"Тур выходного дня" (организация работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью по их успешной социализации и адаптации в обществе)
статья (4 класс)

Галиева Сария Николаевна

Данная практика является инновационным и эффективным способом сотрудничества, вовлечения семьи, здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья в единое образовательное пространство. «Тур выходного дня» имеет массу преимуществ: это уникальная возможность посетить различные исторические места нашей малой Родины; прекрасная возможность необычно весело отметить день рождения или просто встречу с друзьями; эффективное средство для физической закалки.

Цель практики: успешная социализация и адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, привлечение родителей к активной совместной деятельности.

Практика «Тур выходного дня» решает следующие задачи:

- способствует сплоченности семьи и установлению эмоционального контакта, взаимопониманию, сотрудничества между родителями и детьми, коррекции детско-родительских отношений, реализации семейных ценностей;

- реализует потребность в отдыхе и физической активности, в освоении здоровьесберегающих технологий;

- расширяет социальный опыт детей с ограниченными возможностями здоровья.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tur_vyhodnogo_dnya.docx37.77 КБ

Предварительный просмотр:

«Тур выходного дня»

(организация работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью по их успешной социализации и адаптации в обществе)

Место реализации практики: муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2» (yugorskschool2@mail.ru). Целевая аудитория – дети с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, их родители. Приветствуется участие других членов семьи (бабушек, дедушек, братьев, сестёр и т.д.), а также учащихся школы.

По данным Министерства здравоохранения и социального развития в России наблюдается тенденция ежегодного увеличения количества детей-инвалидов в возрасте до 18 лет. Проблема детской инвалидности является актуальной и для Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. На конец 2019 года в Югре численность детей-инвалидов в федеральном реестре составила 6548 человек, что составляет 3,5% от числа проживающих в автономном округе граждан.

Многочисленные исследования свидетельствуют о том, что появление в семье ребёнка с ограниченными возможностями здоровья нарушает сложившуюся жизнедеятельность семьи. Семья является важнейшим социальным институтом, располагающим широчайшим диапазоном уникальных возможностей влиять на формирование и саморазвитие личности. Для ребёнка, имеющего особенности в развитии, семья, как наиболее эмоционально значимое пространство жизнедеятельности, должна осуществлять своё основное назначение – стать для него не только своеобразной развивающей, но и коррекционной средой, обеспечивающей компенсацию недостатков здоровья. Включаясь в такую среду, ребенок с ограниченными возможностями здоровья учится восполнять свои врожденные недостатки, обретает возможность справиться с трудностями взросления иными  путями. От того, как по отношению к ребенку ведут себя родители, их стиля воспитания будет зависеть судьба самого ребенка и семьи в целом. Семье принадлежат значительные возможности в решении определённых вопросов: воспитания детей, включение их в социальные и трудовые сферы, становление детей как активных членов общества. Семья, воспитывающая «особого» ребёнка, сталкивается с трудностями в решении педагогических, социально-психологических и правовых задач. Прежде всего, стрессовая ситуация влияет на внутренний климат семьи. Все члены переживают сильный стресс, вследствие которого возникают неровные, иногда и конфликтные отношения. Нередко у родителей отмечаются основные проблемы поведения по отношению к своему ребёнку, имеющему ограничения в здоровье:

1. Отрицание: отрицается родителями, что ребёнок страдает дефектом. Родители не принимают и не признают для своего ребёнка никаких ограничений. Ребёнка воспитывают в духе чрезвычайного честолюбия и настаивают на высокой успешности его деятельности.

2. Умышленное ограничение в общении: родители детей ограничивают круг общения (как свой, так и ребёнка). Таким образом, социальная среда ребёнка ограничивается семейным кругом, семья «закапсулирована», что отрицательно сказывается на социализации ребёнка.

3. Чрезмерная защита, гиперопека: родители наполнены чувством жалости и сочувствия, что проявляется в чрезмерно заботливом и защищающем ребёнка от всех опасностей типе воспитания. Такой ребёнок является предметом чрезмерной любви матери, родители стараются за него всё сделать, в результате чего он может долго, а иногда и всю жизнь находиться на инфантильном уровне.

4. Асоциальный образ жизни родителей (алкоголизм, наркомания и т.д.) в результате которого ребёнок представлен сам себе, не осуществляется должный контроль и уход, низкий уровень благосостояния семьи.

5. Педагогическая безграмотность родителей: неумение родителей принять адекватные воспитательные меры по отношению к своим детям.

