СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ VIII ВИДА И СЕМЬИ, КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА.
статья на тему

Тихомирова Надежда Вячеславовна

Социальное партнерство в образовании – особый тип взаимодействия образовательных учреждений с различными институтами социума, то есть с органами культуры и здравоохранения, физической культуры и спорта, психологическими службами, общественными организациями, но главное активное взаимодействие с семьей. Основная цель такого социального партнерства – это содействие процессу подготовки обучающихся школ к самостоятельной жизни.

На вопрос о том, какой социальный институт ответственен за воспитание молодого поколения, большинство людей считают – семья и школа. При этом большая доля ответственности возлагается на семью, но спрос строже  со школы.  Также очевиден тот факт, что и в семейном, и в школьном воспитании выявляются большие расхождения в приоритетах.
Традиционно характер взаимодействия семьи и школы ранее описывался как консультирующее - контрольный и касался в основном вопросов успеваемости и посещаемости ребёнка в школе. На данном этапе введения федеральных государственных образовательных стандартов характер взаимодействия принимает совершенно другие формы. Сегодня спектр сторон взаимодействия значительно расширился, а для семей, имеющих детей с РАС, наиболее значимо тесное взаимодействие со школой для создания благоприятных условий для успешной социализации таких детей.

В соответствии с ФГОС для детей с ОВЗ следует организовывать взаимодействие специалистов, участвующих в обучении и воспитании обучающегося, и его семьи, обеспечивающей организацию всей жизни обучающегося (в организации и дома), также организация психологического сопровождения, направленное на установление взаимодействия семьи и организации.

В последние годы наблюдается увеличение числа детей с расстройствами аутистического спектра (РАС), поэтому данная проблема стала наиболее актуальна на сегодняшний момент. Дети с аутизмом могут реализовать свой потенциал социального развития при условии вовремя начатого и адекватно организованного обучения и воспитания – образования, обеспечивающего удовлетворение как общих с нормально развивающимися детьми, так и особых образовательных потребностей, заданных спецификой нарушения психического развития. Вовремя начатая и правильно организованная психолого-педагогическая помощь позволяет поддержать попытки ребенка вступить в более активные и сложные отношения с миром и предотвратить формирование наиболее грубых форм  аутизма. Самостоятельно одной организации трудно решать задачи обучения и воспитания детей с РАС, а некоторые задачи и невозможно без активного партнерства с семьей. Поэтому возникает необходимость активного взаимодействия между школой и семьей. Партнерство должно быть осознанное, добровольное, взаимовыгодное, целенаправленное. Обязательно нужно видеть результат сотрудничества. Такое социальное партнерство предоставляет возможность семье стать более активным участником в делах школы, в вопросах доступности образования и повышения его эффективности.

При обучении и воспитании детей с РАС необходимо создать условия, обеспечивающие сенсорный и эмоциональный комфорт ребенка, дозировать введение в его жизнь новизны, отрабатывать формы адекватного учебного поведения, навыков коммуникации и взаимодействия с учителем, установления эмоционального контакта. Ребенок должен привыкнуть, что занятия всегда проводятся  в одно и то же время. Необходимо установить четкий распорядок занятия. Такие дети с трудом приспосабливаются  к переменам -  к новым условиям, людям,  способу выполнения  задания, неожиданному изменению уже освоенного порядка.

В связи с такими особенностями детей, влияние семьи на успешность процесса обучения становится обуславливающим фактором.

Пример успешного партнерства школы и семьи:

Девочка, 12 лет, диагноз РАС. Пришла в 4 класс. Обучение девочки вызвало ряд трудностей в связи с различными подходами в обучении в школе и дома. Приоритетные задачи родителей сильно отличались от задачи, поставленной специалистами. Вследствие всего перечисленного ребенок испытывал большие трудности в обучении, демонстрировал негативное поведение, с трудом усваивал учебный материал. Консультация родителей специалистами школы помогла поставить цель и выработать приоритетные задачи на ближайший период обучения. Были обобщены используемые методы и приемы обучения в школе и дома и выбраны наиболее эффективные. Так как для успешного усвоения программы необходимо формировать у ребенка стереотипное учебное поведение было целесообразно использовать основные методы, которые использовались ранее семьей. Необходимо отметить, что родители активно участвовали в дискуссии, были заинтересованы и смотрели на ситуацию с позиции интересов ребенка. В дальнейшем семья придерживалась выбранного направления работы, выполняла рекомендации и активно сотрудничала со школой.

