Главные вкладки

    Использование способов психолого-педагогической помощи детям с расстройствами аутистического спектра в целях достижения личностных результатов ФГОС
    материал по теме

    Цыганок Татьяна Николаевна

    Ключевые слова: аутизм, личностные результаты, терапия средой, терапевтический коллектив, котерапевт.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Использование способов психолого-педагогической помощи

    детям с расстройствами аутистического спектра

    в целях достижения личностных результатов ФГОС.

    Их называют людьми с ограниченными возможностями. Эти возможности им дает общество. Но у них есть неограниченные способности. И.Хакамада.

    Актуальность темы аутизма в последнее время существенно возросла, что нашло свое отражение в признании масштабов этого явления на международном уровне. Начиная с 2008 года Генеральной Ассамблеей ООН день 2 апреля объявлен «Всемирным днем распространения информации об аутизме».

    И это не случайно. Количество аутистов во всем мире за последние десятилетия выросло почти в 10 раз. Встречается во всех расовых и социальных группах. В 4 раза более вероятен у мальчиков, чем у девочек. По мнению специалистов, поддерживаемых международным сообществом в США на сегодня аутизм встречается у 1 из 150 детей, что делает его сопоставимым с числом слепых и глухих вместе взятых.

    Не фиксируясь на показателях статистики, хочется отметить, что за каждой такой цифрой скрывается бездна человеческой трагедии человека, отчужденного от общества.

    Острой и трудноразрешимой проблемой современности остается вопрос успешной адаптации аутичного ребенка к жизни в нашем обществе. Суть проблемы – острый дефицит реабилитационной помощи таким детям, значительная часть которых все-таки обладает достаточными способностями для самореализации и дальнейшего развития.

    Термин «аутизм» в России начал получать широкое распространение относительно недавно, 2-3 десятка лет назад и ранее был известен узкому кругу специалистов и членам семей, воспитывающих детей с таким диагнозом. Пользуясь простым языком, под этим понятием чаще всего подразумевают глубокую неконтактность и болезненную погруженность человека в свой внутренний мир.

    Поведение аутиста необычно. Он часто не проявляет интереса к окружающему, может часами повторять одну и ту же фразу, бесконечно слушать определенные звуки, совершать различные и только ему понятные ритуальные действия. Жизнь, привычная для нас во всех отношениях, оказывается категорически неприемлемой для аутиста. Наша жизнь для него порой вероломно непредсказуема, полна рукотворного грома, пронзительного света и мучительных запахов. Мы слишком спешим, а у аутичного человека совершенной иной темп и способы познания жизни.

    Единого мнения о причинах аутизма не существует, так же как и универсального лекарства от него. Ни один аутист не похож в точности на другого.

    Филипп Риф, американский психиатр, высказал такую мысль: «Чтобы вылечить человека, нужно лишь вернуть его в его сообщество, или сконструировать новое».

    Классическая традиция социальной теории давно признает, что благополучие индивидуума зависит от его полной принадлежности к обществу. И чем более сообщество мотивировано и структурировано с целью влияния на его членов, тем выше шансы на успех терапии. Кроме того исследования «терапевтических сообществ» в самом широком аспекте убедительно доказывают успешность использования социальной среды как главного инструмента динамики. Наиболее разработанной в этом отношении, с нашей точки зрения, является социальная теория Фромма, который для интерпретации сущности развития применил психологический метод.

    При работе с аутичнными детьми оценка качества реабилитационного процесса во многом зависит от тех теоретических позиций и подходов, которых придерживается сам терапевтический коллектив. Концепция построения интегративной модели психотерапии, на которую мы в основном ориентированы, близка позиции представителей гуманистической психотерапии Роджерса, динамической психотерапии Амона и поведенческой терапии Вольпе.

    В целом команду наших педагогов сближает понимание человека как единого целого со здоровыми и больными частями при безусловном присутствии здоровых потенциалов у каждого индивидуума, которые можно и нужно развивать.

    Поэтому стратегией работы терапевтического коллектива является не устранение симптома как цели, а вхождение в контакт и активизация развития общего потенциала аутичного ребенка во всем поле социальных взаимодействий. Сам же терапевт при таком подходе выступает  в роли своеобразного катализатора, запускающего и, впоследствии, наблюдающего и развивающего данный процесс. При подобном подходе тактикой психокоррекционного процесса становится создание и последующее расширение социально активной среды вокруг аутичного ребенка.

