лучше владеют речью. Они точнее формулируют мысли, свободнее пишут, легче вступают в контакты и приятны в общении, более критичны, самостоятельны в суждениях и поведении. Таким образом, чтение формирует качества наиболее духовно зрелого, просвещённого, культурного и социально ценного человека. В начале XXI века дети действительно читают «не то» и «не так», как предыдущие поколения.

Большинство развитых стран, в том числе и Россия, активно предпринимает меры с целью противодействовать снижению интереса к чтению, исходя из понимания роли чтения в развитии общества. Возникшая в детстве нелюбовь к чтению и трудности при восприятии текста, как правило, сопровождают потом человека всю жизнь. Сегодняшний мир — другой. Компьютер и телевизор отняли у детей время и желание читать. Однако они способны и привлечь их к книге. Надо только суметь этой способностью воспользоваться. Речь идет о том, чтобы от просмотра интересной передачи перекинуть мост к чтению школьника – предложить ему прочитать книгу на тему передачи, которая увлекла. Неоднозначное влияние на детей оказывает и компьютер. С одной стороны, через Интернет он открыл ребенку доступ к мировым запасам информации. Не выходя из дома, он может получить оперативную, многоаспектную информацию по любому вопросу. Однозначной помехой общения с книгой является слабая техника чтения, касающаяся более всего младших школьников. Школьник, читающий по слогам, не способен полноценно воспринимать книгу. Поэтому так важно именно в этот период научить ребенка читать, сформировать у него техническую сторону чтения, умение работать с научно-познавательным и художественным текстом, обеспечить полноценное восприятие доступного художественного текста, чтобы оно оказало максимальное воздействие на растущего человека.

Современная ситуация характеризуется отсутствием у детей и их родителей интереса к книге, прежде всего к произведениям художественной литературы, низким уровнем читательского восприятия даже у выпускников школ. Нас не может не тревожить уровень речевой грамотности, коммуникативной культуры, предпочтение русскому слову иностранной лексики. Наше национальное богатство – художественная литература, «создавшая феномен русских мозгов», – отвергнута современным русским человеком.

Родители жалуются, что детей трудно заставить читать. Часто обращаются к педагогам за советом: как пробудить у ребенка интерес к чтению? Данные научных исследований говорят о том, что отношение человека к книге формируется в младшем школьном возрасте. Только одни уроки чтения, литературы не помогают повышению интереса к чтению. Если ребенок до 12 лет в свободное время не любит читать, то потом поздно будет его приучить к чтению. Именно тогда решается вопрос, будет ли отношение читателя к книге активным или умеренно пассивным. Важно отметить и то, что в наши дни, когда школа переориентируется с развития памяти ребенка на развитие его мышления, роль книги неизмеримо возрастает.

Психологи А. В. Запорожец и М. М. Рубинштейн отмечают, что читательская деятельность ребёнка начинается задолго до систематического обучения чтению. Чтение-слушание, чтение-разглядывание, чтение-общение, чтение-размышление, чтение-переживание – все эти виды читательской деятельности доступны малышу. От того, насколько грамотно родители, педагоги сумеют приоткрыть ребёнку дверь в книжный мир, во многом зависит его судьба, его шанс успешно учиться, получить общественное признание и достичь личностно значимых целей. К основным достижениям раннего детства психологи относят речемыслительную деятельность, развитие образного восприятия и логического мышления, освоение разных видов творческой деятельности (рисование, лепка, конструирование и т. д.). И во всём этом ведущее место принадлежит книге и чтению. Одним из основных условий развития интереса к чтению является читающая семья. Во-первых, если в семье читают вслух, то это сплачивает и объединяет всех её членов. Во-вторых, дети в такие минуты осознают и приобретают некие духовные ценности. Чувство духовной близости с родителями может побуждать их к чтению, но уже для себя.

Чтобы чтение казалось ребёнку интересным, а не скучным занятием, необходимо поощрять его воображение. Побуждать его угадывать развитие сюжета, представлять персонажей книги, вдумываться в слова, осознавая их многозначность. Исходя из этого, показателями читательского интереса младших школьников являются: положительное отношение к самой читательской деятельности ("люблю читать"); заинтересованность конкретными книгами ("хочу эти книги"); увлечение самим процессом чтения ("не могу оторваться от книги"); стремление поделиться с другими радостью от общения с книгой («хочу, чтобы другие об этой книге узнали»).

