«Формирование ученического самоуправления как одна из возможностей успешной социализации в жизни и культуре современного общества»
статья по теме

Возможно, слово "самоуправление"  уже всем хорошо знакомо. Смысл ученического самоуправления заключается не в управлении одних детей другими, а в обучении всех детей основам демократических отношений в обществе, в обучении их управлять собой, своей жизнью в коллективе. я бы хотела поделится опытом самоуправления, которое широко используется в нашем лицее станицы Каневской.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoupravlenie.docx27.3 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей

имени Дважды Героя Социалистического Труда В.Ф.Резникова

«Формирование ученического самоуправления как одна из возможностей успешной социализации в жизни и культуре современного общества»

Работу выполнила:

Марченко Ксения Сергеевна

Старшая вожатая

Ст.Каневская

2013г

Возможно, слово "самоуправление"  уже всем хорошо знакомо. Это значит, что в наших школах работает школьный парламент, школьное правительство, школьный совет или орган ученического самоуправления с каким-нибудь другим названием. Школа должна учить  человека быть самостоятельным, совершать поступки и отвечать за них, принимать решения, защищать свои права. Ученики приходят в школу не только за знаниями, но и  для того, чтобы готовиться к жизни.

Самоуправление развивается только тогда, когда учащиеся оказываются в ситуации выбора и сами определяют пути решения поставленной проблемы. Оно развивается быстрее там, где более ярко выражена сфера их интересов. Смысл ученического самоуправления заключается не в управлении одних детей другими, а в обучении всех детей основам демократических отношений в обществе, в обучении их управлять собой, своей жизнью в коллективе.

Именно это и определило тему моей работы: «Формирование ученического самоуправления как одна из возможностей успешной социализации в жизни и культуре современного общества».

Цель моей работы: изучение форм самоуправления для дальнейшего внедрения в школьной практике, создание благоприятных педагогических, организационных социальных условий для самореализации, самоутверждения, саморазвития каждого учащегося в процессе включения его в разнообразную содержательную индивидуальную и коллективную деятельность;

Основные задачи:

- познакомить с термином «самоуправление» и историей зарождения этого явления;

- раскрыть сущность ученического самоуправления;

- определить принципы организации ученического самоуправления;

- определить функции самоуправления учащихся;

- определить роль ученического самоуправления в развитии личности;

- познакомить с ученическим самоуправлением в лицее.

Истоки самоуправления в образовании восходят к Средневековью.

В настоящее время ученическое самоуправление выходит на качественно- новый этап своего развития. Ключевая проблема – сделать ребенка активным участником, субъектом образовательного процесса в школе. Участвуя в деятельности органов детского самоуправления, школьники включаются в разностороннюю внеурочную деятельность, деловое общение со взрослыми на равноправной основе, вовлекаются в практику гражданского поведения и социальной деятельности. В рамках школьного самоуправления дети получают возможность влиять на содержание образования, на процесс разработки, принятие и реализации локальных нормативно-правовых актов школы, отстаивать свои права и интересы в ней.

Развитие системы ученического самоуправления должно иметь несколько основных целей. Во-первых, создание благоприятного психологического климата в школе. Во-вторых, школьное самоуправление научит принимать ответственные решения, будет воспитывать лидерские качества, способствовать социализации школьников. В-третьих, оно даст возможность привлечь внимание педагогов к коллективному мнению школьников. Многие вопросы жизни школы будут решаться более эффективно, опираясь на возможности самих учащихся.

Самоуправление помогает в воспитании творческой личности, в воспитании человека, выходящего в жизнь с осознанием собственной ответственности за совершаемые им поступки.

Целью ученического самоуправления является:

Гуманизация отношений, демократизация жизни коллектива и на этой основе – формирование у учащихся готовности к участию в управлении обществом.

Задачами ученического самоуправления является:

- предоставление условий для самовыражения и развития творческого потенциала каждого ученика;

- повышение его общественного и личного статуса;

- формирование культуры межличностных отношений и совместной деятельности;

- воспитание чувства честного партнерства.

Ученическое самоуправление – это  не управление одних детей другими, а обучение всем нормам демократических товарищеских отношений в ученическом коллективе.

У ученического самоуправления не может быть властных полномочий.  Перед учениками ставятся посильные  задачи, которые решаются совместно с учителями, администрацией школы, родителями, общественностью.

В итоге – это активное участие самих детей в общественной жизни. Если самоуправление работает, значит, дети реально включаются в решение важнейших вопросов в школьной жизни.

Наше ученическое самоуправление в лицее было создано в 2008 году. И на протяжении всего времени самоуправление стало неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Наша организация называется ВУСЛ – Верховный Ученический Совет Лицея. ВУСЛ – это добровольное, творческое, самоуправляемое формирование, именуемое в дальнейшем «Организация». Создано на базе Каневского лицея.  

Ученическое самоуправление в лицее дает нашим учащимся              возможность:

- приобрести опыт управленческой деятельности;

- раскрыть и реализовать организаторские и творческие способности учащихся;

- ощутить свою значимость и причастность к решению вопросов и проблем школы.

Ребята активно участвуют в подготовке и проведении школьного и районного дня самоуправления, проводят различные мероприятия, участвуют в различных акциях и тимуровских движениях.

Главным органом самоуправления МБОУ лицей является Совет ВУСЛ. В него входят: Президент ВУСЛ, помощники президента по реализации программы  «Наука», «Здоровье», «Творчество», «Порядок», «СМИ»,  лидеры классных коллективов, отвечающие за соответствующие направления.

Президент школы избирается один раз в год открытым голосованием из числа учащихся 8-11 классов сроком на 1 год. Совет  ВУСЛ собирается ежемесячно, с целью  подведения итогов работы, перспективного планирования на следующий месяц по реализации программ «Наука», «Творчество», «Здоровье», «Порядок», «СМИ».