    Обратной стороной этого процесса является терапия самой среды, которая включает в себя участие в ее процессе не только профессионалов, но и представителей рядового социума – детского и родительского коллективов. Основное значение при этом имеют не какие-то особые личностные параметры, а скорее уровень социальной зрелости людей, готовых к участию в работе с детьми-аутистами. При развитии такого партнерства предполагается, что аутичные дети способны строить адекватные отношения с окружающими, не испытывая при этом тревоги и дискомфорта.

    Цель работы с данной категорией детей – терапия средой. Назначение ребенка-одноклассника – «котерапевт», то есть ближайший помощник психолога и учителя, который «со-терапирует» профессионалу, связуя мир аутиста с миром. При этом процесс терапии – двусторонний, изменения происходят как с ребенком-аутистом, так и его ближайшим социальным окружением.

    Нами также принимается положение, согласно которому наиболее сильным в человеке является мотив максимального развития его собственного потенциала. Как и большинство гуманистически ориентированных терапевтов мы при работе с аутичными детьми придаем особую важность собственной воле индивидуума, то есть фактору его личностной активности.

    Здесь можно выделить две основные, абсолютно полярные друг другу позиции, на основе которых строится общение и взаимодействие с аутичным ребенком. Это так называемые «консервация» и «провокация».

    «Консервация» - сохранение и поддержание аутичной защиты, внутри которой находится нервный, испуганный ребенок, и использование защиты в качестве единственного способа борьбы с тревогами и страхами аутичного ребенка. Тщательно охранять и оберегать от любых, кажущихся разрушительными внешних воздействий, создавая для этого все условия.

    «Провокация» - стимуляция ребенка выходить за пределы своей аутичной защиты, ограничивающей поступление сигналов из окружающего мира, с целью получения им нового позитивного опыта переживания, реагирования, взаимодействия, игры и общения, а также для дальнейшего использования полученных навыков в жизни.

    Цель терапии всегда одна - это изменения. И наиболее успешна та терапия, в которой принимают участие все окружение ребенка. Когда изменяется не только он сам, но и вся система.

    Требования нового стандарта — индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития — эмоциональной, познавательной, регулятивной. Но передача таким детям социального опыта, введение их в культуру, как мы все понимаем, особенно трудна. Установление эмоционального контакта и вовлечение ребенка в развивающее взаимодействие представляет главную задачу специальной психолого-педагогической помощи при аутизме.

    Оценка эффективности терапевтического воздействия, клинико-психологических изменений можно оценить по следующим параметрам:

    1. изменение характера общения и коммуникаций, как на вербальном, так и на невербальном уровнях;

    2. изменение в характере и качестве стереотипных и защитных норм поведения (двигательные и речевые стереотипии, эхолалии в речи, манипулирование одним привычным предметом, ритуализация в еде, режиме, одежде);

    3. динамика аналитико-синтетических способностей, возможности к суждениям и умозаключениям на основе нового социального опыта, изменение объема долговременной памяти;

    4. изменение диапазона бытовых, двигательных и социальных навыков.

    О.С. Никольской, была предложена концепция специального федерального государственного стандарта для детей с аутизмом. На наш взгляд, он не потерял своей актуальности.

    Выдержка

    Разрабатываемый раздел специального образовательного стандарта должен стать базовым инструментом реализации конституционных прав на образование граждан с аутизмом.

    Так же как все другие дети с ОВЗ дети с аутизмом могут реализовать свой потенциал социального развития лишь при условии вовремя начатого и адекватно организованного обучения и воспитания – образования, обеспечивающего удовлетворение как общих с нормально развивающимися детьми, так и особых образовательных потребностей, заданных спецификой нарушения психического развития.

    В настоящее время активно формируется успешный опыт интеграции  ребенка с аутизмом в общую и специальную образовательную среду. Вместе с тем он до сих пор не получает массового распространения, поскольку не сформулированы принципы и не утверждены формы специальной психолого-педагогической поддержки такой интеграции, не обеспечены гарантии  оказания ее каждому нуждающемуся в ней ребенку.

    Широко практикуемое в настоящее время индивидуальное обучение на дому, как обсуждалось выше, не отвечает потребностям детей с аутизмом, более того, дефицит социальных впечатлений, ограничение контактов   привычной домашней обстановкой способствует их вторичной аутизации. Даже в случаях наиболее выраженного аутизма такой ребенок к школьному возрасту для своего развития нуждается в дозированных, но регулярных выходах из дома в более сложно организованную социальную среду. Ребенок с аутизмом должен иметь возможность следовать образцам адекватного социального поведения других детей.