Решение названных проблем во многом ложится на специалистов образовательного учреждения. В МБОУ «СОШ №2» обучается 831 учащийся. Из них: дети с ограниченными возможностями здоровья – 54 чел.; дети-инвалиды – 30 чел.; дети с интеллектуальными нарушениями – 31чел., из них с тяжёлыми множественными нарушениями развития – 10 чел. Для детей с ограниченными возможностями здоровья в школе реализуются следующие общеобразовательные программы: адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.2); адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся тяжелыми нарушениями речи (вариант 5.1); адаптированная общеобразовательная программа для слепых обучающихся (вариант 3.4); адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1); адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2); адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с расстройством аутистического спектра (вариант 8.2, 8.3, 8.4); адаптированная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата (вариант 6.4); адаптированная общеобразовательная программа основного общего образования для детей с умственной отсталостью. Таким образом, одной из важнейших задач школы является работа с родителями, воспитывающими детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья. Важность данной социальной проблемы актуальна как для нашей школы, так и для города в целом, так как позволяет решить проблему социальной исключенности детей ограниченными возможностями здоровья.

С 2019 года в нашей школе реализуется программа работы с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья «Сможем вместе!», которая обеспечивает реализацию мероприятий трех направлений: психолого-педагогического, спортивно-оздоровительного, культурно-досугового. Все направления взаимозависимы по содержанию, формам и методам работы, обеспечивают повышение их социального и психологического статуса.

Одной из нетрадиционных практик работы в рамках программы «Сможем вместе!» по взаимодействию с семьями, организации воскресного досуга для детей и родителей является «Тур выходного дня».

Данная практика является инновационным и эффективным способом сотрудничества, вовлечения семьи, здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья в единое образовательное пространство. «Тур выходного дня» имеет массу преимуществ: это уникальная возможность посетить различные исторические места нашей малой Родины; прекрасная возможность необычно весело отметить день рождения или просто встречу с друзьями; эффективное средство для физической закалки.

В век высоких технологий наблюдается явный дефицит двигательной активности у детей разного возраста, часто основным источником знаний о современном мире для ребенка становится экранный мир, компьютер и телевизор заменяют школьнику и книгу, и путешествия, и общение с друзьями. Таким образом,  практика «Тур выходного дня» позволяет вовлечь детей в созидательную деятельность, активную и яркую событиями.

Цель практики: успешная социализация и адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, привлечение родителей к активной совместной деятельности.

Практика «Тур выходного дня» решает следующие задачи:

- способствует сплоченности семьи и установлению эмоционального контакта, взаимопониманию, сотрудничества между родителями и детьми, коррекции детско-родительских отношений, реализации семейных ценностей;

- реализует потребность в отдыхе и физической активности, в освоении здоровьесберегающих технологий;

- расширяет социальный опыт детей с ограниченными возможностями здоровья.

«Тур выходного дня» - актуальная практика для детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, их родителей, направленная на вовлечение всех участников образовательного процесса в совместную деятельность. Основными мероприятиями практики являются:

1. Культурно-массовые мероприятия – экскурсии, различные мероприятия, посещение театра. Экскурсии помогают развивать в детях коммуникабельность, самодисциплину, адаптивность. Учебные экскурсии имеют, прежде всего, образовательные и воспитательные цели и задачи - открыть обучающимся прекрасное в окружающем их мире - в людях и природе, пробудить у них чувство любви к Родине. Экскурсионная работа как средство снятия физической усталости, психологического напряжения и стрессов является эффективной формой.

Посещение театра является формой передачи знаний об окружающем мире. Именно в стенах театра дети и их родители получают полезную для жизни информацию в ненавязчивой поучительной форме. Учась на поведении сценических персонажей, они вбирают в себя правильные жизненные принципы, моральные устои, здоровые нормы поведения.

2. Оздоровительные мероприятия – катание на коньках, лыжах, проведение спортивных эстафет, игр. Спортивная и физкультурно-оздоровительная работа становится неотъемлемой частью педагогического процесса, направленного на воспитание всесторонне физически и духовно развитой личности. Ходьба на лыжах и занятия спортом, игры обеспечивают двигательную активность детей и снижают их заболеваемость.

3. Прогулочные мероприятия – поход в осенний, зимний лес, прогулки на территории города. Пребывание на свежем воздухе, воздействие солнца и дозированных физических нагрузок, разнообразие впечатлений во время похода нормализуют деятельность центральной нервной системы, восстанавливают силы, повышают работоспособность. Также прогулочные мероприятия вызывают у участников бурные эмоции, улучшают коммуникативные навыки в коллективе, обучают думать нестандартно,  нацелены на профилактику конфликтов и сплочение коллектива, укрепление детско-родительских отношений.

        Все мероприятия, которые входят в «Тур выходного дня», проводятся в выходные дни, по субботам (1 раз в месяц). Главным условием проведения любого из мероприятий является участие каждого родителя, ребёнка с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью.

        Ведущими методами и приемами работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в рамках данной практики являются: туристические походы «Путешествия по карте», краеведческие викторины, эстафеты, экскурсии, подвижные игры, посещение театров и просмотр фильмов.