На заседании Совета лицея присутствуют так же председатели Совета каждого класса, которые в свою очередь отчитываются за реализацию программ «Наука», «Творчество», «Здоровье», «Порядок», «СМИ» в классах. Представители классов отчитываются на заседании Совета по формированию портфолио учащихся класса.

Информационной работе придаётся так же большое значение. В лицее выпускается школьная газета «Лицей.ru». Выпусками этой газеты занимается структурное подразделение «СМИ». Выпускается газета один раз в месяц. «СМИ» помогает в оформлении школы к праздникам, составляет разные коллажи по конкурсам, поздравляет победителей, составляет о школе информацию не только в нашу газету, но и на школьный сайт и делает выпуски радиопередач.

Самоуправление в лицее имеет свою структуру. ВУСЛ включает в себя работу трех структурных подразделений: «Росток» (1-4 классы), «Надежда» (5-7 классы), «Лидер» (8-11 классы). Каждое структурное подразделение имеет 5 направлений, выделяющие в классе 5 групп учащихся (членов группы) под началом председателя группы «Наука», «Творчество», «Порядок», «Здоровье», «СМИ».

У каждого члена ВУСЛ есть свои функциональные обязанности.

1. Президент ВУСЛ курирует организацию работы всех секторов самоуправления.

2. Помощник президента помогает президенту курировать организацию работы самоуправления. Принимает его полномочия в его отсутствии.

3. Председатели, отвечающие за конкретную группу «Наука», «Творчество», «Здоровье», «Порядок», «СМИ» представляют интересы класса в школьном совете, своевременно доносят информацию с заседания школьного совета.

Работа ВУСЛ разделена по секторам:

1. Сектор «Наука»: помощь в проверке дневников, учебников, проведение интеллектуальных мероприятий, организация помощи отстающим в учебе, учет посещаемости, создание условий для учебной деятельности, сбор информации об учебном процессе, оформление портфолио и подведение итогов, сбор информации об учебных достижениях учащихся класса.                                    

2. Сектор «Порядок»: организация дежурства по лицею и классу, работа по оформлению кабинета (озеленение, поддержание хорошего состояния мебели, поддержание чистоты), распределение учащихся для дежурств по школе, помощь учителям в обеспечении порядка в классе и в школе, проведение субботников, участие в трудовых акциях, оказание помощи младшим, забота о ветеранах.

3. Сектор «Здоровье»: подготовка и проведение спортивных соревнований, участие в спортивно-оздоровительных мероприятиях класса и лицея, формирование команды к спортивным  турнирам, эстафетам, участие в школьных, районных и краевых мероприятиях.

4.Сектор «Творчество»: проведение классных часов, организация классных мероприятий, общешкольных и внутриклассных праздников, игр, выставок, конкурсов, посещение театров, музеев, проведение экскурсий.

5.Сектор «СМИ»: осуществляет сбор, обработку, распределение информации и ее публикацию внутри лицея о проведенных мероприятиях, планирует и координирует работу по выпуску лицейской газеты «Лицей.ry», отвечает за оформление стендов, организовывает и проводит радиопередачи и занимается подготовкой информации на школьный сайт.

         Наши выпускники обладают чувством патриотизма, гражданственности, они ответственны за свои поступки. Ребята – активные участники мероприятий. Встречи с ветеранами войны, труда, организация тимуровского движения, участие в Вахте памяти – всегда оставляют яркий след в сердцах обучающихся.

Сложившаяся в школе система работы самоуправления дает конкретные результаты. Все большее количество учащихся становятся участниками школьных, районных и краевых мероприятий.

Наше ученическое самоуправление постоянно развивается, ищет новые формы работы, всё больше ребят включается в работу, это и является нашей оценкой деятельности.

Я считаю, что данная работа приносит положительный результат и можно смело сказать, что наши дети настоящие граждане станицы, района, России.

Вот каким нам  видятся перспективы самоуправления в школе:

- в будущем ребята должны будут сами организовывать все мероприятия, ведь это и есть самоуправление, когда без чьей-то посторонней помощи ребята смогут справиться с делами;

- самоуправление будет таким, что все члены детской организации будут чувствовать себя равноправными;

- самоуправление будет развиваться, и «расти» вместе с ребятами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ VIII ВИДА И СЕМЬИ, КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА.

Социальное партнерство в образовании – особый тип взаимодействия образовательных учреждений с различными институтами социума, то есть с органами культуры и здравоохранения, физической культуры и спорт...

Влияние декоративно - прикладного творчества на успешную социализацию ребенка с ограниченными возможностями здоровья в обществе.

Данные методические рекомендации рассматривают декоративно – прикладное творчество как одно из условий успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья в современном обществе. ...

ДОКЛАД «Роль образовательной организации в развитии личности ребенка с ОВЗ для успешной социализации и адаптации в современном обществе».

В современном мире даже здоровому человеку непросто найти свое место под солнцем, а если человек серьезно болен, то часто адаптация в обществе становится для него большой проблемой. Люди с ограниченны...

Доклад «Роль образовательной организации в развитии личности ребёнка с ОВЗ для успешной социализации и адаптации в современном обществе».

доклад "роль образовательной организации в развитии личности ребёнка с ОВЗ для успешной социализации и адаптации в современном обществе"...

"Тур выходного дня" (организация работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью по их успешной социализации и адаптации в обществе)

Данная практика является инновационным и эффективным способом сотрудничества, вовлечения семьи, здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья в единое образовательное пространство. &la...

Формирование толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья как одно из условий успешного развития потенциала личности

В данной статье рассматривается проблема формирования толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья. Приводится методика работы по формированию толерантного отношения сверстник...