Таким образом, были созданы условия обучения, обеспечивающие сенсорный и эмоциональный комфорт ребенка, дозированное введение в его жизнь новизны, отработка форм адекватного учебного поведения, навыков коммуникации и взаимодействия с учителем, установления эмоционального контакта. Был установлен четкий распорядок занятий, в соответствии составлялась структура дня ребенка его родителями.

Вследствие чего снизился процент негативного поведения, была выявлена положительная динамика усвоения программного материала. Положительный результат сотрудничества был отмечен не только в школе, но и в домашней обстановке, облегчив жизнь родителей и ребенка вне школы.

Таким образом, можно сделать вывод, что социальное партнерство между образовательным учреждением и семьей является неотъемлемой и необходимой частью всего образовательного процесса. Благодаря тесному взаимодействию школы с семьей, имеющей ребенка с РАС, можно достичь наилучших результатов в обучении и воспитании.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_sots.partn_.docx20.54 КБ

Предварительный просмотр:

СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ  VIII ВИДА И СЕМЬИ, КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА. 

Социальное партнерство в образовании – особый тип взаимодействия образовательных учреждений с различными институтами социума, то есть с органами культуры и здравоохранения, физической культуры и спорта, психологическими службами, общественными организациями, но главное активное взаимодействие с семьей. Основная цель такого социального партнерства – это содействие процессу подготовки обучающихся школ к самостоятельной жизни.

На вопрос о том, какой социальный институт ответственен за воспитание молодого поколения, большинство людей считают – семья и школа. При этом большая доля ответственности возлагается на семью, но спрос строже  со школы.  Также очевиден тот факт, что и в семейном, и в школьном воспитании выявляются большие расхождения в приоритетах.
Традиционно характер взаимодействия семьи и школы ранее описывался как консультирующее - контрольный и касался в основном вопросов успеваемости и посещаемости ребёнка в школе. На данном этапе введения федеральных государственных образовательных стандартов характер взаимодействия принимает совершенно другие формы. Сегодня спектр сторон взаимодействия значительно расширился, а для семей, имеющих детей с РАС, наиболее значимо тесное взаимодействие со школой для создания благоприятных условий для успешной социализации таких детей.

В соответствии с ФГОС для детей с ОВЗ следует организовывать взаимодействие специалистов, участвующих в обучении и воспитании обучающегося, и его семьи, обеспечивающей организацию всей жизни обучающегося (в организации и дома), также организация психологического сопровождения, направленное на установление взаимодействия семьи и организации.

В последние годы наблюдается увеличение числа детей с расстройствами аутистического спектра (РАС), поэтому данная проблема стала наиболее актуальна на сегодняшний момент. Дети с аутизмом могут реализовать свой потенциал социального развития при условии вовремя начатого и адекватно организованного обучения и воспитания – образования, обеспечивающего удовлетворение как общих с нормально развивающимися детьми, так и особых образовательных потребностей, заданных спецификой нарушения психического развития. Вовремя начатая и правильно организованная психолого-педагогическая помощь позволяет поддержать попытки ребенка вступить в более активные и сложные отношения с миром и предотвратить формирование наиболее грубых форм  аутизма. Самостоятельно одной организации трудно решать задачи обучения и воспитания детей с РАС, а некоторые задачи и невозможно без активного партнерства с семьей. Поэтому возникает необходимость активного взаимодействия между школой и семьей. Партнерство должно быть осознанное, добровольное, взаимовыгодное, целенаправленное. Обязательно нужно видеть результат сотрудничества. Такое социальное партнерство предоставляет возможность семье стать более активным участником в делах школы, в вопросах доступности образования и повышения его эффективности.

При обучении и воспитании детей с РАС необходимо создать условия, обеспечивающие сенсорный и эмоциональный комфорт ребенка, дозировать введение в его жизнь новизны, отрабатывать формы адекватного учебного поведения, навыков коммуникации и взаимодействия с учителем, установления эмоционального контакта. Ребенок должен привыкнуть, что занятия всегда проводятся  в одно и то же время. Необходимо установить четкий распорядок занятия. Такие дети с трудом приспосабливаются  к переменам -  к новым условиям, людям,  способу выполнения  задания, неожиданному изменению уже освоенного порядка.

