Социализация обучающихся с проблемами слуха в современном обществе. Роль воспитателя.
материал (3, 4 класс)

Раднаева Альбина Жаргаловна

Роль воспитателя в специальном обучении и подготовке обучающихся с проблемами слуха к самостоятельной жизни, в решении проблем социализации в условиях современной социально-экономической ситуации в стране

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sotsializatsiya_uchashchihsya_s_problemami_sluha.docx22.05 КБ

Предварительный просмотр:


ГБОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа интернат I-II вида»

Доклад

Тема: «Социализация обучающихся с проблемами слуха в современном обществе.

Роль воспитателя»

Автор: Раднаева Альбина Жаргаловна

Должность: Воспитатель

г. Улан-Удэ

2019 г.

В условиях современной социально-экономической ситуации в стране большое значение имеет роль специального обучения и воспитания в подготовке обучающихся с проблемами слуха к самостоятельной жизни, в решении проблем социализации. В этой связи переосмысливаются цели, задачи, содержание и технологии обучения и воспитания, обучающихся с проблемами развития.

Человек в современном обществе должен быть готов к овладению разными социальными ролями, к приобретению и смене профессий, должен уметь приспосабливаться к быстро изменяющимся обстоятельствам жизни. При хорошей адаптации он успешно выполняет социальные роли, имеет высокий социальный статус, психологическую удовлетворенность социальной средой.

Наблюдения и практика обучения глухих и слабослышащих детей показывают, что лица с недостатками слуха со сложными нарушениями развития испытывают значительные трудности при включении их в социум не только слышащих людей, но и в микросоциум глухих и слабослышащих.

Проблема социального развития глухих и слабослышащих детей при сложной структуре нарушений развития является значимым направлением в современной отечественной сурдопедагогике.

Проблемы социального воспитания, социального развития ребенка с нарушениями слуха в сурдопедагогике, до последнего времени, не были объектом специального изучения, не разрабатывалось программно-методическое обеспечение этого процесса. На первый план выдвигалась проблема обучения глухих и слабослышащих языку, математике и другим учебным предметам.  Достижения в социальной адаптации рассматривались чаще всего в качестве побочного результата обучения и воспитания обучающихся с нарушениями слуха. Однако результаты подобной работы, как показывает практика, не удовлетворяли педагогов и родителей. Вместе с тем известно, что этап детства особенно важен для становления личности, для освоения жизненных ценностей, норм, образцов поведения, для присвоения культуры общества. Процесс социализации начинается с самого рождения человека и продолжается всю жизнь; для данного процесса характерна последовательность постепенно усложняющихся этапов, их преемственность. Запаздывание с решением вопросов социализации на каждом этапе отрицательно сказывается на личностном развитии ребенка.

Подготовить обучающихся с нарушением слуха, к жизни в обществе гораздо сложнее, чем их нормально развивающихся сверстников. Вместе с тем, целенаправленная работа по социализации необходима в силу изолированности этих обучающихся (жизнь в интернате, в окружении глухих и слабослышащих детей).

Л.С. Выготский определял последствия отклонений в развитии как «социальный вывих» и считал, что специальное воспитание должно быть подчинено социальному, слиться с ним, быть его составной частью.

Социальное воспитание обучающихся должно пронизывать все разделы коррекционной работы, и педагоги должны акцентировать внимание обучающихся на   социальных отношениях в процессе сюжетно-ролевых, театрализованных и других игр, упражнений, формирующих партнерские отношения, навыки взаимодействия друг с другом.

Большое значение придается на взаимодействие обучающихся с родителями. Семья играет важную роль в социализации глухого и слабослышащего ребенка. Родители формируют у детей навыки самообслуживания, положительное отношение к учебе, готовя детей к участию в бытовом и общественно-полезном труде.

Только подражая родителям, ребенок постепенно приобретает такие нравственные качества, как доброта, правдивость, дисциплинированность и трудолюбие. Следует иметь в виду, что представления о морали, которые слышащий ребенок может усвоить самостоятельно, не сформируются у детей с нарушениями слуха без специальной педагогической работы.

Воспитательная значимость семьи особенно возрастает при формировании личности детей с отклонениями в психофизическом развитии. От взаимоотношений ребенка с родителями зависит, насколько адекватными будут его отношения с социальной средой.

Одной из эффективных организационных форм работы по адаптации глухих и слабослышащих обучающихся к жизни в обществе является экскурсия. Экскурсия позволяет проводить наблюдения, изучать предметы и явления природы в естественных или искусственно созданных условиях. Экскурсии в школах проводятся с целью закрепления, расширения и углубления имеющихся и приобретения новых знаний, а также для решения конкретных воспитательных задач, расширения сферы общения и социальных контактов глухих и слабослышащих обучающихся. Тематика экскурсий должна носить коррекционно-развивающий и воспитательный характер.

Учитывая психофизические особенности обучающихся с недостатками слуха, специфику усвоения ими программного материала, проведение с ними экскурсий требует более тщательной подготовки. Она включает: определение ее цели, задач, содержания, методов; подготовку обучающихся: рассказ о цели, содержании, организации экскурсии, о видах работы в ходе экскурсии, постановка вопросов, ответы на которые учащиеся должны найти во время экскурсии; продумывание форм контроля понимания обучающимися изучаемого материала; определение содержания беседы, завершающей экскурсию, с целью закрепления усвоенного материала.

Эффективность проведения экскурсии с обучающимися, имеющими нарушение слуха, определяется четкостью ее организации.

Приведя обучающихся к месту экскурсии, воспитатель собирает их, и в краткой беседе напоминает цель и задания, которые должны быть выполнены обучающимися. После этого он может приступить к реализации плана экскурсии.