С. Соловейчик говорил: "Нет наслаждения книгой - нет чтения, нет читателя. Безучастное перелистывание страниц, холодное наблюдение за происходящим в книге — это не чтение. Любование искусством писателя и поэта, смакование слова и сочетаний слов, восторг по поводу удачного выражения, изумление перед мастерством изображения и описания, волнение, вызванное глубиной мысли, — вот чтение". Любование, смакование, восторг, изумление, волнение в своей совокупности и составляют феномен, называемый читательским интересом.

Для многих современных девчонок и мальчишек интереснее стал компьютер, видео и телепрограммы, а не книга.

Потеря интереса к чтению является одной из самых острых и трудноразрешимых проблем. По мнению А. М. Кушнира, кандидата психологических наук, одной из причин является коренным образом изменяющаяся информационная культура человечества. Мультимедийные формы хранения, представления и восприятия информации вытесняют традиционное чтение. Чтения не становится меньше, оно по-прежнему главная интеллектуальная технология, независимо от того, на чем отображается текст - на бумаге или на экране, но оно становится другим - некнижным.

Ребенок окружен множеством привлекательных вещей. Это интерактивные - движущиеся, звучащие, реагирующие - живые и интересные в его представлении предметы и процессы вытесняют книгу из обихода детей, в возрасте сенситивном для врастания в книжную культуру. Но не дети уходят из книжной цивилизации, а книжная цивилизация освобождает часть пространства для цивилизации экранной.

Стратегия жизни уже в меньшей степени ориентирована на чтение. Жизненный успех стал зависеть не столько от способности читать, сколько от эрудиции, общей культуры, прагматических компетенций. И с этим мнением нельзя не согласиться.

Но все исследователи едины в одном: чтение есть и будет основное средством обучения, инструментом познания окружающего мира. Чтение - это предмет, которым надо овладеть каждому ребенку, так как с помощью чтения обучают другим предметам.

Сегодня никого не надо убеждать в том, какую огромную роль в приобщении детей к духовно-нравственным ценностям, в развитии гармоничной личности играет литературное образование.

В связи с этим на современном этапе тем важнее становится роль школы, учебного предмета, личного примера учителя в развитии интереса к чтению у младших школьников, в формировании прочного и полноценного навыка грамотного чтения.

Чтение – одно из важнейших средств формирования личности. С одной стороны, чтение является предметом обучения, а с другой, средством обучения. Из книг, в том числе и учебных по различным предметам, ребенок получает разнообразные знания. Чтение литературных произведений всегда выполняющих познавательную, эстетическую и воспитательную функции формирует эмоциональную сферу, нравственно эстетические идеалы, взгляды, отношения ребенка. От того, читают ли дети, что и как читают, зависит их сегодняшний успех и завтрашняя судьба, а в совокупности, судьба России, ее будущее. Детское чтение называют интеллектуальным ресурсом страны, главным резервом развития человеческого потенциала нации. Мировой опыт подсказывает: надо как можно раньше приобщать ребенка к книге и чтению – кладезю знаний, идей, мудрости и опыта. Начальная школа первая начинает реализовать общую основную цель обучения – формирование личности учащегося.

Чтение – это важнейшее условие формирования мыслительных способностей. В.А. Сухомлинский, когда исследовал причины умственной отсталости школьников, правильно подметил: «Если в начальной школе дети мало читали, мало мыслили, у них складывалась структура малодеятельного мозга».

Поэтому ФГОС нового поколения выделил новые, отличные от предыдущего стандарта, цели изучения литературного чтения:

  • осознание значимости чтения для личного развития;
  • формирование потребности в систематическом чтении;
  • понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);
  • умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
  • достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
  • умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

Еще в 2012 году, когда мои ученики были второклассниками, я столкнулась с очевидной проблемой – нежелание детей читать, и задумалась о том, что можно изменить в своей работе, чтобы у учащихся улучшилась не только скорость чтения, которая является необходимым условием хорошей учёбы в средней школе, но и умение работать с информацией, как в явном, так и в неявном виде, умение размышлять о прочитанном и давать ему оценку. Несколько лет темой моего профессионального самообразования являлась «Формирование читательской грамотности младших школьников».

