Характеристика на детей с Расстройствами аутистического спектра и множественными нарушениями.
статья (1, 2, 3, 4 класс)

Нурмухаметова Мария Владимировна

Краткая характеристика на детей с РАС и множественными нарушениями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл harakteristika_na_8.4.docx16.86 КБ

Предварительный просмотр:

Характеристика на детей с Расстройствами аутистического спектра и множественными нарушениями.

Расстройство аутистического спектра формируется в результате нарушения психического развития ребенка, которое характеризуются нарушением развития коммуникации и социальных навыков. Речь, моторная имитация, понимание речи, визуальное восприятие, игровая и социальная деятельность будут практически не развиты у детей с глубокими умственными нарушениями и аутизмом.

Периферическое зрение

Дети будто не видят и не слышат, могут не реагировать явно даже на физический дискомфорт. Тем не менее, пользуясь в основном периферическим зрением, они редко ушибаются и хорошо вписываются в пространственное окружение, бесстрашно карабкаются, ловко перепрыгивают, балансируют.

Речь.

Такие дети мутичны (не пользуются речью), хотя известно, что многие из них время от времени могут повторить за другими привлекшее их слово или фразу, а иногда откликнуться и неожиданно прокомментировать происходящее. Слова  без специальной помощи плохо закрепляются для активного использования, остаются эхом увиденного или услышанного. Они могут не уметь просить, не уметь называть предметы.

  • эхолалии (повторение слов, фраз, сказанных другим лицом), часто отставленные, т.е. воспроизводимые не тотчас, а спустя некоторое время;
  • большое количество слов-штампов и фраз-штампов, фонографичность ("попугайность") речи, что при часто хорошей памяти создает иллюзию развитой речи;

Как правило, такие нарушения развития сопровождаются проблемами в поведении (истерики, аутоагрессия, негативизм), которые заменяют навыки функциональной коммуникации или просьбы о том, что хочет ребенок (например перерыв).

Агрессия

Более часто встречающаяся  форма проявления агрессии у таких детей – самоагрессия. Чаще всего она выражается в импульсивном кусании собственной руки. Причиной самоагрессии служат слишком настойчивые попытки взрослого втянуть его в целенаправленную деятельность.

Полевое поведение

Эти дети, кажется, не испытывают страха (могут залезть на шаткую лестницу, вскарабкаться на верх по мебели). Важно помнить о том, что дети могут взять в рот все что угодно (бумажные полотенца, мел, мелкие игрушки или бусины). Этих детей можно мимолетно заинтересовать, но привлечь к минимально развернутому взаимодействию крайне трудно. При активной попытке сосредоточить ребенка, он может сопротивляться, но как только принуждение прекращается, он успокаивается.

Сенсорная непереносимость

В сенсорной сфере, многие обычные, легко переносимые большинством воздействия становятся источниками неприятных ощущений и дискомфорта. Труднопереносимыми становятся также эмоционально насыщенные явления и объекты, и в первую очередь человек, его лицо, взгляд.

Стереотепии

Диапазон пристрастий детей с аутизмом очень велик. Монологи на одну и туже тему, одни и те же навязчивые вопросы, на которые ребенок не слышит ответов. Требование смотреть один и тот же мультик месяцами. Дети могут повторять одни и те же действия, часто кажущиеся бессмысленными: листать книгу, разрывать бумагу, открывать и закрывать дверь. У некоторых детей пристрастие к одному предмету, с которым он не может расстаться ни при каких обстоятельствах (игрушка, бутылочка и т.д.).

Низкий психический тонус означает, что взаимодействие с окружающим миром ограничено пресыщением, которое наступает столь быстро, что аутист как бы выхватывает из окружающего отдельные, не связанные между собой фрагменты; формирование непрерывной, целостной картины окружающего мира становится затрудненным, а часто и невозможным. Такой разорванный, несоединимый в целое мир непонятен и труднообъясним, он легко становится источником страхов.

Материал подготовила:

 Педагог-психолог Нурмухаметова М.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование способов психолого-педагогической помощи детям с расстройствами аутистического спектра в целях достижения личностных результатов ФГОС

Ключевые слова: аутизм, личностные результаты, терапия средой, терапевтический коллектив, котерапевт....

Причины расстройств аутистического спектра, пути преодоления нарушений

В работе систематизированы сведения о причинах расстройств аутистического спектра. К ним относятся как биологические факторы (генетические факторы, влияние нейротоксинов, перинатальное повреждение, ви...

СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ VIII ВИДА И СЕМЬИ, КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА.

Социальное партнерство в образовании – особый тип взаимодействия образовательных учреждений с различными институтами социума, то есть с органами культуры и здравоохранения, физической культуры и спорт...

Подготовка к школе неорганизованных детей с расстройствами аутистического спектра

Организация учебного поведения – неотъемлемая часть коррекционно-педагогической работы с детьми, имеющими нарушения развития. Но ни с одной категорией детей учителю-дефектологу не приходится работать ...

Коррекция нарушений в сенсорной сфере у детей с расстройствами аутистического спектра.

Презентация посвещена Сенсорной интеграции, методу корекции сенсорной сферы детей с РАС....

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА

Материал посвящен проблемам речевых нарушений у детей с расстройствами аутистического спектра и рекомендациям по их дальнейшей коррекции....

Преодоление эмоциональных нарушений детей с расстройствами аутистического спектра в процессе психокоррекционных занятий

Коррекционная работа с детьми с расстройствами аутистического спектра (РАС) – особый раздел  специальной психологии и специальной педагогики. Особенности дизонтогенеза при аутист...