    Особые образовательные потребности детей с аутизмом

    Связь аутичного ребенка с близким человеком и с социумом в целом нарушена грубо, и иным образом, не так как у других детей с ОВЗ. Психическое развитие при аутизме определяется не просто как задержанное или нарушенное, а как искаженное. Искаженное, поскольку психические функции такого ребенка развиваются не в русле социального взаимодействия и решения реальных жизненных задач, а как средство аутостимуляции.

    Особые образовательные потребности детей с аутизмом включают общие, свойственные всем детям с ОВЗ и специфические:

    • в получении специальной помощи средствами образования сразу же после выявления первичного нарушения развития;
    • в периоде индивидуальной подготовки к школьному обучению;
    • в индивидуально дозированном введении в ситуацию обучения в группе детей;
    • в специальной работе педагога по установлению и развитию эмоционального контакта с ребенком, позволяющего оказать ему помощь в осмыслении происходящего;
    • в создании условий обучения, обеспечивающих сенсорный и эмоциональный комфорт ребенка,  дозировать введение в его жизнь новизны;
    • в специальной отработке форм адекватного учебного поведения ребенка, навыков коммуникации и взаимодействия с учителем;
    • в особенно четкой и упорядоченной временно-пространственной структуре образовательной среды, поддерживающей учебную деятельность ребенка;
    • в организации обучения с учетом специфики освоения навыков и усвоения информации при аутизме;
    • в постоянной помощи ребенку в осмыслении усваиваемых знаний и умений, не допускающем их механического использования для аутостимуляции;
    • во введении специальных разделов обучения, способствующих формированию представлений об окружающем, отработке средств коммуникации социально-бытовых навыков;
    • в индивидуализации программы обучения, в том числе  для  использования в социальном развитии ребенка существующих у него избирательных способностей;
    • в оценке достижений ребенка с учетом специфики шкалы простого и сложного при аутизме;
    • в психологическом сопровождении, оптимизирующем взаимодействие ребенка с педагогами и соучениками;
    • в психологическом сопровождении, отлаживающем взаимодействие семьи и образовательного учреждения;
    • в индивидуально дозированном и постепенном расширении  образовательного пространства ребенка за пределы образовательного учреждения.

    Ожидаемые результаты овладение ребенком выделенных образовательных областей представляются на основе освоения им содержательных линий, в которых уже заложены оба компонента – «академический» и «жизненной компетенции».

    Соня Шаталова, 17 лет, аутизм

    Другая жизнь…

    Вторая я…

    Ваш мир мне видится иначе.

    Вторая я у вас своя,

    А первая в нем горько плачет.

    Костер горел

    И пламя пело

    О солнце и о гордости людей,

    И голова моя горела

    От горечи прожитых дней.

    Мне скоро 9 – это вечность

    В сравнении с временем костра,

    Но он согрел людей,

    А я?...

    Немая, неумелая,

    От мира за стеной.

    Зовется аутизмом недуг проклятый мой.

    Неужто одиночество судьбой мне до конца?

    И в пепел превращусь я, не согрев сердца?

    Костер заплакал, догорая,

    С поленьев капает смола.

    И плачу я…        

    Ведь дорогая цена безмолвия…

    Боже, дай слова!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Причины расстройств аутистического спектра, пути преодоления нарушений

    В работе систематизированы сведения о причинах расстройств аутистического спектра. К ним относятся как биологические факторы (генетические факторы, влияние нейротоксинов, перинатальное повреждение, ви...

    Модифицированная программа по предмету "Лепка,рисование,ручное творчество" для учащихся 4-специального класса со сложным дефектом, расстройством аутистического спектра

         Программа направлена на обучение доступным приёмам труда, развитие творческих способностей обучающихся, формирование умения работать в коллективе....

    Модифицированная программа по предмету "Живой мир" для учащихся 4-специального класса со сложным дефектом, расстройством аутистического спектра

         Изучаемый материал приведен в соответствие с учебным планом школы и максимально допустимой недельной нагрузкой учащихся 4 класса со сложным дефектом, расстройством аутистиче...

    Модифицированная программа по предмету чтение для 4-го специального класса для обучающихся со сложным дефектом, расстройством аутистического спектра

         Отбор содержания произведён с учётом динамики  индивидуального развития учащихся,  на основе дифференцированного и индивидуального подхода для дальнейшего развития...

    Теоретические основы исследования зависимости коммуникативно-личностного развития детей с расстройствами аутистического спектра

    Теоретические основы исследования зависимости коммуникативно-личностного развития детей с расстройствами аутистического спектра...

    ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

    Сегодня дети с расстройствами аутистического спектра (РАС) лишены возможности учиться с учетом своих особенностей, общаться и дружить со своими сверстниками, быть полноценными участниками общества. От...