Главные вкладки

    МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА
    консультация на тему

    Лютаева Оксана Александровна

    Материал посвящен проблемам речевых нарушений у детей с расстройствами аутистического спектра и рекомендациям по их дальнейшей коррекции. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл statya_logoped.docx23.24 КБ

    Предварительный просмотр:

                                  МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

     ПО  КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ
    У ДЕТЕЙ С  РАССТРОЙСТВАМИ  АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА

           

          Для РАС -  характерна особая задержка и нарушение развития речи, прежде всего - ее коммуникативной функции. В одной трети, а по некоторым данным, даже в половине случаев это проявляется как мутизм (отсутствие целенаправленного использования речи для коммуникации, при котором сохраняется возможность случайного произнесения отдельных слов и даже фраз). Когда же устойчивые речевые формы развиваются, они все равно не используются для коммуникации: так, ребенок может увлеченно декламировать одни и те же стихотворения, но не обращаться за помощью к родителям, даже когда она необходима, Характерны эхолалии (немедленные или задержанные повторения услышанных слов или фраз), длительное отставание в способности правильно использовать личные местоимения, особенно «Я»: ребенок может называть себя "ты", "он", по имени, обозначать свои нужды безличными приказами ("накрыть", "дать пить" и т.д.). Даже если такой ребенок формально имеет хорошо развитую речь с большим словарным запасом, развернутой "взрослой" фразой, то она штампованна, "попугайна", "фонографична". Он не задает вопросов сам и может не отвечать на обращения к нему, т.е. избегает речевого взаимодействия, диалога как такового. Характерно, что речевые нарушения проявляются в контексте более общих нарушений коммуникации: ребенок практически не использует также мимику и жесты. Кроме того, обращают на себя внимание необычный темп, ритм, мелодика, интонация речи. Также имеют место нарушения звукопроизношения и лексико-грамматического строя речи.

         

       У специалистов, занимающихся синдромом аутизма, есть разные подходы к данной проблеме. Многие из предлагаемых сегодня программ развития, обучения и адаптации аутичных детей развиваются и корректируются. Можно говорить о том, что научный поиск продолжается в разных странах мира.

       

          Опыт коррекционной работы показывает, что построение занятий с аутичными детьми, особенно в самом начале, имеет ряд особенностей. В случае, когда нарушена эмоциональная связь ребенка с миром, признанные эффективными приемы обучения не действуют. Работа с аутичным ребенком требует особого подхода

             Прежде всего, перед тем как начать занятия, педагог должен осознать ту степень ответственности, которую он берет на себя. Нельзя начинать занятия, если нет уверенности, что они будут продолжаться долго. Ведь поиск контакта с таким ребенком всегда требует времени, а если возникшее хрупкое взаимодействие будет внезапно прекращено, это станет психологической травмой для ребенка и его семьи.

             Педагог также должен оценить свои возможности: занятия с аутичным ребенком потребуют не только профессиональных знаний и умений, но и больших затрат психической и физической энергии. Кроме того, занятия с аутичным ребенком потребуют большого терпения, интуиции и любви. Вам придется на время занятия как бы раствориться в ребенке, постараться понять, что он чувствует, проникнуть в логику его действий. Поведение аутичного ребенка может выглядеть лишенным смысла, хаотичным, неадекватным, но это лишь на первый взгляд. Если вам удастся заглянуть внутрь ребенка, понять мир его чувств и переживаний, вы станете ему настоящим другом и сможете помочь избавиться от многочисленных страхов, постепенно выведете его в окружающий мир, научите быть более самостоятельным.

             Работа с аутичным ребенком требует постоянного педагогического поиска, гибкости в применении различных методов обучения и воспитания. Можно заранее составить план занятия, но действовать в большинстве случаев придется в зависимости от ситуации и желаний ребенка. На этапе налаживания контакта с ребенком не настаивайте на проведении конкретных игр. Будьте более чутки к реакциям ребенка, и увидите, что часто он сам предлагает вам форму возможного взаимодействия, которая в этот момент для него наиболее комфортна. Порой стоит принять правила игры, предлагаемые ребенком (не забывая, конечно, о целях работы). И тогда через некоторое время он будет видеть в вас союзника, товарища по играм, станет доверять вам.

