«Прикладной анализ поведения (АВА) для коррекции проблемного поведения, обучения и социальной адаптации детей с расстройствами аутистического спектра и другими нарушениями развития».
презентация к уроку по логопедии

«Прикладной анализ поведения (АВА)

для коррекции проблемного поведения, обучения и социальной адаптации детей

с расстройствами аутистического спектра и другими нарушениями развития».

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

« Прикладной анализ поведения (АВА) для коррекции проблемного поведения, обучения и социальной адаптации детей с расстройствами аутистического спектра и другими нарушениями развития». Подготовила: Учитель-дефектолог Копейкина А.В.

Слайд 2

Проблемное поведение: 1. затрудняет процесс обучения; 2. может подвергать риску самого ребёнка или его окружающих; 3. затрудняет общение ребёнка и его социализацию.

Слайд 3

Проблемное поведение может проявляться в форме: - истерик; - агрессии (по отношению к себе: удары по голове, укусы, заглатывание предметов и т.д., по отношению к другим: удары, пинки, укусы, вырывание волос, ругательства, плевки и т.д., по отношению к окружающим предметам: разбрасывание или разламывание предметов, битьё посуды и т.д.); - самостимуляции (махи руками или кистями рук, прыжки, бег по кругу, крики, раскачивание тела, декламация фраз из книг или мультфильмов, закатывание зрачков глаз, постукивание предметами и т.д.); - обсессивно- компульсивного поведения и стереотипов (верчение волос, выстраивание предметов в ряд, разделение продуктов во время еды, открывание и закрывание дверей, пристрастие к одному виду одежды, пищи и т.д.); - неадекватном поведении (громкие крики, раздевание в публичном месте, еда из чужой тарелки или мусорного ведра, неосознанные опасности (проба на несъедобных предметов: пластилин, песок, грязь, кал; вырывание на дорогу, игра острыми предметами)); - отсутствие реакций, необходимых для эффективного обучения (усидчивость, сосредоточение, быстрые реакции, сосредоточение взгляда на стимулах, сотрудничество).

Слайд 4

АВА‑терапия это интенсивная обучающая программа, которая основывается на поведенческих технологиях и методах обучения . АВА как научная дисциплина изучает влияние факторов в окружающей среде на поведение и манипулирует этими факторами, чтобы изменить поведение человека.

Слайд 5

Конечная цель АВА - дать ребенку средства осваивать окружающий мир самостоятельно.

Слайд 6

Что такое АВА программа АВА программа - это составленный квалифицированным АВА терапистом план обучения, основанный на оценке начальных навыков и способствующий улучшению качества жизни ребенка. В программе описаны как цели обучения, так и средства их достижения. АВА программа позволяет работать с ребенком последовательно и целенаправленно не только самому тераписту , но и членам семьи ребенка, людям, обеспечивающим уход за ним, другим привлеченным специалистам.

Слайд 7

Как строится работа с ребенком в АВА терапии Первый этап - установление контакта с ребенком Второй этап - оценка первоначальных навыков ребенка с тем, чтобы построить индивидуальный план обучения

Слайд 8

Обучение речевым навыкам. 1. Расширение репертуара слушателя. Сюда входят упражнения на восприятие речи, умение адекватным образом отзываться на различные обращения: подойди ко мне, посмотри на меня, садись за стол, одевайся, покажи, где машинка, дай мне руку и пр. 2. Развитие эхо-навыков. Это умение бегло повторять сказанное другим человеком. 3. Развитие навыка просьбы. Сюда входят не только просьбы в привычном понимании этого слова, но и навык отказаться от нежелательного, навык давать инструкции другим людям (включи другой мультик, иди быстрее). Навык просьбы в обязательном порядке должен присутствовать в программе обучения детей с РАС, так как его отсутствие обычно заполняют нежелательные виды поведения – капризы, агрессивное поведение, потенциально опасное поведение (хватание опасных предметов, убегание от взрослых, самоагрессия с нанесением себе травм). 4. Развитие навыка наименования. Этот навык позволяет ребенку рассказать о том, что он видит, слышит, чувствует. 5. Обучение навыку отвечать на вопросы, вступать в разговор и поддерживать беседу.

Слайд 9

Альтернативной коммуникации система жестов система обмена карточками PECS.

Слайд 10

Как строится план коррекции нежелательного поведения На первом этапе определяется цель и целевое поведение. Чтобы понять, как эффективно ослабить нежелательное поведение, нужно понять почему оно происходит. Коррекция нежелательного поведения в обязательном порядке включает в себя функциональную оценку (наблюдение и сбор данных о причинах возникновения и усиления того или иного вида поведения), построение и реализацию программы коррекции и сбор данных об изменениях в поведении


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Причины расстройств аутистического спектра, пути преодоления нарушений

В работе систематизированы сведения о причинах расстройств аутистического спектра. К ним относятся как биологические факторы (генетические факторы, влияние нейротоксинов, перинатальное повреждение, ви...

Обучение и воспитание детей с расстройством аутистического спектра

По данным американской статистики, аутизм встречается у каждого 68 ребенка. По сравнению с 70 г. г. эта цифра было 1:5 000.По данным ВОЗ, количество людей с диагнозом аутизм, растет на 13 % в год.В св...

Организация обучения и воспитания детей с расстройствами аутистического спектра методами АВА.

Педагогу, столкнувшемуся с необходимостью обучать детей с РАС, зачастую бывает очень трудно выстроить профессиональное взаимодействие с ребенком – традиционные приемы не работают. Как обучать, к...

«Особенности обучения и воспитания детей с расстройствами аутистического спектра»

В работе «Особенности обучения и воспитания детей с расстройствами аутистического спектра» представлен опыт практической деятельности педагога краевого государственного образовательного уч...

Характеристика на детей с Расстройствами аутистического спектра и множественными нарушениями.

Краткая характеристика на детей с РАС и множественными нарушениями....

Важные аспекты обучения глобальному чтению детей с расстройством аутистического спектра

Опыт показывает, что использование традиционных приёмов обучения чтению при работе с обучающимися с РАС не всегда эффективно. Традиционный подход во многом опирается на уже сформированные речевые и ко...