В связи с такими особенностями детей, влияние семьи на успешность процесса обучения становится обуславливающим фактором.

Пример успешного партнерства школы и семьи:

Девочка, 12 лет, диагноз РАС. Пришла в 4 класс. Обучение девочки вызвало ряд трудностей в связи с различными подходами в обучении в школе и дома. Приоритетные задачи родителей сильно отличались от задачи, поставленной специалистами. Вследствие всего перечисленного ребенок испытывал большие трудности в обучении, демонстрировал негативное поведение, с трудом усваивал учебный материал. Консультация родителей специалистами школы помогла поставить цель и выработать приоритетные задачи на ближайший период обучения. Были обобщены используемые методы и приемы обучения в школе и дома и выбраны наиболее эффективные. Так как для успешного усвоения программы необходимо формировать у ребенка стереотипное учебное поведение было целесообразно использовать основные методы, которые использовались ранее семьей. Необходимо отметить, что родители активно участвовали в дискуссии, были заинтересованы и смотрели на ситуацию с позиции интересов ребенка. В дальнейшем семья придерживалась выбранного направления работы, выполняла рекомендации и активно сотрудничала со школой.

Таким образом, были созданы условия обучения, обеспечивающие сенсорный и эмоциональный комфорт ребенка, дозированное введение в его жизнь новизны, отработка форм адекватного учебного поведения, навыков коммуникации и взаимодействия с учителем, установления эмоционального контакта. Был установлен четкий распорядок занятий, в соответствии составлялась структура дня ребенка его родителями.

Вследствие чего снизился процент негативного поведения, была выявлена положительная динамика усвоения программного материала. Положительный результат сотрудничества был отмечен не только в школе, но и в домашней обстановке, облегчив жизнь родителей и ребенка вне школы.

Таким образом, можно сделать вывод, что социальное партнерство между образовательным учреждением и семьей является неотъемлемой и необходимой частью всего образовательного процесса. Благодаря тесному взаимодействию школы с семьей, имеющей ребенка с РАС, можно достичь наилучших результатов в обучении и воспитании.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Сегодня дети с расстройствами аутистического спектра (РАС) лишены возможности учиться с учетом своих особенностей, общаться и дружить со своими сверстниками, быть полноценными участниками общества. От...

Особенности развития социальных навыков у детей с расстройством аутистического спектра

Специфические нарушения развития детей с РАС отрицательно влияют на формирование у них социальных навыков. Дети с РАС, обладая качественной спецификой социального развития, имеют и соответствующие огр...

Мульттерапия – метод способствующий социализации детей с расстройствами аутистического спектра

Многим известно, что показателем Расстройства аутистического спектра (РАС)   является  присутствие у ребенка триады нарушений: нарушение коммуникации, нарушение социального взаимодейств...

Мульттерапия – метод способствующий социализации детей с расстройствами аутистического спектра

Мульттерапия – это инновационный метод арт-терапии. Создание мультфильмов совместно с детьми позволяет нам раскрыть творческий потенциал  и совершенствовать познавательные способности ребен...

«Прикладной анализ поведения (АВА) для коррекции проблемного поведения, обучения и социальной адаптации детей с расстройствами аутистического спектра и другими нарушениями развития».

laquo;Прикладной анализ поведения (АВА)для коррекции проблемного поведения, обучения и социальной адаптации детей с расстройствами аутистического спектра и другими нарушениями развития»....

Особенности социализации детей с расстройствами аутистического спектра

В статье говорится о детях с РАС и о проблемах социализации, с которыми сталкиваются дети. В предложенном материале отмечается, какую роль в процессе социализации играют специалисты сопровождения: учи...

Пути организации преемственности дошкольного и начального школьного образования по формированию учебных и трудовых навыков, а так же социально - приемлемого поведения у детей с расстройствами аутистического спектра.

Включение в образовательное пространство детей с ОВЗ, в частности с расстройствами аутистического спектра,  является одним из основных направлений современного образования.  Для данной катег...