        Следует предупредить, что поведение ребенка во время занятия может быть разным, порой неадекватным и агрессивным, однако в любом случае следует сохранять спокойствие, не ругать, а постараться понять, чего он хочет, помочь ему выйти из состояния дискомфорта.

         Занятие должно проходить в атмосфере доброжелательности. Все, что происходит на занятии, сопровождается эмоциональным комментарием - вы должны проговаривать все действия и ситуации, стараясь представлять их неизменно положительными.

         Будьте готовыми к тому, что реакция на одну и ту же игру, ситуацию у разных детей с диагнозом "аутизм" может быть совершенно разной: на что один отреагировал вполне дружелюбно, другой может ответить резко отрицательно. Мало того, один и тот же ребенок в одинаковой ситуации в разное время может повести себя по-разному. Это потребует от педагога  индивидуального подхода к ребенку и мобильности - не бойтесь пробовать: если ребенок принял предложенную ситуацию, постарайтесь развить ее, если же возникла реакция отторжения, тут же "дайте задний ход".

    ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ КОРРЕКЦИИ
    РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ ПРИ РАССТРОЙСТВАХ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕТРА

    Особенности коррекции речевых расстройств определяются их местом в клинико-психологической структуре дефекта. Можно выделить следующие основные принципы коррекции:

    1. Начальный этап работы по коррекции речи при РАС должен проходить индивидуально с учетом типа (группы) аутистического дизонтогенеза и в соответствии с уровнем интеллектуального развития ребенка;
    2. При РАС коррекция отклонений в речевом развитии должна начинаться в возможно более раннем возрасте;
    3. Коррекция речи при РАС носит комплексный характер,

    то есть, с одной стороны, программа речевого .развития является частью общей коррекционной программы и, с другой стороны, в коррекции ' речевых нарушений участвуют все специалисты, работающие с данным ребенком, и его родители;

    1. Важнейшей и первостепенной задачей является формирование коммуникативной функции речи на основе индивидуальных программ; работа с другими речевыми нарушениями начинается по мере становления коммуникативной функции;

                5.Исключительно важную роль в коррекции речи при РАС играют организация целенаправленного поведения, развитие праксиса, общей и тонкой моторики;

                6.Коррекция речевых нарушений при РАС проводится поэтапно:

    1. определение уровней аффективного, интеллектуального и речевого развития ребенка;
    2. установление эмоционального контакта с ребенком;
    3. составление индивидуальной программы речевой коррекции;
    4. собственно коррекционная логопедическая работа.

    ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГР В КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ ПРИ РАССТРОЙСТВАХ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА.

    Для выработки целенаправленной воздушной струи детей учат  сильно дуть, направлять струю воздуха в нужном направлении. Предлагают такие игры:

    - "Снег пошел" - дуть на кусочек ватки в воздухе, чтобы она не упала.

    - "Плыви, кораблик!" - дуть на маленький легкий кораблик на воде (например, во время купания).

    - "Вертушка" - дуть на игрушку-вертушку.

    - "Катись, шарик!" - дуть на маленький шарик (например, для пинг-понга), можно дуть через трубочку.

    - "Бульки" - дуть через трубочку в стакан, наполовину наполненный водой. Игра покажет, сформирован ли у ребенка целенаправленный выдох и сильно ли он дует.

    Играя с мыльными пузырями, соблюдайте меры предосторожности. Следите, чтобы ребенок не втягивал жидкость в рот. Он может сделать это по инерции, если привык пить сок из пакетиков через трубочку, или захочет попробовать жидкость для мыльных пузырей на вкус. Поэтому используйте безвредные вещества и понемногу.