Центральным моментом экскурсии должно стать наблюдение. Основная задача воспитателя на экскурсии организовать наблюдения обучающихся, т. е. направить их внимание на существенные стороны изучаемого объекта или явления. Это достигается путем постановки ряда вопросов-заданий, заставляющих обучающихся внимательно рассмотреть весь предмет или явление в целом, сравнить его с другими предметами, найти сходства и отличия, рассмотреть его части и т. д. Содержание и система вопросов всецело определяются целью экскурсии.

В ходе экскурсии воспитатель дает словесные пояснения относительно наблюдаемого, вовлекает обучающихся в общение, следит за выполнением индивидуальных заданий, оказывает помощь в случае затруднений. Результаты наблюдений, деятельности, общения обобщаются и закрепляются в словесной форме.

После экскурсии знания и речевой материал закрепляются при изготовлении альбомов, стендов, рисунков, организации выставки коллекций или поделок из собранных материалов, а также в беседах, при чтении литературы по теме экскурсии.

Экскурсионные занятия по содержанию познавательного материала подразделяются на обществоведческие и природоведческие.

На обществоведческих экскурсиях очень важно показать обучающимся, как на практике происходит разделение общественного труда, раскрыть специфику массовых профессий, помочь обучающимся определить свое место в общественном труде. В результате этой работы должны быть сформированы общественно ценные отношения к труду и людям труда.

Природоведческие экскурсии знакомят обучающихся с многообразием окружающей природы, преобразующей природу деятельностью человека. Воспитатель приучает воспитанников по-хозяйски относиться к ее богатствам и приумножать их.  Часовые экскурсионные занятия достаточно удовлетворяют потребности организма детей в отдыхе, благотворно влияют на формирование такого важного для учебной работы качества, как наблюдательность, обогащают обучающихся новыми представлениями и понятиями об окружающем мире.

Исследовательский подход к изучению природы позволяет на экскурсиях учить обучающихся ориентироваться на местности, наблюдать, сравнивать, устанавливать связи между наблюдаемыми предметами и явлениями природы, способствуя формированию навыков самостоятельного изучения окружающей действительности.

Особое внимание воспитателем уделяется вопросу о дисциплине. Если экскурсия проводится впервые, надо сообщить обучающимся, что экскурсия – это тот же урок, только проводится не в классе, а в природе. Поэтому на экскурсии необходимо соблюдать тишину при объяснении, не мешать товарищам. Необходима дисциплина и при передвижении к месту экскурсии. Если экскурсия проводится не впервые, всё же не мешает напомнить обучающимся правила поведения, сделав особое предупреждение тем обучающимся, которые плохо вели себя на предыдущих экскурсиях.

При подведении итогов экскурсии целесообразно остановиться на оценке дисциплины класса и отдельных обучающихся, наглядно показывая последствия плохого поведения (плохое усвоение материала, напрасная потеря времени, порча оборудования). Это содействует воспитанию сознательной дисциплины и бережного отношения к природе и школьному имуществу.

Таким образом, экскурсия – эффективная организационная форма воспитательной работы с обучающимися с нарушением слуха. Экскурсии развивают у детей наблюдательность, способствуют адаптации обучающихся в окружающем мире, обеспечивают уточнение и закрепление представлений.

Литература:

1. Зыкова, Т.С. Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях I-II вида: пособие для учителя /      Т.С. Зыкова, Э.Н. Хотеева. – М. : ВЛАДОС, 2003.- 200 с.

2. Подласый, И.П. Курс лекций по коррекционной педагогике: учеб. пособие для студ. сред. спец. учеб. заведений И.П. Подласый. – М. : ВЛАДОС, 2003. – 352 с.

3. Сурдопедагогика: учеб. пособие для студентов дефектол. ф-в пед. ин-тов /   Л.В. Андреева, К.А. Волкова, Т.А. Григорьева и др. / под ред. М.И. Никитиной. – М. : Просвещение, 1989. – 384 с.

4. Интернет ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование ученического самоуправления как одна из возможностей успешной социализации в жизни и культуре современного общества»

Возможно, слово "самоуправление"  уже всем хорошо знакомо. Смысл ученического самоуправления заключается не в управлении одних детей другими, а в обучении всех детей основам демократических ...

Проблема сквернословия в современном обществе среди учащихся начальных классов

Проблема сквернословия в настоящее время очень актуальна. Слово является важной составляющей нашего общения. Слово – это и средство передачи информации, и возможность выразить своё отношени...

ДОКЛАД «Роль образовательной организации в развитии личности ребенка с ОВЗ для успешной социализации и адаптации в современном обществе».

В современном мире даже здоровому человеку непросто найти свое место под солнцем, а если человек серьезно болен, то часто адаптация в обществе становится для него большой проблемой. Люди с ограниченны...

Доклад на областном семинаре: «Адаптация и социализация обучающихся с ограниченными возможностями здоровья как условие успешной интеграции в общество» - 26.12.2016

Главная проблема ребёнка с ограниченными возможностями заключается в нарушении его связи с миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченном общении с ...

Доклад «Роль образовательной организации в развитии личности ребёнка с ОВЗ для успешной социализации и адаптации в современном обществе».

доклад "роль образовательной организации в развитии личности ребёнка с ОВЗ для успешной социализации и адаптации в современном обществе"...

Доклад : «Адаптация и социализация обучающихся с ограниченными возможностями здоровья как условие успешной интеграции в общество»

laquo;Адаптация и социализация обучающихсяс ограниченными возможностями здоровья как условие успешной интеграции в общество»...