Читательская грамотность, понимаемая, как способность учащихся к осмыслению текстов различного содержания и формата, как способность к использованию прочитанного в различных жизненных ситуациях, в том числе и для достижения своих целей, расширения знаний и возможностей, становится значимым результатом начального образования.

Реализуя тему самообразования, на уроках литературного чтения и окружающего мира использую такие задания:

  • выбрать из текста или придумать к нему заголовок;
  • сформулировать тезис, выражающий общий смысл текста;
  • объяснить порядок инструкций, предлагаемых в тексте;
  • объяснить назначение карты, рисунка и т.д.
  • обнаружить соответствие между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом; умение выбрать из сформулированных идей текста наиболее общую, доминирующую (умение ученика отличать основные идеи от второстепенных или обнаруживать основную идею в заголовке текста и формулировке его главной темы);
  • «пробежать» текст глазами, определить его основные элементы и заняться поисками необходимой информации, порой в иной (синонимической) форме, чем в вопросе;
  • сравнить и противопоставить заключенную в тексте информацию разного характера;
  • обнаружить в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов, сделать выводы из сформулированных посылок, вывести заключение о намерении автора или главной мысли текста;
  • связать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников;
  • оценить утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире, найти доводы в защиту своей точки зрения (этот аспект понимания текста подразумевает достаточно высокий уровень умственных способностей, нравственного и эстетического развития учащих).

Таким образом, прививая любовь к чтению с раннего детства, закладываются основы духовного и нравственного развития ребёнка, способствующие его лучшей социализации в современном обществе.

Литература.

  1. Лутошкина В.Н., Плеханова Е.Н. Формирование читательской грамотности младших школшьников. Учебно-методическое пособие.
  2. Оморокова М.И. Чтение в начальных классах. Тула: ООО Изд-во «Родничок», 2003. – 124 с.
  3. Рубинштейн Л. С. Основы Общей психологии. – СПб. : Издательство «Питер», ;712 с.
  4. Светловская Н.Н. Чтение как обязательный компонент современной системы образования /Начальная школа. 2002. – № 7. – С.24-29.
  5. Сухомлинский В.А. О воспитании / Составитель и автор вступит. очерков С. Соловейчик. М., 1985. – 265 с.
  6. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – М., 2011
  7. Цукерман Г.А. Учимся читать и писать. М., 1994. -121 с.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблема сквернословия в современном обществе среди учащихся начальных классов

Проблема сквернословия в настоящее время очень актуальна. Слово является важной составляющей нашего общения. Слово – это и средство передачи информации, и возможность выразить своё отношени...

Читательский дневник как средство формирования читательской культуры младшего школьника

В статье описаны составляющие читательский культуры, возможности читательский дневника в их формировании, описан опыт использования дневника в первом классе...

Выступление на районном вебинаре «Формирование читательской компетентности младших школьников» с опытом работы «Формирование читательской компетентности младших школьников через технологию продуктивного чтения на уроках ОРКСЭ»

Учитель высшей квалификационной категории МБОУ Междуреченская СОШ Кондинского района ХМАО-Югра В.В.Ворошилова. Выступление с опытом работы «Формирование читательской компетентности младших школь...

Социализация обучающихся с проблемами слуха в современном обществе. Роль воспитателя.

Роль воспитателя в специальном обучении и подготовке обучающихся с проблемами слуха к самостоятельной жизни, в решении проблем социализации в условиях современной социально-экономической ситуации в ст...

Актуальные проблемы формирования читательской грамотности в современной школе.

Статья на тему: "Актуальные проблемы формирования читательской грамотности в современной школе"...

ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

   Сегодня читательская культура личности высоко оценивается мировым сообществом: 2003–2013 годы были объявлены ООН десятилетием грамотности. Однако в России, как и во многих ст...

Проблема социализации детей в обществе

В статье описаны основные направления работы по формированию социализации у детей с ОВЗ...