           

    Для развития слухового внимания у ребенка проводят следующие игры:

       

       - ПОСЛУШАЕМ ЗВУКИ

    Окружающий мир наполняют разнообразные звуки. Обращайте на них внимание ребенка - прислушивайтесь вместе с ним к скрипу двери, стуку ложечки о стенки чашки, когда размешиваете чай, к звону бокалов, скрипу тормозов, стуку колес поезда и т.д.

    - ПОСТУЧИМ, ПОГРЕМИМ!

    Извлекайте разнообразные звуки из предметов: постучите деревянными (или металлическими) ложками друг о друга, проведите палочкой по батарее, постучите костяшками пальцев по стеклу.

    - НАЙДИ ТАКУЮ ЖЕ КОРОБОЧКУ

    Насыпьте в небольшие коробочки разные крупы (коробочек с одинаковой крупой должно быть по две). Потрясите коробочкой, привлекая внимание ребенка к звучанию, - пусть он найдет коробочку, звучащую так же.

    Помимо круп можно использовать бусинки, камушки и другие материалы.

    Количество пар коробочек увеличивайте постепенно.

    - СВИСТУЛЬКИ

    Приобретайте для ребенка разнообразные звучащие игрушки - погремушки, свистульки, пищалки и т.п.

    - МУЗЫКАНТЫ

    Приобретите для ребенка детские музыкальные инструменты - барабан, бубен, металлофон, дудочку, гармошку, пианино.

    Когда ребенок научится различать на слух их звучание, правильно играть на них, используйте его умения в сюжетных играх - "У мишки день рождения. Давай сыграем для него на пианино", когда поем песенку про Антошку - играем на гармошке и т.д.

    - ЗВУКИ ПРИРОДЫ

    Оказавшись на природе, вместе с ребенком прислушайтесь внимательно к звукам вокруг - шелесту листвы, жужжанию мухи, журчанию ручейка... Звуки природы сами по себе несут успокоение и гармонию.

    Игры с ритмами. Проведение игр с ритмами дает новые возможности для развития аутичного ребенка. Использование интереса ребенка к ритму и мелодии способно помочь "растормозить" его речь, развить подражание, вызвать двигательную активность.

    В играх с ритмами используйте следующие приемы:

    - хлопки в ладоши;

    - топанье ножками;

    - прыжки в определенном ритме;

    - танцы;

    - проговаривание текстов стихотворений;

    - пение детских песенок.

    Использование стихотворений, потешек, песенок в работе с аутичным ребенком предполагает:

    - Сопровождение текста движениями;

    - Воспроизведоиие сюжета с помощью игрушек;

    - Показывание сюжетных картинок (в дальнейшем такая картинка будет "запускать" пропевание ребенком песенки).

    При этом следует исходить из принципов простоты (движения не должны быть сложными) и доступности сюжета для детского восприятия. Кроме этого, стишок или песенка должны обязательно понравиться ребенку. Вводите стишки и песенки постепенно, давая ребенку возможность выбрать те, что ему больше правятся.

    Сначала взрослый самостоятельно читает стихотворение или поет песенку, сопровождая их движениями. Когда ребенок запомнит текст, педагог, останавливаясь во время проговаривания или пения, дает ребенку возможность договорить или допеть последнее слово в строке, а, возможно, и целую строку. При этом педагог побуждает ребенка повторить выразительное движение, сопровождающее пение или проговаривание. Эта же работа продолжается мамой. Если делать это довольно долго, наступит момент, когда ребенок станет петь и проговаривать стишки самостоятельно, по собственному желанию. Но если внимательно вслушаться в самостоятельное пение ребенка или повторение им стихотворения, становится очевидно, что смысл слов для него часто остается непонятен. Однако в любом случае такая речевая активность полезна. Часто именно в ходе занятий с ритмами у ребенка возникают первые попытки использовать активную речь.