Этапы реализации практики.

Этапы

Срок

Мероприятия

Подготовительный этап

Сентябрь

Проведение беседы и опрос родителей и детей.

Составление на учебный год плана мероприятий.

Распределение обязанностей в организации совместного сотрудничества.

Основной этап

Сентябрь - май

Работа по плану мероприятий.

Создание электронной копилки фотографий «Тур выходного дня».

Заключительный этап

Июнь

Оценка эффективности практики.

Подведение итогов, внесение поправок, пожеланий.

План мероприятий

Мероприятия

Срок

Ответственные

1.

Посещение музея под открытым небом «Суеват Пауль» города Югорска.

Сентябрь

Галиева С.Н., родительский комитет

2.

Конкурсно - игровая программа «Осень Золотая». Детский игровой, развлекающий центр «Изумрудный город».

Октябрь

Галиева С.Н., родительский комитет

3.

Пешие прогулки по улицам г. Югорска.

Ноябрь

Галиева С.Н., родительский комитет

4.

Бэби-спектакль «Снежная история». МАУ «ЦК «Югра-презент». Крох-театра «Зёрнышко».

Декабрь

Галиева С.Н., родительский комитет

5.

Лыжная прогулка. Лыжная база Культурно-спортивного комплекса «Норд» ООО «Газпром трансгаз Югорск».

Январь

Галиева С.Н., родительский комитет

6.

Посещение музея истории и этнографии в Югорске.

Февраль

Галиева С.Н., родительский комитет

7.

Катание на катке. Ледовый дворец КСК «НОРД» ООО «Газпром трансгаз Югорск».

Март

Галиева С.Н., родительский комитет

8.

Просмотр спектаклей. МАУ «ЦК «Югра-презент». Окружной фестиваль – конкурс любительских театральных коллективов «Театральна весна».

Апрель

Галиева С.Н., родительский комитет

9.

Киносеанс. Кинотеатр «Киномания Югорск».

Май

Галиева С.Н., родительский комитет

Результативность реализации практики отражена в мониторинговых исследованиях. Уровень удовлетворенности родительской общественности в 2020 году оказанием услуг составил 100%. Учащиеся с ОВЗ являются победителями и призерами конкурсов различного уровня.

Уровень участия

2018-2019 учебный год

2019-2020 учебный год

Всего

учеников

Кол-во участий

Из них призеров и победителей

Всего

учеников

Кол-во участий

Из них призеров и победителей

Школьный

44

39

13

52

52

26

Муниципальный

31

12

19

8

7

1

Региональный

4

3

1

17

6

11

Всероссийский

0

0

0

7

1

6

Международный

11

1

10

13

9

4

ИТОГО

79

55

43

97

75

48

Критерии оценки эффективности практики

Критерий

Показатель

1

Повышение активности участия семей в совместной деятельности.

Степень активности учащихся и родителей не менее 70%.

2

Организация совместной досуговой деятельности.

100% выполнение планируемых мероприятий.

3

Создание информационного обеспечения практики.

Наличие новостей на сайте образовательного учреждения.

Данный опыт работы представляет интерес для большого круга лиц: тьюторов, классных руководителей, педагогов-психологов, дефектологов, педагогов, организующих сопровождение детей с ОВЗ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по теме: "Игры и игровые технологии на уроках в коррекционной школе-интернате, применяемые в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья" (из опыта работы)..

Это презентация, в которой учителя коррекционной школы-интерната делятся своим опытом работы по применению игр и игровых технологий на уроках. Они рассказывают об играх, сделанных своими руками и купл...

Статья из опыта работы на тему "Проведение опытно - экспериментальной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья"

В статье изложены рекомендации по проведению опытно - экспериментальной работы с умственно отсталыми детьми, особенность вовлечения таких детей в процесс опытов и руководство ими. Подробно описана спе...

Организация работы с детьми, имеющие ограниченные возможности здоровья Из опыта работы

При обучении детей с ОВЗ одним из самых важных условий для педагога является понимание того, что эти дети нуждаются в создании особенных условий для развития, в реализации своих потенциальных возможно...

Современные коррекционно-развивающие технологии и их адаптация к условиям работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, обучающимися на дому

Коррекционно-развивающее обучение способствует преодолению, коррекции и компенсации нарушений физического, психического и психологического развития обучающихся. Построение общей системы коррекционно-р...

Возможности песочной терапии при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья

В статье раскрываются показания и противопоказания для занятий песочной терапией. Так же приведены ряд упражнений, которые можно использовать для занятий в песочнице....

Практические аспекты коррекционной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательной организации.

Дети с особенночстями развития - дети с ограниченными возможностями здоровья и дети с инвалидностью , стали неотъемлемой частью школьного обучения. Эта реальность - часть нашей жизни, что  имеет ...