    Уточнения смыслового содержания используемых текстов можно достичь, показывая действия, используя картинки, игрушки, проигрывая сюжеты. Кроме того, если такая игра сопровождается показом сюжетной картинки или игрушки, то текст песенки или стиха связывается у ребенка с определенным образом - предметом или изображением. В результате ребенок, увидев гармошку, принимается играть на ней и напевать песенку про Антошку, а заметив картинку с изображением гусей, начинает напевать песенку про веселых гусей.

    Рекомендуется начинать занятия со следующих текстов: песенки - "Антошка", "Песенка львенка и черепахи", "Жили у бабуси два веселых гуся", "Чунга-Чанга", "Песенка крокодила Гены"; стихотворения-потешки - "Ладушки", "Идет коза рогатая", "Баба сеяла горох", "Большие ноги идут по дороге"; цикл стихотворений "Игрушки" Агнии Барто.

    Оговоримся: проводя с аутичным ребенком игры с ритмами, педагог может столкнуться с некоторыми трудностями. Аутичный ребенок часто не обращает внимания на движения взрослого и тем более не повторяет их, предпочитая жить исходя из собственного внутреннего ритма. Поэтому необходимы специальные усилия для вовлечения ребенка в ритмические действия и обучения его произвольному управлению движениями собственного тела. В этом могут помочь подбор наиболее интересных ребенку игр и многократное их повторение.

    Кроме того, наблюдения показывают, что речевая активность аутичного ребенка в играх с ритмами представляет собой не осмысленное повторение, а скорее сенсорную игру со звуками и ритмами. Тем не менее, полезно использовать потребность аутичного ребенка закончить знакомую фразу - договорить слово, строку в стихотворении, допеть песенку - для развития активной речи. А чтобы ребенок лучше понимал смысл стихотворения или песенки, во время игры используйте предметы или игрушки, которые упоминаются в тексте, сопровождайте проговаривание или пропевание подходящим по смыслу действиями, используйте иллюстрации.

    Помимо вышеперечисленного, ребенок может просто не принять игру - громким криком "попросит" взрослого остановиться. Это можно объяснить повышенной чувствительностью ребенка - ему не понравился тембр вашего голоса, случайно взятая фальшивая нота или же он не согласен с пропеванием песенки, которую привык слушать в записи. Такая реакция осложняет занятия, но стоит продолжать поиски. Подберите новые интересные для ребенка песенки, которые он не слышал в записи, найдите ритмические движения, которые не вызывают у него негативной реакции. Для этого предлагайте ребенку различные варианты игр и выбирайте наиболее подходящие для него, исходя из его реакции и учитывая конкретную ситуацию.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    План- конспект родительского собрания во 4 классе тема «Типичные школьные трудности при обучении письму и чтению. Методические рекомендации родителям по оказанию помощи детям в выполнении домашних заданий»

    Материал помогает определить типичные школьные трудности при обучении письму и чтению, в нём представлены методические рекомендации родителям....

    Методические рекомендации для воспитателей по обучению детей ПДД

    Рекомендации воспитателям по организации системы работы по формированию у детей безопасного поведения на дорогах...

    Методические рекомендации к диагностике эстетического развития детей

    Методические  рекомендации  к диагностике эстетического развития детей....

    МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ТРЕВОЖНОСТИ У ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ

    В методическом пособии представлены рекомендации для педагогови родителей, примеры различных форм работы по преодолению тревожностии обеспечению эмоционального благополучия детей дошкольного возраста ...

    Методические рекомендации по развитию речевой деятельности детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью и задержкой психического развития.

    Методические рекомендации по формированию грамматического строя речи  у детей с умственной отсталостью и задержкой психического развития....

    методические рекомендации по обучению математическим представлениям детей с ОВЗ

    В данных рекомендациях рассматриваются вопросы основных приемов и методов обучения детей с ОВЗ...

    Коррекция нарушения речевых у детей посредством логоритмических игр и упражнений

    Для детей с речевыми нарушениями само двигательное задание представляет большую трудность, не говоря уже о выполнении его под музыку.Принимая во внимание, что при нарушении речи ча...